Известно, что миграция (от лат. “переселение”) является естественным компонентом жизнедеятельности любого общества, - миграция существовала всегда! И чем свободнее были социальные связи общества, тем больше было внутренних и внешних мигрантов. Понимание важности объективных и субъективных факторов в историческом процессе привело к тому, что в науке конца 70-х годов советских времён на стыке истории и психологии зародились такие дисциплины, как «историческая психология» (Б.Ф. Поршнев, О.М. Тутунджян, Л.И. Анцыферова, Б.Д. Порыгин, А.Я. Гуревич, Г.Л. Соболев), что позволяет нам изучать процесс миграции.
Для исторического, психологического анализа был избран процесс миграции населения Кыргызстана в различные периоды, в том числе в условиях современной рыночной экономики. Выбор данной социальной группы обусловлен тем, что население (уязвлённая социальная группа) в различные периоды, даёт возможность проследить миграционные потоки, нам особенно в этом вопросе интересны причины миграции.
Человек переселяется. Он меняет своё место жительства, перебираясь за сотни километров. В этот процесс, включается целая цепь событий, которая оказывает на жизнь переселенца влияние, причем далеко не всегда позитивное. Расставание с родственниками и знакомыми лишает человека привычного круга общения; неизбежна распродажа имущества (часто за бесценок), которая нередко создает множество хлопот и обедняет семью, человек покидает землю, на которой жили, трудились и умирали его предки, в которой покоится их прах.
По сути дела, речь идет о нарушении привычного уклада жизни, разрыве социальных и родственных связей. Несомненно, что-то должно было произойти в жизни человека, чтобы он решился на подобные действия, рассмотрению предпосылок, и условий и способов социально-психологического воздействия, которые стимулируют включение личности в процесс миграции. Анализ исторической литературы позволяет утверждать, что - как правило, психологические аспекты миграции остаются за пределами исторических, правовых исследований, посвященных проблемам переселения. В исторической науке советского периода миграция населения рассматривалась, как колонизация окраинных территорий Российской империей. При этом основное внимание уделялось изучению социально-экономических проблем процесса колонизации.
Лишь в конце ХХ века исследователи (Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев и др.) обратились к изучению социально-психологических, правовых аспектов исторического процесса и доказали их значение, для адекватного понимания исторических событий. Сегодня уже не вызывает сомнений положение, что события, явления можно считать совокупностью многих социальных факторов, как объективных, так и субъективных, и даже социально-психологических, правовых.
Правовые, социально-психологические, явления справедливо признаются историческими, как обязательные условия и активный фактор исторического развития. Известный американский психолог Э. Фромм даже называл социально-психологические явления производительными силами социального процесса. Изучая миграцию населения Кыргызской Республики ХХI веке в правовом, социально-психологическом ключе, поставим вопрос: каким образом человек осуществляет принятие решения о переселении? Для ответа на этот вопрос нам необходимо очертить тезаурус некоторых понятий.
Проведенный понятийный анализ по проблеме позволяет утверждать, что необходимыми и достаточными, для исследования социально-психологических предпосылок миграции, «понятиями» являются такие, как “настроение”, “общественное настроение”, “внушение” (“суггестия”) и “контрсуггестия”, далее рассмотрим сущность данных категорий более подробно. Среди явлений общественной психологии, представляющих интерес для науки, - потребностей, мотивов, чувств, стереотипов поведения, вкусов, умений, навыков, прав (как отдельной личности, так и различных социальных общностей) - особое место занимают социальные настроения, преобладающие в обществе в исторический период. Значимость настроения в структуре правовых, социально-психологических явлений объясняется тем, что оно представляет собой не какой-либо отдельный элемент психики, а её целостную и притом динамическую характеристику. Являясь сравнительно устойчивым, продолжительным психическим состоянием, - настроение проявляется в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов настроение является эмоциональной реакцией на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значения для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Сформировавшиеся настроения, в свою очередь, способны влиять на непосредственные эмоциональные реакции по поводу происходящих событий, соответственно изменяя направления мыслей, восприятие и поведение человека, т.о., настроение окрашивает переживание и деятельность личности “в определенный цвет”, определяет его модальность. Поскольку речь идет о таком социальном явлении, как переселение, которое, несомненно, можно отнести к массовыми явлениям, поскольку мы исследуем такое массовое социальное явление, как миграция, недостаточно говорить только о настроении, - уместней использовать термин “общественное настроение”.
