В цикле специальных дирижерских дисциплин учебного плана хоровой класс занимает особое место. Хоровой класс имеет важное психологическое значение, помогая студентам с первых шагов воспитать необходимые для дирижера волевые и артистические качества. Это центральная дисциплина цикла, основа основ постановки учебного процесса специальности «музыкальное образование», поэтому трудно переоценить значение и актуальность разработки вопросов методики организации и постановки работы учебного хора.
Основная причина — это отсутствие четких методических установок и единых принципов организации работы учебных хоровых коллективов. Фактически в каждом учебном заведении деятельность хоровых классов организуется и протекает по-разному.
Казалось бы, проявление инициативы в поисках лучшей формы организации работы учебного хора — факт положительный. На деле же, при отсутствии единых методических установок, это нередко приводит к серьезным педагогическим просчетам и, в конечном итоге, к снижению уровня профессиональной подготовки выпускаемых специалистов. Не ставя перед собой задачи хотя бы кратко охарактеризовать существующие на практике различные методы руководства учебным хором, необходимо подчеркнуть, что при всем многообразии форм организации этой работы в деятельности хорового класса большинства учебных заведений без труда обнаруживается один общий существенный недостаток. Он выражается в том, что нужно максимально обеспечить студентов практикой работы с хором. На протяжении всего учебного года с учебным хором работают студенты-выпускники (подготовка дипломных программ) и проходят практику работы с хором студенты младших курсов. Роль педагога — руководителя хорового класса при этом фактически сведена на нет. Он лишь плани- рует репетиционную работу студентов, присутствует на занятиях и следит за соблюдением дисциплины. В результате хоровой класс является профессиональной базой подготовки будущих учителей музыки, а также дисциплиной для прохождения практики работы со студенческим хором и как учебная дисциплина перестает соответствовать назначению.
Никто не станет отрицать значения для будущего хормейстера приобретения навыков практической работы с хором. К этой проблеме еще нужно вернуться в дальнейшем. Но ведь хоровой класс — это учебная дисциплина и не менее важная, чем, скажем, дирижирование или фортепиано. Следовательно, хоровой класс, как и любую другую учебную дисциплину, нужно преподавать. А преподавание в учебном заведении может быть доверено только педагогу, но никак не студентам, даже если это студенты старших курсов. Признание этих бесспорных истин должно привести нас к следующему важному выводу: педагог, руководитель хорового класса, обязательно должен сам работать с учебным хором. Именно в этом и заключается основная форма преподавания хорового класса, как центральной дисциплины специального цикла дирижерско-хоровых дисциплин, и только при этом условии хоровой класс в состоянии успешно справиться с задачами, стоящими перед ним.
Итак, формулируем основной отправной тезис: хоровой класс в учебном заведении — это учебная дисциплина, которую должен преподавать педагог.
В учебном процессе профессиональное формирование хоровой культуры будущего учителя музыки в условиях высшего образования должно решаться на профессиональной базе и силами хорового класса как учебной дисциплины.
Прежде всего обобщение и практическое закрепление теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых студентами в процессе изучения ряда специальных дисциплин: хороведения, хоровой литературы, дирижирования, постановки голоса, чтения хоровых партитур, хоровой аранжировки, гармонии, сольфеджио, анализа музыкальных произведений и др. Подобную обобщающую функцию выполняют и другие учебные дисциплины, и прежде всего дирижирование. Занятия в классе по дирижированию, пожалуй, невозможно строить постоянно, не опираясь на весь комплекс профессиональных знаний, которыми студент обладает на данном этапе обучения. При этом процесс закрепления знаний протекает достаточно эффектно. И все же даже занятия в классе по дирижированию не могут подменить собой обобщающего и практического значения работы в хоровом классе, полностью построенной на реальном (а не воображаемом) звучании хора. Недаром один из основоположников профессионального хорового образования А.Д.Кастальский, особо подчеркивая роль хорового класса в воспитании будущих хормейстеров, говорил, что хоровых дирижеров «воспитывает сам хоровой звук, как многих симфонических и оперных дирижеров воспитывал оркестр, где они раньше играли»[Г].
Другая проблема, стоящая перед руководителем учебного хорового коллектива, — вокальное воспитание его участников. Умение управлять своим голосом, практическое овладение техническими приемами пения необходимы будущему учителю музыки — хормейстеру, не в меньшей степени, чем любые другие специальные теоретические знания и практические навыки. Ведь через некоторое время он должен будет сам вставать во главе хорового коллектива и уже в качестве дирижера руководить его вокальным воспитанием.
