В современных условиях права человека и гражданина являются основополагающим принципом правового государства, его сущностью и одновременно целью. В статье 1 Конституции утверждается, что высшими ценностями Республики Казахстан как правового и социального государства являются человек, его жизнь, права и свободы1. В процессе развития прав человека выкристаллизовывается сущность государства и права, которая вместе с решением задач по удовлетворению интересов какого-либо класса или социальной группы стоящих у власти осуществляют и общечеловеческие функции, удовлетворяя потребности всего или большинства общества.
Работа над определением понятия “права человека” началась в процессе разработки концепции “социалистические права человека” в рамках исследований правового статуса личности. В этот период основным в концепции прав человека признавалась социально-экономическая обусловленность и классовая природа прав человека. Однако в этот же период указывалась зависимость прав человека от уровня демократизации и культурного развития общества. В настоящее время практически все авторы связывают демократические, культурные, социальные ценности с правами человека, выделяя экономическую сторону как базу для реализации прав человека.
В советский период юридическая наука была направлена на обоснование и оправдание тоталитарной системы. Одним из основных требований к науке вообще, и к юридической науке в частности, была партийность науки. Соответственно концепция “социалистических прав человека” носила прикладной характер, рассматривая права человека как пропагандистскую категорию, при помощи которой необходимо было доказать приоритет социализма перед капитализмом. Партийность науки признается в настоящее время неприемлемой, т. к. обрекает науку на догматизм, исключающий плюрализм мнений и свободный поиск истины2. В современных условиях исследования в области теории государства и права, касающиеся прав человека, необходимо рассматривать как идеологическую систему взглядов и представлений, в качестве жизненной позиции, которая всегда присутствует и должна присутствовать в мировоззрении индивида. Современной идеологией должна стать приверженность правовому государству не как к цели, а как к средству для обеспечения прав человека, а последнее должно рассматриваться также не как самоцель, а как бесконечный процесс, направленный на поступательное улучшение жизни конкретного человека.
Государственно-правовые явления необходимо рассматривать, ориентируясь на юридическую практику и государственно-правовую действительность. Любая наука важна не сама по себе, она необходима прежде всего для обслуживания потребностей практики, именно в этом - значимость и ценность любой научной теории3. Исследования в области правовой науки и государства относительно прав человека носят идеологический характер, направленный на рассмотрение различных точек зрения и концепций, направленных против создания тоталитарных обществ и организаций, способных подчинить человека.
В этом вопросе необходимо согласиться с Бережновым А.Г., который отмечает, что для прав человека, как таковых, деполитизация и деидеологизация были бы одним из лучших вариантов их существования и реализации. Ибо они могли бы в таком случае “изолироваться” от влияния таких нестабильных факторов, какими в том или ином случае могут выступать практическая политика (в том числе правовая) и различные проявления политической идеологии. Однако такое положение вещей невозможно сконструировать даже теоретически (как некую гипотетическую ситуацию), не впадая при этом в абсолютную метафизику4. Соответственно права человека, рассматриваемые как идеи и теории, помимо юриспруденции, истории, философии, политологии являются также и идеологическим понятием. Права человека, по существу, - это идеология правового государства.
Толковый словарь определяет идеологию как систему взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество5. В современных условиях права человека как система идей должны стать именно систематизированной совокупностью идей, взглядов, положений, объединяющих различные социальные группы в общество, а точнее, - в гражданское общество. Такое общество и будет гражданским, так как права человека рассматриваются не только как результат, получивший свое нормативное закрепление в нормах права. Права человека - это и политическая категория, выражающая должное в праве, определяя основные направления развития общества и государства. Права человека - это и средство построения правового государства. Именно посредством ежедневной борьбы за права человека, ежедневный поиск компромисса и урегулирования возникающих социальных проблем превращают этатическое государство в правовое, а общество как совокупность индивидов - в гражданское общество, как объединение политически активных, экономически автономных личностей на основе идеологии прав человека.