Это понятие определяет преобладающее состояние чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени. Общественное настроение представляет собой не только самое массовое изучаемое явление, но и одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к той или иной деятельности, накладывающих отпечаток на поведение различных социальных групп (коллектив, нации и др.) и, конечно членов этих групп, общества. Одной из форм общественного настроения является массовые настроения, способные объединить различные значительные группы людей (слои, др.). Однако будем учитывать, что общественное настроение может носить как массовый, так и «локальный» характер. «Локальное» общественное настроение (в отличие от массового) проявляется в климате микросреды (личность, семья, группа). Общественное настроение характеризуется определенной предметной направленностью (политической, религиозной, а в нашем случае - миграционной), а также характером и уровнем эмоционального накала (апатия, депрессия, определённые интересы - подъем, энтузиазм). На жизнь отдельной личности общественное настроение влияет ровно настолько, насколько эта личность вовлечена в жизнедеятельность конкретной социальной группы, как части общества.
По мнению Б.Д. Парыгина, настроение личности, равно как и общности, при миграции может выполнять три основных функции:
1) регулятора и тонизирующего фактора психической активности людей;
2) установки восприятия любой информации;
3) ценностной ориентации или направленности деятельности.
По мнению нашего современника Г.В. Кумскова, в условиях нынешнего этапа управление процессом миграции приобрело специфичные черты:
1) значительно повысилась роль миграции в развитии общества, особенно в изменении структуры занятости трудоспособного населения, т.е. в изменении его демографических, социальных, этнических характеристик;
2) определенные количественные и качественные изменения претерпевает трудовой потенциал страны. Снижается уровень образовательной и профессиональной подготовки занятого населения в результате миграционных процессов, характеризующихся оттоком наиболее квалифицированной рабочей силы;
3) в Кыргызстане сложились региональные различия в интенсивности внешней миграции: население ряда регионов (прежде всего сельских районов республики) имеет более низкие показатели отрицательного сальдо внешней миграции, в то время как в ряде других они велики (главным образом в крупных городах и Чуйской долине);
4)этническая направленность характера миграционных процессов усиливает взаимосвязи миграционных перемещений с естественным и социальным движением населения. Интенсивность миграционных процессов при общем снижении показателей естественного прироста населения, в свою очередь, обуславливает ухудшение состояния трудового потенциала Кыргызстана, усиливает тенденцию «старения населения»;
5) в связи с кризисным состоянием экономики республики резко возрастает влияние высвобождения рабочей силы на миграционное движение населения.
Мы думаем, что эти черты носят общий ценностно-установочный характер и по сути побуждают, направляют и регулируют деятельность и поведение, а также придают им тот или иной смысл (ценность). Особый интерес для исследования предпосылок включения личности в миграционный процесс представляет способность настроения создавать ту или иную установку при восприятии информации, обуславливая избирательность восприятия.
В человеческой психике, как известно, различают две формы предъявления информации: побудительное, императивное, которое, по сути, содержит своеобразное указание, инструкцию к действию (приказ, совет, просьба, запрещение, разрешение в отношении тех или иных действий); констатирующая (информация о фактах). Хотя, в конечном счете, обе эти формы информации способны служить побуждением к тому или иному действию или воздержанию от действия, различие между ними (прямой побудительной и косвенной предварительной) существенные. Оно состоит не только в форме предъявления информации, но и в субъективной реакции на неё. Ведь окончательное решение о действии или воздержании от него принимает сам информируемый человек, - именно он осуществляет выбор (осознанный или неосознанный).
