Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Идеал человека и духовного лидера в суфизме

В исламской традиции вся система цен­ностей сформирована на основе признания еди­ного Творца - Всевышнего Аллаха и необходи­мости повиновения Ему (само слово «ислам» означает «покорность» или «верность» Богу). Идеальным человеком при такой постановки проблемы считается, конечно, тот, кто превос­ходит других в степени повиновения Созда­телю, исполнения призывов Корана и Сунны, а, значит, и близости к Богу. С другой стороны, необходимо методологически понимать реаль­ность различных способов богопознания, уров­ней и форм религиозности в рамках каждой конфессии. В частности, одним из важных духовных измерений в исламе считается су­физм с его своеобразной концепцией «совер­шенного человека» (ал инсан ал камил).

«Нормативный» ислам ориентирован на строгом соблюдении шариата и зиждется на буквальном, рациональном понимании текстов Священного Писания, внешней регламентации человека и его поведения, тогда как в суфизме, несмотря на признание и уважение рациона­лизма и догматов религии, все же акцент сде­лан на признании более глубинных пластов человеческого сознания и доступности их ода­ренным людям. Некоторые авторы считают, что если в нормативном исламе господствует жесткая нормативность «социальной» модели добродетельного человека, то тасаввуф (су­физм) создал «индивидуалистическую» модель [1, с. 294]; хотя это никоим образом не означает противопоставления суфизма исламской ре­лигии.

Совершенство «ал инсан ал камил» опреде­ляется не сравнением их достоинств с достоин­ствами других членов социума, а соотнесен­ностью с Абсолютом, высшей степенью бли­зости к Аллаху, ибо критерий идеальности, находящийся вне или по крайней мере значи­тельно выше нормативов (даже если они освя­щены религией), не «от мира сего», он обращен к трансцендентному и в то же время замкнут на человеческом «я». Выбор такого рода кри­терия становится возможным, как анализирует М. Степанянц, в силу переноса акцента с био­логически-социальной сущности человека на его сверхприродное, божественное начало [1,с.294 ].

Согласно суфийской интерпретации, в чело­веке нераздельно слито Божье и тварное. В соз­данной в рамках суфизма концепции вахдат ал вуджуд человек - это микрокосм, своего рода мера всего дольнего мира - макрокосма. Более того, человек - это посредствующее звено между Богом и миром, которое обеспечивает единство космического бытия и бытия фено­менального. Говоря о генезисе концепции «ин-сан камил», многие специалисты-исламоведы склонны усматривать в ней влияние иных рели­гиозно-философских систем (гностицизма, не­оплатонизма, Каббалы и пр.). Вместе с тем в западном исламоведении конца XX. во многом преодолена привычка непременно связывать любые оригинальные и глубокие идеи ислама с иноконфессиональным происхождением. Среди традиционалистских авторов современности пре­обладает взгляд об общих типологических сход­ствах различных духовных учений, единстве гносеологических корней, чем и объясняется появление сходных сюжетов и идей.

В основе учения ал инсан ал камил лежит, как уже указывалось, универсальная идея о параллелизме в строении вселенной и человека, с одной стороны, и о человеке как образе Бога, с другой. Ал Газали писал, что интеллект чело­века соответствует высшей духовной сфере вселенной - малакут, его душевные силы и ощу­щения - средней, полутелесной сфере - джаба-рут, физические свойства - низшей, материаль­ной природе - мулк. Человек интерпретируется как бледное отражение божественных атри­бутов. Душа - место для рисунка Божествен­ных наук [2, с. 34]

Выдающийся вклад в концепцию ал инсан ал камил внес великий мистик средневековья -Ибн Араби [3]. Человек понимался им как при­чина и цель творения, на него устремлен взор Создателя, ему подчинены небесные и земные существа, моря, горы, реки и т.д. Прототипом человечества и «человечности» Ибн Араби считал «Мухаммадову сущность» (ал хакика ал мухаммадийа). Она - первое творение Бога, логос, божественное знание, которое последо­вательно реализуется в личностях пророков, посланников и святых (аулийа), отражая в каж­дом из них одну из своих бесчисленных истин. Тот, в ком в данный момент воплотилась «Мухаммадова сущность» и есть ал Инсан ал Камил [4].

Ал инсан ал Камил часто отождествляется с Кутбом. «Совершенному человеку» откры­ваются сокровенные тайны бытия, они яв­ляются представителями Бога на земле (точное соответствие кораническому эпитету человека - Халифа - заместитель Бога). Они наделены сверхъестественными способностями. Антро­пология суфизма зиждется на предании, воз­водимым к хадису кудси (категория священных хадисов, которые могут оспариваться офи­циальной теологией), который говорит о при­знании Бога: «Я был Сокровищем сокровенном и пожелал быть узнанным». Определяющей силой в познании Бога является любовь, кото­рая понимается мистически. Она неразрывно связана с интуицией.

