Биотехнология - это именно та дисциплина, которая, как физика в середине прошлого века, определяет сегодня научно-технический прогресс. Во всем мире на рубеже веков она бурно развивается, в нее вкладываются огромные средства. Полученные с помощью генной инженерии лекарства и продукты питания - эти достижения биотехнологии уже вошли в нашу жизнь, а завтра их число может возрасти в геометрической прогрессии. Биотехнология - единственная дисциплина, объединяющая фундаментальную и прикладную науку, а также производство. Результаты ее развития крайне необходимы для повышения качества жизни людей.
Поэтому подготовка кадров для биотехнологии должна стать одним из приоритетов в сфере образования.
Как ни печально, у Казахстана нет крепких позиций не только в биотехнологической науке, но и в области промышленных биотехнологий. В свое время был закрыт Алматинский биокомбинат. Биотехнологический завод в Степногорске находится в состоянии стагнации. Алматинский дрожжевой завод не выдерживает конкуренции с иностранными предприятиями. Единственная в Казахстане отрасль, которая относительно хорошо представлена, - спиртовая. В республике около 30 спиртзаводов и 1 завод по производству биоэтанола. Но и здесь неуместна гордость, поскольку научно-технологическое сопровождение со стороны казахстанских биотехнологов на этих заводах отсутствует. Все технологии и штаммы-продуценты закупаются за границей. Оно и понятно: так проще и менее хлопотно. Нужно признаться, что это почти всё, что мы имеем из биотехнологий в республике на настоящий момент.
Мы хотели бы остановиться на проблеме подготовки кадров для биотехнологии, этого важнейшего направления науки, и обсудить, насколько существующая система образования соответствует сегодняшним и завтрашним потребностям, ведь ситуация меняется достаточно быстро.
Когда-то в нашей стране шло мощное развитие индустрии под лозунгом: «Техника решает все», потом он сменился на другой: «Кадры решают все». Сейчас в области биотехнологии ситуация похожая. Нам надо развивать промышленную, техническую базу, а что касается людей, которые должны осваивать эту сложную технику, то пока еще есть специалисты, способные этому научить. Но скоро их может и не остаться -уйдут на пенсию. Вопросы технической оснащенности и подготовки кадров следует решать параллельно. Пока никто не может точно сказать, сколько и каких специалистов в области биотехнологии нам необходимо готовить. Да и сама область биотехнологии настолько обширна, что из неё уже отделись самостоятельные направления - медицинская, сельскохозяйственная, ветеринарная, пищевая и несколько других. В каждом из этих направлений имеется определённая специфика, поэтому в вузах Казахстана, ведущих подготовку кадров - бакалавров и магистров биотехнологии, упор делается на определённом направлении отрасли. Например, в КазНУ им. Аль-Фараби - биотехнологии растений, ИнЕУ и СГУ им. Шакарима - пищевой и ветеринарной и т.д.
Биотехнологии весьма разнообразны, и всеми их направлениями не занимается ни одна страна. Плохо еще и то, что наше государство до сих пор не определилось с наиболее приоритетными направлениями развития биотехнологического производства и не сформировало социальный заказ нашим биотехнологам.
Для начала было бы неплохо сконцентрировать усилия наших ученых на четырех-пяти направлениях в биотехнологиях, причем эти направления должны быть приняты директивно, исходя из экономической и стратегической целесообразности, а не научной привлекательности, или на основе имеющегося научного потенциала. Наука сама не может придумывать, чем она может быть полезна государству. В этом вопросе государство должно проявлять инициативу. Выполнение государственных директив необходимо возложить на конкретные организации и лица.
Например, в Бразилии, не самой богатой стране, после первого энергетического кризиса 70-х годов государство сформировало программу «Проалко» (National Fuel Alcohol Program). Ее целью было создание экономически выгодных технологий производства биоэтанола и технологий на основе биоэтанола. На сегодняшний день Бразилия довела себестоимость биоэтанола до 19 центов за литр, разработала спектр технологий на основе биоэтанола и благодаря своей продуманной программе получила значительную энергетическую независимость.
Еще несколько лет - и мы увидим закат нефтяного века. Ведь каменный век закончился не потому, что кончились камни.