«Дирижер должен прежде всего усвоить простую истину: нельзя учить других тому, чего сам не знаешь», — говорил П.Г.Чесноков [2]. Следовательно, будущий руководитель хора еще в период обучения должен приобрести достаточные познания в области теории вокального пения, научиться в совершенстве владеть певческим дыханием, ясно представлять себе технологию и практически усвоить приемы правильного звукообразования, уметь пользоваться резонаторами, воспитывать в себе комплекс вокально-технических навыков, необходимых для исполнения произведений различного стиля и любой вокальной сложности. Сумма вокальных знаний и навыков обеспечить высокий уровень вокально-хоровой культуры будущего учителя музыки, которая, в свою очередь, станет залогом вокально-хоровой культуры руководимого им хорового коллектива.
Методически правильная, настойчивая и целенаправленная вокально-хоровая работа с учебным хором, как правило, позволяет, в конечном итоге, достигать высокохудожественных результатов. Звучание студенческого хора (укомплектованного обычно голосами, весьма среднего качества) становится ярким и выразительным, значительно расширяются исполнительские возможности коллектива, обогащается его тембровая палитра.
Высокий уровень вокально-хоровой культуры учебного хора — необходимое условие для развития еще одного важнейшего профессионального качества будущего учителя музыки — хормейстера
- его вокального слуха.
Вокальный слух — это разновидность музыкального слуха, характеризующаяся особенной чуткостью к звучанию человеческого голоса во всех его тончайших тембровых, динамических, интонационных и других оттенках. Без вокального слуха нельзя отличить благородный «закрытый» звук от глухого, «перекрытого»; красивый, «круглый», ясный — от неестественной, нехудожественной и т.д. Только владея вокальным слухом, дирижер может судить о степени художественной оформленности звука, следовательно, и о выразительности певческих качествах голоса [3].
Работа над вокальной стороной произведения тесно связывается с воспитанием у студентов умения точно интонировать хоровые голоса партитуры, сохраняя при этом хорошее качество звука.
На занятиях учебного хора приобретаются и совершенствуются такие специфические навыки хорового исполнения, как навыки хорового строя, хорового ансамбля и т.п., досконально изучается технология репетиционного процесса, воспитываются навыки исполнительской деятельности интерпретации.
Все эти профессиональные качества будущие специалисты приобретают в процессе пения в учебном хоровом коллективе, ибо «воспитание хорового дирижера нужно осуществлять в постоянной связи с практикой пения в хоре» [4].
В работе хорового класса предусмотрена концертная программа студентов-выпускников. Защита государственного экзамена по специальности «дирижирование» и « работа с хором», является итогом работы студентов, в процессе которой закрепляются и совершенствуются знания и умения, накопленные студентом за время его участия в работе хора в качестве певца, приобретаются навыки практической работы с хором при выступлении студентов в открытых концертах хорового класса в качестве дирижеров, а также решается целый ряд других организационных и творческих задач.
Совокупность успешного решения всех этих проблем на базе правильно организационной работы учебного хора, в конечном итоге, обеспечивает правильное формирование хоровой культуры будущего учителя музыки. И здесь вновь на первый план выдвигается проблема качества, уровень хоровой культуры учебного хорового коллектива. «Как пианиста нельзя научить играть на инструменте плохого качества, так и дирижера нельзя воспитать на звучании плохого хора. Учебный хор ... должен быть доведен до уровня высококвалифицированного художественного коллектива» [3].
Очевидно, что воспитывать и формировать такой коллектив не сможет даже самый талантливый студент-практикант. Это задача под силу только опытному, высококвалифицированному педагогу.
Педагогика рассматривает воспитание личности и развитие специальных навыков и умений как единый неделимый процесс. Общеизвестно также, что формирование творческой индивидуальности никогда не обходится без влияния другой, не менее яркой творческой индивидуальности. В этой связи нельзя не сказать об огромном воспитывающем значении личности педагога, всего профессионального облика руководителя хорового класса в сложном процессе формирования творческой индивидуальности каждого студента, а в будущем — учителя музыки.
