Многие ученые, исследуя современные особенности ислама в Казахстане, часто используют понятие «исламское возрождение». Это представляется, скорее, данью традиционным установкам, чем реальной действительностью. На современном этапе мы сталкиваемся с совершенно новыми явлениями и процессами в сфере жизнедеятельности исламской общины. Речь, скорее, идет о новом этапе исламской волны, который приобретает различные формы. В этой связи особо актуальной для Казахстана становится проблема религиозного экстремизма и терроризма. В целях регулирования сложившейся ситуации государство предпринимает ряд мер по предотвращению возможных угроз на религиозной почве, в отношении активизации различных религиозных радикальных движений и течений.
В законном порядке деятельность религиозных объединений регламентируется Конституцией Республики Казахстан, Гражданским кодексом и Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятого 15 января 1992 г. еще Верховным Советом (внесены изменения в соответствии с Указами Президента РК от 05.10.95 г. N2488; от 05.10.95 г. N2489; Законом РК от 07.97 г. N 154-1).
Государство пытается официально придерживаться политики невмешательства в религиозную сферу, регулировать этот процесс принятием разного рода законов, в основном осуждением антиконституционных действий тех или иных религиозных объединений. Так, в 1993 г. в соответствии с указаниями Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в Конституцию было внесено положение о запрете на деятельность религиозных и общественных объединений, «провозглашающих или на практике реализующих... религиозную нетерпимость» (ст. 55). Это положение позднее было воспроизведено и в Конституции 1995 г. (ст. 5.3), правда, в новом варианте: «религиозная нетерпимость» была заменена более «широкой» формулировкой о «разжигании религиозной розни». Кроме того, в 1995 г. в Конституции появилась статья 20.3, запрещающая «пропаганду или агитацию... религиозного... превосходства». В расследовании ряда государственных преступлений те или иные действия осуждались по ст. 164: «Возбуждения социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды»; ст. 168 — «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти»; ст. 170: «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя либо насильственному нарушению территории Республики Казахстан» [1].
Ужесточение государственной политики в отношении религиозного экстремизма и сепаратизма началось с 1994 г., когда в новый Гражданский кодекс были внесены положения об обязательном согласовании с государственными органами кандидатур руководителей религиозных объединений, назначаемых в Казахстан зарубежными религиозными центрами, и об обязательной аккредитации миссионеров, не являющихся гражданами Казахстана, и «духовных учебных религиозных объединений и заведений» в местных органах власти (ст. 109). Позднее положение о согласовании с государственными органами вопросов деятельности иностранных религиозных объединений и назначения иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений было закреплено в Конституции Казахстана 1995 г. (ст. 5.5). Но особо сильно усиление контроля над религиозными процессами и религиозным образованием, в частности, началось после известных событий в Ташкенте, когда, по мнению официальных властей, имели место попытки покушения на И.Каримова. После этих событий принятые меры, в свою очередь, имели определенные результаты. Например, только за 1999 г. было возбуждено 5 уголовных дел в отношении 14 духовных лиц за совершение ими различных преступлений. Недопущение радикализации религиозного сознания казахстанских граждан Президент Казахстана Н.А.Назарбаев назвал стратегическим направлением государства [2]. Так, 10 февраля 2000 г. был принят Указ Президента РК «О мерах по предупреждению и пересечению проявлений терроризма и экстремизма».
В целях регулирования этой ситуации на разных этапах предпринимались действия по усилению контроля государства в религиозной сфере, которые в основном закачивались неудачно. Так, в конце 1998 г. Министерством информации, культуры и общественного согласия была предпринята попытка в урегулировании религиозной ситуации в республике. Этим ведомством был подготовлен проект Закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», в котором предусматривались усиления контроля государства в сфере религии и правовые ограничения для последователей «нетрадиционных» конфессий. В 2002-2003 гг. государством также предпринимались меры по внесению изменения Закона «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Этот законопроект назывался «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и деятельности религиозных объединений». Однако эти предпринятые инициативы государства были отозваны на доработку в связи с тем, что, по утверждению представителей религиозных меньшинств, они противоречили международным стандартам.
Другими инициативами государства по укреплению национальной безопасности стали разработка и принятие законов «О противодействии экстремистской деятельности» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия экстремистской деятельности» [3].
В этих законопроектах в числе принципиальных новшеств в части осуществления профилактических мер в области противодействия экстремистской деятельности является установление возможности признания иностранной или международной организации, осуществляющей данную деятельность на территории других государств, экстремистской. Полномочиями по признанию ее таковой наделяется суд города Астаны. Так, в октябре 2004 г. по иску Генеральной Прокуратуры РК на территории Казахстана следующие четыре международные организации были признаны террористическими:
1) Аль-Каида;
2) Исламская партия Восточного Туркестана;
3) Курдский народный конгресс;
4) Исламское движение Узбекистана.
