Нормы нравственности, сложившиеся между людьми в повседневной, семейной и деловой жизни, являются результатом исторического процесса становления взаимоотношений, эволюционировавшего на протяжении тысячелетий. Без соблюдения элементарных общепринятых правил того или иного социума не возможны политические, экономические и культурные взаимоотношения, поскольку индивид не может существовать, не считаясь с другими членами социума, не налагая на себя определенных ограничений и обязательств по отношению к другим индивидам.
Безусловно, это закономерно, потому что ежедневно человек взаимодействует в той или иной сфере, налаживая и поддерживая необходимые ему взаимоотношения с другими людьми, культура общения с которыми может резко различаться в зависимости от сферы интересов и деятельности индивида. В этом плане в отношении Китая очень интересна не только деловая культура, но и культура и менталитет народа в целом, поскольку именно они являются составляющими этого понятия.
Формирование в Китае социально-ориентированной рыночной экономики, ее стремительное развитие и усиление влияния на все процессы делового взаимодействия в мире обусловили повышенный интерес к изучению современного состояния китайской деловой культуры. Важным аспектом здесь выступает стабильное расширение китайского потенциала и достижений. Эти обстоятельства поставили перед нами проблему осмысления деловой культуры как активной, детерминирующей реальности в процессах делового взаимодействия. Обнаружилась настоятельная потребность анализа общих принципов и специфики функционирования, развития китайской деловой культуры, оказывающей определяющее воздействие на развитие современной деловой культуры, поскольку деловая культура - это необходимое явление современного мира, которое отражает все культурно-цивилизацион-ные изменения нашего мира [1].
Прежде всего, хотелось бы отметить, что китайская культура - это, прежде всего конфуцианская культура, имеющая давнюю историю, истоки которой ведут к древним учениям Конфуция и тесно связаны с понятием «благородного мужа», поведение которого должно быть достойно, то есть не нарушать древних ритуалов и общепринятых правил [2]. Конфуцианство очень жестко и четко контролировало место человека в социуме. По словам Конфуция, сын должен быть сыном, отец - отцом, подданный - подданным, а правитель - правителем. Младший в семье, как и стоящий ниже по социальному рангу, был обязан исполнять свой долг и с большим почтением относиться к стоящим выше, а вышестоящие обязаны справедливо относиться к зависящим от них и беспокоиться об их благе, как родной отец [3]. Именно это мы четко видим в современной деловой культуре Китая - очень четко прослеживаются линии социальных отношений, основанных на подчинении, главной из которых являются «начальник-подчиненный», «мастер-ученик», «отец и сын» [4].
Интересным проявлением специфики менталитета в данных случаях является то, что более старший и опытный по социальной структуре всегда прав, несмотря на то, что в действительности все может быть наоборот, но подчиненный всегда возьмет всю вину за проступок на себя, чтобы не уронить престиж и авторитет начальника, который олицетворяет собой власть. Если провести историческую параллель к древности, то мы можем взять за пример отношения императора и его придворных, министров - все установки и постановления императора воспринимались как должное, поскольку император олицетворял собой небо и считалось, что он представляет его волю и указания, которые дает император, приходят к нему свыше. Естественно, император, и его указания не могли подвергнуться какой-либо критике и все исполнялось беспрекословно. Иператора воспринимали не только как сына неба, но и как отца народа, который неустанно думает о благе своего народа.
Еще одним интересным проявлением конфуцианского учения является следующее «Все управление государством должно базироваться на "ли". Значение "ли" здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр.», причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции [5]. И сейчас отчетливо прослеживаются конфуцианские начала, укоренившиеся в умах китайцев и переданные из поколения в поколение - «надо помнить одно, когда мы размышляем о китайских нравах и обычаях, что, за тысячи лет, что над ними витал поучающий дух Конфуция, китайцы с молоком матери впитывают обходительность; это - «вежливая нация», это определение касается даже крестьянства, даже в отдаленнейших, от культурных центров, местах» [6].
