Данная статья посвящена определению роли Республики Казахстан (РК) во взаимоотношениях с Китаем и других центральноазиатских республик. Данная тема вызывает большой интерес в наши дни. Экономическое взаимодействие Китая и Казахстана играет важную роль в развитии всего среднеазиатского региона. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку за последние два десятилетия приграничное сотрудничество между Республикой Казахстан и КНР становится одной из наиболее важных и действенных форм реализации торгово-экономического сотрудничества, фактором стабилизации положения на границе, источником повышения жизненного уровня населения на приграничных территориях.
Казахстан получил независимость 16 декабря 1991 года. Республика стала полноправным субъектом международного права. В январе 1992 года Казахстан и Китай приступили к дипломатическим действиям с целью создания правовой базы двусторонних отношений. Со стороны Китайской Народной Республики была проявлена готовность к началу плодотворного диалога.
Географическое положение СУАР делает его основной заинтересованной стороной и главным исполнителем планов и проектов экономического сотрудничества Китая и Центральной Азии. Казахстан и страны Центральной Азии становятся основными партнерами внешнеэкономической деятельности одной из провинций КНР Синьцзяна.
На современном этапе одним из важных составляющих стратегического партнерства между Казахстаном и Китаем являются торгово-экономические отношения, где существенную роль играет СУАР, на долю которого приходится более 75% товарооборота между РК и КНР. Объемы товарооборота между Казахстаном и Синь-цзяном за короткий период возросли в несколько раз. В 2007 г. этот показатель достиг 9,2 млрд. долл. США, а в 2008 г. 12,24 млрд. долл. Динамика роста товарооборота между РК и СУАР КНР позволяет прогнозировать, что к 2011 г. двусторонняя торговля может превысить 18 млрд. долл. США [1]. На основе статистических данных можно констатировать, что в целом между
Казахстаном и СУАР в 2009 г. сложился положительный торговый баланс, при этом казахстанский экспорт превысил объем импорта в 1,7 раза. По сравнению с показателями 2007 г. экспорт из Казахстана в Синьцзян в 2008 г. вырос на 37% и составил 7,7 млрд. долл. США (63% товарооборота). Кроме этого, в последнее время наблюдается рост взаимных инвестиций. Так, в настоящее время в Синьцзяне зарегистрировано 15 проектов с участием казахстанского капитала на договорную сумму 11,7 млн. долл. США, а в Казахстане создано 29 крупных предприятий с китайским капиталом в 18 млн. долл. США [2].
Совместные проекты, реализованные и реализуемые с участием Китая и Казахстана, не только сближают соседей, но и вносят значительный вклад в экономику, культуру обеих стран. В течение 20 лет казахстанско-китайские отношения сохраняют хорошую тенденцию динамичного развития и приносят большую пользу народам двух стран. Товарооборот между странами вырос с 368 млн. долларов в первые годы до рекордных 204 млрд. 400 млн. долларов в 2010 году, рост - более чем в 50 раз. На сегодня Казахстан стал вторым торговым партнером Китая среди стран СНГ [3].
На уровнях сотрудничества между странами и между регионами СУАР играет очень важную роль в реализации стратегического видения внешней открытости Китая и развитии экономического сотрудничества не только с Казахстаном, но и со странами Центральной Азии. Например, терминал китайско-казахстанского нефтепровода на территории Китая и терминал китайско-туркменского газопровода на территории Китая были установлены в СУАР. Это означает, что СУАР является главным исполнителем стратегии энергетической безопасности страны и стратегии безопасности ресурсов. В программе «12-й пятилетки» видно, что СУАР будет укреплять сотрудничество в области энергетических ресурсов с соседними странами, увеличивать импорт энергоресурсов, как нефть и газ, и импорт минеральных ресурсов, как железо, медь, никель, алюминий и др., чтобы превратить Синьцзян в важный регион импорта энергетики и минеральных ресурсов и наземный коридор безопасности [4].
Китай и Казахстан сотрудничают не только в ресурсных отраслях, но и расширяют взаимодействие в таких нересурсных сферах, как сельское хозяйство, транспорт и коммуникации. Финансовые структуры Китая (Банк развития Китая, Банк Китая и т. д.) подписали с казахстанской стороной ряд договоренностей о сотрудничестве, что гарантирует участие китайских конкурентоспособных предприятий в крупных проектах в Казахстане.
