Становление правового государства в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, – сложный процесс. Нужно учитывать, что Казахстан был в составе СССР в течение 70 лет, поэтому наша страна переживает сложности, которые также имеют место и в других постсоветских станах.
В связи с этим хотелось бы привести мнение американского историка Ричарда Пайпса, одного из крупнейших специалистов по России, автора трилогии: «Россия при старом режиме», «Русская революция» и «Россия при большевиках», который считает главной проблемой России отсутствие собственников: «Беда в том, что школы не учат истории, особенно истории права и конституционного развития, так что огромное большинство граждан не имеет и отдаленного представления о том, чему они обязаны своей свободой и процветанием, а именно — о долгой и успешной борьбе за права, среди которых самое основное – право частной собственности». Сегодня же «значительная часть населения, нe готовая самостоятельно обеспечивать себя, начала тосковать по утраченному игу деспотизма» [1].
Так, в России законы традиционно рассматривались только как техника управления страной, а не принцип такого управления. Еще шеф жандармов Бенкендорф говорил: «Законы пишутся для подданных, а не для государя».
Преодоление тоталитаризма связано с преодолением неразвитости политической, правовой и экономической культур, преодолением недоверия общества государству, преодолением неуважения к собственности. Отметим, что в Польше и в Чехии переход от коммунизма к рыночной экономике происходил гораздо легче, чем в России и других постсоветских странах, потому что в европейских странах ранее существовали традиции гражданского общества и правового государства. Достаточно было сбросить груз коммунистических лет, чтобы оживить память об этом.
Однако, не нужно думать, что экономическая свобода – панацея от всех бед. Эта точка зрения уходит корнями в постулат об экономическом базисе и идеологической надстройке. В этой связи следует упомянуть плачевный исторический опыт 20-х годов, когда «новую экономическую политику» пытались развивать в отсутствие гражданских свобод. Данное противоречие явилось одной из главных причин падения нэпа.
К сожалению, в реформах последних десяти лет основное внимание уделялось экономике, в то время как приоритеты нравственной идеологии и политической философии отошли на второй план. Сосредоточившись на инвестициях, налогах, ценных бумагах, фондовых рынках, власть забыла о таких атрибутах конституционного народовластия, как ограничение властного произвола, разделение функций между ветвями власти, между центром и местными органами, построение системы сдержек и противовесов, гражданское общество. Тезис «был бы свободный рынок — демократия приложится», по нашему мнению, требует пересмотра в идеологии и на практике. Мы должны переместить акценты с приоритета экономики на приоритет прав и свобод человека, а также на нравственность.
Для стабильного экономического роста необходимо развивать гражданское общество, которое служит противовесом государству. К сожалению, в Казахстане гражданское общество до сих пор не стало альтернативой государству. Неупорядоченная приватизация, потеря управляемости экономикой, невыплаты зарплаты, рост цен, низкая заработная плата государственных служащих, падение курса тенге определили резкую поляризацию общества по признаку отношения к собственности и степени материальной обеспеченности, а также рост коррупционных преступлений в государственном аппарате. Сращивание собственности с властью и мафиозными структурами стало неопровержимым фактом нашей жизни. Такая ситуация неизбежно порождает нарушения законов, связанные с переделом денежных и сырьевых ресурсов, стремлением уклониться от налогообложения, с незаконным вывозом капитала за границу. Большая часть населения отчуждена от собственности, и попытки рядовых граждан подключиться к деятельности различных акционерных обществ и фондов кончаются неизбежным разорением.
Права рядовых граждан-собственников плохо защищены государством. Это привело к кризису сельского хозяйства. Льготное кредитование сельского хозяйства, о котором так много говорится, до сих пор не введено; формирование рынка земли практически не начато; установленные налоги непосильны для начинающих фермеров и сдерживают их развитие. Серьезные трудности возникают у предпринимателей. Далеко не все выдерживают бремя налогообложения. Не стимулируется развитие отечественного производства, которое неуклонно снижается. Большое число граждан Казахстана живет за чертой бедности. Индексация заработной платы и уровня пенсий существенно отстает от инфляционного обесценения тенге. Социальная деятельность государства крайне ограничена.
Озабоченность повседневными материальными проблемами отчуждает людей от политики. Их активность резко упала по сравнению с началом 90-х годов, поскольку возможность повышения их материального положения и влияния на власть оказалась минимальной. Скептицизм и неверие в мероприятия, осуществляемые властями, стали нормой нашей жизни. Все эти отрицательные явления существенно замедляют процесс формирования правового государства в Казахстане.