Как правильно отмечается в юридической литературе, диалектика социальных интересов является онтологией и первоосновой понимания прав личности. Ибо, как таковых, ни прав человека, ни прав личности не существует - существуют лишь субъективные представления, взгляды, теории о том, что такое права личности, а также основанные на них политические, юридические, моральные и другие социальные нормы наряду с реальными, фактически существующими возможностями (“правами”) и обязанностями. Представления и нормы являются выражением объективно существующей проблемы удовлетворения непрерывно меняющихся потребностей и интересов индивидов, принадлежащих к различным классам, социальным слоям, группам и т.д. (следовательно, имеющих различные потребности, интересы), которые в данных социально-экономических условиях, с одной стороны, не могут быть удовлетворены в равной степени, а с другой - объективно и не могут быть устранены. Отсюда необходимость социально-субъективной, субъективно-ценностной интерпретации (а не общечеловеческой, хотя по форме она и претендует, как правило, именно на это качество) указанной проблемы и путей ее решения, одним из следствий которой и является производство и развитие такого идеологического феномена, как понятие “прав личности (человека)”,выступающего в качестве “должного” по отношению к фактически существующим социальным возможностям и обязанностям и призванного прежде всего результативно воздействовать на процесс их распределения посредством своего прямого и косвенного воплощения во всех системах ценностно-нормативной ориентации и регуляции поведения людей в обществе6. Соответственно, совокупность идей относительно путей решения социальных проблем, касающихся потребностей и интересов личности, является, по существу, идеологией.
Конституция Республики Казахстан признает идеологическое и политическое многообразие. Однако именно права человека и должны быть государственной идеологией в правовом государстве. В статье 12 Конституции закрепляется, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов7. Таким образом, именно права человека и являются сущностью права Республики Казахстан. Именно права человека являются и должны являться государственной идеологией правового государства.
Однако за привлекательным и однозначно правильным идеологическим ориентиром необходимо иметь научно разработанную теорию прав человека. Следует разработать юридическую и социальную концепции прав человека, которые носили бы агитационно-пропагандистский характер. Идеи прав человека привлекательны, но зачастую непонятны и противоречивы. Для рассмотрения в качестве идеологии требуется активная, юридически грамотная и политически корректная агитация и пропаганда. Нужны не просто ликвидация юридической безграмотности населения, а обучение его с позиций защиты личных интересов в сочетании с потребностями общества, основанных на достоинстве личности. Однако и нормы права, и деятельность государственных органов зачастую в благородных целях защиты прав человека превращаются из средств защиты в препятствия на их пути. Всякое право, будучи закрепленным в качестве государственно обязательных норм, изначально выражает собой идеальные представления о поведении людей. Однако в процессе функционирования право благодаря своей гибкости все больше приспосабливается к реальности, обрастая переходящими конъюнктурными установками. Представления о “должном” в праве традиционно составляют понятие естественного права. Диапазон естественных прав в философских концепциях постепенно все расширяется, но ядро его остается неизменным: право на жизнь, на свободу, на собственность. Сюда же в иных концепциях включается и личная безопасность человека, наказание “злодеев” и т.д. в различных декларациях об этих неотъемлемых, неотчуждаемых правах человека становится весьма объемным, составляя и обширную, основную часть многих конституций8. Конституция любого государства носит идеологический характер, определяя политические цели и ориентиры развития как государства, так и права.
Главной и основной проблемой является трансформация идей, закрепленных в Основном Законе государства, в нормы отраслевого законодательства, в подзаконные акты, особенно деятельность государственных органов по реализации идей, изложенных в Конституции. Именно поэтому требуется не просто изучение норм конституции, а агитация и пропаганда по их применению. Как справедливо отмечает А. Киш, решающей гарантией осуществления Конституции и ее статей, кодифицированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей. Эта активность может превратить букву закона в живую действительность, преодолеть объективные препятствия на пути реализации различных прав (действительно существующие противоречия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинное мышление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа9.
