Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Дореволюционные публикации о политике русского самодержавия в Казахстане

В статье автор останавливается на дореволюционных материалах, написанных людьми, занимающие различные должности в царской и колониальной администрации. Эти публикации в некоторой степени имеют характер источников. Среди опубликованных материалов имеются различные сведения, помогающие историкам при исследовании имперской политики. По содержанию публикации определяется позиция человека, подготовившего и написавшего материал. События, происходившие на глазах очевидцев, дают возможность всесторонне изучать и анализировать процессы, происходившие в нашей стране в 19- начале 20 веков. Исследования имперской политики России в Казахстане ведутся давно. В разное время вопросами взаимоотношений указанных госу­дарств занимались российские, советские, ка­захстанские и зарубежные историки. Однако хотелось бы обратить внимание на материалы, написанные людьми, далекими от науки. Тем не менее, их вклад в историческую науку имеет определенный вес, так как они помогают исследователям видеть прошедшие события глазами очевидцев и дают возможность ана­лизировать процессы, происходившие в нашей стране.

В девятнадцатом веке в России появляется ряд публикаций, раскрывающих положение инородцев, вошедших в состав империи. Среди опубликованных материалов имеются различ­ные сведения. В одних ярко выраженный под­ход колонизаторов, оправдывающий действия пришедших властей. В других изданиях, объек­тивное освещение происходящих событий. В третьей группе, критикующий и осуждающий взгляд современников, среди которых не только коренное население, но и представители из русского чиновничества, как гражданского, так и духовного сословия.

В статье предлагаются материалы, пред­ставляющие собой источники по исследованию имперской политики самодержавия в Казах­стане. Цель ее заключается в том, чтобы на основе дореволюционных публикаций рас­крыть действия царских чиновников.

В 1867 году издается «Туркестанский сбор­ник сочинений и статей, относящихся к Сред­ней Азии вообще и Туркестанского края в особенности», подготовленный библиографом - краеведом В.И. Межовым. Здесь, наряду с газетными вырезками, помещены и рукописные материалы. «Сборник» состоит из 591 тома. Издавался он вплоть до 1917 года, то есть до революции. Хранятся тома в научной библио­теке имени Навои в городе Ташкенте и пред­ставляют огромный научный интерес для ис­следователей досоветского Казахстана и Уз­бекистана.

В нем имеются публикации, характери­зующие положение народа, реакцию его на политику самодержавия, протестное движение, отношение царских властей к антиколониаль­ной борьбе. Много внимания уделяется выступ­лениям народов других колониальных стран. Царских чиновников эти события привлекали по причине того, что они должны были видеть, какие последствия возможны при эксплуатации и притеснении туземцев. Причем большой интерес они проявляли к действиям колониаль­ных властей при подавлении этих движений, нежели к самим народным движениям. Как правило, симпатии правительственных чинов­ников были на стороне зарубежных колониза­торов.

В рассматриваемое время появляется пе­риодическая печать. Значение журнальных и газетных материалов состоит в том, что многие статьи и корреспонденции написаны очевид­цами и свидетелями описываемых событий. Конечно, многие из них публиковали свои на­блюдения, рассказывали на страницах перио­дики об увиденном или услышанном. Поэтому, они в основном носят описательный характер. На страницах журналов и газет нашел место богатый фактический материал, отражающий расширение сферы влияния жизнь казахского народа.

Анализ газетных и журнальных статей изучаемого периода позволяет делить эти пе­риодические издания на две группы: к первой относятся сторонники колониальной политики царизма, ко второй - противники.

Остановимся на обзоре первой группы. Как исторический источник наибольшую ценность представляют советы бывалых людей, то есть, из категории тех, которые посвящали свою жизнь проведению имперской политики в Казахстане. К примеру, среди таких публи­каций встречаются материалы, где авторы останавливаются на освещении религиозной жизни казахов. Но они сами являются рели­гиозными деятелями и занимались тем, что собирали инородцев под хоругви православия. Они больше, чем гражданские лица ориенти­ровались в религиозной сфере и прилагали массу усилий в проповеди православия. Ис­пользуя свой многолетний опыт, они могли указать на слабое звено в цепи мусульманского духовенства с тем, чтобы дать правильное направление проповедникам слова Божия.