Затем, в марте 2005 г., в соответствии со ст. 21 Закона «О борьбе с терроризмом» Верховный суд полностью удовлетворил другое заявление Генеральной прокуратуры о признании террористическими еще семи международных организаций:
- - Асабат аль-ансар;
- - Братья-мусульмане;
- - Талибан;
- - Боз гурд;
- - Жамаат моджахедов Центральной Азии;
- - Лашкар-и-Тайба;
- - Общество социальных реформ.
Чуть позднее в этом же месяце и религиозно-политическая партия {Х^изб-ут Тахрир» согласно Закону РК «О противодействии экстремизму» была признана экстремистской и ее деятельность на территории Казахстана была объявлена вне закона. Также террористической признана организация «Жамаат моджахедов Центральной Азии», совершившая серию терактов в Ташкенте в 2004 г. [4].
Принимая во внимание факт, что корни религиозного экстремизма исходят извне, был ужесточен контроль за обучением казахстанцев в духовных учреждениях за рубежом. Президент Н.Назарбаев распорядился вернуть на родину молодых людей, которые попали за рубеж не по государственным каналам, а за счет частных фирм или по собственной инициативе [5].
В 2000 г. официальный представитель Министерства образования объявил, что Министерство иностранных дел «отзовет» всех казахстанских студентов, обучающихся в религиозных образовательных учреждениях за пределами страны. По мнению некоторых наблюдателей, этот шаг властей был направлен, прежде всего, на недопущение прививания радикальных убеждений молодым мусульманам, получающим образование за границей у агрессивно настроенного мусульманского духовенства. Вице-премьер И.Тасмаганбетов по этому поводу выразил свою обеспокоенность на страницах официальной центральной газеты [6]. Постановлением Правительства РК от 20 февраля 2001 г. № 259 «О некоторых вопросах международного сотрудничества в области образования» была образована соответствующая Межведомственная комиссия, которая наделена полномочиями принимать решения по спорным вопросам обучения граждан РК за рубежом и иностранных граждан в учебных заведениях РК.
В Казахстане нет политических партий или организаций, выступающих за внедрение исламских социально-политических установлений в жизнь общества и построений теократического государства [7]. Государство запрещает создание религиозных партий. В «Законе об общественных объединениях» и «Законе о политических партиях» записано, что не допускается деятельность партий на религиозной основе. Примечательно, что существующие светские политические партии, в том числе и этноориен- тированные, не обращаются к исламу в своей идеологии. Не случайно, к примеру, что на съезде му- сульман-активистов Советского Союза в городе Астрахань в 1990 г. по созданию Исламской партии возрождения не было представителей от Казахстана.
Можно утверждать, что к настоящему времени в Казахстане отсутствует соответствующая социокультурная ниша для активности политического ислама, в том числе в форме партий и движений.
Социологическое исследование религиозной ситуаций в Казахстане: влияние радикальных религиозных организации
В целях полноценного анализа религиозной ситуации нами были проведены социологическое изучение степени влияния радикальных религиозных организаций на внутриполитическую стабильность в РК, оценка уровня религиозной напряженности. Выборка носила многоступенчатый и квотный характер.
Характерной чертой последнего десятилетия стала стремительная и беспрецедентная по своим темпам структурная трансформация конфессионального пространства Казахстана. Учитывая этот момент, мы стремились в социологическом исследовании охватить весь регион Казахстана.
Так, единицей первой ступени отбора являются города областного значения, которые расположены в разных регионах Казахстана (выбор этих центров характеризовался их географическим месторасположением и особой религиозной обстановкой), где наблюдается концентрация различных религиозных организаций. Также эти областные центры отражают в исследовании региональную и этнокультурную специфику религиозной обстановки в Казахстане.
В целях выяснения у населения того, что они понимают под термином «религиозный экстремизм», респондентам был задан вопрос: «Что такое, по Вашему мнению, религиозный экстремизм?». Варианты ответов были разные (табл. 1).
Далее респондентам был задан другой вопрос: «Насколько серьезной считаете Вы проблему религиозного экстремизма для нашей страны?». — «Считают очень и скорее, серьезной» 67,2 % респондентов, «скорее несерьезной и совсем не проблема» — 29,5 опрощенных, остальные дали разные варианты ответов, 2,5 % затруднились ответить (диагр. 1).