Разработка генетически модифицированных растений, морозо- и засухоустойчивых одновременно, растущих на солончаках, с высоким содержанием целлюлозы - вот одно направление развития биотехнологий для получения биоэтанола в Казахстане. Параллельно необходимо развивать производство амилолитических ферментов для нужд спиртовой промышленности, а также ферментов для нужд животноводства. Это второе направление отечественных биотехнологий.
Недавно наш президент Нурсултан Назарбаев дал задание увеличить производство мяса как минимум в четыре раза. Так это же социальный заказ для наших биотехнологов! Увеличить производство мяса в сжатые сроки можно только при использовании комплекса биотехнологий: искусственное осеменение, селекционная работа, производство вакцин для животных (ящур, сибирская язва, бруцеллез и пр.), диагностика болезней, производство белково-витаминных комплексов, производство кормов и т.д. Развитие кормовой базы для животноводства автоматически ведет к развитию производства ферментов, а также к исследованиям в области высокоурожайных генетически модифицированных растений. Уже получается приличный биотехнологический кластер.
Что касается биотехнологий для медицины, то нашему государству по силам взять на себя производство некоторых социально значимых препаратов, отказаться от доминирования дженериковой стратегии в производстве фармацевтической продукции и перейти на производство высокотехнологичных иммунобиологических препаратов. В ближайшей перспективе вряд ли какая-либо частная фармацевтическая компания Казахстана вырастет до уровня проведения научно-исследовательских работ за свой счет. В среднем на разработку новых биотехнологических продуктов уходит не менее 5-6 лет. И этот процесс мало поддается ускорению. Деньги, вложенные в биотех, начинают возвращаться в лучшем случае через 5-6 лет. Наши отечественные инвесторы не готовы вкладывать длинные деньги. Поэтому помощь государства в таких исследованиях может быть перспективной формой сотрудничества с отечественным бизнесом.
На первом этапе обозначенных направлений биотехнологий вполне достаточно для государственных программ. На базе создавшегося биотехнологического кластера вырастут новые частные компании, которые, возможно, станут локомотивами казахстанского биотеха.
Сегодня в подготовке специалистов в области биотехнологий задействованы очень многие учреждения, как образовательной системы, так и в последние годы научные центры. Преподаватель и научный работник обычно преподают то, что они знают. С одной стороны, если надо решать вопросы обновления кадров, это хорошо, но в то же время, если смотреть в отдаленное будущее, возникают некоторые опасности. Получается матричное воспроизводство специалистов. Тот язык, на котором ведется преподавание, — язык учебников, имеющих достаточный возраст. Поэтому здесь необходимы коренные изменения. 99% работы в биологических исследованиях - рутинная работа. Очень часто приводят в пример западную науку, которая, как известно, держится на вузах. Западные университеты хорошо оснащены современным исследовательским оборудованием. Университетские лаборатории выполняют исследовательские заказы частных компаний. У профессора университета в лаборатории трудится несколько десятков студентов. Вот она, бесплатная армия лаборантов, выполняющих всю рутинную и черновую работу. По окончании университета профессор дает рекомендацию своим студентам на работу обычно в те компании, которые сотрудничают с данным университетом. На наш взгляд, такая система весьма прагматична и продуманна. Она обеспечивает бесперебойную поставку высококвалифицированных кадров, исключает «разрыв поколений». Те выпускники, которые решили открыть свое дело по специальности, всегда будут рассчитывать на научную поддержку своей альма-матер. Нам стоит сконцентрироваться на проблемах подготовки кадров и максимально приблизить систему обучения к западной. Для этого нам придется оснастить вузы современным оборудованием, приглашать иностранных профессоров и запастись терпением. Ведь подготовка квалифицированных кадров - самая трудная биотехнология!
Если бы мы спросили биотехнологические предприятия о том, какие специалисты им нужны, то они бы дали нам некую информацию. Но нет уверенности, что эта информация будет дана с учетом того, что станет необходимым этим предприятиям через 5-10 лет.