Отличился в этом деле омский священник И. Сотников, опубликовавший в журнале «Право­славное обозрение» в качестве обзорного мате­риала и дельных советов миссионерам статью «Несколько слов о возможности учреждения миссии между киргизами Средней Орды» [1]. Прежде всего, он обращает внимание на необ­ходимость определения состояния мусульман­ской религии у казахов, затем подводит к мерам по ослаблению ислама. Первые успехи миссионеров вызывают у священника радость. Для укрепления положительных результатов миссионерской деятельности предлагалось учителями русского языка определить людей многосторонних и христианско образованных, следящих за ходом мусульманской мысли. Они же должны были выявлять недостатки мусуль­манской религии, образования с тем, чтобы лучше и с успехом проводить христианские идеи [1, с.779]. Этот материал позволяет выявить методы христианизации казахов и отношение православных священнослужителей к исламу.

Знание казахского языка давало возмож­ность лучше узнать о жизни казахского населе­ния. Конечно, не все, интересующиеся прош­лым и настоящим казахов, владели языком. Поэтому работы людей, знающих разговорную речь представителей другой национальности, входят в число источников, отличающихся особо интересными выводами.

В отличие от большинства чиновников ко­лониальной администрации, выходец из ка­зачьей верхушки Уральского войска А.П. Хо-рошхин выучился киргизскому и калмыцкому языкам. В течение десяти лет службы с 1865 по 1875 годы, он побывал в Туркестанском крае. А. П. Хорошхин участвовал в бухарском, ко-кандском и хивинском походах. Его наблю­дения за жизнью людей, с которыми он стал­кивался в период службы, стали материалом его «Сборника статей, касающихся до Тур­кестанского края», вышедшей в Санкт-Петер­бурге, в 1876 году [2].

Он считал, что русские слишком увлекаются «гуманными тенденциями, не желая прослыть народом отсталым; а англичане, признанные всем миром за народ высокопросвещенный, хо­зяйничают, все-таки в Индии не столь снис­ходительно, как мы, и больше нас во всем успе­вают» [2, с.73]. Чтобы нагнать англичан, хо­зяйничавших в индийской колонии, русские в деле упрочения своего положения среди ка­захов, по мнению А.П. Хорошхина, должны проявлять терпение. Он пишет: «Грустно со­знаться в том, что мы плохо еще знаем кир­гизов, недостаточно сильны нашим нравст­венным на них влиянием, что мы не имеем хороших путей и вообще ходим по Средней Азии пока ощупью, отчего подчас споты­каемся... Впрочем, будем терпеливы: вовремя свое возьмем и наша роль цивилизаторов диких стран, рано или поздно оправдается» [2, с.76]. Здесь мы видим, скорее, позицию весьма заинтересованного человека, болезненно вос­принимающего собственные досадные упуще­ния и недостатки, завидуя успехам «конку­рентов». На самом же деле русские завоеватели ничуть не отставали от западных колониза­торов.

В некотором смысле отличается от преды­дущих публикаций, статья Г. Потанина. О раз­личных сторонах жизни казахов и русских пе­реселенцев идет речь в его статье «Заметки о Сибирском казачьем войске» [3]. Процессы взаимовлияния русского и казахского народов обнаруживает Г. Потанин в Сибири. Особенно замечены они были автором в Коряковской станице Сибирского казачьего войска. Устрой­ство хозяйственной жизни казахов, язык, одежду и т. д. переняли казаки у коренных жителей.

В большинстве своем иной характер имеют публикации, помещенные в газетах «Қазақ», «Дала уалаятының газеті», журнале «Айқап» и ряде других периодических изданий. Поме­щенные в них статьи довольно часто подни­мают проблемы, связанные с противостоянием политике самодержавия в жизни коренного населения. Поэтому их можно ко второй группе материалов периодической печати. Нельзя утверждать о полной независимости этих изда­ний от контроля цензоров. Но, по сравнению с другими, прогосударственными, они придер­живаются национальной направленности, поднимают злободневные темы казахского об­щества и указывают пути их решения. Не­смотря на то, что все они находились в поле зрения колониальной администрации и порой наказывались всякими мерами за неугодные правительству публикации, им удавалось выпускать в свет материалы, резко критикую­щие политику царизма в Казахстане.

