Тема охраны окружающей среды, ставшая ныне актуальной и глобальной проблемой всего человечества, является, по-сути, неотъемлемой частью традиционной культуры любого народа. Экологические традиции, сформировавшиеся на протяжении многих столетий, создали тот баланс, который удачно регулирует отношение человека с природой. Традиции охраны земли, водных ресурсов, животного и растительного мира существовали у туркмен издавна (Атдаев С., 2006, 17).
Взаимоотношение человека с природой координировались рядом правил и запретов, которые выработали своеобразный экологический этикет общества. Наши предки почитали землю как мать, считая ее родоначальницей и источником всего живого (Сарианиди В., 2002, 76). Земля признавалась живым элементом, боготворилась и охранялась от любого поругания или осквернения. Поклонение великой богине-матери, богине земли и плодородия имеет глубокие корни (Гундогдыев О.А., 1998, 33). Ее глиняные изваяния встречаются на поселениях земледельческих культур Туркменистана, начиная со времени поры неолита - VI тыс. до н. э. (Бердыев О., 1969, 95). В эпоху раннего средневековья, она, под именем богини Умай, предстает у огузов-туркмен покровительницей беременных женщин и младенцев. Своеобразные фигурки богинь используются туркменами и поныне. Изготовленные из прочного дерева дагдан, они выполняют функцию амулета-оберега.
Одним из ценнейших богатств у туркмен считается вода. Уважение и бережное отношение к воде внушалось детям с малых лет и подкреплялось рядом запретов (Демидов С.М., 1963, 85). Запрещалось бросать камни, предметы или сливать грязную воду в открытые водоемы. По поверьям туркмен, нарушителей подобных запретов могло ожидать наказание и общественное порицание (Оразов А., 1992, 28).
С особой чистотой содержались колодцы. Загрязнение их считалось самым большим грехом. Если в колодец попадало какое-дибо животное, птица или грызун, то немедленно откачивалась вся вода, затем снимался верхний грунт дна колодца. Лишь после этого, заполнившая колодец свежая вода, считалась пригодной к употреблению. Строительство колодцев всегда считалось полезным и богоугодным делом. Построивший колодец заслуживал всеобщее уважение и почитание (Атдаев С., 2008,45).
Наши предки особо бережно относились к растительному миру (Оразов А., 1992, 28). Посадка деревьев и разбивка сада являлась обязательным и естественным делом. Во время сборки дров, с деревьев обламывались только сухие ветки. Рубка дерева осуществлялась только при особой нужде и без повреждения корней. Строго запрещалась рубка одинокорастущего дерева. Более того, оно считалось священным и обладало сверхъестественную силу. К священным породам относились: чинара, дагдан и гуджум. Фруктовые деревья позволялось вырубать только после их окончательного высыхания, причем, изготавливать из них посуду или домашнюю утварь запрещалось.
Существовало множество наставлений, направленных на уважительное отношение к фруктовым, бахчевым и в особенности злаковым культурам. Подобное воспитание зарождало у детей нравственное начало. Отношение человека к хлебу было особым и являлось показателем его воспитанности и мерилом добропорядочности.
Сохранение животного мира также балансировалось рядом канонов и предостережений. Всякое беспричинное истребление животных считалось большим грехом. Отстрел животных оправдывался только естественной необходимостью в пище. Согласно кодексу охотников "рисале", запрещалось убивать животных в период вынашивания ими потомства, а также имеющих малых детенышей. Во время охоты нельзя было также отстреливать сразу несколько животных. При ранении животного, охонику необходимо было выслеживать его до конца, дабы оно не мучилось. Если же охотник находил его мертвым, то ни в коем случае не оставлял брошенным и немедленно закапывал. Запрещался отстрел непромысловых птиц, разорение их гнез, изъятие птенцов и яиц. Многочисленные поверья не поощряли уничтожение также многих насекомых и змей. Змея, по народным представлениям, обладала магическими свойствами и была окружена особым ореолом почитания.
Описание окружающей нас природы мы находим в тврчестве таких великих туркменских классиков как: Махмыт Замахшари, Гарад-жаоглан, Махтумкули, Молланепес и др. Замах-шари являлся автором труда «Названия лекарств и книга названий гор» и многих других работ. Для обоснования естественнонаучных представлений в Коране, Замахшары в своих комментариях «ал-Кашшаф» использовал «Книгу о животных» ал-Джахиза. Перу Махмыта Замахшары принадлежит «Книга о горах, земле и воде». В словаре «Мукаддимат ал адаб» приводится немало слов, связанных с миром животных. Особо богатый материал о мире животных, птиц, рыб и насекомых представлен в работе «Весна Добродетелей» («Yag§yzada-laryn bahary»). Книга описана в повествовательном изложении и насыщена как рассказами, так и личными наблюдениями автора.
Замахшары был поражен мудростью природы и писал, что все в природе продумано и имеет божественное объяснение. В книге имеется описание того, как многие животные сами лечили себя. Например, ужаленные коброй ёж и бобёр, могли вылечивать себя тем, что ели траву тимьянку. Если у орла болела печень, то для лечения он ел печень зайца или лисицы. Процессу промывки желудка знахари научились у морских птиц. Они заметили, что птицы, страдавщие плохой работой желудка, пили морскую воду и затем выводили её наружу.
