Одним из основных условий определения перспективных путей эффективного правового обеспечения функционирования Евразийского экономического сообщества можно считать, во-первых, обобщение и анализ достижений и проблем Таможенного союза как его предшественника и основы; во-вторых, оценку позитивных и негативных последствий вступления участников ЕврАзЭС во Всемирную торговую организацию.
Если судить о развитии Таможенного союза по таким показателям, как удельный вес и динамика взаимной торговли, то государствам - участникам ЕврАзЭС предстоит еще очень многое сделать для решения поставленной при создании этого союза задачи формирования единого экономического, и в том числе таможенного пространства.
Доля стран Таможенного союза в общем товарообороте внешней торговли России в 1999 г. составляла лишь 9,6 % против 9,1 % в 1996 г., Казахстана - 28,4 % против 51 % в 1996 г. (!), Беларуси - 56,1 % против 53,2 %, Кыргызстана - 30,5 % против 42,2, Таджикистана - 23 % против 18,1 % в 1996 г.
Взаимная торговля за первые годы существования Таможенного союза не приобрела тенденции к тому, чтобы стать доминирующим фактором в развитии экономических связей участвующих в нем государств. Так, в период с января по сентябрь 2000 г. у Беларуси в суммарном ее экспорте удельный вес Кыргызстана был равен всего 0,1 %, Таджикистана - также 0,1 %, Казахстана - 0,5% и только России (как партнера по союзу Республики Беларусь и Российской Федерации) - 83,2 %. В экспорте Казахстана доля Беларуси составляла лишь 0,9 %, Кыргызстана - 2,4 %, Таджикистана - 1,9 %, России - 76,2%. В экспорте же Кыргызстана и доля России была относительно невысокой - 26,5 % (для сравнения: доля не входящего в Таможенный союз Узбекистана составляла 50,1 %)1.
По состоянию на 1 января 2001 г. из 44 международных договоров и актов, принятых государствами Таможенного союза, в законную силу вступил только 31.
Вместе с тем для развития между ними цивилизованных товарно-денежных отношений определенные предпосылки созданы.
Прежде всего уже принято (17 февраля 2000 г.) Соглашение об общем таможенном тарифе и Базовый перечень этого тарифа доведен до 60 % товарной номенклатуры внешнеэкономических связей. Согласован проект Протокола о едином перечне товаров, попадающих под изъятие из режима свободной торговли со странам СНГ, не входящими в Таможенный союз. Главами правительств подписан Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле для защиты национального производства и заключены соглашения о мерах по регулированию доступа товаров и услуг из третьих стран на рынки государств Таможенного союза, о таможенном контроле за товарами и транспортными средствами, о порядке таможенного оформления, унификации и упрощении таможенных процедур. Международные акты по унифицированным подходам к таможенному оформлению и контролю введены в действие.
С учетом приоритетного значения проблемы формирования общего правового пространства особое внимание было уделено подготовке модельных (типовых) законодательных актов, способных ускорить создание единой таможенной территории и общего рынка. Основная работа на этом направлении выполнялась Межпарламентским комитетом, его постоянными комиссиями в соответствии с Планом практических действий по гармонизации национального законодательства участников Таможенного союза. В то же время МПК тесно взаимодействовал в законопроектной деятельности с Интеграционным комитетом, который внес свыше 70 уточнений и предложений в перечень модельных законодательных актов, утвержденный МПК, прежде всего с целью большей увязки этих актов с подготовкой международных договоров.
Среди модельных законодательных актов, принятых Межпарламентским комитетом Таможенного союза и имеющих существенное значение для дальнейшего развития экономической интеграции, следует специально отметить модельные законы: “Об основах внешнеэкономической деятельности”, “О регионах приграничного сотрудничества”, “Общие принципы экспортного контроля”, “О технических барьерах в торговле”, “Об общих принципах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон”, “О защитных мерах при импорте товаров из третьих стран”.
Однако для становления и тем более для эффективного функционирования Евразийского экономического сообщества необходимо двигаться дальше и переходить на нормы и правила Всемирной торговой организации и на последовательную разработку основ интеграционного законодательства, позволяющих развивать многостороннее сотрудничество.
Основные принципы многосторонних экономических отношений, организуемых и регулируемых ВТО, можно свести к следующим трем: принципу недискриминации - предоставления участникам таких отношений национального режима и режима наибольшего благоприятствования; принципу взаимности (взаимной выгоды); принципу открытого доступа на внутренние рынки - за счет снижения таможенных барьеров и других мер. Реализация этих принципов предполагает гармонизацию как хозяйственного законодательства стран - участниц ВТО, так и торговой политики и разрешение споров путем переговоров и консультаций.
В многосторонних соглашениях, разработанных ВТО, определены такие нормы и правили поведения на мировых товарных рынках, которые охватывают важнейшие сферы государственного и межгосударственного регулирования внешней торговли, в том числе тарифную и антидемпинговую политику, лицензирование экспортно-импортных операций, практику нетарифного регулирования, охраны интеллектуальной собственности, санитарного контроля и т.д.