Современный этап становления правового общества в Республике Казахстан можно характеризовать как переходной или транзитный. Переходные общества испытывают большое давление авторитарных тенденций, поэтому естественны опасения о возможности становления авторитарных, тоталитарных режимов в этих государствах. Они кроются в том наследии и в той истории, из которой они вышли. В переходных обществах остается огосударствленная экономика, не сформированы институты частной собственности и их политические представители в лице партии, остаются стереотипы тоталитарного прошлого в сознании людей, значительны проблемы новых экономических и социальных структур. Поэтому, роль государства как основного института реформирования общества в переходной период весьма значительна.
Одним из главных препятствий в формировании государства в новом тысячелетии является такой негативный фактор, как коррупция. Ни одно общество в истории не смогло избежать коррупции.
В Казахстане наблюдается рост коррупционных преступлений, что не может не тревожить. Приведем примеры. 21 апреля 2003 г. Генеральный прокурор Республики Казахстан Р. Тусупбеков написал открытое обращение к Главе государства о том, что судьи сегодня вышли из под контроля и погрязли в коррупции. Если сложить все цифры, приведенные в его обращении по отмененным и измененным судебным актам, то получится, что в 2002 году было отменено и изменено 14 548 судебных актов. Эта цифра может свидетельствовать лишь о двух весьма опасных тенденциях: либо о низком профессионализме судейского корпуса, либо о его серьезной коррумпированности. Вывод генерального прокурора звучит как приговор – сегодняшняя судебная система в таком виде не может выполнять возложенную на нее миссию по отправлению правосудия – в работе судов слишком много брака [2, с. 12].
В 2007 г. была опубликована книга «Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере государственной службы», подготовленная Агентством РК по делам государственной службы. Общий объем коррупционных услуг в Казахстане оценен в размере 156 млрд. тенге [3, с. 56].
При этом самая высокая коррумпированная емкость у таможни и судов, далее финансовая полиция, акиматы, органы юстиции, полиция, регистрация земли, центры регистрации недвижимости.
Отметим, что в юридической литературе Казахстана появились научные исследования, посвященные изучению коррупции как фактора нестабильности государства, как угрозы национальной безопасности. По мнению Д. Нурпеисова, распространенность коррупции в казахстанском обществе, ее проникновение в различные сферы общественной жизни могут создавать реальную угрозу стабильности государственной системы и национальной безопасности Казахстана. Высокий уровень коррупции может привести к возрастанию социальной напряженности в обществе. Это обусловлено тем, что население все меньше доверяет органам государственной власти и управления, считает их неспособными решать существующую проблему коррупции. В настоящее время наиболее пострадавшими оказываются рядовые граждане и представители среднего и малого бизнеса. Бедные слои являются самыми большими жертвами коррупции. Коррупция может быть механизмом для зарождения общественного мнения о другом (нелегальном) пути развития [4, с. 49].
На состоявшейся 28 января 2007 года расширенной коллегии в Генеральной прокуратуре Президент РК Н. Назарбаев и. До сих пор, подчеркнул Президент, в работе правоохранительной системы наблюдаются и разобщенность, и ведомственный подход, и даже противоречия, а в отдельных случаях – противостояние. Эта разобщенность самым прямым образом влияет на эффективность работы этих ведомств, заключающейся, по сути, в защите прав граждан республики. На деле же при бравых показателях снижения уровня криминала он переходит в иные качества. Криминал изменяется качественно. Борьба с коррупцией представляет особую важность, прежде всего, потому, что это явление значительно снижает конкурентоспособность государства, подрывает в людях веру в закон и справедливость, в конечном счете – доверие к власти [5].
В течение 2007 г. было привлечено к уголовной ответственности 906 лиц, совершивших коррупционные преступления, из них осуждено 692 человека. Феномен коррупции в Казахстане наиболее отчетливо проявляется при выделении кредитов отечественным компаниям, при передаче предприятий под иностранное управление. Менее выражен он в процессе приватизации и при формировании правящих элит республиканского и местного уровней. Замечено, что основными предпосылками для вступления в коррумпированные отношения являются: стремление к власти (37%), доступ к финансам (34,8%), служебный рост (13,6%) и прочее (13,4%) [6].
В качестве тревожного момента следует отметить то обстоятельство, что на сегодня организованная преступность стала накапливать капитал только двумя путями: через коррупцию и угрозу применения насилия к тем, кто ей мешает. В такой ситуации не стоит слепо вменять в вину отдельно взятому с поличным коррупционеру одну лишь его неуемную страсть к деньгам. Иногда коррупционные преступления совершаются под давлением других причин, например, под угрозой быть убитым. Так что коррупцию нельзя рассматривать в отрыве от сложившихся форм преступности. Модель сообщающихся сосудов как нигде более присутствует здесь. Другими словами, чиновничество в Казахстане, как и повсюду в мире, очень часто стоит перед выбором: совершить коррупционное преступление либо проститься с жизнью? В России на почве коррупции ежегодно совершаются более 500 заказных убийств. В Казахстане этот показатель сравнительно ниже, но в пересчете на душу населения наша страна уверенно лидирует среди стран СНГ.