Немаловажна также личность педагога-музыканта. Педагог-музыкант должен предстать перед аудиторией не просто эрудированным в области истории культуры, но умеющим мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное — любящим, понимающим студентов, умеющих эмоционально воспринимать искусство. Он должен не только грамотно исполнить музыкальный текст, но и передать идейную сущность произведения, его эмоциональный строй, обладать широкой эрудицией в разных сферах искусства. Поэтому всестороннее развитие музыкальных способностей, обучение основам хоровой культуры — важнейшие задачи в процессе подготовки учителей музыки общеобразовательных школ. Знакомство педагога с музыкальным материалом есть процесс образовательный, поскольку в ходе него расширяется представление об изучаемом материале. Педагог знакомит с периодом создания музыкального сочинения, основными этапами творческого пути автора, строением и формой музыкального произведения, с преодолением исполнительских приемов технического содержания сочинения, сталкивается с поиском выразительных средств музыки в работе над художественным образом. Особенность этих знаний состоит в том, что они непосредственно связаны с отражением истории, современной жизни, социальных проблем, человеческими чувствами и переживаниями, формирующими знания и умения, личностные качества, которые имеют воспитательный потенциал. Обобщение теоретических знаний и умений, применение их в исполнительской интерпретации, умение их синтезировать развивают хоровую подготовку учителя музыки, ориентируют ценностные отношения к действительности, активно формируют духовный мир, художественный вкус, следовательно, выполняют эстетическую функцию в учебном процессе.
Для формирования хоровой культуры педагога-музыканта выявлен художественновоспитательный потенциал изучения и подбора репертуара хоровой музыки Казахстана, с обращением к опыту прошлого, в частности, к достижениям русской хоровой музыки.
Личность педагога, его талант, профессиональная эрудиция, опыт, а главное любовь и безраздельная преданность к музыке, своей профессии должны быть всегда примером, достойным подражания. Поэтому руководство учебным хором следует поручать одному из авторитетных педагогов, который способен поднять студенческий хор на самый профессиональный уровень, создать в коллективе подлинно творческую атмосферу. В этих условиях хоровой класс приобретает все основные качества, присущие исполнительским коллективам высшей квалификации, становится той «творческой лабораторией», где закладываются основы профессионального мастерства у будущих учителей музыки.
Одной из главных проблем деятельности учебного хорового коллектива является исполнительское воспитание будущих учителей музыки, которое немыслимо без систематической концертной работы студенческого хора. Любой музыкант-исполнитель не может ограничить свою профессиональную деятельность рамками репетиционной работы, так как в подобном случае он неминуемо лишится тех необходимых артистической индивидуальности качеств, которые воспитывает только сцена, — общение с живой слушательской аудиторией, вся атмосфера концертного выступления. Излишне говорить о том, что будущим учителям музыки овладение исполнительскими навыками не менее необходимо, чем скрипачу или пианисту. В период обучения эти навыки приобретаются, прежде всего, в процессе пения в учебном хоре под руководством опытного мастера-педагога. Следует подчеркнуть, что если воспитание комплекса профессиональных вокально-технических навыков происходит в условиях репетиционного процесса, то стимулом для развития исполнительского дарования, артистичности может служить только публичное концертное выступление.
Только в обстановке концертного выступления под руководством опытного дирижера, в совершенстве владеющего секретами исполнительской интерпретации, сочетающего в своем творческом облике ясный ум, волю, исполнительский темперамент, богатую творческую фантазию и другие черты подлинной артистичности, хоровой коллектив может достичь значительных высот художественно-исполнительского мастерства. Являясь полноправным соучастником подобного исполнения, студент способен пережить минуты настоящего творческого вдохновения, испытать волнующее ощущение радости творческого созидания. Такие моменты незабываемы, они рождают потребность постоянного творческого самовыражения, ведут к неустанным поискам новых художественных впечатлений, способность вызвать новый прилив вдохновения.
Функции руководителя учебного хора не ограничиваются «чисто учебной» (репетиционной) работой, студенческий хор под руководством педагога должен вести систематическую концертную деятельность. При этом, однако, не следует забывать о том, что любая форма работы хорового класса имеет своей конечной целью задачи учебно-воспитательные. Поэтому концертная работа учебного хора по своим масштабам, принципам организации и содержанию должна существенно отличаться от концертной деятельности любого профессионального хора.
