Для наступления юридических последствий в результате совершения гражданином преступления его поведение должно быть осознанно-регулируемым, он должен иметь фактическую возможность понимать содержащиеся в законе дозволения и запреты и приспосабливать к ним свое поведение. В уголовном праве возможность быть самостоятельным субъектом права конкретизируется в категории вменяемости, то есть способности лица понимать совершаемое им действие и руководить им.
Вменяемым может быть любое лицо, достигшее возраста наступления уголовной ответственности ст. 15 УК РК.
Понятие невменяемости изложено в ст. 16 УК РК: «1. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.
2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим законом УК РК.
Согласно данной формулировке (формуле невменяемости), невменяемость состоит из двух критериев - медицинского и юридического.
Медицинский критерий представляет собой четыре обобщенные группы психических расстройств: хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие, иное болезненное состояние психики.
Хроническое психическое расстройство объединяет заболевания, которые характеризуются длительностью течения и тенденцией к прогрессированию (постепенному нарастанию и усложнению болезненного процесса, утяжелению вызванных болезнью нарушений психики). К таким заболеваниям относятся, в частности, шизофрения, сифилис мозга, старческие психозы, эпилепсия и др.
Временное психическое расстройство в формуле невменяемости охватывает различные по продолжительности болезненные процессы, оканчивающиеся выздоровлением. Их длительность варьируется в очень широких пределах - от нескольких часов и даже минут (при так называемых исключительных состояниях) до нескольких недель, месяцев, иногда лет. Так что основной признак временного психического расстройства не его продолжительность, а принципиальная возможность полного выздоровления, которая при хронических психических болезнях практически отсутствует. К этой группе, кроме уже названных исключительных состояний (кратковременных психических расстройств), относятся также реактивные состояния, большинство алкогольных психозов, симптоматические психозы и ряд других.
Третья группа заболеваний - слабоумие - объединяет стойкие, необратимые расстройства познавательной деятельности с обеднением психики, поражением интеллекта, памяти, критических способностей, нарушениями личности. Различают врожденное (олигофрения) и приобретенное (атеросклеротическое, старческая деменция и пр.) слабоумие.
К категории иного болезненного состояния психики относятся психические расстройства, не попавшие ни в одну из трех первых групп, но способные исключить вменяемость. Сюда входят психопатии (расстройства личности), инфантилизм и некоторые другие виды болезненных состояний.
Медицинский критерий указывает, что основной предпосылкой признания лица невменяемым является наличие у него психического расстройства.
Однако психическое расстройство обусловливает невменяемость не во всех случаях, а лишь когда оно достигает известной глубины (степени, тяжести), которая определена формулой юридического критерия (принцип единства медицинского и юридического критериев невменяемости). Иными словами, психическое расстройство, входящее в перечень болезней медицинского критерия, несовместимо с вменяемостью лишь в случае, если страдающий им субъект не мог «осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». При этом под действием или бездействием (объединяемыми в уголовном праве общим понятием «деяние») понимаются деяния невменяемого, которые предусмотрены Особенной частью УК РК.
Неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность деяния именуется интеллектуальным признаком юридического критерия; неспособность руководить своими действиями - его волевым признаком.
Интеллектуальный признак выделяет те стороны нарушения психики, которые лишают лицо возможности адекватного восприятия действительности, ее осмысления (понимания), прогнозирования возможных последствий своих поступков и т.п. Интеллектуальный признак свидетельствует о неспособности лица действовать «со знанием дела», на основании правильно воспринятого и понятого. Словом, речь идет о нарушении механизмов психической деятельности, делающих поведение «осознанным».
В волевом признаке акцент сделан на неспособности лица «властвовать над собой», т.е. адекватно организовывать и регулировать свое поведение. Например, свободно выбирать надлежащий поведенческий акт и реализовывать свой выбор путем совершения конкретных поступков либо путем контролируемого отказа от их совершения.
В действующей ныне законодательной формуле невменяемости выделено два самостоятельных элемента в структуре интеллектуального признака. Первый из них охватывает случаи невозможности осознавать «фактический характер» действий (бездействия), тогда как второй говорит о невозможности осознавать их «общественную опасность». Соединяет оба элемента союз «и» (т.е. невменяем тот, кто не в состоянии осознавать ни того, ни другого).
Невменяемым субъект может быть признан только в отношении конкретных общественно опасных деяний. Психическое расстройство, обусловливающее невменяемость, независимо от его характера, должно существовать во время совершения общественно опасного деяния и лишать лицо способности осознавать свои действия (бездействие) или руководить ими применительно именно к этому деянию.
Ст. 17 УК РК Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.
В УК РК появилась самостоятельная статья, посвященная ответственности лиц с неглубокими психическими расстройствами (ст. 17 УК РК), которая гласит, что:
- 1. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.
