Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Некоторые вопросы классификации понятия интеллигенции в исторической науке

Во все времена интеллигенция занимала особое место в жизни общества. Будучи главным про­водником образования, науки и культуры, она на протяжении длительного периода времени изучает­ся исследователями, которые пытаются дать ей полную и непротиворечивую характеристику. Среди многочисленных вопросов о становлении, развитии и положении интеллигенции в обществе наибо­лее дискутируемым остается вопрос определения самого понятия «интеллигенция».

Данная проблема исследуется в русле таких наук, как философия, история, культурология, со­циология. Не претендуя на исчерпывающие данные об исследовании понятия «интеллигенция», при­водим лишь некоторые данные ученых, которые, так или иначе, интерпретировали эту дефиницию.

В научный оборот термин «интеллигенция» был введен в середине ХІХ в. писателем П. Д. Бобо­рыкиным для обозначения людей, занимающихся преимущественно умственной деятельностью. Следует отметить, что именно в этот период входит в научный оборот сам термин «интеллиген­ция», хотя люди интеллектуального труда существовали всегда, у каждого народа были свои уче­ные мужи, «ни один народ не вышел на сцену истории без собственной интеллигенции» [1; 84]. Еще во втором тысячелетии до н.э. в Греции данные о металлургии, архитектуре, мореходстве и письменности, бесспорно, свидетельствуют о большом прогрессе в разделении труда и обособлении ряда видов деятельности, требовавших специальных теоретических знаний. В работе Т.В. Блаватской отмечено, что «эпос ахейских времен особо называет таких профессионалов, как врачи, строители, певцы ... и хотя на протяжении многих последующих столетий в облике этого социального слоя про­являлись все новые черты, — особенно интенсивно формировалась группа интеллигенции с 8-7 вв. в связи с возраставшей потребностью полисов в квалифицированном умственном труде...» [2]. Не это ли и есть неопровержимое доказательство того, что интеллигенты, появились не в XVIII-XIX вв., а намного раньше. Милетская школа, школа пифагорейцев, школа Гераклита Эфесского, элейская школа и т.д. — этот список можно продолжать до бесконечности. Люди того времени также зани­мались интеллектуальным трудом, получали образование, делали открытия; имелись научные биб­лиотеки, где проводились занятия и обмен опытами. В ахейское время и параллельно этому у дру­гих народностей появились именно интеллигенты — это не то установившееся понятие «интелли­генция», к которому мы привыкли. (Об этом подробнее будет сказано ниже.)

Доктор исторических наук Х.М. Абжанов предлагает свою точку зрения на вопрос о зарождении интеллигенции, при этом он говорит о зарождении национальной, казахской интеллигенции. По ха­рактеру интеллектуального развития национальную интеллигенцию ученый делит на две группы: традиционную и профессиональную.

Первую, традиционную, группу он относит именно к древности: «Беки, батыры-полководцы, мыслители, религиозные деятели, мудрые наставники молодежи воспеваются в древнетюркских па­мятниках письменности. Связь времен и поколений не прерывалась и в последующие века, она вы­держала разрушения монгольского нашествия, походы Тамерлана, войны с джунгарами. Внутренняя структура традиционной интеллигенции не претерпела существенных изменений» [3]. В эту катего­рию смело можно отнести султана Чингиса Валиханова — отца Чокана Валиханова, получившего образование в Сибирском войсковом казачьем училище; Жангир-хана, который являлся в 1844 г. по­четным членом ученого совета Казанского университета; Ч. Валиханова — одного из выдающихся востоковедов России XIX в. Х.М. Абжанов отмечает, что «при переходе к капитализму, как в соци­ально-нравственном, так и в культурно-нравственном отношениях, активную позицию занимало ли­тературно-музыкальное крыло традиционной интеллигенции. Им не была уготована миссия изме­нить общество. Тонкости политики и идеологии государства не входили в орбиту их интересов. казахский социум всегда выдвигал из своей среды столько акынов, кюйши, жыршы, баксы- балгеров, народных ветеринаров, агрономов, архитекторов, сколько их было необходимо для обес­печения естественного развития системы, сложившейся на протяжении многих веков» [3]. Произ­ведения Таттимбета, Курмангазы, сайдалы-сары Тока, песни Акана, Жаяу Мусы, Биржана, литера­турное наследие Шернияза, Шортанбая, Суюнбая и многих других — бесценные творения литера­турно-музыкального крыла традиционной интеллигенции, и по сей день являющиеся гордостью казахской нации.