Синьцзян соседствует с 8 странами, которые имеют тесные отношения с ШОС. В 2011 году отметили 10-летие ШОС. За последнее десятилетие СУАР уже достиг больших успехов, которые тесно связаны с тем, что он реализует политику «открытости к Западу» и развивает региональное экономическое сотрудничество с помощью платформы ШОС. В течение 10 лет со дня своего создания ШОС достигла больших успехов в содействии региональному экономическому сотрудничеству и сформировала основные рамки многостороннего экономического сотрудничества. СУАР может в полной мере использовать достигнутое многостороннее рамочное соглашение сотрудничества ШОС, в рамках достигнутых соглашений осуществлять экономическое сотрудничество и развитие. В «Меморандуме правительств государств-членов ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций», который был принят 14 сентября 2001 года в Алматы, отмечено, что в соответствии с действующими законами стран, поощряется создание прямых контактов различных форм между административными кругами, что предоставляет благоприятные условия для создания различных форм прямых экономических связей между СУАР и административными районами Центральной Азии [5].
Динамика роста товарооборота и увеличение номенклатуры товаров в торговле между РК и СУАР стимулирует экономическое развитие Казахстана. Однако критический анализ процесса торгово-экономического взаимодействия между Казахстаном и Синьцзяном за последние 10 лет позволяет сделать вывод о том, что углубление данного сотрудничества с Китаем в перспективе может иметь для Казахстана и негативные последствия. В этой связи следует обратить внимание на следующие проблемные моменты:
1) сырьевая направленность экспорта. Высокий уровень казахстанского экспорта в Китай поддерживается, в основном, за счет вывоза стратегических сырьевых ресурсов. По статистическим данным, в 2009 г. около 70% экспорта из Казахстана в Синьцзян составили сырьевые товары [4]. Анализ этой ситуации позволяет выявить, что в данное время происходит преобладание неблагоприятной тенденции в казахстанской экономике. Это обвальный рост доли сырья в структуре казахстанского экспорта и пропорциональный рост доли продовольственных и потребительских товаров в структуре импорта из Китая. Вследствие этого на сегодняшний день продукты легкой, машиностроительной и пищевой промышленности китайского производства вытесняют товары не только отечественных, но и других зарубежных производителей с казахстанского рынка. В последние годы наблюдается так же ужесточение конкуренции сельскохозяйственных продуктов синьцзянского производства с казахстанскими товарами;
2) стагнация казахстанского производства. Широкое доминирование товаров китайского производства на казахстанском рынке свидетельствует о том, что отечественное производство развивается в крайне неблагоприятных условиях. В этом плане увеличение объемов и номенклатуры ввозимого в Казахстан товара неизбежно приведет к стагнации казахстанского производства;
3) различия в статистических данных соответствующих служб Казахстана и СУАР. Эти различия возникают в силу разности методов учета товаров на таможенных постах, а в некоторых случаях причиной этому служит недостоверное декларирование;
4) слабый контроль приграничной торговли. Государственные органы, контролирующие торговые операции в приграничной зоне, не всегда предоставляют достоверные данные по объемам двусторонней торговли, так как большинство участников рынка официально не регистрируют свою деятельность;
5) проблема вывоза капитала из Казахстана в СУАР. В соответствие со статьей 5 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» - неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны определяется в качестве угрозы национальной безопасности РК. На сегодняшний день вывоз капитала в Синьцзян происходит по нескольким каналам:
а) коммерческий, связанный с торгово-закупочной деятельностью. За последнее время образовалась устойчивая тенденция вывоза валюты из РК в СУАР по коммерческой линии. На наш взгляд следует выделить три категории, способствующие этому вывозу:
1) предприниматели, обеспечивающие казахстанский рынок товарами широкого потребления;
2) предприниматели, закупающие технику и оборудование для последующей эксплуатации на территории Казахстана;
3) граждане РК, осуществляющие частные коммерческие закупки.
6) вывоз капитала в виде инвестиций. В настоящее время казахстанские предприниматели активно инвестируют синьцзянскую экономику. Анализ ситуации с казахстанско-китайскими совместными предприятиями на территории СУАР показывает, что основным стимулом инвестирования казахстанцев в проекты СУАР являются созданные на территории КНР более привлекательные условия для ведения бизнеса. К примеру, в Китае предусмотрены налоговые льготы, возврат НДС с экспортируемой продукции и другие преференции предпринимателям МСБ. В результате этого происходит интенсивное вымывание активной предпринимательской среды из Казахстана в Синьцзян;
с) вывоз капитала по линии туризма. В последние годы наряду с коммерсантами резко возросло количество казахстанцев, желающих посетить туристические и оздоровительные комплексы Синьцзяна. В этом контексте отметим, что власти СУАР уделяют большое внимание развитию туризма и формированию инфраструктуры коммерческих учреждений, предназначенной для лечения и отдыха иностранных граждан. Таким образом, в последние годы вывоз казахстанского капитала в Китай по различным каналам приобретает массовый характер, и данную проблему невозможно разрешить запретительными мерами. В этом плане из-за того, что в большинстве случаев вывоз капитала происходит на легальной основе, необходимо принимать комплексные меры, обеспечивающие развитие МСБ на территории Казахстана.
