Проблемам становления и развития правового государства в юридической, философской, политологической литературе уделяется в последние годы большое внимание. При этом важно иметь в виду, что содержащееся в статье 1 Конституции РК положение о том, что наша страна утверждает себя правовым государством, означает стремление Казахстана к правовому государству, осознание того, что этот путь достаточно сложный и тернистый [1]. Важнейшим принципом правового государства является принцип верховенства права.
Существуют различные взгляды, точки зрения относительно определене права. Полагаем, что выражением правовых ценностей является такой "позитивный" документ как демократическая по своей сути Конституция. Для правового государства характерна "связанность" государственных органов, должностных лиц не только актами, обладающими более высокой юридической силой, но и собственными юридическими актами. В этой связи важно обеспечить "выстраивание" всей иерархии правовых актов в соответствии с Конституцией, смысл которой, ее толкование и применение должно осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами правового государства. Одним из важнейших органов, призванных обеспечивать верховенство Конституции является Конституционный Совет.Конституционный Совет дает толкование Конституции РК в целях единообразного понимания смысла конституционных норм. Приведем пример. Так, 8 января 2009 года Конституционный Совет РК принял к рассмотрению обращение Президента страны о проверке на соответствие Конституции Закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений», принятого Парламентом 26 ноября 2008 года и представленного на подпись Главе государства 2 декабря 2008 года. 10 февраля 2009 года состоялось заседание Конституционного Совета РК по рассмотрению обращения Президента страны о проверке конституционности Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам вероисповедания и религиозных объединений».
Тем самым будет поставлена окончательная точка по поводу закона, вызвавшего дискуссию в казахстанском обществе [2]. Правовое государство базируется на разделении и взаимодействии властей. Наиболее отчетливо этот принцип реализуется в законотворческой сфере. Это касается не только принятия Парламентом и подписания Президентом законов, но и области международно-правовых отношений (подписание международных договоров Главой государства и их ратификация Парламентом) и т.д., но и в разграничении сферы законодательного регулирования.
В правовом государстве, т.е. таком, где есть эффективное управление, одним из важнейших является принцип непридания актам, устанавливающим или усиливающим ответственность, обратной силы. Эта основополагающая идея правового государства закреплена в 77 статье Конституции РК, которая гласит: «Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершения правонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена, применяется новый закон». И хотя в данной норме речь идет о законах, однако указанный принцип имеет универсальный характер и распространяет свое действие на все действующее законодательство.
В связи с проблемами в финансовой и экономической области в мировом масштабе, на наш взгляд, Конституционным советом и органами прокуратуры должна быть проведена контрольная проверка основных нормативных правовых актов по поводу соблюдения данного принципа.Отступление от принципа недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение участников общественных отношений, приводит к нарушению других принципов правового государства, а значит, прав и свобод граждан. В этом случае нарушается принцип доверия гражданина государству. Государство, по существу, произвольно посягает на уже приобретенные и охраняемые права. Принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства – это принцип, важнейшими элементами которого являются разумная стабильность регулирования правовых отношений, недопустимость произвольного изменения законодательства, установление оптимального периода для адаптации граждан, субъектов хозяйствования к новым правовым правилам. Усилия органов законодательной, исполнительной и судебной власти должны быть направлены на утверждение в повседневной практике не только такого важнейшего принципа, как запрещение обратной силы закона, но и на поддержание доверия гражданина к государству при осуществлении его органами правотворческой функции, а также защиту приобретенных прав.
Важнейшим требованием оптимального управления является принцип информированности граждан о принятых актах законодательства. Согласно ст. 4 Конституции РК «Все законы, международные договоры, участником которых является Республика, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения».В связи с этим полагаем положительным усилия государственной власти по развития электронного правительства и развития компьютерной грамотности казахстанских граждан.
Выскажем собственное мнение по поводу развития электронного правительства в РК. На сегодняшний день в РК уже существуют электронные веб-сайты каждого отдельного акимата, где каждый может получить необходимую информацию о том или ином регионе, либо поставить интересующие вопросы главе исполнительного органа – акиму области. В научном обществе англосаксонских стран используется термин «электронное правление» как «менеджериалистический» стиль управления, делающий основной упор на информационно-технологическую составляющую во взаимодействии с гражданами как с клиентами, чьи запросы к государству должны быть удовлетворены [3, c.70]. В ряде стран Азии подчеркивается особая роль «электронного управления» на основе общественного доверия к государству и признания его компетентности в вопросах определения и реализации потребностей граждан, в том числе благодаря информационно-технологической составляющей государственного управления. В Скандинавских странах принята концепция «электронного демократического правления», в которой подчеркивается особая роль граждан в принятии государственных решений на всех уровнях: местном, региональном, и общегосударственном [3, c.71]. В наиболее широком смысле под электронным правительством понимается «применение информационно-коммуникационных технологий», в частности технологии Интернет, для оптимизации государственного управления. В то же время зачастую в понятие электронного правительства вносятся идеологические моменты.
Так, по мнению консультационной, компании Gartner Group, электронное правительство представляет собой «трансформирование внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов» [4, c.51]. Здесь также немаловажным вопросом является значение электронного правительства в качестве рычага для снижения уровня коррупции. Эта идея получило широкое признание, как в научных разработках, так и в политическом дискурсе. В то же время сама связь электронного правительства и коррупции оценивается на интуитивном уровне и не становится предметом самостоятельных исследований [5, c.48]. Для политической практики характерно, что снижение коррупции воспринимается не как цель, а скорее как дополнительный положительный эффект, «бонус» для государств, реализовавших проекты электронного правительства.Это подтверждает в частности анализ программ развития электронного правительства, принятых в различных государствах: среди целей внедрения электронного правительства декларируется прежде всего повышение качества оказываемых услуг, снижения затрат, а также повышение уровня участия граждан в управлении государством и развитие демократии, но никак не снижение коррупции [6, с.36]. Суть электронного правительства заключается в переводе государственных услуг в режим онлайн, что уже само по себе предполагает минимизацию личного контакта между гражданином и чиновником.