Вторая группа интеллигенции — профессиональная, по мнению Х.М. Абжанова, это и есть та интеллигенция, которая зародилась в начале ХХ в. Состояла она из представителей различного со­циального положения: из бедных семей — Ж. Аймауытов, О. Жандосов, М. Дулатов; из среднего слоя — А. Байтурсынов, С. Мендешев; дети степной аристократии — Ш. Кудайбердиев, М. Шокай, Н. Тюрякулов, а также следующее поколение — С. Асфендияров, Б. Каратаев, А. Беремжанов.

Что касается философов, так называемых интеллигентов античного и средневекового мира, то профессор Тюбингеского университета (Германия) Дитрих Байрау приводит труды немецких ученых [4]: «При определении понятия «интеллигенция» с позиции социологии встает вопрос о ее функциях. Если в ней видеть ту часть общества, которая в буквальном смысле размышляет о Боге и мире, тогда каждое общество имело свою интеллигенцию — жрецов, священников, монахов и философов антич­ного мира, включая интеллектуалов современного общества. С началом индустриализации образо­ванная часть общества может быть подразделена на две основные группы: толкователей смысла, про­видцев и мультипликаторов и тех, кто ускорял промышленное и техническое развитие» [5; 122]. По мнению В.И. Чуприны, именно неопределенность понятия «интеллигенция», а также достаточно ши­рокие границы этого слоя, впрочем, как и слоя интеллектуалов, приводит зарубежных историков к необходимости при конкретно-историческом анализе отношений с властью заменять эти категории на более дробные, но вследствие этого более четко очерченные и понятные в рамках их функцио­нальных ролей. Именно поэтому, по мнению В.И. Чуприны, Д. Байрау для удобства анализа взаимо­отношений образованных слоев с властью предлагает подразделять их по функциям на две основные группы: толкователей смысла, провидцев и мультипликаторов и «тех, кто ускорял промышленное и техническое развитие» [6; 35-36].

Наряду с установившимся понятием «интеллигенция» социология часто в качестве критерия бе­рет образовательный ценз. Но многие ученые опровергают данное определение как неприемлемое для истинного понимания интеллигенции. В качестве доказательства можно бесконечно приводить в пример многочисленные школы древнегреческого мира.

Так, образованный в 1988 г. при Союзе кинематографистов клуб «Свободное слово» провел обсуждение проблемы «Интеллигенция и власть». Ученые вели дискуссию о проблеме интеллиген­ции. Доктор философских наук В.М. Межуев дал, на наш взгляд, наиболее близкую нам характери­стику интеллигенции: «Не сама по себе образованность, просвещенность является отличительной чертой интеллигенции. В дореволюционной России она представляла собой не столько профессио­нальный слой людей творческого и интеллектуального труда, который можно встретить во всех ци­вилизованных странах, сколько особого рода «партию» образованных людей, объединенную общим умонастроением, — «партию народа», выступающую против «партии власти». Это была как бы первая партия, хотя и политически не организованная, в стране, никогда не жившей в условиях много­партийной системы» [7].

Обращая внимание на социологический подход к понятию «интеллигенция», в котором в ка­честве критерия берется образовательный ценз, следует отметить, что к середине ХХ в. многие дея­тели, занимающие определенное положение в науке, искусстве и административные посты, уже име­ли высшее образование. Следовательно, критерий образованности не может быть взят за первичную основу понятия «интеллигенция», ибо не всякий имеющий диплом о высшем образовании обязатель­но должен быть причислен к отряду интеллигенции. Несмотря на это в исследованиях западной исто­риографии, как отмечает Д. Байрау [5; 123], большое внимание уделяется возникновению интеллек­туальных профессий. Западные ученые проводили сравнительные исследования, которые выходили за пределы своих государств [8].

Считать образовательные рамки условными предлагает в своей работе также О.С. Нагорных: «Интеллигенцией можно назвать крупную социально-культурную общность, социальный массив лю­дей с активной общественной позицией, профессионально занимающийся умственным трудом, обла­дающий творческим инструментарием. Более того, эта общественная группа является мощным диф­ференцированным контингентом людей, получивших высшее или среднеспециальное образование. Но необходимо добавить, что образовательные рамки также можно считать условными. Интелли­генция обладает необходимой базой знаний, что позволяет им реализовать себя в различных облас­тях, в наиболее сложных формах культуры, науки, религии, образования, военной теории, зани­маться распространением и развитием культуры» [9; 76].