В то же время все сказанные высокие атрибуты человека, в том числе идея Кутб -(«ось», самый совершенный святой своей эпохи), распространялись на духовную породу людей, и в целом, обсуждались в кругу узкой элиты, среди «посвященных», тогда как боль­шинство людей, занятых материальными цен­ностями, социально-биологическими устремле­ниями, суфии причисляли к «животным людям» («инсан хайауан») .

Здесь невольно напрашивается параллель с высказыванием христианского апостола Павла о трех категориях людей: духовных, душевных и телесных [5]. Также в конфуцианском учении идеалу благородного и одухотворенного цзюнцзы противопоставляется «маленький человек» -сяожэнь. Конечно, все эти подходы необхо­димо понимать и принимать в контексте мыш­ления человека традиционной культуры.

В более «ордодоксальных» интерпретациях суфизма, в частности, в концепциях самих су­фийских шейхов идеал человека и духовного вождя интерпретируется в более строгом сог­ласии с идеями Корана и Сунны Пророка. Так, в книге Абдулкадыра Иса «Истина суфизма» (доказывающей что тасаввуф - это суть ислама, его высокий дух, тесно связанный с вопросами духовно-нравственного совершенства), всесто­ронне анализируется идеал духовного лидера. Согласно тарикату, речь идет о личности мур-шида (учителя, руководителя). Истинные ли­деры и учителя ислама интерпретируются как подлинные наследники пророков, прежде всего самого пророка Мухаммада.

В силу специфики суфизма как психологи­ческого учения и особенностей мистической практики, помимо общеизвестных условий, выдвигаемых по отношению к личности имама, учителя, здесь обосновывается необходимость одаренности и наличия «паранормальных» ду­ховных способностей. Так, муршид должен быть 1) быть знающим общие обязанности (фард ул айн), 2) быть познавшим Аллаха 3) быть знающим пути очищения души и средства ее воспитания 4) быть мазуном, т. е. получившим право наставления от предыдущих муршидов.

Касательно первого правила, разъясняется, что речь идет о молитвах, посте, закяте, знания и исполнения шариата, следования сунне и др. Второе правило проясняется таким образом, что духовный учитель должен быть пронизан акидой людей Сунны практически и теорети­чески, свидетельствуя душой и сердцем, что Великий аллах Един во всех Его качествах и поступках [6, с. 37]

Третье условие - чтобы он сам был про­шедшим очищение души под руководством муршида, познавшим все болезни души, и пути избавления от них, и беды каждой ступени этого пути, и методы избавления от этих бед соответственно индивидуальным требованиям каждого человека и состояния. Среди при­знаков подлинного учителя суфийские авторы назвали и такое важное условие (гармони­рующее с интернациональным и эгалитарист­ским духом исламской религии), как «присут­ствие среди его муридов представителей раз­личных социальных слоев и национальностей, так как таковыми были сподвижники Пророка» [6, с. 38].

Необходимо отметить, что в суфизме особо выделяется понятие «джихад с нафсом», т.е психологический джихад, иными словами, борьба с собственными дурными наклонностями (своей души), привычками и страстями. Данный девиз восходит к знаменитому изречению Пророка. В контексте актуальной на современном этапе борьбы с невежественными толкованиями ис­лама и методологически ошибочным для любой религии переносом акцента с внутренней борь­бы на внешнюю (революции, экстремизм и пр.) идея суфийского духовного джихада приобре­тает особое значение.

Подлинный духовный лидер, истинный шейх и руководитель мусульман, воспитатель мусульманской уммы и его элиты должен сам лично придерживаться и проповедовать другим принцип первостепенности внутреннего очи­щения, спасения души и именно через это -совершенствования всего социума и челове­чества, а не вульгарные способы «борьбы» за ислам в виде непродуктивных словесных спо­ров, разжигания ненависти к оппонентам, до­ходящее до войн и вооруженных конфликтов. Здесь кроется в целом особенность эзотери­ческих учений (присущих всем мировым религиям), которые всегда разделяли мнение о том, что внутренняя духовная работа и изме­нения само собой влекут реальные позитивные изменения человеческого сообщества на социальном, экономическом и т. д. уровне («Властвует лишь тот, кто умеет властвовать над собой», «Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложится» и другие афоризмы).

Суфизм можно называть учением и прак­тикой о самосовершенствовании личности. Мастер суфизма и все следующие Пути в классическую эпоху были заняты главным образом внутренним самоанализом, помогали друг другу в самосовершенствовании и желали внутренней, душевной трансформации и про­светления. Политические, социальные вопросы, моральные недостатки других людей их вол­новали меньше всего (хотя это не означало их полной аполитичности и асоциальности).

На наш взгляд, на современном этапе все религии значительно видоизменились именно в сторону нездорового интереса к внешнему аспекту жизни. Не хватает самоуглубленности и духовной концентрации в жизни даже верующих и практикующих религию людей, не говоря уже о массе мирских членов общества. Поэтому очень ценным представляется взгляд суфизма, смещающий акценты с внешнего на внутреннее, переводящий внимание верующих с физического и материального на более тонкое, духовно-психологическое измерение.

