Демократизация казахстанского общества и государства сопровождается реформированием института государственной службы. За время действия Конституции РК 1995 г. были изданы два законодательных акта в сфере государственной службы - Указ Президента РК, имеющий силу закона, от 26 декабря 1995 г., “О государственной службе” [1] и ныне действующий Закон РК от 23 июля 1999 г. “О государственной службе”[2]. Оба законодательных акта были изданы на основе и во исполнение норм и положений Конституции, хотя существенно различались по своему содержанию.
Динамизм государственно-правовой жизни казахстанского общества и государства обусловили развитие новых общественных отношений, усложнение существующих как в частноправовой, так и в публичноправовой сфере общества и государства. При этом частое реформирование отдельных звеньев государственного аппарата накладывает определенный отпечаток на те или иные приоритеты в сфере государственной службы, хотя соответствующая конституционная норма (п. 4 ст. 33) определяет принцип равного права на доступ к государственной службе граждан республики и требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом. Президент Республики Казахстан в послании “Казахстан - 2030” одним из приоритетов обозначил создание профессионального государства: “Наша задача - создать для Казахстана эффективную, современную государственную службу и структуру управления, которая была бы оптимальной для рыночной экономики”[3].
Ныне действующий Закон Республики Казахстан “О государственной службе” ввел институт политических и административных государственных служащих в зависимости от занимаемой должности. Конституция Казахстана, как правило, не содержит указанных понятий. В соответствии со ст. 1 Закона “О государственной службе” политический государственный служащий - государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политически определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач. Тем не менее Конституция Республики Казахстан содержит правовые нормы, определяющие проведение единой общегосударственной политики в сфере исполнительной ветви государственной власти. Это обусловлено прежде всего осуществлением руководства вышестоящими исполнительными органами нижестоящих звеньев системы исполнительных органов. Те или иные правовые нормы Конституции политического характера в отношении исполнительных органов государства и их должностных лиц содержатся, например, в п. 1 ст. 68 Конституции, гласящей, что член Правительства, не согласный с проводимой Правительством политикой или не проводящий ее, подает в отставку либо подлежит освобождению от занимаемой должности. Пункт 1 ст. 87 Конституции закрепляет, что местные исполнительные органы обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории. При этом решающее значение имеет проблема, связанная с обеспечением стабильности и преемственности курса как общегосударственной политики, так и самого института государственной службы.
Поскольку Закон “О государственной службе”, введя институт политического государственного служащего, определил, что статус такого служащего носит политически определяющий характер, само содержание понятия “политически определяющий характер” предполагает в предусмотренных Конституцией и законами республики случаях ротацию кадров политических государственных служащих, срок полномочий которых ставится в зависимость от наступления тех или иных обстоятельств. Конституция нашей республики как Основной Закон страны закрепляет исходные параметры, четко очерчивая определенный круг лиц, срок полномочий которых определяется сроком полномочий Президента, либо Премьер-министра, либо Правительства республики. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственной службы, безусловно, тоже содержит определенные рамки в отношении срока полномочий государственных служащих. Прекращение государственной службы государственными служащими означает прекращение соответствующих их полномочий на занимаемой должности. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, “О государственной службе” предусматривал прекращение государственной службы в форме отставки государственного служащего. Следует отметить, что п. 5 ст. 29 вышеназванного Указа определял довольно широкий круг государственных служащих, которые прекращали государственную службу в форме отставки в случае отставки вышестоящего по отношению к ним в порядке подчиненности государственного служащего. Это связано прежде всего с тем, что Указ“О государственной службе” в развитии конституционных идей и положений, обусловленных идеей проведения общегосударственной политики исполнительной ветвью власти во главе с Президентом и Правительством страны, предусматривал более широкий круг лиц, полномочия которых прекращаются в форме отставки, нежели нормы Конституции Республики Казахстан.
Сам по себе институт отставки государственного служащего в случае отставки вышестоящего по отношению к нему в порядке подчиненности государственного служащего имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Во-первых, сама по себе смена государственных служащих другими служащими в демократическом правовом государстве явление вполне нормальное и обычное.
Во-вторых, зависимость срока полномочий государственного служащего от срока полномочий вышестоящего по отношению к ним государственного служащего обеспечивает именно единство политического курса того или иного звена государственного аппарата либо республики в целом.
В-третьих, обеспечивается коллегиальная ответственность государственных служащих за порученный участок работы.
И, наконец, в-четвертых, обеспечивается взаимосвязанная и взаимозависимая сильная вертикаль государственных органов в сфере исполнительной ветви власти. Все это положительные стороны.