Замахшары понимал необходимость охраны природы и приводит интересный рассказ. Однажды правитель Харун Рашид прогуливался на охоте. Ловец птиц преподнес ему пойманного рябчика. Рашид ответил: „Подобной птицы я никогда не видел. Отпусти её, ибо любое нарушение (природы - А.С.) приводит к её гибели" (Атдаев С., 2007, 204).
Туркменский лирик Гараджаоглан не ограничивался простым описанием красоты природу, но и считал человека ее составной частью. Это можно проследить в таких его стихотворениях как: «Даглар инди», «Ордек», «Эгри дагы», «Гуманым даглар», «Элинде галды», «Сяхер ели» и др. Поэт черпал силу и вдохновение природы, желая быть сильным и мудрым как горы, вольным как ветер, свободным как птица. В стихах он мечтал превратиться в тучи и пролиться на землю живительным дождем. Последним желанием поэта было провести остаток своей жизни в каком-либо красивом уголке живой природы.
Тема природы занимает особое место и в творчестве Махтумкули. Прекрасный мир природы, связь с ней, всегда были одним из основных объектов художественного мышления поэта. Махтумкули стремился познать ее суть и красоту, пытался проникнуть в ее сокровенные тайны. Существовавшая до этого, так называемая пейзажная поэзия, писалась в романтическом стиле. Живая природа имела условный и неконкретный характер. В художественном освоении окружающего мира Махтумкули наблюдаются иные, более реалистические принципы. В его произведених мы видим красоту подлинной и живой природы. Горы предстают в образе близкого друга поэта, делящего с ним печаль и радость любви. Горы - это сила, опора, мудрость и надежность. Махтумкули хорошо понимал, что реальное и живое описание природы, сыграет определенную роль в развитии у народа чувства патриотизма. Через творения Махтум-кули люди смогли увидеть чудесный облик своей страны, красоту ее природы.
Природа всегда давала эмоциональный стимул творчеству поэта. Завороженный красотой и гармонией окружающей среды Махтумкули приходит к убеждению, что она имеет божественное происхождение. Поэма «В душе» содержит такие строки:
Деревья, выросшие из земли,
Алые розы, зеленая трава,
О, несведущий человек, это
Все появилось по велению бога.
(Махтумкули, 1983, с.75)
Тематику природы можно проследить и в узорах туркменского ковра. Ковер - это книга жизни туркмен. Ведь ковер появился у наших предков намного раньше, чем письменность. И Литература потому, все передаваемые из поколение в поколение жизнеутверждающие идеи и опыт, были переложены в узоры ковра. В те времена люди были намного ближе к природе, лучше её понимали, в силу чего тема природы стала главенствующей в орнаменте туркменского ковра. Мотивы узоров взяты непосредственно из природы - это изображение луны, звёзд, воды, гор и т.д. Символично, что и сам ковер производился из продуктов живой природы: пряжи из овечьей шерсти, шелка из нитей шелковичного кокона, красители которых имели растительную основу.
Растительный и животный мир представлен в туркменских коврах особым закодированным языком. Если учесть, что история туркменского ковра охватывает сотни и тысячи лет, то можно предположить, что на первых порах изображения были более реальными, но со временем стилизовались и приняли условный характер. Растительный орнамент принимает прямые и угловатые формы. Изображения животных и птиц переданы знаками и замысловатыми фигурками. Примером условного стиля рисунков могли послужить изображения животных и растений на керамической посуде эпохи энеолита и бронзы - V-II тыс. до н.э. (Гундогдыев О.А., 2008, 24). Большие ковры украшены парным количеством гёлей, которые расположены клеточным чередованием. По мнению некоторых исследователей, здесь передан план оросительной сети каналов, питающих сады и огороды. Малые ковровые изделия особо насыщены растительной тематикой, в перемежку с символами птиц и животных.
Многие народы, длительное время, проживая на определенной территории и учитывая ее природно-ландшафные особенности, адаптировались к ней. Они научились грамотно воздействовать на природу, нисколько не причиняя ей вреда. Можно сказать, что адаптация есть соизмерение воздействия человека на природу, превышение которой ведет к грани экологичности. Этот баланс, скодированный в традициях наших предков, нужно оберегать и сохранять.
Список литературы
1 Атдаев С. Природа Куняургенча по материалам средневековыгх авторов // Возрождение. - Ашкабат, 2006. - №5.
2 Атдаев С. Тема природы в творчестве Замахшари. // Материалы международной научной конференции „Махмуд Замахшари и лиературно-научное возрождение Востока". - Ашхабад, 2007.
3 Атдаев С. Обряд вызывания дождя в традициях туркмен // Мирас. - Ашхабад, 2008. - №1.
4 Бердыев О. Древнейшие земледельцы Южного Туркменистана. - Ашхабад, 1969.
5 Гундогдыев О.А. Богиня-мать земли туркменской. - Ашхабад, 1998.
6 Гундогдыев О.А. Из истории туркменского ковроделия. - Ашхабад, 2008.
7 Демидов С.М. О пережитках верований, связанных с водной стихией и рыболовством у туркмен // Труды Института Истории, Археологии и Этнографии. Серия этнографическая. АН ТССР. ТҮП. - Ашкабад, 1963.
8 Махтумкули. Избранные стихи. В 2-х т. - Ашхабад: Туркменистан, 1983. т.2.
9 Оразов А. Народные традиции охраны природы у туркмен // Верования, обряды и обыічаи туркмен. Ашкабат. 1992.
10 Сарианиди В. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. - Ашгабат. 2002.