По мере реализации проектов электронного правительства: сокращается количество контактов гражданина и представителей государства (принцип «одного окна» предполагает оказание всех необходимых государственных услуг в одном месте); меняется характер этих контактов: «местом встречи» чиновника и гражданина все чаще становится веб-портал; изменится и характер самих государственных услуг: в условиях электронного правительства они приобретают стандартизованный, деперсонализованный характер, что снижает возможности применения коррупционных механизмов. «Обезличенное общение чиновника и гражданина, позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов - вот конечная цель создания электронного правительства» [7].
Другим важным моментом в этом вопросе является существенное сокращение дискреционных полномочий чиновников. Это связано с тем, что внедрение информационных технологий независимо от политической воли, в силу технологических моментов требует формализации всех административных процедур и разработки единого четкого алгоритма принятия решений. В наиболее полной форме данная тенденция должна отразиться в разработке так называемых электронных административных регламентов (ЭАР). Идея ЭАР заключается в упорядочении административных полномочий и формализации основных административных процессов [5, с. 53]. При этом программа электронного правительства и электронного акимата должна стать действенным механизмом в руках каждого гражданина. В городе Алматы разработана городская целевая программа «Создание электронного акимата города Алматы на 2006 – 2008 годы». Данная программа была утверждена в конце 2005 г. Так, в настоящее время оказываются две информационные услуги – это справочная информация об акимате на веб-сайте almaty.kz/ и справки о границах избирательных участков. Кроме того, существуют интерактивные приемы обращений граждан в виде вопросов акиму на сайте, или «электронная приемная», поисковая система по ведомственной информации участников Единой информационной системы, и транзакционные услуги – регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства и справки об адресе регистрации проживания жителей города юридическим лицам. Вместе с тем в ближайшее время планируется предоставление девяти новых электронных услуг, в том числе прием заявок на получение (покупку) земли, прием административных штрафов и коммунальных платежей, а также размещение на электронной карте города слоев по заявкам организаций для размещения информации о расположении банкоматов, заправок, аптек и т.д. [7].
Закрепление в законодательстве прав граждан и их реализация должны иметь стабильный характер. Гражданин должен быть уверен, что он не подвергнется таким правовым последствиям, которые он не мог предвидеть в момент принятия своего решения. Провозглашение Республики Казахстан как социального государства предполагает, исходя из природы такого государства, с одной стороны, защиту от неблагоприятного воздействия рынка наиболее уязвимых слоев населения, а с другой стороны, содействие развитию экономической активности граждан, преодолению иждивенческих настроений в социальной сфере. Поэтому важнейшим правилом правотворческой деятельности должно стать прогнозирование последствий принятия правовых решений, к какой бы области оно не относилось (пенсионная система, труд, уголовная или административная ответственность и т.п.). Безусловно, право не должно быть "всепроникающим". В основе правового регулирования надо шире использовать не разрешительный, а запретительный порядок, т.е. не перечислять, что можно сделать, а указывать, от чего гражданин должен воздерживаться.Эффективность права в обеспечении развития личности зависит от многих факторов.
Актуальными являются: адекватность правового регулирования потребностей общественного развития, предсказуемость развития права, равенство всех перед законом и судом, гарантированность правосудия (право на объективный, беспристрастный и независимый суд), право на квалифицированную юридическую помощь, на презумпцию невиновности, прогнозирование последствий принятия нормативных актов. Для правового государства характерно создание отлаженного механизма восстановления нарушенного права. Суд действительно должен быть независимым, беспристрастным и компетентным. Этому содействует бессрочный характер назначения судьи на должность, т.е. на постоянной основе. Вместе с тем полагаем, что увлечение анализом причин так называемой судебной волокиты уводит часто в сторону от решения другой, самой важной задачи – правильности отправления правосудия. Надо бояться не отмены судебных постановлений, а сохранения неправосудных постановлений.
Вот над этим надо всем вместе работать. Конечно, пока судебное постановление не отменено, оно должно исполняться. Другого утверждения быть не может. В случае вынесения судом или иным государственным органом решения, основанного на акте, впоследствии признанном неконституционным, оно подлежит пересмотру в зависимости от того, с какой даты такой нормативный правовой акт признан Конституционным Советом не имеющим юридической силы. В этом случае пересмотр дел судами может осуществляться в порядке, предусмотренном для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Список литературы
1 Сапаргалиев Г.С. Конституционное право РК. – Алматы, 2008. – 345 с.
2 Решения Конституционного Совета // Ресурсы Интернет
3 Стырин Е.М. Региональное электронное правительство в России // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). – 2006. - № 1. – С. 70 – 96.
4 Данилин А.В. Технологии интеграции государственных информационных систем и организации межведомственного взаимодействия // www.microsoft.com/rus/government 15.10.2004.
5 Солодов В.В. Е-Government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 21.– 2006. - № 1. – С. 47-70.
6 Мониторинг и оценка «электронных правительств». Компания «Процесс Консалтинг». – М., 2003. – 201 с.
Ерофеев Е. Электронное правительство: как приблизить чиновника к гражданину? // Connect. – 2004. - № 4. – С. 23-30.