В нынешний период прослеживается еще одно явление китайской культуры, которое пришло из древности и играет большую роль в современной культуре Китая, - «всеобщее чувство народа», которое воспринималось древними китайцами самым точным проявлением верховной справедливости небес. Коллективизм и групповая ориентация как в бытовой, так и в деловой сфере изначально присущи Восточной деловой культуре. В Восточной культуре, в частности в китайской и японской, ячейкой общества является не индивидуум, как на Западе, а группа. Человек здесь идентифицирует себя с группой прежде всего и меньше всего как индивидуум, личность. И, по мнению китайцев, начисто исключает из культуры индивидуализм и личностное начало [7]. Известный ученый-социолог Герт Хофстеде, составивший свою известную классификацию культур по всем показателям, относит китайскую культуру к коллективной. По мнению ученого, в этой стране коллективизм - атрибут национальной культуры, определяющий тесные социальные рамки, в которых люди надеются на группы, частью которых они являются, в части заботы и защиты. Многовековые традиции и исторические условия, в которых китайский народ в буквальном смысле слова должен был «выживать», привели именно к такой специфике менталитета и мировосприятия жителей Поднебесной. Вот как описывает это японский профессор Хаясэ: "Они питались поначалу одной рыбой, откладывая каждую иену, которую приносит профессия парикмахера, повара или портного, - описывает он адаптацию китайца к условиям жизни в Японии. - Когда средств хватало на старенький велосипед, они приобретали его, и кто-нибудь из семьи превращался в бродячего торговца. Второй ступенькой становился подержанный мотоцикл. На этой стадии китаец делается более уверенным в себе и даже становится агрессивным. Он уже старается не просто продавать что-нибудь, но и ссужать деньги, товары в долг под проценты. Он обрастал постоянными потребителями и заводил на них бухгалтерскую книгу. Если у него находился родственник или близкий приятель, которые уже миновали эту стадию развития, ему удавалось получить у них взаймы какую-нибудь сумму для приобретения лавочки. Потом он превращался в оптового торговца, с которым безденежные люди предпочитали расплачиваться эквивалентами своего труда или сельскохозяйственной продукцией. Расширяя свою предпринимательскую деятельность, китаец приобретал участок земли и строил на ней фабрику, нанимал работников". По этой причине в большинстве стран Юго-Восточной Азии оптовая и розничная торговля, а также импортно-экспортные операции сосредоточены в руках китайских эмигрантов.
В древности и средневековье китайцы даже не могли задуматься о том, что их «всеобщая коллективность» - это неправильно. На современном этапе они видят в этом довольно большую проблему, здесь не могло не сказаться влияние Запада, с его личностно-ориентированной культурой, в которой человек рассматривается как отдельный объект, личность, и, соответственно, развивается он по большей части самостоятельно, общество влияет на него, но не в той мере как на китайцев. Пережитки «всеобщей коллективности» прослеживаются у китайцев как в обычной жизни, так и в деловой - все члены компании ощущают себя одной большой семьей, в которой все делается сообща и коллективно. Это создает хорошую атмосферу в компании, но, в то же время лишает ее здоровой конкуренции, а, следовательно и больших достижений, инноваций. Работники фирм, конечно, инициативны в работе и очень трудолюбивы, однако конкуренция в западном, нездоровом смысле этого слова и у китайцев отсутствует, она проявляется лишь в трудолюбии, доносы и подсиживания здесь редкое дело. Зачастую, в силу своего менталитета китайцы сообщают о своей вине самостоятельно, поскольку, опять же, основываясь на мировоззрении китайцев (отец-сын, наставник-ученик), это считается абсолютно правильным в их подсознании, признаться старшему (начальнику) в своей ошибке.
Если говорить о китайском трудолюбии, и конечно, о его роли в китайской деловой культуре, мы не можем не рассказать и не оценить объективно знаменитую китайскую деятельность. На самом деле, трудолюбие китайцев - это их естественная конкуренция, в самом положительном смысле этого слова. Если обратиться к статистическим данным, то граждане КНР, как выяснилось, отдыхают меньше других жителей планеты, среднестатистический местный труженик получает от работодателя всего 21 день оплачиваемого отпуска. Также известно, что подавляющее большинство жителей Китая (80%) работают по графику полной занятости, при этом каждый третий китаец в этом году не планирует брать отпуск, а каждый пятый - зачастую трудится без выходных [8]. Конечно, это обуславливается не только природным трудолюбием народа, но и относительно невысокими зарплатами среднестатистических работников, и их прожиточным уровнем, однако, нужно отдать должное китайцам - они старательно и усердно трудятся на благо своих компаний, что формирует у иностранцев позитивный имидж китайских работников. Этот фактор так же объясняет, почему многие крупнейшие фирмы переносят свое производство в Китай - благоприятная инвестиционная среда, политическая стабильность, и конечно - дешевая и трудолюбивая рабочая сила.