В основе системы прав человека, его правового положения в государстве и обществе лежит определенный набор принципов, выражающий основополагающие начала. Под принципами конституционного положения граждан следует понимать лежащие в его основе и выражающие его социально-классовую сущность руководящие начала, ведущие идеи и установления. Принципы правового положения граждан отражают коренные отношения между государством и его гражданами в связи с их местом в обществе. Конституционное положение личности базируется на таких важнейших принципах, как сочетание общественных и личных интересов, всеобщность прав и непреложность обязанностей, равенство граждан как в правах, так и в обязанностях10. Однако правовое государство развивалось в условиях буржуазного общества, где преобладает, и должен преобладать, капиталистический способ производства. Как правильно отмечается в послании Президента страны народу Казахстана “Казахстан-2030”: “Государство должно отражать прежде всего интересы среднего класса - фермеров, “белых” и “синих” воротничков, интеллигенции, мелкой буржуазии”11. Соответственно понимание и теоретическое осмысление прав и свобод человека и гражданина необходимо именно с буржуазных позиций. И те концепции, которые активно критиковались в советское время, сейчас требуют нового анализа и переосмысления.
Права человека необходимо рассматривать как многогранное и многоаспектное понятие, приспосабливаемое практически к любому политическому режиму. Все зависит от подходов и расстановки приоритетов при использовании теории прав человека. Можно выделить основные черты понятия, которые присущи любой политико-правовой системе. Это фактические социальные возможности, моральные или юридические, а также категории “должного” и “фактического”. Однако основной направленностью рассмотрения этой категории занимается философия права, которая определяет основы понятий и проблемы их исследования. Русский философ Н.М. Коркунов отмечал: “Нельзя понять и положительного права, не имея понятия о том, какими теоретическими воззрениями руководствовались люди, созидавшие обычаи, законодательную, судебную практику”12. Понятие прав человека тесно связано с понятием права вообще, однако этот вопрос и по сей день является дискуссионным. “Юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права”, - гласит знаменитый приговор Канта13. Гегель в “Философии права” отмечал, что познание предмета не дается нам от природы. У каждого человека есть пальцы, он может получить кисть и краски, но это не делает его художником. Так же обстоит дело и с мышлением. Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно; лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и поэтому наше познание должно быть научным14. Права человека являются в первую очередь юридической категорией, глубоко проникая в мораль, философию, идеологию, религию. При рассмотрении понятия прав человека необходимо подчеркнуть, что, по существу, право и права человека в различных интерпретациях соотносятся как частное и целое, как форма и содержание, как единичное и всеобщее, как объективное и субъективное. В соотношении права и прав человека видно неразрывное единство в виде совпадения основных признаков, и, соответственно, с юридической точки зрения права человека, являясь сущностью естественного, должны стать сущностью позитивного права.
Особенно важно то, что субъективные представления о правах человека могут выступать и выступают как историческая цель, которая в определенном смысле “обусловливает возникновение нового, сказывается идеальной и реальной в том смысле, что она предвосхищает еще объективно не существующее и в то же время вырастает из реальной истории и в действительности воздействует на нее”15. Права человека в качестве идеи направлены на обслуживание определенного типа поведения личности в конкретно-исторической социальной системе, которая функционирует таким образом, что индивиды вынуждены принимать личные решения в области экономики, политики, личной жизни на основе рационального предвидения результатов своих действий и на основе персональной ответственности. Подобная система в настоящее время определяется как “открытое общество”16. В первую очередь права человека возникают в качестве идеи, причем эти идеи также детерминированы конкретно-историческими условиями общественного развития и не выдвигают задач, как правило, выходящих за рамки решения проблем конкретного исторического периода. Направленность на развитие идеи прав человека имеет место в случае формулирования определенной проблемы относительно свободы или возможностей ее реализации. Таким образом, важным начальным этапом зарождения и развития какого-либо права человека является выражение определенной потребности в удовлетворении конкретной проблемы, что впоследствии с теоретического уровня научного познания превращается в практику человеческих отношений, обеспеченных соответствующим законодательством.
В целом, в учениях различных направлений теоретически отражается политико-правовая реальность в виде справедливости, власти и свободы. Первая из них наиболее адекватно выражается в праве, вторая - в государстве, третья - в положении личности17. Соответственно, в основе идеологии прав человека должны быть следующие обязательные категории, понимаемые как принципы: справедливость, собственность, свобода, власть. Причем власть как обязательное условие, обеспечивающее первые три категории.