Действуя вне ВТО, страны СНГ входят в отношения конкуренции друг с другом, которые не назовешь цивилизованными, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса. Это ослабляет их позиции в международной торговле, позволяет развитым (да и развивающимся) странам использовать наши разногласия для проведения политики дифференцированного реагирования на потребности и запросы каждого из участников Таможенного союза (и России, и Беларуси, и Казахстана, и Кыргызстана, и Таджикистана). Такая политика (в том числе антидемпинговая), по некоторым оценкам, в период 1993-1997 гг. привела страны СНГ к суммарным потерям в размере до 10 млрд. долл.2
Вступать в ВТО необходимо.
Членство во Всемирной торговой организации обеспечивает:
- участие в системе недискриминационной торговли и торговых преференций, предусматривающей, в частности, 50%-ное снижение пошлин на товары, импортируемые другими членами ВТО (импортных, ввозных пошлин этих стран);
- ограничения в практике нетарифного регулирования;
- ослабление протекционистских мер;
- развитие рыночной конкуренции с учетом конкурентных преимуществ отдельных отраслей национальной экономики;
- поддержку со стороны ВТО в разрешении споров в торговых отношениях.
К тому же развивающимся странам и странам с переходной экономикой ВТО предоставляет более длительные сроки для введения в действие некоторых своих правил. Так, разрешаются временные ограничения на обязательное снижение импортных таможенных пошлин на определенные товары - для сбалансирования платежей.
Однако, как показывает опыт, вступать надо согласованно, учитывая и негативные стороны участия в этой международной организации. К ним относятся:
- усиление иностранной конкуренции на внутренних рынках, в том числе благодаря введению по правилам ВТО открытых тендеров на государственные закупки на сумму свыше 300 тыс. долл.;
- уменьшение доходов государственного бюджета и соответственно возможностей бюджетного финансирования в связи со снижением таможенных пошлин;
- возникновение дополнительных проблем во взаимных торговых отношениях, обусловленных необходимостью конверсии, “связывания” тарифов. Так, например, в 1998 г. импортный таможенный тариф на промышленные товары из третьих стран в Беларуси и России составлял 14 %, в Казахстане - 13 %, а в Кыргызстане, перешедшем на правила ВТО, - 6 %3. Ставки таможенных пошлин в Кыргызстане по примерно 60 % всех товарных позиций оказались на 10, 20 и более процентов ниже согласованных ставок Беларуси, Казахстана и России;
- уменьшение возможностей государственной поддержки отечественных экспортеров и защиты национального производства.
В данной ситуации вступать в ВТО можно только при условии: разработки и реализации государственных программ поддержки отечественных экспортеров, создания эффективной системы экономического стимулирования производства для экспорта и антиимпортного производства, развития в рамках ЕврАзЭС эффективного производственного и научно-технического сотрудничества с целью ускорения технологической и технической модернизации производства.
Среди этих условий последнее имеет стратегический приоритет. Ни на какое серьезное оживление, а тем более устойчивый рост взаимной торговли, эффект от снижения таможенных барьеров, на реальное продвижение к общему рынку товаров, услуг и капитала нельзя рассчитывать, если на всех уровнях управления не осознать следующий известный факт. Моральный, да и физический износ производственного оборудования в странах Таможенного союза (ЕврАзЭС) и в целом в СНГ действительно достиг критического порога, а большинство наших производственных технологий также морально устарело, в том числе в отраслях добывающей промышленности.
Необходимы поэтому не только государственные программы поддержки традиционных отечественных экспортеров, но и межгосударственные программы развития международной производственной кооперации и специализации в некоторых перспективных отраслях и в разработке информационных технологий. Наивно полагать, что отечественный и иностранный капитал пойдет на масштабные инвестиции, на участие в формировании общего рынка капитала ЕврАзЭС при отсутствии таких программ и соответствующих государственных гарантий.
Заметим, что развитые страны, доля которых в мировой торговле информационными технологиями превышает 90%, предусматривают отменить на них все импортные пошлины и другие сборы к 2005 г.
Стратегическая задача состоит в том, чтобы в относительно короткий временной период использовать еще сохранившиеся возможности созданной в Советском Союзе системы “общесоюзного” разделения труда и имеющиеся, особенно в России, научно-технические и технологические разработки и нововведения мирового класса для масштабного развертывания технологической перестройки в нашем регионе мирового хозяйства.