Суммируя вышесказанное нужно отметить, что в настоящее время все более явно вырисовывается тенденция зависимости казахстанской экономики от китайской. По данному вопросу следует отметить, что приобретение оборудования, станков, электронной и бытовой техники с лейблом «ФШгШін made in China» является важной составляющей для развития экономики Казахстана. Однако нужно обратить внимание на то, что динамичное развитие торгово-экономических связей РК с СУАР, в том числе закупка техники, комплектующих и расходного материала у китайских производителей увеличивают зависимость целых секторов казахстанской экономики в пользу КНР. В этой связи возникновение форс-мажорных обстоятельств в Китае и закрытие пограничных переходов на казахстанско-китайской границе несет непосредственную угрозу экономике Казахстана. В соответствии с указанными проблемами в сфере торгово-экономического сотрудничества Казахстана и Синьцзяна, необходимо обратить внимание на следующие выводы и практические предложения, которые могут способствовать ослаблению негативных тенденций в экономическом взаимодействии Казахстана и СУАР КНР:
1) стимулирование китайских инвестиций, в первую очередь, в обрабатывающую промышленность казахстанской экономики, а также на создание на территории РК совместных предприятий по переработке первичного сырья, нефтепродуктов, цветных металлов, бытовых и промышленных отходов. Более того, создание условий для того, чтобы китайские бизнесмены могли открывать заводы по сборке китайских машин и производству комплектующих на территории Казахстана;
2) в плане предотвращения доминирования товаров китайского производства в Казахстане обращение внимания задаче диверсификации торговых связей с другими странами. К примеру, со странами СНГ, ЕС и АТР, и в частности с Индией (оборудования, станки, машины, бытовая и электротехника); с Узбекистаном и Кыргызстаном (сельскохозяйственные товары);
3) в СУАР КНР созданы оптимальные условия и поставлен системный контроль над ведением МСБ, а также строго контролируется деятельность государственных чиновников. Наличие законных преференций для ведения малого и среднего бизнеса и систематизированный контроль является значимым стимулом для казахстанских предпринимателей. Исходя из этого, целесообразно изучение и заимствование опыта Синьцзяна по поддержке МСБ;
4) усиление контроля над продуктами, ввозимыми из Синьцзяна, в первую очередь, над импортируемыми продуктами из Китая на соответствие с экологическими нормами и стандартами, установленными в РК. Также важно недопущение ввоза продукции не соответствующей отечественным метрическим стандартам;
5) применение дифференцированного подхода в решении проблем с вывозом казахстанского капитала по коммерческим каналам. К примеру, повышение таможенных пошлин в отношении товаров широкого потребительского спроса - в значительной мере повлияет на рост цен в Казахстане. В этой связи в Казахстане нужно принимать комплексные, поэтапные меры, обеспечивающие развитие МСБ;
Касательно техники и оборудования закупаемого в Синьцзяне, важно реализовывать практику применения мер по снижению таможенных пошлин и налоговых льгот. Однако одновременно с этим необходимо ужесточить технический и экологический контроль данного продукта. Кроме этого, следует увеличить таможенные пошлины в отношении товаров, закупаемого гражданами РК для частного пользования.
В плане предотвращения оттока казахстанского капитала в СУАР по линии оздоровительного туризма целесообразно открытие филиалов крупных и надежных синьцзянских фирм на территории Казахстана. В перспективе данные китайские учреждения по оказанию медицинских и косметологических услуг, зарегистрированных и функционирующих в городах Казахстана, будут способствовать сдерживанию оттока капитала из РК в СУАР.
Вместе с тем, учитывая то, что со вступлением РК в ВТО еще больше обострится конкуренция между казахстанскими и китайскими производителями на отечественных рынках, целесообразно обстоятельное изучение структуры китайского внутреннего рынка с целью выработки конкретных предложений по диверсификации казахстанского экспорта [2].
