В Конституции РК законодательно закреплено, что осуществление прав и свобод гражданина неотделимо от его обязанностей, выполнение которых необходимо для обеспечения личных и государственных интересов. Тем самым признается в качестве важнейшего принципа правового государства органическое единство прав и обязанностей граждан. Отметим, что проблема единства (сочетания) прав и обязанностей многогранна. В ней можно выделить ряд аспектов: исторический, социально-политический, философский, юридический, нравственный, психологический и др.
Сегодня многие ведущие ученые и практики подчеркивают необходимость концентрации внимания на приоритете обязанностей и на взаимосвязи юридических и моральных обязанностей [1, с.25]. В развитом гражданском обществе и правовом государстве исполнение своих обязанностей подавляющим большинством людей строится на добровольности, на осознании того, что это необходимо в их же интересах, т.к. обязанности отражают и содержат в себе интересы всего общества в целом, и каждого его члена в отдельности.
Исполнение установленных обязанностей всеми членами общества создает предпосылки и обеспечивает реализацию их прав и свобод. Осуществление любых прав невозможно или затруднено без исполнения определенных обязанностей [2, с.23].
В обязанностях выражаются как личные, так и общезначимые интересы. Через обязанность удовлетворяется интерес управомоченного в любом правоотношении. Обязанность отвечает также интересам самого правообязанного лица, а, в конечном счете – целям и задачам всей политико-правовой системы. Без этих инструментов общество подвергается опасности быть разрушенным, ввергнуться в состояние эгоизма, равнодушия, безнравственности. Обязанности придают государству гражданскую устойчивость, равнозначную экологическому равновесию. В качестве примера игнорирования обязанностей в пользу сиюминутным материальным благам приведем выдержки из выступления американского генерала Аллена Даллеса, руководителя политической разведки США в Европе, ставшего впоследствии директором ЦРУ, сказанные в 1945 году: «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые, и заставим их в эти фальшивые ценности верить.
Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа на Земле – окончательного, необратимого угасания его самосознания. Их литература, театры, кино – все будет изображать самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточничеству, беспринципности.
Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут, нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов… – все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище.
Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества» [3, с.374]. Сегодня, к сожалению, мы можем сказать о том, что эта негативная программа имеет место и в Казахстане. Для ее преодоления необходимо новое понимание юридических обязанностей. Говоря о правах человека необходимо подчеркивать ее тесную связь с юридическими обязанностями. Юридическая обязанность – вид и мера государственно-целесообразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и «умиротворение» в жизнь. Она законная преграда на пути произвола, хаоса, своеволия, неорганизованности, всего деструктивного и мешающего нормальному развитию общества. Таким образом, всемерно охраняя и гарантируя права и свободы людей, нельзя рассматривать их изолированно от гражданских обязанностей.
Права и обязанности, будучи самостоятельными категориями, «обречены» на тесное «сотрудничество» в деле регулирования общественных отношений. Права и обязанности взаимосвязаны во всей социальной и политической деятельности человека.
Поэтому в целях поддержания баланса общих и частных интересов, правовой статус гражданина РК характеризуется не только его правами и свободами, но и обязанностями. В то время, как право возвеличивает свободу, обязанности выражают достоинство этой свободы. Юридические обязанности выступают исходным компонентом оптимального взаимодействия государства, права и личности, без которых невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни. Они есть условия нормального функционирования конституционных институтов,управления производственными процессами, поддержания устойчивости и стабильности в обществе.
Обязанность тесно связана с субъективным правом; это парные, взаимозависимые понятия. Известно, что любая правовая норма носит представительно-обязывающий характер и уже, поэтому предусматривает как возможное, так и должное поведение. Обязанность – способ обеспечения прав, условие их реальности и эффективности. Если субъективное право – это сфера власти и свободы индивида, то юридическая обязанность – область необходимости и подчинения. Носитель обязанности должен понимать и сознавать свою «несвободу» и связанность ради общего блага. Функциональное назначение юридических обязанностей– корреспондировать субъективным правам, выполнять свою часть работы вобщем механизме правового регулирования, направлять деятельность индивидов в нужное русло; социальное же – формировать должное правосознание и правовую культуру граждан, служить дисциплинирующим фактором, упрочивать законность и правопорядок в обществе [4, с.223].
Все эти функции тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, осуществляются одновременно. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Вне корреляции друг с другом данные категории немыслимы, они могут действовать только в «одной связке», а не порознь. Обязанности – обратная сторона прав. Обязанности граждан неразрывно связаны с правами, каждый гражданин в обществе должен их выполнять, ибо общество и государство держатся на выполнении гражданами своих обязанностей. Права и обязанности, будучи средством регулирования поведения, людей устанавливаются обществом и государством. Их содержание, объем, распределение между различными социальными группами зависят от исторического типа государства. Каково общество и государство, таков и исторический тип прав и обязанностей, установленных ими для своих граждан. К примеру, в предшествовавших советских конституциях отражался классовый подход в закреплении правового статуса личности. Более того, определенная система прав и обязанностей граждан соответствовала каждому этапу развития бывшего советского общества и государства [5,с.34].