Однако, некоторые государства смогли существенно ограничить ее влияние на экономическую и политическую жизнь. Так, рискнем предложить свое собственное мнение по данному вопросу.
Борьбу с коррупцией следует начинать с верхних эшелонов государственной власти и, прежде всего, с совершенствования законодательства. Здесь необходимо сократить бланкетные нормы, уменьшить ведомственное нормотворчество, четко разграничить функции и полномочия государственных органов, принять закон об административных процедурах, а также установить порядок лишения пенсий в случае совершения коррупционных правонарушений и увольнения по отрицательным мотивам.
Для предотвращения коррупции необходимо наличие высокой заработной платы у государственных служащих, которая позволит работать чиновникам не на свой частный, а на государственный, общественный интерес. Установление высокого денежного содержания необходимо связать с прозрачностью и неотвратимостью наказания за действия государственных чиновников. Ректор Высшей школы экономики России Я. Кузьминов рассчитал, что существенное повышение зарплаты 15-20 тыс. ответственных государственных служащих будет стоить бюджету 400 млрд. долларов. Потери от бегства капитала из России составляют 5-6 млрд. в год (для бюджета – 2 млрд. долларов), а от неуплаты налогов теневой экономики – 10 млрд. долларов. И если ужесточение ответственности в госаппарате может создать эффективные преграды хотя бы для десятой части этих сумм, то затраченные средства вернутся в бюджет в этом же году [7].
Аналогичное положение и у нас в Казахстане, только цифры несколько меньше.
Не секрет, насколько высок престиж должности государственного чиновника в глазах общественности. Поэтому карьера чиновника должна иметь четкие правовые ориентиры, и здесь, думается, необходимо активно использовать методы морального поощрения и особенно систему государственных наград, которая играет весьма положительную роль в стимулировании госслужащих.
Использование мирового опыта по борьбе с коррупцией показывает, что эффективным средством предотвращения коррупции среди государственных служащих является признание ответственности руководства за действия своих подчиненных. Например, в вооруженных силах США и департаменте полиции Нью-Йорка вышестоящий офицер несет полную административную ответственность за действия своего коррумпированного подчиненного. Наказанием за подобное нарушение является, как правило, перевод на ниже оплачиваемую работу или потеря возможности продвижения по службе. По нашему мнению, данное положение также может быть использовано в практике Казахстана. Отметим, что в 2008 г. Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции
Каковы же перспективы построения правового государства в нашей стране? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. На наш взгляд, построение правового государства зависит от власти, общества и каждой личности в равной мере.
В качестве компонентов, свидетельствующих о необратимом процессе формирования правового государства выделяем следующие.
Первый – справедливое законодательство, а именно наличие правовых законов. При этом главными критериями справедливых или правых законов является поддержка законов большинством населения, формальное равенство всех перед законом, непротиворечие законов международным договорам о правах человека и др.
Второй компонент правового государства – это система государственных органов, работающих на основе конституционных норм и законов.
Третий компонент- это представления широких слоев населения о месте и роли права в обществе. Без изменения правового сознания и при отсутствии правовой культуры говорить о формировании правового государства невозможно.
Главная задача для Казахстана как страны, стремящейся стать правовым государством состоит в том, чтобы сделать Конституцию РК с ее ориентацией на личность подлинным, реально действующим основным законом, чтобы системой мер — правовых, организационных, нравственных — создавать в обществе глубокое уважение к правам личности.
Список литературы
- Пайпс Р. Не бывает экономической свободы без правового государства // Известия. - 2000. - 9 августа.
2. Маслов Д., Кабасов Р. Больной вопрос // Континент. - 2003. - №21. - С. 10-12.
3.Административные барьеры как источник коррупционных правонарушений в сфере государственной службы / Под ред. З. Турисбекова. – Астана, 2007. – 138 с.
4 Нурпеисов Д. Коррупция в Казахстане: анализ проблемы и пути противодействия: Монография. – Алматы, 2006. – 296 с.
5. Шпаков В. Шоковая терапия для органов // Экспресс-Казахстан. – 2008. – 29 января.
6. Жалмухамед Т. Дрейф к “островам неподкупности”: Казахстан занимает 66-е место в мире по уровню коррупции // Юридическая газета. – 2001. - 22 августа.
7. Меркель И. Жесткий контроль плюс стимулы к карьере // Казахстанская правда. 19 января. 2000.