Также вытекающий из этого для респондентов был поставлен другой вопрос: «Имеются ли в Казахстане экстремистские религиозные организации?». 37,2 % респондентов ответили «да», 20,2 — «нет», 42,3 — «не знают о существовании в Казахстане экстремистских религиозных организаций», 0,3 % оставили анкету без ответа. Итак, больше одной трети опрошенных ответили положительно, и этот факт говорит о многом (диагр. 2)
Далее респондентам был предложен следующий вопрос: «Как вы думаете, возможно ли появление экстремистских религиозных организаций в Казахстане?» Большой процент респондентов дали положительный ответ: «вполне возможно» ответили 43,2 % опрошенных, «они уже существуют» — 26,0, отрицательный ответ дали только 7,1 % и 19,0 — ответили «их пока в Казахстане нет» (диагр. 3)
В связи с большим риском появления и существования экстремистских религиозных организаций респондентам были заданы два вопроса для выяснения причины активизации и появления религиозных организаций: «Почему, по Вашему мнению, в наши дни экстремистские религиозные организации стали активно действовать?» и «Как вы думаете, с чем связано появление экстремистских религиозных организаций?». Основная часть респондентов причину активизации экстремистских религиозных организаций связывают с «увеличением числа бедных, безработицы» (21,3 %), с «политической ситуацией в мире» (17,8 %), «из-за стремления отдельных лиц захватить власть» (14,9 %),«слабость духовенства» (11,1 %), «бездействие и слабый контроль со стороны государства» (9,3 %), все вышеперечисленное (22,6 %) (табл. 2).
В связи с актуальностью данной темы и недавними террористическими актами в соседних регионах респондентам был задан вопрос: «Возможны ли террористические акты, организованные религиозными организациями, в Казахстане?». На этот вопрос (из 2288 респондентов), как и в вышеуказанных вопросах, основная часть респондентов ответила, что «да, вполне возможно» (57,1 %) и «нет, для этого не существуют никаких причин» (35,5 %), остальные респонденты дали другие ответы (табл. 3).
Ответившие «Да» среди причин называют в основном «слабость власти» (32,9 %), «слабый приграничный контроль» (29,4 %), «обострение отношений с зарубежными странами» (22,2 %) (табл. 4).
Также респондентам был задан вопрос: «При каких жизненных обстоятельствах Вы вступили бы в экстремистские религиозные организации?». Среди причин возможного вступления в экстремистские религиозные организации называют: «От отчаяния и безысходности» (16,1 %), «Если бы предложили хорошие деньги» (11,4 %), «Разочаровавшись в политике официального духовенства» (2,5 %), «Из политических и/или религиозных соображений» (4,9 %) и большой контингент респондентов ответили «никогда» (63,0 %) (табл. 5).
Как показали результаты социологического исследования, в целом религиозная ситуация в Казахстане характеризуется как спокойная и стабильная. Однако изначально толерантное население в условиях огромного многообразия религиозной сферы (вследствие влияния внешних сил) может оказаться в противоборствующих лагерях и стать носителями чуждых этнокультурных ценностей. На современном этапе наблюдается процесс нарастания религиозно-политических факторов, которые апеллируют к общественному сознанию. Уровень религиозной напряженности может возрасти в зависимости от активизации в основном внешних дестабилизирующих религиозно-политических сил на территории Казахстана. Отдельные регионы в силу этнических и религиозных особенностей могут стать центрами напряженности, и религиозные процессы могут обрести этническую окраску.
Большой процент населения идентифицирует себя верующими, однако эти данные никак не могут соответствовать истине, если судить по тому, какое место религия занимает в жизни наших соотечественников. Это в особенности проявилось в ответе на вопросы: «Посещаете ли Вы религиозные учреждения?», «Празднуете ли Вы в семье религиозные праздники?». Самоопределение как «верующего» в данном случае есть во многом лишь положительное отношение к религии и причисление себя к ее сторонникам, но отнюдь не религиозность. Особо подчеркнем и то, что само мировоззрение, в том числе и религиозное, населения далеко от «монолитности», его характеризует довольно сложная структура и размытость. Так, в обществе наблюдается определенная дифференциация: одна пятая часть населения глубоко религиозна, а одна шестая — проявила себя как нерелигиозный тип. Среди социально-нравственных ценностей верующая молодежь значительно в большей мере, чем неверующая, ориентирована на духовные ценности.
Что касается собственно мировоззренческих вопросов, то в последнее время наблюдается некоторое повышение интереса молодежи к новым религиозным культам и движениям, преимущественно зарубежного происхождения. Этот фактор привел к тому что духовно-конфессиональное пространство Казахстана стало заполняться различного рода нетрадиционными религиозными направлениями, что привело к факту огромного многообразия религиозной сферы.