К одному из таких изданий можно отнести журнал «Айкап». Так, в этом журнале поме­щена статья (1915 г.) о вражде между казахами [4, с.255-256]. На наш взгляд, актуальность вышедшей в то время статьи объясняется происходящими событиями в России и на международной арене. С одной стороны, -мировая война, с другой - усиливающееся панисламистское движение. Укрепить единство не только представителей мусульманской части населения, но и внутри самой нации являлась одной из главных задач, стоящих перед ли­дерами казахского общества, во имя сохра­нения народа. Поэтому автор - Жардай Кара-сарт баласы, задается вопросом: «Откуда пришла вражда между казахами?» Отвечая на вопрос, он приводит, обнаруженный в Петербургской императорской публичной библиотеке, секрет­ный указ, подписанный царицей Екатериной. Если в то время он представлял собой большой секрет, то Оренбургский генерал-губернатор в указе своим чиновникам писал о необходи­мости натравливания одного рода казахов на другой, сеяния вражды и нетерпимости между казахскими султанами, чтобы они грызлись между собой, как собаки. Создавать такие условия между главенствующими султанами и аксакалами, чтобы у них не было единства. Автор, также критикует «Временные положе­ния», которые лишили казахов не только земли, но и муфтия - высшее духовное лицо у мусуль­ман. Впечатляют заключительные слова Жар-дая Карасарта, который приводит казахскую пословицу: «Өсер елдің жігіті бірін-бірі батыр дейді, өшер елдің жігіті бірін-бірі қатын дейді», что в переводе значит: «джигиты растущего народа называют друг друга героями, джигиты вырождающегося народа называют друг друга бабами» [4, 256]. Автор уверен в том, что наши казахские джигиты станут настоящими героями возрождающегося народа.

Автором ряда журнальных статей «Айқапа» была Сақыпжамал Тілеубайқызы: «Қазақ қыз-дарының аталарына» [5], «Қыз батасы» [6] «Мұндастарыма бір екі сөз» [7], «Ұзақ күткен үмітім һәм бас адамдарға бір екі сөз»[8]. По содержанию сегодня они хорошо вписываются в гендерные исследования. В них красной линией проходит боль казахской женщины по поводу несправедливости некоторых обычаев в отношении к девушкам. Так, в статье «Қазақ қыздарының аталарына», опубликованной в седьмом номере журнала «Айкап» за 1911 год, Сақыпжамал Тілеубайқызы с горечью пишет об установившемся обычае отдавать молоденьких 13-14-ти летних девушек за 60-ти летних ста­риков. Если сложившееся положение считается правильным, пишет автор, то следует юношей женить на 60-ти летних старухах. Причем автор заявляет о том, что в случае не опубликования статьи она будет относить журнал «Айкап» к числу мужских изданий [5, с.11]. К чести этого периодического издания, в нем напечатаны еще несколько ее статей. И помимо этого на его страницах можно встретить ряд острых статей, касающихся всесторонней жизни казахов. Эти факты свидетельствуют о прогрессивном на­правлении журнала «Айкап» и ее редактора М. Сералина.

Немало публикаций газеты «Казах» обра­щают внимание тем, что в них нашли отраже­ние вопросы, волнующие казахов. Это касается вопросов экономической и духовной жизни казахов. Проблемы просвещения казахских детей, наступление царизма на мусульманскую религию, притеснение обычаев и традиций, случаи сопротивления коренного населения колонизаторской политике - все это вместе взятое является доказательством того, что почти все стороны жизни находились в поле зрения редакционной коллегии. Следует учесть и тот факт, что передовая часть казахского общества имела возможность выразить свои чаяния и думы о будущности народа.

К числу публикаций антиправительствен­ного характера можно отнести статьи, выходив­шие в мусульманской печати царской России: в Оренбурге - «Вакт» (Время), в Петербурге -«Иль» (Родина), в Уфе - «Турмус» (Жизнь), в Казани - «Кояш» (Солнце), в Крыму - «Терд-жуман» (Переводчик) и в других. Как отмеча­лось, эти издания выписывались преимущест­венно муллами и богатыми казахами. Неко­торые статьи перепечатывались казахскими периодическими изданиями. Поэтому многие из них доходили и до казахских читателей.

Некоторые газетные публикации отли­чаются тем, что в них можно проследить точку зрения разных группировок. Как источник они ценны тем, что позволяют глубже вникнуть в рассматриваемую проблему. Полемический характер имеют ряд статей, опубликованные в газете «Новое время» и «Речь» за октябрь и ноябрь 1907 года [9-11]. Главной темой дис­куссии было открывшееся совещание при Ми­нистерстве народного просвещения, с участием мусульман, по вопросу о пересмотре правил для инородческих начальных училищ от 31 марта 1906 год. В газете выразили свою точку зрения сторонники и противники правил. Из анализа этих публикаций выясняется, что сторонники - это чиновники Министерства, представители, колониальных администраций различных губерний России, а противники -это мусульманское население, представители национальной интеллигенции.

