Существует множество различных мнений по поводу определения исламского банковского дела. На мой взгляд, исламское банковское дело, это есть форма современного банковского дела, основанного на исламской правовой концепции.
Исламская экономическая модель была зарождена впервые моменты появления Ислама. Фундамент данной экономической модели основан на этических ценностях и делает упор на благосостояние общества в целом. Исламская банковская система отличается от традиционной банковской системы в большинстве аспектов, которые тесно связана с религией Ислам, где ряд альтернативных вариантов финансирования соблюдается согласно исламскому праву, то есть согласно шариату. Шариат происходит от арабского слова «шараа», который означает «путь по которому следует идти». И шариат ссылается к исламской системе, которые были показаны Пророку Мухаммеду (Мир Ему), которые записаны в Коране, а также в хадисах Пророка.
Банки по своей сущности являются самыми важными финансовыми институтами в современной экономике. Эти учреждения упрощают жизнь как физическим, так и юридическим лицам, выполняя определенные очень важные функции для общества. Порой нам думается, что банки, выступают в роли спасателей нашей экономической жизни и жизни в целом.
И вот наступил тот самый момент снятия розовых очков, мы стали свидетелями и даже соучастниками создания нынешнего мирового экономического состояния, находящегося в кризисно-кричащим положении. И все в недоумении, что же могло послужить предпосылкой в становлении такого кризисного состояния? Конечно, всему этому послужило, установившаяся в мире система кредитования, которая стала как это небанально, несостоятельной системой. Главная же причина таиться гораздо глубже, это не соразмерная жадность, жажда получения материальной выгоды. Вся мировая экономика основана на ростовщичестве, то есть на получении процентов от вложений. А именно, традиционные коммерческие банки оказывают финансовые услуги на основе взимания процентов, зарабатывая при этом, как на активах, так и на обязательствах.
Так, в исламских банках существует несколько альтернативных способов, главным критерием, которого является отсутствие банковского процента, через которые сбережения могут быть мобилизованы и перенаправлены предпринимателям. Данные банки посредством контрактов, соответствующих принципам шариата принимают форму распределения прибылей и убытков или же форму торговли товарами, также оказывают другие услуги, которые обычно предоставляются традиционными банками, такие услуги, как по оплате, переводу денежных средств, управлению фондами и т.д.
Сегодняшний день предстает перед нами как площадка обсуждения и борьбы с классической ситуацией глубокого экономического кризиса.
Нынешний кризисный экономический переполох в своем роде выступает в роли рычага на побуждение исцеления и оздоровления. Отсюда, закон - слабые должны уйти, сильные - остаться. В этом и заключается саморегулирование рынка.
Появление кризисного мирового явления, это есть некий знак, сигнал всем нам и каждому в отдельности, что пора задуматься, а может пора начать жить по-новому или начать жить, а не сосуществовать. Ведь каждому из нас хотелось бы дышать так, чтобы жить легко и радостно. «Ты найдешь сокровища по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя» («Алхимик», Пауло Коэльо).
В медицинской терминологии немало яркого образного материала для кризисного словотворчества. К примеру, возьмем слово санация (от латинского языка sanatio— лечение, оздоровление) часто встречающая фраза как «санация банка» вытекает в следующем смысловом значении как «излечение банка», также санация - система мероприятий по улучшению финансового положения предприятий с целью предотвращения их банкротства или для повышения конкурентоспособности. Методы санирования: уменьшение акционерного капитала путем сокращения выпуска новых акций и их обмена на большее количество старых акций; предоставление правительственных субсидий, льготных займов, льгот по налогообложению, национализация предприятий; применение антимонопольного законодательства и т.д. Санация может осуществляться при участии банков, органов исполнительной власти, коммерческих организаций для оздоровления экономики.
Действительно наступило время открытия новых возможностей, воплощения новых идей и инициатив, чтоб достойно выдержать данный эволюционный мировой процесс.
Известно, что до настоящего времени исламская финансовая система не являлась источником возникновения кризисов. По этому поводу на таком не благополучном мировом фоне кризиса исламская банковская система выглядит выигрышным образом.
Исламская финансовая система предстает как экономическая модель, состоящая из этических основ, которая закрывает завесу расточительства и открывает новую эпоху справедливого распределения. В основе, которой лежат не принципы личной финансовой выгоды, а социально-этические принципы.