Как показали результаты социологического исследования, на сегодняшний день не проблема религиозного экстремизма станет доминирующим явлением, а их огромное многообразие, что приведет к закономерному соперничеству различных религиозных течений и движений, раздирающему духовные основы общества (возможен вариант и крайне радикального развития). Изначально толерантное население может оказаться в противоборствующих лагерях и носителями иных чуждых этнокультурных ценностей. В этом случае на первый план выдвигается вопрос формирования общенациональной идеи, духовной основы общества.
Если учитывать такие факты из социологического исследования, что 16,5 % респондентов нетерпимо относятся к представителям других религиозных вероисповеданий, а со случаями притеснения по религиозному признаку сталкивались 29,1 % опрошенного населения, другая часть респондентов (5,7 %) испытывают постоянное притеснение, то эти факты говорят о многом. Хотя эти случаи, возможно, проявляются в повседневной бытовой жизни, но это может в скором будущем перейти и на политическую область. Детонатором могут, в основном, послужить активные действия нетрадиционных религиозных направлений, чему могут способствовать объективные и действенные факторы, как поликонфессиональное и полиэтничное население Казахстана и сильное влияние внешнего фактора.
Учитывая все это, мы как в законодательной, так и административно-силовой форме должны прийти к определенному сужению конфессионального пространства путем закрытия тоталитарных нетрадиционных сект и направлений.
Так ответ на вопрос «Какова должна быть политика государства по отношению к экстремистским религиозным организациям?» большинство респондентов ответило: «Государство должно пресекать их деятельность самыми жесткими мерами, вплоть до применения силы». Многие респонденты высказывали мнение, что религиозная политика не должна идти на обочине, а ею нужно серьезно заниматься и проводить научные исследования. Так, респонденты, которые отвечали, что — «у нас благополучная религиозная ситуация», дополнительно отмечали — «поверхностная».
Факт о том, что 37,2 % респондентов знают о существовании экстремистских религиозных организаций, а 57,1 % опрошенных ответили, что «террористические акты в Казахстане возможны», говорит о серьезности проблемы религиозного экстремизма. И во многом этот факт связывают со слабостью власти, т.е. бездействие и слабый контроль государства над религиозными процессами.
Если учитывать что международный терроризм располагает мощными экономическими ресурсами и для достижения своей цели использует любые уязвимые факторы (например, цена одного взрыва шахида (самоподрыва) в странах Центральной Азии стоит 5 тыс. долларов), то на вопрос «При каких жизненных обстоятельствах Вы вступили бы в экстремистские религиозные организации?», часть респондентов ответила — «если бы предложили хорошие деньги». Низкий уровень жизни в Центральной Азии является экономической составляющей в совершении террористических актов. Многое определяют социальная среда и политические элиты, использующие верующих и свои народы в политических интересах; важен экономический вопрос.
Также на вопрос, существует ли в исламе конфликтная ситуация, большая часть респондентов дала положительный ответ: «конфликт есть» — 31,5 % и «конфликт назревает» — 15,9 %. Этот факт, наверное, связывался недавним противостоянием так называемых «ортодоксов» с представителями суфийского направления Йассавийа (группа последователей пира Исматуллы). Также этот инцидент показал и другую картину — столкновения и конфликты по линии «фундаментализм» и «суфизм» имеют под собой реальную почву.
Об активизации нетрадиционных религиозных направлений говорят и ответы на вопрос: «предлагали ли Вам когда-либо вступить в религиозную организацию»? Так, определенная часть опрошенных (28,2 %) ответила «да». Интересным фактом является то, что из перечисленных 19 религиозных организаций только 3 являются исламскими. Возглавляют этот список такие организации, как Свидетели Иеговы, Баптисты, Кришнаиты, Грейс. Далее, основная часть опрошенных респондентов причину религиозного экстремизма (призыв к агрессивности и нетерпимости) не связывают с исламом (67,0 %).
В возрастной когорте между страшим и молодым поколением имеет место возрастная дифференциация ценностей. Молодые охотно принимает новые ценности и религию молодые воспринимают больше в его классической ортодоксальной форме. Так молодежь воспринимает религию как «веру в Бога», тогда как у старшего поколения понимание религии есть «традиция предков». Старшая группа в основном придерживается старых ценностей. С другой стороны, молодежь, даже верующая, с большей вероятностью примет новые ценности из-за большей восприимчивости к изменению ценностных установок. Это связано с тем, что в государстве присутствует идеологический вакуум, который заполняется различного рода религиозными направлениями. Этот фактор говорит о существовании двух проблем: неурегулированность и отсутствие духовных приоритетов во внутренней политике и сильное влияние внешних сил.