Отрицательный момент заключается в том, что при частой смене руководителя государственного органа может произойти сбой нормального и бесперебойного функционирования государственного органа, вызванный частыми отставками его работников в связи с отставкой руководителя данного органа. Кроме того, подобная практика является питательной почвой для коррупционных правонарушений, вызванных тем, что каждый руководитель в той или иной мере будет стремиться создать своего рода команду из преданных ему людей. Поэтому законодатель вынужден был спустя три с половиной года после действия Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 26 декабря 1995 г. “О государственной службе” ввести в Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999 г. “О государственной службе” институт административных государственных служащих. В соответствии со ст. 1 данного закона “административный государственный служащий - государственный служащий, не входящий в состав политических государственных служащих, осуществляющий должностные полномочия на постоянной профессиональной основе в государственном органе”. Как справедливо отмечает по этому поводу А.Г. Братко, “...в аппарате демократически организованного государства всегда должна быть и такая часть государственных органов, которые не зависят от колебаний политики, от смены политических программ и тех команд, которые за ними стоят. Политики приходят и уходят, а администрация остается”[4]. Поэтому п. 4 ст. 27 Закона “О государственной службе” предусматривает, что “смена политических государственных служащих не может служить основанием для прекращения административным государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных политических государственных служащих”. Данная норма, безусловно, имеет антикоррупционный характер. Кроме того, исходя из данной нормы, даже частая смена руководителя того или иного государственного органа не должна являться причиной прекращения должностных полномочий подчиненных работников данного органа, кроме тех работников, круг которых определен Конституцией Республики Казахстан и Законом “О государственной службе”.
Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999 г. № 317 “Об утверждении реестра должностей политических государственных служащих и правил порядка наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих” [5] неоправданно широко, на наш взгляд, определяет круг политических государственных служащих, включив в данный реестр даже председателя и членов Конституционного совета Республики Казахстан. Как было указано выше, политический государственный служащий - государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носит политически определяющий характер и который несет ответственность за реализацию политических целей и задач. Между тем подпункт 1 ст. 1 Указа Президента Республики Казахстан, имеющий силу Конституционного закона, от 29 декабря 1995 г. “О Конституционном совете Республики Казахстан” [6] закрепляет, что Конституционный совет при осуществлении своих полномочий самостоятелен и независим от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции Республики и не может исходить из политических и иных мотивов. Хотя председатель и члены Конституционного совета назначаются соответственно Президентом и председателями палат Парламента, тем не менее их деятельность не может носить политически определяющего характера. В противном случае получается, что председатель и члены Конституционного совета будут лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе рассматриваемого ими вопроса, что является недопустимым в соответствии со ст. 11 вышеназванного Указа “О Конституционном совете”.
Что же касается акимов городов, районов, городов в районах и районов в городах, сел, сельских округов, поселков, аулов, которые в соответствии с Указом Президента от 29 декабря 1999 г. “Об утверждении реестра должностей политических государственных служащих...” также отнесены к числу политических государственных служащих, то данный вопрос требует своего отдельного исследования. Например, может вызвать сомнение правомерность отнесения таких акимов к категории политических государственных служащих в случае их избрания непосредственно населением, даже если порядок их избрания и освобождения от должности и прекращения своих полномочий будетопределяться Президентом Республики Казахстан, как указано в п. 4 ст. 87 Конституции и в ст. 32 и 36 Закона РК от 23 января 2001 г. “О местном государственном управлении в Республике Казахстан” [7].
В этой связи немаловажным является обеспечение стабильности государственной службы, чтобы сузить круг государственных служащих, относящихся к категории политических государственных служащих. Это, на наш взгляд, должно в полной мере обеспечить поступательное развитие нашей республики по пути демократического, светского, правового и социального государства, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы, как указано в п. 1 ст. 1 Конституции Республики Казахстан, исключив резкие смены ориентиров и приоритетов и субъективных ошибок впроведении политического курса в техили иных отраслях (сферах) жизнедеятельности общества и государства.
Литература
1. Казахстанская правда. 1996. 5 января.
2. Казахстанская правда. 1999. 6 августа.
3. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. 1997. 11 октября. С. 26.
4. Братко Л.Г. Правовой статус физических лиц и организаций. Общая теория права и государства. Учеб. / Под ред. В.В. Лазарева. М. Юрист. 1994.
С. 156.
5. Государственная служба в Республике Казахстан. Сборник нормативных правовых актов. Под общ. ред. Байменова А.М. Астана. ФОЛИАНТ. 2000. С. 118-124.
6. Казахстанская правда. 1996. 9 января.
7. Казахстанская правда. 2001. 30 января.