Следующий критерий, определяющий понятие «интеллигенция», — критерий умственного тру­да. В.И. Чуприна [6; 26] приводит толкование этого определения из нескольких словарей: словарь Ожегова: «Интеллигенция — работники умственного труда, обладающие образованием и специаль­ными знаниями в различных областях науки, техники и культуры» [10; 126]; словарь братьев Гранат: «Интеллигенция объединяет представителей умственной культуры, людей, профессия которых опре­деляется их знаниями и дарованиями» [11; 59-61]; словарь иностранных слов: «Интеллигенция — социальная группа, в которую входят люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и обладающие необходимым для такого труда специальным образованием» [12; 197]; словарь- справочник «Советская интеллигенция»: «Интеллигенция — социальный слой общества, профессио­нально занимающийся умственным трудом» [13; 50-51].

Культуролог А.И. Арнольдов в качестве основных критерий для определения понятия «интелли­генция» берет творческий умственный труд, современное научное образование, социально-культурный аспект и творчество в наиболее сложных формах культуры. Таким образом, определение интеллиген­ции у А.И. Арнольдова следующее: «крупная социально-культурная общность, социальный массив людей, профессионально занимающихся творческим умственным трудом. Это — общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры — науке, искусстве, образовании, религии» [14; 153].

В течение полутораста лет после введения в научный оборот понятия «интеллигенция» был зна­чительно расширен диапазон определения этого социального феномена. Вопросы о том, что есть «интеллигенция» и каково ее общественное предназначение, назрели и привлекли общественное внимание в начале ХХ в. На тот период имелось два подхода к толкованию понятия «интеллиген­ция».

Первый — социально-этический, или нравственный, базировавшийся на духовных признаках. Выразителями этой концепции стали Н.А. Бердяев, Н.С. Булгаков, авторы сборников «Из глубины веков» и «Вехи». Они рассматривали интеллигенцию как «внесословную внеклассовую группу, ха­рактеризуемую творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь». Эту кон­цепцию поддерживали также М.И. Туган-Барановский, П. Лавров, Р.В. Иванов-Разумник и другие. Так, русский и советский литературовед, социолог, писатель Р.В. Иванов-Разумник одним из главных и первых признаков интеллигенции выделяет то, что интеллигенция и есть, прежде всего, определен­ная общественная группа. Далее автор указывает на существенное различие между отдельными «ин­теллигентами» и интеллигенцией как группой: «Отдельные интеллигенты существовали всегда, ин­теллигенция появилась только при органическом соединении отдельных интеллигентов в цельную, единую группу». Приводя в пример многих ученых разных веков, Р.В. Иванов-Разумник отмечает, что термин «интеллигенция» не связан с понятиями о каких бы то ни было профессиях: «... к группе интеллигенции может принадлежать полуграмотный крестьянин, и никакой университетский диплом не дает еще права его обладателю причислять себя к интеллигенции» [15].

Таким образом, второй признак интеллигенции по Р.В. Иванову-Разумнику — преемственность, а она есть функция непрерывная. Такую группу интеллигенции автор относит к середине XVIII в. На наш взгляд, как раз-таки данная группа существовала всегда, испокон веков творили ученые, не имевшие специального образования, но обладающие высокой суммой выработанных трудом знаний. Академик Д.С. Лихачев отмечал, что образованность нельзя смешивать с интеллигентностью «...лишите человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти, но если при всем при этом он сохраняет восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, вкус к искусству, уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов и богатство, и точность своего языка —  разговорного и письменного — вот это и будет интеллигентностью» [16; 480]. Предназначением интеллигента было вести борьбу с предрассудками и традициями общества во имя идеала всеобще­го равенства и счастья [17; 12].

Второй — социально-классовый подход основан на ленинском указании, что интеллигенция не связана с видами собственности и размыта в основных классах общества, интеллигенцию называли прослойкой, чем-то промежуточным между крестьянством и рабочим классом. Интеллигенция и поныне часто рассматривается с учетом двух позиций: образование и вид труда. Это социологиче­ский подход. Он является чисто количественным и явно недостаточным. «Необходимо учитывать, что интеллигенция, не имея суверенного отношения к собственности, лишь участвует в чужих ее видах, и поэтому не может быть элементом классовой структуры» [6; 29].

