Практически одновременно со своим возникновением политические партии стали объектом научного интереса, которому уделяли внимание и историки, и политологи, и правоведы, при этом они долго не признавались на теоретическом, идеологическом и правовом уровнях. Признавая де-факто огромную роль партий в развитии парламентской демократии, политические партии не были легализованы именно как специфический правовой институт, а не просто клуб по интересам или ассоциация граждан.
Исследование политических партий может заключаться в их изучении как социального или правового явления, а также как объекта политологического интереса. При этом, на современном этапе изучение политических партий как правового явления носит приоритетный характер, поскольку возникновение императивного понятия, четкое определение места и роли партий в обществе и государстве, полное отделение их от других элементов политической системы возможно лишь с помощью правовой регламентации положения партий.[1]
В политологии первые представления о политических партиях связывают с такими именами, как Берк, Вашингтон, Монтескье, Мэдисон, Руссо, которыми настойчиво выдвигалась идея представительства как гарантии личной свободы, ставшей важной предпосылкой для возникновения партий. О том, насколько большое значение в период буржуазных революций придавалось принципу представительства, свидетельствует, например, тот факт, что Дж. Мэдисон[2] отождествлял республиканизм с представительством. По его мысли, избранные представители смогут лучше защищать и отстаивать права и свободы народа, чем сам народ.
Просветительская идея равенства всех людей по своей природе предполагала, что ни один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего. Поскольку же каждый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, то республиканская форма правления предполагала принцип представительства различных социальных слоев в системе власти. С самого зарождения идеи представительства развернулись поиски оптимальных путей и механизмов его реализации. Принципы представительности и выборности представителей различных социальных групп в законодательные или иные органы власти, по самой логике вещей, поставили вопрос об инструментах и средствах политической реализации этих принципов. В качестве таких инструментов постепенно во всех ныне развитых странах возникли и утвердились политические партии. Другими словами, признание законности разнообразных интересов в обществе обусловило признание законности политических инструментов в лице партий, призванных представлять эти интересы в системе власти.
Таким образом, в сущности, важным фактором, способствовавшим возникновению партий, были организационные потребности функционирования больших политических систем, формирования определенных государственно-политических структур, призванных как-то отразить разнообразие интересов. Вместе с тем республиканские отцы-основатели были достаточно подозрительно настроены по отношению к организованным группам в политической жизни.
Само понятие "политическая партия" возникло в XIX в. вместе с формированием представительных институтов и распространением избирательного права. Под ним имелась в виду организация, преследующая цель завоевания постов в государственных органах в конкурентной борьбе за голоса избирателей. В последующем оно расширилось категорией "политическая организация". К политическим организациям относились те, которые не были вовлечены в конкурентную избирательную борьбу, мелкие партии, которые не обладали реальными возможностями добиваться властных должностей и апелляции к электорату, революционные организации, стремящиеся к ликвидации самого принципа избирательности, а также правящие группы в тоталитарных государствах. Хотя в XIX в. дискуссии о правомерности, значении и функциях партий не прекращались, к концу столетия они стали важнейшими составляющими современных политических систем.
В это же время появились наиболее значительные работы, посвященные политическим партиям и оказавшие серьезное влияние на последующее изучение этого явления, авторами которых являются Дж.Брайс[3], Р.Михельс[4], М.Острогорский[5]. Их считают основоположниками исследований о партиях,[6] на них ссылаются как на зачинателей науки о партиях.[7] Они называются среди тех, кто написал о политических партиях первые книги, которые можно охарактеризовать как истинную политическую науку.[8] Проблема политических партий занимает существенное место и в трудах известных социологов, особое место среди которых отдают трудам Вебера[9]. Научное изучение политических партий в России имеет также длительную историю.
В казахстанской науке вопросы политических партий освещались в трудах Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева[10], ученых-юристов С.З.Зиманова[11], С.С.Сартаева[12], Г.С. Сапаргалиева[13], М.Т.Баймаханова[14], С.Н.Сабикенова[15], К.К.Айтхожина[16], Э.Б.Мухамеджанова[17], К.К.Мусина[18], и др, а также в научных трудах политологов Б.Бабакумарова[19], М.Машана[20], Т.В.Топориной[21] и др.