Как одну из черт китайской культуры, как и китайской деловой культуры, хотелось бы отметить приверженность традициям и своим историческим корням. Хотя деловая культура -относительно молодое понятие, а Китай не так давно начал построение своей экономики и, соответственно, вместе с ней деловой культуры, все же у китайцев уже успели сложиться определенные каноны деловой этики, которые необходимо знать всем иностранцам, желающим «делать бизнес» в КНР. К примеру, у китайцев существует традиция визитных карточек (определенный цвет, двуязычие, размер визитки), так же, как и ход переговоров при заключении деловых сделок, который разделяется на три этапа, каждый из которых четко следует друг за другом и подчиняется своему распорядку.
На самом деле, в деловом этикете Китая, в его деловой культуре, прослеживается очень четкая связь, повторимся, с конфуцианскими правилами и традициями, зная которые, можно легко найти общий язык с китайцами, понять их ментальность и ход их мысли. Конечно, западная культура не могла не повлиять на деловую культуру китайских бизнесменов и офисных работников, и все же, в основном доминируют национальные традиции. Пожалуй, единственным ярким проявлением западной культуры является только официальный стиль одежды, европейский. Хотя, на самом деле, можно сказать, что в этом случае на китайскую деловую традицию повлияла трансформация самого китайского общества и смена временных ориентиров, которые влияют на жизнь, ее уклад не только одного человека, одной страны или региона, но на жизнь и трансформацию мира в целом, что стало обыденным явлением в условиях глобализации и образования крупнейших ТНК по всему земному шару.
Во многих чертах китайский менталитет и система мировоззрения повторяют системы восточных стран, но, тем не менее, есть существенные различия - он основан не на вере и покорности, а скорее, на принципах осознанного долга, что касается этики, нормы, представлений о социальной гармонии, о роли мудрых старших и идентифицируемой с ними администрации, в конечном счете и государства, империи. Как и в исламе, сфера чувств в конфуцианской традиции ограничена и сознательно направлена в сторону преданности системе, мудрости старших, постижения знаний и т. п. В Китайско-конфуцианской системе социального общения действует более равнозначная модель взаимоотношений между полами, женщина здесь обладает теми же правами и свободами, что и мужчина, что так же хорошо проявляется в бизнесе, поскольку в КНР довольно высокий процент женщин-предпринимателей - около 20% [9], что является высоким показателем в развивающейся стране.
Китайский деловой этикет, социальное общение, экономическое чудо - все это следствие конфуцианского учения, укоренившегося в умах китайского народа много веков назад, и, тем не менее, приносящего свои плоды и поныне. Конфуцианство развило, пожалуй, самые лучшие и в то же время, самые характерные черты в китайцах, которые позволяют этой стране и народу добиваться новых успехов и свершений.
References
1 Aruyunov C. A. Narody I kulturi: Razvitie i vzaimodeistvie. - M.: Nauka, 1989.
2 chinamodern. ru/?p=5690
3 Gurevich P. C. Kulturologiya. - М., 1996. Drevnekitaiskaya filosofiya: Sobranie tekstov v 2 t. T. 1. - М.,1972.
4 Kukushin V. C. - Delovoi etiket. М. -R. na Donu. Izd. "Mart". 2003. Str. 161.
5 Perelomov L.C. "Konfucii: zhizn, uchenie, sudba". - М., 1989.
6 magazeta. com/chinese_books/2010/02/05/customs/
7 Erasov B. C. Kultura, religiya I civiluzaciya na Vostoke. - М., 1990.
8 naim. ru/nodes/Китайцы-самая-трудолюбивая-нация004529. html
9 centrasia. ru/newsA. php?st=1095196260