Принимая во внимание современную структуру промышленного производства стран СНГ, входящих в Таможенный союз, международные программы возможны и необходимы в их электроэнергетике, которая в каждой из этих стран дает 12-13 % промышленной продукции, в пищевой промышленности, на долю которой приходится от 12 до 17,8 % их промышленного производства4. В данных отраслях в рамках ЕврАзЭС реальна международная кооперация, позволяющая привлечь и национальный, в том числе находящийся за рубежом и в теневой экономике, и иностранный капитал как из стран СНГ, входящих и не входящих в ЕврАзЭС, так и из ряда развитых и развивающихся стран, в частности из стран - участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Одновременно существующая структура промышленного производства позволяет программировать и развитие международной производственной специализации. Так, профиль специализации белорусской промышленности фактически определяют машиностроение и металлообработка (24,7 % ее промышленной продукции - самый высокий показатель среди стран ЕврАзЭС), химическая и нефтехимическая промышленность (13,3 % - также самый высокий показатель), Казахстана - топливная промышленность (27 % - самый высокий показатель), а также черная металлургия (11,9 % - самый высокий показатель), Кыргызской Республики - цветная металлургия (33,2 %), Таджикистана - цветная металлургия, дающая 41 % национальной промышленной продукции, легкая промышленность (17,6 % - самый высокий показатель в ЕврАзЭС)5.
В связи с этим важнейшим документом ЕврАзЭС, в рамочном варианте обосновывающим стратегию развития Сообщества до 2005 г., являются утвержденные Межгосударственным советом 10 октября 2000 г. “Мероприятия по реализации Основных направлений проведения согласованной структурной перестройки экономик на 2000-2005 гг. государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года”. Среди них следует прежде всего отметить предусматриваемую разработку программ развития взаимодополняемых отраслей: совместное развитие металлургии, машиностроения, химической, нефтехимической, урановой, электронной, легкой промышленности, производства сельскохозяйственной техники.
Приоритетное значение приобретают также меры по реализации Протокола о едином порядке применения технических и других норм, правил, технических и других стандартов.
Соответственно генеральным направлением повышения эффективности правового обеспечения развития Евразийского экономического сообщества становится разработка (с учетом определенных достижений и законотворческой практики советского периода) основ законодательства, обеспечивающих формирование общего правового пространства по ряду его основных параметров уже к концу 2005 г.
Крайне важно поэтому последовательно решать задачи, содержащиеся в Плане законотворческой деятельности Межпарламентского комитета Таможенного союза до 2005 г., согласованные с Интеграционным комитетом.
К главным задачам относится разработка основ налогового и таможенного законодательства, основ законодательства об энергетике, о недрах, земельного, транспортного законодательства, а также основных принципов защиты иностранных инвестиций, основных принципов торговли услугами, общих принципов организации и функционирования валютных рынков, пограничного контроля на внешних границах ЕврАзЭС, принципов регулирования трудовой миграции, основ обеспечения экономической безопасности.
Совершенствование правовых основ Евразийского экономического сообщества требует продолжения и дальнейшего развития сложившегося взаимодействия Интеграционного и Межпарламентского комитетов при решении законотворческих проблем межгосударственной интеграции, регулировании процессов внешнеторгового и производственного сотрудничества в рамках Таможенного союза и в экономических отношениях с третьими странами.
Имеется ввиду в первую очередь взаимодействие: в области гармонизации национального законодательства - в части регулирования вопросов иностранного инвестирования, создания совместных предприятий и финансово-промышленных групп, финансирования совместных целевых программ, обеспечения равных условий доступа субъектов стран ЕврАзЭС на национальные рынки ценных бумаг при обосновании согласованных направлений инновационной политики и стимулирования технологических разработок для модернизации производственной базы в Сообществе и доступа на национальные рынки товаров и услуг из третьих стран.
Важнейшая сфера взаимодействия - совместная работа Интеграционного и Межпарламентского комитетов по приведению национального законодательства в соответствие с международными договорами и соглашениями в рамках ЕврАзЭС.
Первоочередное внимание при этом должно быть, на наш взгляд, уделено реализации следующих соглашений:
- об основных принципах приграничного сотрудничества (от 29 марта 1996 г.), в частности для создания в приграничных районах свободных экономических зон, разработки многосторонних инвестиционных программ и формирования совместных предприятий;
- о взаимодействии энергетических систем, прежде всего в целях создания правовых условий для обеспечения единых подходов к формированию и функционированию общего электроэнергетического рынка и определению тарифов по транзиту электроэнергии между участниками ЕзрАзЭС;
- двусторонних соглашений и конвенций об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, что предполагает согласование принципов унификации национальных налоговых систем, создание специальных информационных систем, расширение сфер взаимодействия налоговых органов наших стран.
Естественно, к числу генеральных направлений повышения эффективности правового обеспечения становления и развития ЕзрАзЭС относится и реализация соглашений о мерах по имплементации основ законодательства и международных договоров в национальные законы.
Все это требует существенных изменений в организации информационной и аналитической деятельности, в том числе активизации работы Научно-аналитического и информационного центра Интеграционного комитета и интенсификации международных исследований проблем евразийской интеграции.
1 Статистика СНГ. 2000. № 24. С. 69, 71, 72.
2 Н. Исингарин. Проблемы интеграции в СНГ. Алматы. 1998. С. 141
3 В развитых странах ВТО предусмотрела снижение среднего тарифа на промышленные товары с 6,3% до 3,8% уже в 1995-1999 гг.
4 Экономика СНГ. Вып. 1. Тенденции развития региональных экономических объединений стран СНГ. М. 2000. С. 109.
5 Там же.