Понятие «интеллигенция» является чисто русским феноменом. Известно, что на Западе нет интеллигентов, есть интеллектуалы. В большом толковом социологическом словаре отмечается, что «интеллигенция и интеллектуалы не являются синонимами» [18; 252]. «Чтобы избежать ошибок в научно-исследовательском подходе, необходимо категорию «интеллигенция» признать принадлежа­щей контексту советской идеологии, командно-административной системы управления. «Интеллек­туал» зародился вместе с тенденцией демократизации, либерализации. развитием принципов ры­ночной экономики, повышением уровня жизни населения, ростом образованности и научно­технического прогресса.» [19; 136]. Тем не менее в сознании общественности укоренился общепри­нятый термин «интеллигенция», и это означает, что современные работники преимущественно умст­венного труда не могут сохранять «советского» контекста в комплексе всех перечисленных выше ха­рактеристик.

Главный редактор газеты «Central Asia Monitor», известный журналист Б. Габдуллин, на страни­цах своей газеты делится размышлениями по поводу различия понятий «интеллектуал» и «интелли­гент»: «Последнее, на мой взгляд, традиционно включает не только «ум», но и высокие этические качества: совестливость, порядочность, ответственность и т.д. .Говоря об интеллигентах, мы должны иметь в виду только личности. Не зря виднейший русский ученый Д.С. Лихачев — зримое воплощение идеального интеллигента — подчеркивал, что интеллигент — это штучный продукт, интеллигенты не ходят толпами. Совесть интеллигента не коллективна, а индивидуальна, и это ре­зультат напряженнейшей внутренней работы» [20; 8].

После выхода в свет в 1969 г. статьи В.Ф. Кормера [21] эта работа стала своего рода продолже­нием веховских дискуссий о проблеме интеллигенции, где автор пишет об уникальности феномена. Начался процесс переосмысления жестких догм в рамках определения понятия «интеллигенция». Во многих работах ученых стали появляться такие социологические критерии, как квалификация, обра­зование, социальная роль. Так, хотелось бы отметить, в частности, работы доктора исторических наук, профессора Х.М. Абжанова, который выделяет два подхода к разъяснению термина «интел­лигенция». Первый подход определяет интеллигенцию «как социальную общность, имеющую со­ответствующий образовательно-квалификационный уровень и занятую преимущественно умствен­ным трудом». Но, по мнению автора, бурное развитие науки и техники, внедрение новейших тех­нологий расширило социальную грань тех, кто вовлечен в умственную деятельность, в том числе рабочих. Вторая группа исследователей за основу берет не характер труда интеллигенции, а ее функ­циональное назначение. «Интеллигенция, — считают они, — отличается от других социальных групп и общностей только тем, что она управляет людьми и ответственна за совершенствование важнейших компонентов общественных сфер» [1; 83]. Недостаток обеих точек зрения Х.М. Абжанов видит в том, что в их основе лежит динамика общественного прогресса, что они «вошли в глубокое противоречие с действительностью в преддверии уже совсем близкого двадцать первого века». Автор предлагает иной подход к уяснению проблемы. «.Определяющим и главным в предназначении, сути и со­циальной практике интеллигенции всегда была и есть эвристическая направленность., творческое начало является главным., эвристичность как сущность и черта интеллигенции объективно пре­допределяет уровень ее знаний, профессионально-квалификационной подготовки, а также функцио­нальные обязанности» [1; 84].

Доктор исторических наук, профессор Р.М. Жумашев в качестве критерия для выделения интелли­генции из бюрократического и управленческого персонала предлагает определить категорию интелли­генции как «категорию лиц, профессионально занимающихся умственным трудом, осуществляю­щих производство, трансляцию и основное потребление знаний и духовных ценностей. при этом сле­дует особо выделить творчество как неотъемлемую черту интеллигентского труда» [22; 26].

На наш взгляд, интеллигенция — это социальная общность, сплоченная качеством интеллигент­ности, вбирающая полное понимание этого слова, своего рода связующие атомы из убеждений и зна­ний, пытающаяся посредством каких-либо действий или мысли пересечь имеющиеся горизонты. Лю­ди безусловно умственного труда — носители научно-исторического мировоззрения в исторических формах, по выражению академика Д.С. Лихачева, «свободны в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам» [23].