В Конституции РК 1995 г. закреплены исходные начала утверждающейся в Казахстане концепции прав человека и гражданина. Конституционные положения соответствуют общепризнанным международным стандартам прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает гражданин, хотя круг обязанностей по количественному составу гораздо меньше перечня прав. Это объясняется тем, что права граждан охватывают все стороны общественной жизни - и политику, и экономику и духовную жизнь, а обязанности ориентированы только на сохранение и поддержание общественного порядка. Конституционные обязанности граждан Республики Казахстан обладают качеством всеобщности и равенства, т.е. все граждане и каждый из них, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, местожительства и других обстоятельств, должны выполнять основные обязанности, установленные Конституцией РК.
Принцип всеобщности конституционных обязанностей относится не только к гражданам РК, но и ко всем тем, кто проживают на ее территории. В Конституции РК предусматривается обязанность гражданина соблюдать Конституцию и законы республики, уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц. Также в Конституции РК закреплено положение о том, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике Казахстан правами и свободами граждан, а также несут обязанности на основании, условиях и в порядке, предусмотренных в законах, межгосударственных договорах и соглашениях. В Конституции РК закреплено положение о том, что граждане имеют право и обязанность защищать Родину. Граждане несут военную службу в пределах и формах, установленных законом.
Незаконное уклонение от этой обязанности влечет уголовную ответственность. В Конституции РК также закреплена обязанность граждан платить налоги и сборы в соответствии с законодательством РК. В Конституции РК закреплена также обязанность каждого гражданина бережно относиться к окружающей среде, природным ресурсам и историческим памятникам. Природа, как внешняя среда обитания человеческого общества, тем более в эпоху научно-технического прогресса, требует особых мер охраны. Эта деятельность осуществляется всеми звеньями общественных и государственных структур. В ней должен участвовать и каждый гражданин - главный «потребитель» окружающей природной среды. В нашей Конституции круг обязанностей по количественному составу гораздо меньше перечня прав.
Это объясняется тем, что обязанности граждан подробно регулируются в отраслевом законодательстве. Между тем в Международных пактах о правах и свободах человека указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это известное отступление от общепринятых стандартов. В конституциях современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее. В нынешних условиях обязанности как дисциплинирующий фактор не менее необходимы, чем права [6,с.59]. Резкий дисбаланс между правами и обязанностями, зафиксированными в Конституции, обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержанием общественного порядка. И это в принципе верно.
Однако надо иметь в виду, что на практике обязанности незримо «сопровождают» все права, корреспондируя им в соответствующих правоотношениях, т.е. в процессе реализации. Иначе права могут превратиться в «пустой звук». Ведь обязанности - способ обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Отсюда следует, что права человека неразрывно связаны с их обязанностями. Каждый гражданин Казахстана обязан их выполнять, поскольку общество держится на выполнении гражданами своих обязанностей, без этого оно превратилось бы в неуправляемый конгломерат. Это, конечно, не значит, что в том или ином нормативном акте «в паре» с каждым конкретным правом непременно должна фигурировать обязанность - чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.
В конкретных обстоятельствах современного Казахстана в целях усиления организующих начал обязанности граждан можно было бы, на наш взгляд, расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами и свободами человека и гражданина. При этом полагаем, что необходимо учитывать традиции и обычаи казахского народа. В связи с этим предлагаем в ст. 27 Конституции РК ввести дополнение следующего характера: «Родители обязаны воспитывать детей в духе уважения к традициям и обычаям народа Казахстана».
Подобное положение закреплено в ст.16 Конституции Кыргызской Республики: «Государство обеспечивает содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Уважение к старшим, забота о родных и близких – святая обязанность народа Кыргызстана».
Список литературы
1 Сабикенов С.Н. О некоторых концептуальных подходах к изучению теории прав человека // Информационная эпоха: общество, экономика, культура, право: Материалы международной научно-теоретической конференции. – Алматы, 2002. – С. 23-30.
2 Бусурманов Ж.Д. Евразийская концепция прав человека: Монография. – Алматы: КазГЮУ, 2006. – 481 с.
3 Цит по: Митюхина А.И. Нравственное воспитание студентов – важная задача современной системы обучения // Информационная эпоха: общество, экономика, культура, право / Материалы международной научно-теоретической конференции. – Алматы, 2002. – С. 373-375.
4 Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики. – Алматы: Жеты жарғы, 2002. – 352 с.
5 Сапарбаева Д.С. Конституционно-правовые основы защиты прав и свобод человека в Республике Казахстан: Дис. … канд. юрид. наук. – Алматы, 1999. – 155 с.
6 Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. – 1992. – № 4. – С. 59-68.