В современном обществе, в том числе даже среди религиозных проповедников и иерархов весьма распространены споры, осуждения своих оппонентов и пр. Тогда как в подлинном суфизме (но не в искаженных, политизиро­ванных его современных версиях), согласно Абдулкадыру Иса, доказывается, что «когда человек раскрывает недостатки своей души и проявляет усердие в ее очищении, то у него не остается времени заниматься недостатками других людей и растрачивать свое драгоценное время в пересчете их ошибок» [6, с. 55]. Самоанализ, самоотчет, воспитание сдержи­вающего религиозного начала внутри души каждого верующего, что, в свою очередь, ис­ходит из богобоязненности - фундаментальный и очень ценный признак суфийского учения.

Подлинный духовный устаз, суфийский учи­тель должен обладать дарованиями, любовью, находчивостью, которые помогают ему зани­маться главным делом - воспитанием и обла­гораживанием человеческих душ, настойчивым направлением их на путь света и добра, выс­шего познания, избавления от грехов и не­достатков. Примечательно, что именно в су­физме планомерно проводится идея о нераз­рывности теории и практики, слова и дела. Су­физм отличается как сугубо практическая школа, занимающаяся исправлением человеческих нравов, излечивающая болезни души как от­дельного индивиуума, так и всего общества.

Казахская поговорка «Молданың айтқанын істе, істегенін істеме» («Делай то, что говорит мулла, а не то, что он делает») распространена на всем мусульманском Востоке и возникла в эпоху кризиса исламской цивилизации, когда стали не редки личности духовных учителей, у которых слова часто стали расходиться с их поступками. Любая религия осуждает такое противоречие: широко известно обличение Иисусом Христом книжничества и лицемерия фарисеев. Практический уклон носило и учение Гаутамы Будды - своеобразного духовного самородка, выходца из касты кшатриев-воинов, неожиданно ставшего пророком и святым (до него святость, просветление считались в Индии «специальностью» и прерогативой касты брах­манов). Пророк Мухаммад представлял собой яркий образец цельной, нравственно совершен­ной натуры, в которой не было противоречий между нравственными установками и реаль­ными поступками. Такие личности в духовной истории ислама, как Имам Агзам (Абу Ха-нифа), Ходжа Ахмед Йассави также демонстри­ровали пример честности и прямодушия, вер­ности своему слову и обещанию; об этом сло­жены народные легенды.

Уместно провести параллели и сравнения антропологических идей суфизма с концепцией совершенства человека в философии Аль Фа-раби. Восточный перипатетизм выработал глу­боко рационалистический образ духовного со­вершенства, понимание его в качестве системо­образующего элемента творения как силы, свя­зывающей микро- и макрокосм, поскольку при­рода человека заключена в единстве тела, души и размуа [7, с 215]. По Аль Фараби человек пред­назначен к совершенству. Высоко оценивает тюркский философ разум в эволюции человека.

Соответственно выделяются ступени разума: разум потенциальный, разум приобретенный, разум деятельный. Высшее познание осмысли­вается в философии аль Фараби как подлинное счастье и блаженство. Здесь можно видеть как общие точки соприкосновения, так и разницу во взглядах суфиев-мистиков и философов-рационалистов. Последние, хотя и не разделяли примитивный взгляд теологов-ортодоксов на человека как на устрашенного и потому слепо поклоняющегося Богу раба и некоего «червя»,обреченного в духе фатализма исполнять предначертанную ему свыше судьбу, и потому старались формировать более глубокий взгляд на   сущность человека и его бесконечные возможности, все же не смогли, на наш взгляд, достичь подлинной  мудрости,   т.е.   преодолеть плен рационализма и принять многомерность мистического подхода.

 

Литература

  1. Восточные концепции «совершенного человека» в контексте мировой культуры. // Степанянц М.Т. Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее. - М., 2005. - С. 290-301.
  2. Аль Газали, Абу Хамид. «Весы деяний» (Мизан аль амал) и другие сочинения: пер. с араб. - М., 2004.
  3. Ибн Араби. «Футухат ал маккийа» (Мекканские откровения: пер. с араб. - Спб., 1995.
  4. Тукватуллин Л.И. Антропология Ибн Араби или концепция человека в творчестве великого шейха // Суфизм в Иране и Центральной Азии. - Алматы, 2007. - С. 304-309.
  5. Библия. Книга Священного Писания Ветхого и Нового завета. - Издание «New Life Campus Crusade For Christ International)), 1991.
  6. Иса, Абдулкадыр. Истина суфизма. Пер. с араб. - М., 2004.
  7. Жолмухамедова Н.Х. Совершенство человека в философии аль-Фараби // Наследие аль Фараби и мировая культура. - Алматы, 2001. - С. 215-222. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.