В последние 13-15 лет биотехнологическая наука жила своей жизнью, а производство - своей, и они совершенно не пересекались. По некоторым оценкам, дефицит инженерных кадров в биотехнологической промышленности Казахстана составляет около 5 тыс. человек. А все вузы страны выпускают в год не более 250 бакалавров биотехнологии, из них на предприятия может попасть в лучшем случае четвертая часть, несмотря на то, что там сейчас уровень зарплаты достаточно высок. Нарастающий дефицит инженерных кадров, биологов, генетиков, химиков — это проблема не только нашей страны, но и всего мира. Восстановив цепочку «инвестиции - кадры - производство», Казахстан сможет выйти на тот уровень разработки и применения биотехнологий, который отвечает потребностям его экономики.
Студенты за последние годы резко изменились. Если раньше не только на младших, но и на старших курсах процветало школярство, то теперь мотивация у молодых огромная. Но есть принципиальная проблема — чему их учить. Ведь реально востребованность тех знаний, которые сегодня получают студенты, появляется через 10-15 лет после окончания вуза. Конечно, необходимы и обратная связь, взаимодействие с производственниками, отслеживание современных тенденций. Например, в последнее время появилась острейшая потребность в специалистах по управлению качеством, а их в настоящее время не готовит ни один вуз. Казахстан стремится в ВТО, и мы должны учить студентов правилам GMP. Студентам такие знания сегодня никто не дает, и это серьезный пробел. Взаимосвязь между вузами, наукой и производством должна быть, необходима площадка, на которой обсуждаются эти проблемы. В образовании должен сохраняться здоровый консерватизм, там нельзя все быстро менять, но определенная эволюция необходима.
Итак, предприятия страдают из-за нехватки кадров, вузы не имеют для их обучения достаточной финансовой базы и уверенности, что такие специалисты будут востребованы. Нас часто уверяют, что рынок все отрегулирует, но с этим далеко не всегда можно согласиться.
В странах Европы, США, Канаде проблема оценки состояния рынка труда решается просто — делается заказ в маркетинговую или консалтинговую фирму. В серьезных министерствах западных стран информацией о потребности своей отрасли в кадрах располагают. В Казахстане консалтинговых фирм, которые могли бы анализировать ситуацию на рынке труда, нет.
Необходима программа по подготовке кадров, в которую могли бы вложить деньги заинтересованные предприниматели. Вузам нужно объединиться с промышленниками и создать фонд по обучению специалистов по биотехнологии. Без финансовых вливаний ничего не получится. Что касается тонкой доработки, то, по нашему мнению, выпускник должен обладать необходимым минимумом знаний, чтобы можно было продолжать его обучение по биотехнологии, а будущую научную элиту нужно готовить лет на 15 вперед.
Базовые дисциплины и теоретические основы, которые преподаются будущему биотехнологу, должны быть значительно более емкими, чем институтская программа. Если мы не подготовим думающих ученых, то биотехнология в Казахстане вряд ли будет развиваться. Это не массовая подготовка кадров, но такие люди должны существовать. В биотехнологии существуют разные направления — медицинская, ветеринарная, сельскохозяйственная, пищевая, и наша задача — консолидировать их, ведь базовые принципы в биотехнологии одни и те же. Специалист должен иметь базовое образование того направления, в котором он будет работать. Необходимы учебные программы по каждому из них, создание соответствующих кафедр в вузах. Поэтому достаточно актуальным встаёт вопрос о целесообразности подготовки бакалавров биотехнологии. Было бы достаточно разумным для подготовки будущих биотехнологов программы бакалавриата осваивать по таким специальностям, как медицина, ветеринария, агрономия, технология продовольственных продуктов и т.д., а в дальнейшем, для углубления знаний в области конкретного направления биотехнологии, продолжать обучение в магистратуре по специальности «Биотехнология», но опять же с конкретной специализацией.
Таким образом, можно предложить следующие направления государственной политики развития биотехнологий в Казахстане:
- Разработка качественной государственной программы развития нескольких направлений биотехнологии;
- Поддержка формирования спроса на биотехнологическую продукцию;
- Поддержка фундаментальных и прикладных исследований, а также помощь в коммерциализации биотехнологий;
- Развитие системы подготовки кадров в области биотехнологий.