Естественно, что фильтр недоверия сильнее выражен при первой форме предъявления информации (прямо побудительной информации), чем при второй. Получив информацию, человек первым делом начинает действовать, вольно или невольно соотносит свою реакцию со степенью доверия к «побудителю», значимостью группы людей, состояния в обществе, для себя. В конечном счете, значимая для человека информация обладает той или иной возможностью побуждать к действию, но если источник информации вызывает настороженность, человек отклоняет идущие от него стимулы или, по крайней мере, подвергает информацию данного источника проверке, но его отношение будет критичнеё, чем сильнее настороженность по отношению к источнику информации. При второй форме предъявления информации (констатирующая информация) вероятность «принятия информации», доверия к ней возрастает.
В ситуации определенной направленности настроения личности, группы, восприятие обоих форм информации может осуществляться с помощью суггестии - внушения. Внушение - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данном состоянием субъекта. Внушение осуществляется в форме гетеросуггестии (внушения со стороны) и аутосуггестии (самовнушения), т.о. объектом гетеросуггестии может быть как отдельный человек, так и группа, в обществе (феномен массового внушения); источником внушения (суггестором) - индивид, группа и др. Аутосуггестия предполагает объединение в одном лице суггестора и суггеренда. По методам реализации внушения подразделяются на прямое и косвенное, а также на преднамеренное и непреднамеренное.
Для исследования миграции особое значение имеет суггестия в значении «заражения», переселенческими настроениями и подражания действиям переселенцев. С биологической точки зрения суггестия в чистом виде таит в себе катастрофу, ибо в результате воздействия могут быть нарушены жизненно важные функции организма. В подобных случаях организм может выдать негативную реакцию на суггестию в виде торможения внушаемой информации (к примеру, явление когнитивного диссонанса, паники и др.). Физиологи считают негативизм (в т.ч. негативизм в отношении словесного воздействия), явлением, сводимым к ультрарадикальному состоянию.
Это значит что кричащая ситуация (снижение уровня жизни) взламывают принудительную силу слов (обычаев и традиций, например - зависимости). Считается, что именно контрсуггестия и становится непосредственно психологическим механизмом осуществления всех и всяческих изменений в истории, порождаемых не только зовом самообороны, но и объективной жизнью общества, противоречием экономических, социальных и других отношений. Помня слова Гегеля о движении истории, которую осуществляет её «дурная сторона», «порочное начало» - неповиновение, можно признать миграцию людей как резкое сочетание повиновения и непокорности, послушания и дерзости. С усложнением социальных связей в обществе суггестия не исчезает - она наблюдается в измененном виде по мере роста и изменения контрсуггестии. Происхождение последней начинается с весьма элементарных защитных, негативных реакций на суггестию.
По-видимому, самая первичная из них в восходящем ряду - уклонится от видения и слушания того и тех, кто форсирует суггестию в межличностном общении.
Это означает уход, удаление, т.о., самые древние миграции людей, начиная с распространения человека по планете, как и миграции, вообще в истории, можно представить как преодоление межиндивидуального давления, как уход небольшими группами и в одиночестве от разного рода ограничений прав. Сформулированные положения стали методологическими ориентирами при изучении правовых, социально-исключающих предпосылок и условий включения личности в миграционный процесс.
1.Тутунджян О.М. Прогрессивные тенденции в исторической психологии Мейерсона.//Вопросы психологии, 1963, №3.;
2. Соболев Г.Л. Проблема общей психологии в исторических исследованиях.//Критика новейшей буржуазной историографии. Л., 1967.
3. Бердибай Саматов «Трудовая миграция – проблема или закономерный процесс?» Замандаш №12(41) декабр.2006.
4. Доклад Омбудсмена (акыйкатчы) КР «О состоянии прав и свобод человека и гражданина в КР в 2005г. -Б.
5. Поршнев Б. Ф. Контрсуггестия и история. //Сб. История и психология. -М., 1971.
6. Кумсков Г.В. Активизация мер по рационализации миграционных процессов. Макроэкономические проблемы переходного периода в КР Сборник научных трудов-Б., 2000.
7. Васькин Н. И. Помещичье землевладение в астраханском крае во II пол. XVIII в.//Проблемы истории СССР. М. ун-т, 1976.
8. Сови А.Общая теория населения. Т.1. Экономика и рост населения. -М., «Прогресс. 1977.
9. Староверов О.В. Модели движения населения. -М., Изд. «Наука» 1979.