Отмечалось, что довольными новыми поло­жениями остались большей частью инородцы. К числу поддержавших правила, причислили и киргизов, якобы поверившие в неприкосно­венность их веры и национальности [10]. Но­вые правила, по словам одного из участников полемики, не затронут национальные черты киргизов. Возможность, что «киргизы оста­нутся киргизами, но приобщенными к русской культуре, разрушала все панисламистские и пантюркские мечтания» [10].

Отрицая заверения сторонников правил, о поддержке новых правил мусульманским насе­лением, Ибрагим Акчурин, пишет: «протесты на имя председателя совета министров и ми­нистра народного просвещения приходили со всех концов России и от всех народностей, исповедующих ислам» [11].

Сама же дискуссия больше затрагивала во­просы, связанные с русификацией и христиа­низацией мусульман. Указание на то, что новые правила пронизаны «духом Ильминского» является тому подтверждением. Практически особых перемен эти правила не претерпели по сравнению с предшествующими, так как во всех «Новых положениях», неизменно остава­лись главными, политика самодержавия по подведению всех народностей России под одну - русскую.

При использовании материалов рассматри­ваемых источников возникали трудности из-за отсутствия датировок (в ряде статей, заметок и сообщений применяются формулировки «за последнее время», «недавно» и т.д.), фамилий авторов или их искажения. Тем не менее, журналы и газеты, вобравшие в себя огромный материал, являются важным источником при изучении имперской политики в Казахстане.

К числу источников по изучаемой теме можно отнести ряд опубликованных материалов в виде справочных материалов церковных служите­лей, пространных заметок, записок начальников областей, царских чиновников, передовых членов общества и других. Публицистикой принято считать «вид исторических источников, возни­кающий в общественной среде. Публицистика призвана выражать мнение какой-либо социаль­ной группы об общественно-значимой проблеме. Публицистические произведения могут иметь как индивидуальный характер, так и коллектив­ного автора. Отличительной особенностью пуб­лицистики России является то, что ее значи­тельная часть разделяется на «проправительст­венные и антиправительственные» [12, с. 449].

Например, справочная книга Омской епар­хии священника И. Голошубина [13] представ­ляет собой незаменимый источник, показываю­щий состояние христианской религии, деятель­ность русской православной церкви. Состоящая из 1250 страниц, она дает информацию об исто­рии создания Омской епархии, о количестве станов, о численности православной паствы, состоящей из русских, новокрещенных казахов и т. д. Не скрывает И. Голошубин и негативные случаи в отношении церкви со стороны русских крестьян. Как преданный христианской рели­гии человек и церковный священнослужитель, он выражает беспокойство за судьбы пересе­ленцев и проявляет радость при увеличении численности православных. В то же время на смену эмоциям приходят рассуждения по во­просу утверждения позиций русской право­славной церкви в казахской степи [13, с.5].

Военный губернатор Туркестанской области Д. И. Романовский в «Заметках по среднеазиат­скому вопросу» делится своими размышле­ниями по поводу поведения России в средне­азиатском регионе. Он, обращая внимание на события, происходившие на границе со Средней Азией в 60 годы XIX века, отмечает, что они явились следствием давно задуманного «предприятия». Оно заключалось в приобрете­нии царской Россией среднеазиатских терри­торий, где находились хлебородные земли, и можно было сосредоточить достаточное число войска [14, с.107]. Естественно, на этом этапе колонизация не заканчивалась. Вместе с вой­сками в Казахстан шли и русские переселенцы.

Взгляд чиновников на казахские земли, как на колонию, откуда можно было выкачивать полезные ископаемые, использовать дешевую рабочую силу, сбывать российские товары низ­кого качества, прослеживается во многих ра­ботах [15-17]. Инженер путей сообщения А. В. Васильев ссылается на высказывание члена Государственной Думы А.Л. Трегубова, назвавшего Семиречье «жемчужиной наших владений», смысл которого сводится к тому, чтобы «позаботиться о скорейшем его заселе­нии» [17, с.1]. В этих же работах показаны раз­личные пути влияния на жизнь коренного на­селения.