Обобщая приведенные выше исследования, касающиеся определения понятия «интеллигенция», следует отметить, что, во-первых, несмотря на то, что эти исследования ведутся вот уже на протяже­нии двухсот лет, на сегодняшний день до сих пор нет единой концепции интеллигенции, что в усло­виях демократического развития нашего общества является нормальным явлением. В основном пре­валируют два подхода: «нравственный» и «социологический».

Во-вторых, недостаточным является выделение образовательного ценза как одного из основных критериев интеллигенции, тем более, когда говорят о наличии диплома о высшем или среднеспе­циальном образовании. В этом случае не попадает в ряды интеллигенции та ее часть, которую мы обозначали традиционной. Многими учеными были получены знания вне высших учебных заведе­ний, тем не менее это не мешало им творить и оставлять духовное наследие своим потомкам, а тех, кто имел высшее образование, но не занимался научной деятельностью, машинально можно было бы отнести к интеллигенции, тем более, что в условиях научно-технического прогресса получить высшее образование стремились многие. А на сегодняшний день высшее образование, и не одно, имеет прак­тически каждый.

В-третьих, определения «интеллигенция» и «интеллигентность», на наш взгляд, — это связан­ные между собой понятия. Только таким понятием можно охарактеризовать интеллигенцию, но, на­зывая отдельно взятого человека, не относящегося к интеллигенции, интеллигентным, не может быть допустимо, ибо это уже несоответствие самому определению в силу его личностных качеств.

 

Список литературы

1      Абжанов Х.М. Формирование и судьбы казахской интеллигенции // Мысль. — 1993. — № 5. — С. 83-87.

2      Блаватская Т.В. Некоторые черты греческой интеллигенции доэллистического периода //sno.pro1.ru/lib/blavat/

3      Абжанов Х.М. Миссия интеллигенции. Оқыгандар и зиялылар. Архив 24.02.2006 // kfzpravda.kz/index.php/

4    Beyme K.V. Intellektuelle, Intelligenz // Sowjetsystem und Demokratische Gesellschaft. Bd. 3. — Freiburg, 1969. — Sp. 186-208;

5      Байрау Д. Интеллигенция и власть: советский опыт // Отеч. история. — 1994. — № 2. — С. 122-135.

6     Чуприна В.И. Интеллигенция и власть: исторический опыт взаимодействия в середине 50-х — начале 90-х годов ХХ века (на материале Северо-Кавказского региона): Дис. д-ра ист. наук: 07.00.02 — М.: РГБ, 2005. — 356 с.

7      Межуев В.М. Интеллигенция и власть // politstudies.ru/fulltext/1992/3/12.htm

8    Jarausch K.H. (ed). The Transformation of Higher Learning 1860-1930. Expantion, Diversification, Social Opening and Pro­fessionalization in England, Germany, Russia and the United States. — Stuttgart, 1983.

9    Нагорных О.С. Взаимоотношение творческой интеллигенции и власти в 1946-1953 гг. (по материалам Горьков­ской области): Дис... канд. ист. наук. — Нижний Новгород, 2007. — 183 с.

10   Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1987. — 126 с.

11   Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. — М.Б.г. — Т. 22. — С. 59-61.

12   Словарь иностранных слов. — М., 1996. — 197 с.

13   Советская интеллигенция: Словарь — справочник. — М., 1987. — С. 50-51.

14  Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. — М., 1992. — 153 с.

15   Иванов-Разумник Р.В. Что такое интеллигенция? — 1907 // krotov.info/libsec/09

16   ЛихачевД.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. — Л., 1989. — 581 с.

17    Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-60-е гг. — М.: «Диалог» — МГУ, 1999. — 156 с.

18   Большой толковый социологический словарь.— М., 1999. — Т. 1.

19             Фоминых Г. Лицо нации: интеллигенция Казахстана транзитного периода // Евразийское сообщество. — 2004. — №3  (47). — С. 136-141.

20    Габдуллин Б. Пора договориться о терминах. На повестке дня: интеллигенция и интеллектуалы // Central Asia Monitor. — 21 янв. — 2005. — № 3. — 8 с.

21   Кормер В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии. — 1969. — № 9.

22    Жумашев Р.М. Историографические аспекты изучения интеллигенции Советского Казахстана // Вестник Караган­динского университета. Сер. История. Философия. Право.— 2005. — № 4 (40). — С. 19-29.

23   Кузнецов А. Интеллигенция и власть. — 29.05.06 // izvestia.ru/intell_vlast/ 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.