Как отмечает казахстанский эксперт К. Сыроежкин, внешняя политика КНР в рассматриваемом регионе тесно связана с приоритетами внутреннего развития — необходимостью поддерживать внутриполитическую стабильность, обеспечивать устойчивый экономический рост, расширяя производство и экспорт и импортируя углеводородное сырье и минеральные ресурсы. Первым необходимым условием для стабильного внутреннего развития является создание мирной международной обстановки, а применительно к рассматриваемым странам — формирование условий для сохранения в регионе стратегической стабильности и безопасности, предотвращение возникновения реальных и потенциальных стратегических угроз для Китая [6].
Отличается плодотворностью сотрудничество в сфере безопасности. Очень актуальными являются общие стремления Китая и Казахстана победить «три силы зла» /терроризм, сепаратизм, экстремизм/. Правоохранительные органы двух стран увеличивают масштабы координации и обмениваются информацией во избежание трансграничных преступлений. Казахстанская сторона поддерживает КНР в борьбе против сил «Восточного Туркестана» и других террористических сил. Многократно проводились совместные антитеррористические учения в рамках ШОС для обеспечения мира, стабильности двух стран и всего региона.
Взаимоотношения РК и СУАР не ограничиваются только экономикой, также ведется работа по сотрудничеству в области культуры. Так, например, с 16-го по 24-е декабря 2011 года во главе с председателем НПКСК СУАР Асхатом Керимбаем синьцзянская делегация культурного обмена Китая организовала ряд мероприятий «Неделя синьцзянской культуры Китая» в Алматы и Астане, посвященные 20-летию со дня установления дипломатических отношений между КНР И РК.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что подобные взаимоотношения отвечают коренным интересам народов, что соответствует долгосрочным требованиям по стабильности и развитию двух стран. Сотрудничество в экономической, социальной, культурной областях Китая и РК являются взаимовыгодным. Обе страны являются равноправными партнерами. Китайско-казахстанское сотрудничество полезно для безопасности, стабильности в регионе и во всем мире.
Китай и Казахстан активно участвуют в международных и региональных делах, у них схожие позиции по важным международным событиям. Обе страны стремятся к мирному развитию, экономическая политика отвечает практике и тенденции развития стран. Между «Планом 12-пя-тилетки» Китая и «Стратегией развития страны к 2020 году» Казахстана много совпадений. Перед двумя странами - широкая перспектива двустороннего сотрудничества в таких областях, как политика, энергетика, инфраструктура, гуманитарные дисциплины и т. д., также широкая перспектива многостороннего сотрудничества в рамках ШОС, ООН и т.д. Таким образом, перспектива китайско-казахстанских отношений на будущие 20-лет - многообещающая [6].
Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и дальше будет развивать свое внешнеэкономическое сотрудничество с соседними странами и территориями, прежде всего, с Казахстаном, импортируя природные ресурсы и сырье для использования и переработки, и экспортируя готовую продукцию. СУАР, как и прежде, будет активно использоваться в качестве внутреннего сухопутного коридора для транзита энергоресурсов из стран Центральной Азии во внутренние районы КНР. Синьцзян был и остается в качестве международной базы экспорта китайских товаров на рынки стран Центральной Азии, России и Восточной Европы.
Китай и Казахстан имеют перспективные планы укрепления сотрудничества и взаимодействия в области политики, экономики, культуры, безопасности и т. п., придерживаясь принципа взаимной выгоды, осваивая новый потенциал развития, расширяя пространство для сотрудничества, продвигая китайско-казахстанские отношения всестороннего стратегического партнерства на более высокий и глубокий уровень.
Литература
- 2008-2009 гг. Синьцзян цзинцзи шэхуей синши фэньси юй юйцэ (Анализ и прогнозы социально-экономической ситуации в СУАР 20082009 гг.) / 16.11.2008 г. Синьцзян. - Урумчи. - С. 5 -17.
- Изимов Р. «Торгово-экономические аспекты сотрудничества Казахстана и СУАР КНР» 2010. Сетевой ресурс:
- i-News.kz russian.china.org.cn Син Гуанчэн: «Открытость к западу» играет важную роль для развития и стабильности СУАР.
- i-News.kz russian.china.org.cn Син Гуанчэн: Торгово-экономическое сотрудничество СУАР со странами Центральной Азии в рамках ШОС.
- russian.china.org.cn 11-01-2012 Яркие особенности китайско-казахстанских отношений.
- Сыроежкин К.Л. - «Большая игра» в Центрально-Азиатском регионе // журнал Экономические стратегии - Центральная Азия №5/2007.