Законы, Правила, Положения, принимаемые царским правительством в отношении инород­цев, являются источником, характеризующим политику самодержавия. Изданный в 1898 году «Сборник узаконений о киргизах степных об­ластей» И. И. Крафта [18] представляет собой незаменимый источник ввиду того, что здесь помещены документы из Полного Собрания Законов Российской Империи. Величайшие по­веления по различным вопросам жизни казахов помещены в данном «Сборнике». Не обделены вниманием и русские переселенцы. Вопросы управления делами иноверцев, земельные от­ношения, строительства крепостей и выделяе­мых средств на них и ряд других положений включены в «Сборник».

В «Сборнике документов и статей по во­просу об образовании инородцев» [19] содер­жатся материалы, раскрывающие методы по оказанию духовного влияния на «туземцев».

Одним из них и наиболее важным, на взгляд чиновника, является усвоение не столько рус­ского языка, «сколько истин христианской ре­лигии». Следующий прием, который необхо­димо обязательно использовать, представляю­щее собой второе после религии средство, «способствующее обрусению инородцев, со­стоит в усвоении ими понятий о нравственном превосходстве русской народности» [19, с.9]. Объединение этих средств в деле слияния «ино­родцев с русским народом имело воспитатель­ное значение» [19, с.9].

Жизнь мусульман получила освещение в «Сборнике материалов по мусульманству» под редакцией В.И. Ярового-Равского [20]. В нем помещены материалы, показывающие состоя­ние мусульманской религии, отношение му­сульман к православию, содержание получае­мых детьми в мектебах и медресе знаний, пред­меты, преподаваемые в них.

К интересным выводам приводит изучение «Записки об образовании мусульман Орен­бургского края». Оказывается, вот что выдви­гается в качестве основной причины недобро­желательного отношения мусульман к изуче­нию русского языка. «Главным препятствием к распространению русского языка между му­сульманским населением заключается в фана­тизме мулл: большинство из них оказывает к русскому языку полное пренебрежение» [19, с.454]. Такое признание служит убедительным свидетельством огромного влияния и высокого авторитета мулл среди мусульманского насе­ления. Отсюда и предлагаемые меры по ут­верждению русского языка: «При назначении мулл необходимо требовать от них достаточ­ного знания русского языка: только при этом условии можно рассчитывать на успех» [20, с.454]. Данный источник показателен в отно­шении действий колониальной администрации, направленных на притеснение мусульманства.

Предложения по изучению языка коренных жителей отсутствуют. Авторы «Сборника» сожалеют о том, что мусульманские учебные заведения не отвечают задачам обрусения края. В конечном итоге, можно прийти к выводу, что политика самодержавия в жизни народов Средней Азии и Казахстана была направлена на притеснение коренного населения

В то же время в некоторых публикациях наблюдается устойчивая тенденция замолчать либо опровергнуть факты влияния инородцев на русских переселенцев. Статья «С Ленских берегов» Гамова, опубликованная в октябре 1883 года в «Русской мысли», о случаях окир-гизивания, обурячивания и объякучивания, вызвала резкую реакцию: «Такое обидное для русского национального чувства нарекание ложно и опровергается русской историей. Рус­ские всегда были превосходные колонизаторы и самые миролюбивые ассимиляторы» [21, с.137]. Это следует понимать так, что обрусе­ние инородцев и влияние на их жизнь кучки переселенцев - это нормальный процесс и объясняется «цивилизаторской» миссией, имею­щей прогрессивное значение. Обратное же влия­ние маловероятно, поскольку является показа­телем регресса и может отрицательно сказаться на тех же «окиргизившихся» русских пересе­ленцах.

Необходимость ориентироваться среди ка­захского населения, знать как можно больше о них, предусматривать неизбежные волнения -эти проблемы для чиновников колониальной администрации были далеко не второстепен­ными. Поэтому издание «Материалов по му­сульманству» Н. Маллицкого [22] сразу при­влекло внимание чиновников казахстанских областей. Для них она представляла ценность тем, что материалы знакомили с мусульман­ским законодательством, с организацией духов­ных учреждений, с обычаями и традициями. Этот своего рода сборник имел широкое рас­пространение среди лиц, служащих в адми­нистративных, судебных и других учрежде­ниях, а также православных служителей. Для исследователей же эти «Материалы» являются источником для изучения отношения чинов­ников к местному населению.

К источникам, показывающим противодей­ствие казахского народа колониальной поли­тике, относятся петиции, приговоры, жалобы направляемые в адрес царя, его чиновникам. Выступления, речи, произведения, высказы­вания представителей казахской интеллиген­ции, мусульманских духовных служителей стали публиковаться лишь с получением неза­висимости Республики Казахстан. Разумеется, часть работ была опубликована и в советское время. Но они были из числа тех, которые прошли жесткую цензуру, отвечали идеологии и политике большевистской партии.