Одной из важнейших категорий, находящихся в основе прав человека, является собственность. Д. Локк считал неразрывной связь свободы человеческой личности с частной собственностью: “Жизнь, свобода и владение” - это такие понятия, которые можно обозначить одним общим именем: “собственность”18. А. Гольбах на первое место в системе прав человека ставил право на собственность19. К. Гельвеций в качестве “первого и самого священного из принципов или законов, годных для всех обществ, тот, который обеспечивает каждому собственность на его имущество, жизнь и свободу”. По его мнению, право частной собственности священно потому, что “сохранение собственности есть моральный бог государства: она поддерживает здесь домашний мир и заставляет царствовать справедливость; потому что люди объединились для того, чтобы обеспечить себе свою собственность; потому, что справедливость, заключающая в себе почти все добродетели, состоит в том, чтобы воздавать всякому то, что ему принадлежит, а оно сводится, следовательно, к поддержанию этого права собственности”20. И. Кант, определяя самостоятельность гражданина, для того чтобы он в соответствии с требованиями гражданского общества занял центральное место в общественной жизни, возвысился над властью и другими социально-политическими институтами общества в целом, подчеркивал, для этого необходимо, чтобы он “был сам себе господин и, следовательно, имел какую-нибудь собственность”. И. Кант к категории собственности относил также “всякое умение, ремесло, изящное искусство или науку”, дающие средства к существованию21. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в ст. 2 говорится, что “цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению”, а в ст. 17 “право собственности есть право неприкосновенное и священное”22. Таким образом, основными принципами прав человека необходимо определить: гарантирование справедливости, обеспечение свободы, защита собственности посредством власти правового государства. Причем использование свободы должно иметь своей целью справедливость. Собственность в этом случае выступает в качестве средства, обеспечивающего реализацию свободы. Как отмечается в послании Президента “Казахстан - 2030”: “Государству не под силу изменить человеческие мысли в одночасье. Но государство способно ускорить процесс перемен путем разъяснения объективных тенденций, доведения важной информации до населения и, самое главное, путем реализации социально-экономической политики, направленной на самодостаточность. Потребуются десятилетия, пока у людей возникнет новое мировоззрение”23.
Таким образом, важным направлением правового воспитания и образования населения является обучение правам и свободам человека и гражданина, а также средствам их реализации и защиты. Идеология прав человека должна стать той основой, которая поможет сформироваться достоинству личности, сформирует потребности и интересы, находящиеся в основе межличностных отношений, побуждающих к защите собственного достоинства посредством юридически закрепленных прав человека и гражданина.
1 Конституция Республики Казахстан. Алматы. ТОО “Баспа”. 1998. С. 13.
2 Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. Юристъ. 1997. С. 26.
3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Уч. для вузов. М. Изд. “Спарк”. 1998. С. 12.
4 Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М. Зерцало. 1997.
С. 282-283.
5 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. Азбуковник. 1997. С. 236.
6 Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М. Изд-во МГУ. 1991. С. 45-46.
7 Конституция Республики Казахстан. Алматы. ТОО “Баспа”. 1998. С. 17.
8 Венгеров А.Б. Теория государства
и права. Ч. 2. Теория права. Т. 1. М. Юристъ. 1996. С. 11.
9 Киш А. Социалистическое государство
и демократические свободы// Вопросы философии. 1980. № 10. С. 66.
10 Конституционный статус личности
в СССР. М. Наука. 1980. С. 27.
11 Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы, Билим. 1998. С. 44.
12 Коркунов Н.М. История философии права. СПб. 1915. С. 2.
13 Кант И. Критика чистого разума. М. Мысль. 1994. С. 432.
14 Гегель Г. Философия права. М. 1990. С. 58.
15 Скворцов Л.В. Социальный прогресс
и свобода. М. 1979. С. 18.
16 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1. Чары Платона. М. 1992. С. 218.
17 История политических и правовых учений. СПб. Изд. Альфа, 1999. С. 4.
18 Локк Д. Избр. философские произведения. В. 2-х т. М. 1960. Т. 2, С. 720.
19 Гольбах П.А. Избранные философские произведения. В 2-х т. М. 63. Т. 1. С. 230.
20 Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М. 1937. С. 414-415.
21 Кант. И. Сочинения на немецком
и русском языках. Т. 1. С. 297-299.
22Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Международные акты о правах человека. Сб. документов. М. Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М. 1998. С. 32, 34.
23 Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы. Билим. 1998. С. 20.