Исламский банк является институтом, принимающим депозиты вкладчиков, функции которого включают в себя весь спектр известных банковских операций. Исламский банк аккумулирует средства с помощью таких инструментов, как «мудараба» (распределение прибыли и убытков) или «вакала» (агентские отношения за определенное вознаграждение за управлением фондами), что выражается в форме его обязательств. Активы же формируются за счет операций на основе разделения прибыли и убытков или через приобретение товаров по предоплате и его продажу, в рассрочку, передачи в лизинг и т. д. Для своих вкладчиков исламский банк выполняет функцию управления их средствами, кроме вкладчиков, имеющих срочные депозиты в банке, которые в свою очередь рассматриваются, как беспроцентные вклады клиентов и гарантированы к возврату полностью. Срочные депозиты не приносят прибыли, но в то же время не подвержены рискам. Участие в капитале, также как торговля товарами, составляет неотъемлемую часть деятельности исламского банка. В этом аспекте исламские банки схожи с универсальными банками, функционирующими в некоторых европейских странах. Исламский банк распределяет прибыль между своими вкладчиками (за исключением владельцев срочных вкладов) в соответствии с суммой вкладов и временем до их выплаты.
Так, из-за религиозной направленности в исламском банковском деле ни один новый продукт не может быть принят, пока он не утвержден шариатскими учеными. Почти все исламские банки имеют свои шариатские комитеты и советников по шариату. Даже после того, как начато использование нового продукта, необходимо проводить шариатский аудит деятельности для обеспечения соответствия с требованиями шариата. Это важно не только с точки зрения религии, но и чисто зрения бизнеса, так как у клиентов банков не будет полного доверия к ним, если их деятельность не будет подтверждена шариатскими учеными. В этих условиях опыт исследователей (фикх) в понимании современных финансовых продуктов и правильные оценки становятся очень важными.
Почти все исламские банки имеют свои шариатские комитеты и советников по шариату. Изучение состава этих комитетов показало, что мало кто из этих ученых имеют образование в области современных финансов. Они используют несколько путей для сбора нужной информации для издания фетвы. Одним, из которых является обсуждение появляющихся вопросов на общих собраниях ученых-богословов и финансовых экспертов. Учреждения, занимающиеся вопросами исламской экономики, банковского дела и финансов, играют особо важную роль в организации таких встреч. Однако такие встречи не дают права для выпуска фетвы. Для этих целей особую роль играют
Академии Фикха, среди которых выделяется Академия Фикха Организации Исламской Конференции в городе Джидда. Эти академии также проверяют исследования экспертов по отдельным вопросам до того, как обсудить и принять решения по ним. При отсутствии необходимых знаний по финансам среди ученых-богословов, такой подход группового иджтихада19 играет важную роль для недопущения серьезных ошибок через принятие сомнительных инструментов.
Данная ситуация очень далека от идеальной. Любой участник таких встреч может заметить, что общение между богословами и экспертами по вопросам современной экономики и финансам не всегда проходит гладко. У них настолько разный опыт и они пользуются настолько разной терминологией, что общение между ними весьма затруднительно. Поэтому вполне понятно, почему шариатские ученые очень насторожены в выпуске новых правил. В результате издание фетвы - это чрезвычайно медленный процесс и само издание консервативно. Из опыта прошлого видно, что шариатские комитеты сделали очень много для оценки возможности и применения классических форм контрактов. Однако, когда дело касается оценки современных финансовых контрактов или исламских инструментов, их заменяющих, шариатские комитеты сталкиваются с трудностями в принятии соответствующих решений, в основном это происходит из-за острой нехватки исследователей со специализацией в обеих областях, или хотя бы с базовым уровнем знаний современных финансов и шариата одновременно.
Следующей проблемой, относящейся к шариатским комитетам, является точное определение их роли. То есть возникают вопросы об их автономности и правах. Надзор по своему определению подразумевает автономность и независимость в принятии решений. Так как из опыта, мы наблюдаем, что шариатские комитеты различных банков могут устанавливать разные правила по одним и тем же процедурам, что в свою очередь вызывает сомнение у клиентов. Минимальный набор стандартов для каждого вида контрактов, выпущенный автономным органом, сможет убедить клиентов в соответствии этих контрактов, а также операций банка шариату. Этот вопрос становится все более важным с учетом того, что ряд западных банков входит в сферу исламского банковского дела.
Исламское банковское дело было широко принято, и успешно распространилась на финансовых рынках мира. Более 300 финансовых институтов, включая такие крупные международные банки, как Citibank, HSBC, ANZGrindlays и DeutscheBank в настоящее время предлагают исламские банковские услуги. Совокупные активы исламских банков превышают 200 млрд. долл. США, и эта индустрия является одним из наиболее быстро растущих секторов экономики во многих странах. Исламское банковское дело не только выполняет религиозные требования мусульман, но также и расширяет набор инструментов, доступных и для других клиентов, предлагая и методы финансирования, основанные на торговле так же, как продукты, основанные на распределении рисков и прибыли. Комбинация методов финансирования с переменной и фиксированной ставкой прибыли, которая имеется у исламских банков, может иметь здоровое влияние на эффективность и стабильность финансовой системы.