Публикации передовой части общества носят ярко выраженный антиправительствен­ный характер и свидетельствуют о нарастании недовольства, об усилении антиколониальной борьбы. В нее включались различные слои на­селения. Особое место в борьбе против рус­ского царизма занимало панисламистское дви­жение. Особенность этого движения заклю­чается в том, что его движущими силами явля­лись представители мусульманских народов. Они видели в лице царизма и его колониаль­ного аппарата главного виновника ухудшаю­щегося положения, нарушения мусульманских традиций, притеснения родного языка, куль­туры.

Вследствие того, что передовая часть об­щества в своих работах поднимала проблемы, волновавшие казахов, царская администрация негативно относилась к этим публикациям. Поэтому такие выступления, в отличие от про­правительственных, стремились не допускать к печати. Даже если публикации антиправитель­ственного характера попадали к читателям, то полицейские органы прилагали все усилия для их изъятия.

Таким образом, рассмотренные свидетель­ствует о том, что влияние царизма на жизнь казахского народа проявлялось в насаждении русских порядков, притеснении коренного на­селения. В них содержится немало материалов, показывающих характер и масштабы сопротив­ления казахского народа экспансии царизма. Именно эта информация, которые несут источ­ники, позволяет раскрыть цель политики Рос­сийской империи в Казахстане и методы, при­менявшиеся царизмом и его чиновниками в деле расширения влияния на жизнь казахов.

 

Литература

  1. Сотников И. Несколько слов о возмож-ности учреждения миссии между киргизами Сред­ней Орды // Православное обозрение. - 1872. - Май.
  2. Хорошхин А.П. Сборник статей, касаю­щихся до Туркестанского края. - СПб., 1876.
  3. Потанин Г. Заметки о Сибирском казачьем войске // Военный сборник. - 1891. - Т. XIX,№ 5-6.
  4. Жардай Қарасарт баласы. Қазаққа алалық қайдан келді?// Айқап / Құрастырушылар Ү.Субханбердина, С.Дәуітов. - Алматы: Қа-зақ энциклопедиясы, 1995.
  5. Сақыпжамал Тілеубайқызы. Қазақ қызда-рының аталарына //Айқап. - 1911. - № 7.
  6. Сақыпжамал Тілеубайқызы. Қыз батасы // Айқап. - 1911.- № 10.
  7. Сақыпжамал Тілеубайқызы. Мұндастарыма бір екі сөз //Айқап.- 1912.- №8.
  8. Сақыпжамал Тілеубайқызы. Үзақ күткен үмітім һәм бас адамдарға бір екі сөз // Ай-қап. -1911. - № 9.
  9. К совещанию об инородческих школах // Новое время. - 1907. - 7 октября.
  10. К совещанию об инородческих школах // Новое время. - 1907. - 15 октября.
  11. К вопросу об инородческом образовании // Речь. - 1907. - 8 ноября.
  12. Источниковедение. Теория. История. Метод / Под ред. И.Н. Данилевского, В.В. Кабанова, О.М. Медушевской, М.Ф. Румянцевой. - М.: РГГИ, 2000.
  13. Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. - Омск, 1914.
  14. Романовский Д.И. Заметки по среднеазиат­скому вопросу. - СПб., 1868.
  15. Веселовский Н.И. Киргизский рассказ о русских завоеваниях в Туркестанском крае. -СПб., 1894.
  16. 16.Васильев А.В. Исторический очерк рус­ского образования в Тургайской области и современное его состояние. - Оренбург, 1896.
  17. Васильев А.В. Семиреченская область как колония и роль в ней Чуйской долины. -СПб., 1915.
  18. Крафт И.И. Сборник узаконений об управ­лении областями Акмолинской, Семипала­тинской, Семиреченской, Уральской и Тур-гайской. Свод законов. - Оренбург, 1898.
  19. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. - СПб., 1869.
  20. Сборник материалов по мусульманству / Под ред. В.И.Ярового-Равского. - СПб., 1899.
  21. Историческая записка о состоянии Казан­ской духовной Академии после ее преобра­зования. 1870-1892 / Под ред. С.Терновского. -Казань, 1892.
  22. Маллицкий Н. Материалы по мусульман­ству. - Ташкент, Вып. III, 1898. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.