- 2. Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.»
Возможность применения данной статьи основана на выявлении двух критериев - медицинского и юридического. Первый не дифференцирован по видам болезненных состояний и выражен одним обобщающим наименованием «психическое расстройство». Наличие медицинского критерия свидетельствует, что психические отклонения не болезненного характера не подпадают под действие ст. 17 УК РК.
При описании юридического критерия за основу взята уже знакомая по ст. 16 УК РК («Невменяемость») формулировка о способности лица «осознавать фактический характер и общественную опасность действия (бездействия) или руководить ими». В случае невменяемости указанная способность утрачивается полностью. При ограниченной вменяемости она сохранна, но «не в полной мере», т.е. ослаблена.
Обусловить ослабление сознательно-волевого контроля за своим поведением может достаточно широкий круг психопатологических состояний: психопатии (расстройства личности), неврозы, психические расстройства вследствие черепно-мозговых травм и органических заболеваний центральной нервной системы, неглубокие степени слабоумия (умственной отсталости), эпилепсия без грубых изменений личности и др.
Применение ст. 17 УК РК правомерно лишь при условии, что психическое расстройство подпадает под признаки обоих критериев - медицинского и юридического. Частичная («не в полной мере») способность к осознанию или руководству своими действиями (так же, как вменяемость и невменяемость) относится только к совершению конкретных уголовно наказуемых действий (бездействия). Она не должна рассматриваться в качестве постоянной характеристики лица с психическими аномалиями.Учет психического расстройства в пределах вменяемости при назначении наказания может выразиться, например, в его смягчении или в назначении принудительного лечения, соединенного с отбыванием наказания.
Каковы правовые последствия, если у лица в период после совершения им преступления, но до вынесения судом приговора развилось психическое расстройство?
Согласно закону, лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания (ч. 1 ст. 94 УК РК).
Поскольку преступление было совершено психически здоровым, следовательно, вменяемым лицом, оно понимало в тот период фактический характер и общественную опасность своих преступных действий и могло руководить ими. Однако возникшее после этого психическое расстройство не позволяет ему самостоятельно участвовать в судопроизводстве. Это лицо не может в силу психического расстройства адекватно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства, правильно понять суть предъявленного обвинения; он не в состоянии, защищая свои права, представить свои доказательства, заявить ходатайства, принести жалобу и пр.
В отличие от невменяемых, не подлежащих уголовной ответственности, лица, заболевшие глубоким психическим расстройством после совершения преступления, не подлежат наказанию. Деяние невменяемого не является преступлением, в связи с чем исключена и постановка вопроса об уголовной ответственности. Единственное ее основание - состав преступления. Лица, о которых идет речь в ст. 16 УК РК, преступление совершили и ответственности подлежат. Но она не может быть реализована в наказании, которое в данном случае неприменимо по двум основаниям:
- 1) предварительное или судебное следствие (в зависимости от времени начала заболевания) без участия заболевшего, который занимает в деле процессуальное положение обвиняемого, не могут быть проведены, а дело не может быть окончено вынесением приговора (уголовно-процессуальное препятствие);
- 2) само наказание нельзя ни назначить, ни исполнить по отношению к субъекту с глубоким психическим расстройством (уголовно-правовое препятствие).
Имеющееся у обвиняемого во время производства по делу неглубокое психическое расстройство позволяет ему участвовать в деле.
В соответствии со ст. 372 УПК РК в случае, когда лицо после совершения им преступления заболело временным психическим расстройством, уголовное дело лишь приостанавливается до выздоровления или такого улучшения психического состояния заболевшего субъекта, когда он вновь обретает возможность участвовать в деле. После чего дело подлежит возобновлению в общем порядке (при условии, что не истекли сроки давности, установленные ст. 88 и 90 УК РК). Если же заболевание является хроническим, то заболевший подлежит освобождению от наказания, так как выздоровления или значительного улучшения состояния психического здоровья в этом случае уже не ожидается, вследствие чего вопрос о наказании отпадает.
Во всех перечисленных случаях к заболевшему могут быть применены судом принудительные меры медицинского характера (ч. 1 ст. 94 УК РК).
Список литературы:
- Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г.
- Уголовный Кодекс РК от 16.07.1997 г.
- Уголовно – процессуальный Кодекс РК от 13.12.1997 г.
- Закон РК «О судебной экспертизе» от 12.11.1997 г.
- Бычкова С.Ф. «Организация назначения и производства судебной экспертизы». Алматы. 1999 г.- С.269.
- Зинин А.М., Майлис Н.П. «Судебная экспертиза». Москва. 2002 г. - С.318.
- Шанаева Г.С. «Судебно – медицинская экспертиза». Алматы. 2003 г. - С. 195.