Исламские банки должны увеличить эффективность привлечения средств в финансовую систему, повысить рыночную дисциплину и социальную ответственность. В мире, осажденном финансовыми кризисами, такого рода положительные особенности исламского банковского дела должны зародить большую надежду достижения системной стабильности.
Из опыта деятельность исламского банковского дела жизнеспособна, надежна и хорошо контролируема. Оно представляет всего лишь альтернативную модель финансового сотрудничества. Исламские банки подпадают под такие же стандарты регулирования и находятся под контролем тех же регулирующих органов, в рамках которых работают и традиционные банки. Но в отличие от других банков, они еще должны вести свою деятельность в соответствии с шариатом, что в конечном итоге означает, что их рамки деятельности значительно строже. Можно сказать, что исламское банковское дело привносит здоровую струю в международную финансовую систему, не вызывающую неких аллергенов, предпосылок для возникновения кризисных явлений.
В этой связи, идея и инициатива внедрения инструментов исламского финансирования путем организации деятельности исламских банков является очень своевременной для Казахстана, что поспособствует созданию более благоприятных финансово-устойчивых альтернативных форм финансирования экономики Казахстана и послужит дальнейшему росту конкурентоспособности казахстанских банков.
В настоящий момент, в целях установления правовых основ и особенностей деятельности исламских банков на территории Республики Казахстан 12 февраля текущего года принят Закон Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организаций исламского финансирования».
В этой связи в целях реализации требований данного закона разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан и Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Таким образом, вносятся изменения и дополнения в Гражданский кодекс - с целью уточнения особенностей исламского финансирования; Налоговый кодекс - в части порядка налогообложения исламских финансовых инструментов; закон «О банках и банковской деятельности» - по вопросам создания правовых основ функционирования исламских банков, устранения ограничений, препятствующих внедрению исламских банков, определения форм и методов государственного регулирования и надзора за деятельностью исламских банков. Кроме того, поправками вносятся изменения в закон «О рынке ценных бумаг» с целью уточнения понятия исламских ценных бумаг, порядка их выпуска и обращения; в закон «Об инвестиционных фондах» - в части требования к исламским инвестиционным фондам; в закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» - по порядку регистрации прав на недвижимое имущество, приобретенное исламским банком в качестве доверительного управляющего за счет средств инвестиционных депозитов; в закон «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан» - в части нераспространения норм данного закона на беспроцентные депозиты до востребования и инвестиционные депозиты, размещенные в исламском банке. Кроме того, доработана редакция статьи 52-8 закона «О банках и банковской деятельности» о финансировании торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита. Данная поправка введена в целях приведения в соответствие с практикой исламского финансирования, запрещающей исламскому банку предоставлять коммерческий кредит с продажей товара, не являющегося собственностью банка. Вместе с тем, предложено пересмотреть концепцию оригинатора в законе «О рынке ценных бумаг», в качестве которого помимо исламского банка могут выступать национальный холдинг, национальный управляющий холдинг и его дочерние организации. Кроме того, в законе «О рынке ценных бумаг» исключено требование о необходимости создания совета по принципам исламского финансирования при каждой управляющей компании исламского инвестиционного фонда. Принятие данного документа позволит внедрить альтернативные формы финансирования, а также будет способствовать снижению процентных ставок на банковские услуги в республике.
В рамках выполнения поручения Президента Республики Казахстан Правительством и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций проводится соответствующая работа по открытию банков исламского финансирования (филиалов Эмиратского исламского банка «Аль-Халяль») в Астане и Алматы.
При этом полагаю, что конкуренция между разными моделями банковской деятельности усилит эффективность казахстанской финансовой системы. Появления исламских банков, также решит потребность в финансовых услугах мусульман Республики Казахстан.
Кроме того, на таком выигрышном фоне значительно расшириться диапазон видов контрактов, доступных для вкладчиков банков и предпринимателей, который будет заключать в себе список от операций с низким риском до высокорисковых операций на основе распределения рисков.
Таким образом, прогрессивное внедрение исламского финансирования послужит предпосылкой в создании стабильного и эффективного рынка Республики Казахстан и в становлении Казахстана как первооснователя исламского финансового центра на постсоветском пространстве.