Огромное значение для успешного исполнительского воспитания хора имеет учебный и концертный репертуар хорового класса. Требования к учебному репертуару должны быть особенно высоки — ведь в процессе работы над репертуаром, помимо овладения необходимыми техническими и исполнительскими навыками, воспитывается художественный вкус будущих профессиональных музыкантов. Поэтому в репертуар хорового класса следует включать только лучшие образцы отечественной и зарубежной хоровой музыки. В хоровом классе нужно постоянно вести изучение обширного хорового репертуара, так как студенты знакомятся с лучшими образцами творчества крупнейших мастеров хоровой культуры различных эпох и творческих направлений, анализируя особенности репетиционной работы и исполнения хоровой музыки разных стилей.
В вопросах организации учебного хора немаловажным является практика работы с хором. Практическая работа будущего хормейстера — проблема первостепенного значения, без решения которой невозможно обеспечить достаточно высокий уровень профессионального воспитания кадров. Очевидно, что проблему практической подготовки будущих хормейстеров только силами учебного хора решить невозможно, так как приобретение прочных навыков профессиональной работы с хором обеспечивается только путем постоянной работы с хоровым коллективом. Следовательно, решение этой проблемы надо искать за пределами учебного хора. Опыт работы ряда учебных заведений показывает, что при правильной постановке учебно-воспитательного процесса роль решающего фактора в практической подготовке приобретает хорошо организованная производственная практика студентов с различными самодеятельными хоровыми коллективами. «Производственная практика с хором вне учебного заведения является неотъемлемой частью педагогической работы с молодыми дирижерами. Она должна быть поставлена со всей строгостью и требовательностью. Рассчитывать только на учебный хор нельзя, этот хор еле-еле успевает подготовить дипломную работу для выпускников. Поэтому студентам младших курсов необходима практическая работа с хором вне учебного заведения (самодеятельные, школьные хоры)» [4].
Также очень важна роль самоподготовки студентов. Студентам дается определенное время для самоподготовки к последующим занятиям хорового класса. Такая необходимость вытекает из того, что студенты имеют возможность работать над конкретным заданием. В основном домашняя работа студента складывается из последующих элементов:
- пение хоровых голосов изучаемых произведений;
- упражнение на развитие внутреннего слуха;
- игра на фортепиано хоровых партий, каждой в отдельности, в различных их сочетаниях и партитуры в целом;
- анализ изучаемых произведений.
Пение хоровых голосов является важнейшим моментом в освоении хорового произведения. Изучение голосов достигается двумя способами: игра хоровых партий на фортепиано и повторение их голосом. Это так называемый механический способ запоминания мелодических линий хоровых партий. Такое усвоение материала положительно тем, что на него требуется сравнительно небольшая затрата времени. Другим способом усвоения хоровых партий является сольфеджирование. Этот способ требует затраты большего времени и внимания, но более эффективен в отношении музыкального развития студента: развивает у студентов музыкальный слух, точность интонации и воспитывает умение ощущать вокальные особенности каждой хоровой партии.
Сольфеджирование партий особенно необходимо при работе над произведением a capella. Пение голосов по вертикали, от нижнего к верхнему, осуществляется также методом сольфеджирования. Петь хоровые аккорды необходимо в октавах, свойственных природе голоса студента. Изучение голосов партитуры на основе сольфеджирования тесно связывается с работой студентов по развитию его внутреннего слуха и навыков пользования камертоном.
Таким образом, вопросы организации работы учебного хора и практической подготовки будущих учителей музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования должны решаться комплексно. При этом приобретение навыков практической работы с хором осуществляется, прежде всего, в процессе систематической работы студента с хоровым коллективом. Хоровой класс должен всегда оставаться учебной дисциплиной и под руководством педагога последовательно решать иные проблемы на пути профессионального становления дирижера, главная из которых — формирование хоровой культуры будущего учителя музыки.
Для достижения этого хоровой класс в высшем учебном заведении должен представлять собой хороший исполнительский коллектив, принципы работы и качество звучания которого на многие годы могут стать образцом для каждого студента в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
1 Локшин.Д. Музыкально-педагогические взгляды А.Д.Кастальского. Сб. ст. — М.: Изд-во «Музыка», 1960. — 87 с.
2 Чесноков П. Хор и управление им. Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Музгиз», 1952. — 146 с.
3 Пазовский А. Дирижер и певец. Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Музгиз», 1959. — 86-87 с.
4 Пигров К. Руководство хором. Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Музгиз», 1964. — 132 с.