У взрослого поколения сказывается здесь среди прочих причин тесная связь религиозного и национального самосознания. При глубокой религиозности при мировоззренческой самоидентификации респонденты в то же время относят себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, ислам и христианство воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни. Но и при этом в отношении ислама наблюдается размытость позиции.
Религиозность, как и все мировоззрение молодежи, имеет довольно сложную структуру. При возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих наблюдается их увеличение среди молодых респондентов. Также имеется категория населения, которая не определилась — колеблющиеся между верой и неверием, индифферентные, верящие в сверхъестественные силы. При определенной дифференциации молодежи также и нерелигиозный тип мировоззрения занимает значительное место в сознании. Сама религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и чем старше поколение, тем оно отличается более терпимым отношением к представителям другого вероисповедания.
Молодежь больше, чем старшее поколение, втянута в процесс религиозных отношений и более грамотна в вопросах религии. Именно молодежь отмечает такие факты, что в Казахстане имеются или могут появиться экстремистские религиозные организации. Также молодые люди отмечают и факт существования конфликтов внутри ислама.
Итак, как показали результаты социологических исследований, на сегодня основную обеспокоенность у населения вызывают три фактора: сильное влияние внешнего фактора, активизация деятельности нетрадиционных религиозных организаций и проблема религиозного экстремизма. Причину появления этих проблем респонденты связывают как с внутренним, так и (в бо льшей степени) с внешними обстоятельствами.
Выводы
Как показали результаты социологических и эмпирических исследований, проблема религиозного экстремизма и терроризма является одним из самых крайних и опасных явлений современности. Казахстан в этом случае оказался втянутым в сферу деятельности международных террористических организаций, в основном исламского толка. При этом Казахстан рассматривается ими главным образом не как зона для совершения возможных терактов, а как своего рода база для осуществления конспиративной работы по подготовке подрывных действий в отношении соседних с республикой государств, в первую очередь Узбекистана. Например, это четко показала деятельность религиозной группы «Джамаат моджахедов Центральной Азии». В этом случае безопасность региона следует рассматривать как составляющую часть евроазиатской системы безопасности, являющейся, в свою очередь, частью глобальной системы безопасности.
Немалый процент людей, поддерживающих усиление контроля в религиозной сфере, — это в значительной степени поддержка людей, которые считают, что снижение уровня распространения религиозного экстремизма во многом зависит от «решительных действий» государственной власти. Хотя, как показывает опыт истории, возможности этих действий вовсе не безграничны, а порой и необоснованны. Распространяющаяся религиозно-экстремистская идеология порождает спрос на перманентные «решительные действия», со всеми вытекающими отсюда последствиями. В то же время и предпринимаемые государством меры оказались недостаточно эффективными. Особенно это касается устранения факторов в условиях внутреннего развития, которые способствуют проявлению терроризма и экстремизма. В этом случае основной упор сделан на силовые методы. В то же время внимательное наблюдение за религиозными процессами, происходящими в Казахстане и других странах региона, позволяет сделать вывод о том, что с проявлениями религиозного экстремизма нужно бороться прежде всего методом установления информационно- просветительского режима.
Список литературы
- Указ Президента РК «О мерах по предупреждению и пересечению проявлений терроризма и экстремизма» от 10 февраля 2000 г. // САПП Республики Казахстан. — 2000. — № 7. — С. 75.
- Назарбаев Н. Быть ближе к людям, решать их проблемы // Казахстанская правда. — 2001. — 31 янв.
- В зоне особого внимания // Казахстанская правда. — 2004. — 24 дек.
- С «Жамаатом» покончено // Казахстанская правда. — 2004. — 12 ноября. (Члены этой группировки были задержаны в ноябре 2004 г. на территории Южно-Казахстанской области. В числе арестованных руководителей, членов и пособников группировки девять граждан Казахстана и четыре гражданина Узбекистана. Задержаны также четыре жительницы Южно-Казахстанской области, прошедшие подготовку в качестве «смертниц». Этой группировкой и его лидерами (Ахматом Бекмирзаевым и Жакшыбеком Биймурзаевым), как заявил генерал-майор КНБ РК Владимир Божко, планировалось проведение на территории Центральной Азии ряда террористических актов.
- Ислам должен возвышать человека // Казахстанская правда. — 2000. — 25 нояб.
- Религиозная свобода — не анархия // Казахстанская правда. — 1995. — 21 июля.
- Султангалиева А.К. Ислам в Казахстане: история, этничность, общество. — Алматы, 1998. — С. 67.