На современном этапе политические партии представляют собой политико-правовой институт, основополагающие положения и принципы которого, как правило, устанавливаются на конституционном уровне и (или) далее подробно регламентируются в специальном законодательстве. Тот факт, что политические партии стали неотъемлемой частью политической системы подавляющего числа демократических государств обусловлен целью их создания для непосредственного участия в государственной и общественной жизни страны. Этот факт констатируется рядом ученых. Так, Т.Бекназар-Юзбашев отмечает, что на современном этапе политические партии в странах демократии признаются интегрированным, составным элементом конституционного строя, государственной и общественно-политической жизни; их деятельность урегулирована в большинстве случаев в конституционно-правовом порядке.[22]
В юридической науке институционализация политических партий, то есть правовое регулирование порядка их образования и деятельности, получила свое развитие в середине ХХ века, первоначально возникнув доктриной в политологии, а затем – в конституционном праве. Политические партии, прежде всего, были признаны на конституционном уровне в качестве особого политического института, играющего существенную роль в формировании и осуществлении государственной власти.
Конституционное признание политических партий характерно для большинства конституций, принятых после Второй мировой войны. Например, в Конституции Италии 1947 года сказано: "Все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики". Конституция Франции посвящает политическим партиям целую статью.[23]
В конституциях англосаксонской правовой системы не содержится положений о политических партиях, но существуют различного рода законы, регулирующие их деятельность (Например, в США – Закон о контроле над коммунистической деятельностью 1954г., Законы об избирательных правах 1965г. и 1970г., Закон о федеральных избирательных правах 1974г.
Конституционный статус партий придает их деятельности юридически-правовой характер и ставит ее в очерченные конституцией и другими нормативными актами рамки правового регулирования. При этом такого рода статус не ограничивает присущую демократии свободу союзов и ассоциаций, ибо эта свобода не является и не может быть всеобъемлющей и абсолютной, и всегда представляет собой свободу, упорядоченную строгими рамками законов. Его цель состоит в том, чтобы, с одной стороны, предотвратить использование этой свободы в ущерб демократии, т.е. не допускать создания легально действующих организаций, выступающих с позиций насильственного ниспровержения демократического строя, с другой - гарантировать ее от всякого рода произвола со стороны властей, подавления оппозиции победившими на выборах политическими партиями и блоками и т.д.[24]
Особенностью теории политических партий является то, что в рамках конституционно-правовой науки применяются, не только собственно конституционно-правовые, но и политологические категории.
В правовой науке юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат три признака: 1) юридическое единство правовых норм; 2) полнота регулирования определенной совокупности правовых отношений. Правовой институт включает в себя различные виды правовых норм, которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений. 3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, других нормативно-правовых актов.
Данные признаки применимы и к правовому статусу политических партий. Во-первых, правовой статус партий характеризуется единством содержания, которое выражается в единстве правового режима регулируемых отношений. При этом соответствующие нормы направлены на урегулирование конкретной проблемы, определение правового положения партий берет начало в правовых принципах (например, «территориальности»), в специфической совокупности используемых правовых понятий («политическая партия», «цели политической партии» и другие), в специфических правах и обязанностях (например, право на государственное финансирование, право самостоятельно выдвигать кандидатов на выборах и другие). Это позволяет с уверенностью говорить о юридическом единстве правовых норм, составляющих статус партий. Специфичность же регулируемых отношений служит причиной обособления данной группы норм.
Во-вторых, правовой статус партий включает в себя различные виды правовых норм: дефинитивные, управомачивающие, обязывающие, запрещающие и прочие, которые регулируют все основные аспекты правового положения партий. Указанная функция не дублируется иными структурными компонентами системы права, которые могут лишь участвовать в регулировании отдельных правомочий партий. Например, политические партии могут выступать в качестве особого субъекта административного, международного и других отраслей права, что обусловлено специфическими особенностями их правового положения.
В-третьих, наличие в конституционном праве ряда специальных нормативных актов, определяющих правовое положение партий, характеризует качественную обособленность этой совокупности норм. Так, в настоящее время принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих государственную регистрацию партий, участие партий в процедурах консультирования и так далее.
Таким образом, в процессе институционализации сложился самостоятельный правовой институт политических партий, который в дальнейшем приобрел комплексный характер.
В Республике Казахстан также можно констатировать наличие в конституционном праве самостоятельного института политических партий. Основные положения о политических партиях провозглашены в статьях 5, 20, 23 Конституции, на основании которых были приняты Закон об общественных объединениях 1996 года и специальный Закон о политических партиях 2002 года.
Институт политических партий органично входит в систему конституционного права Республики Казахстан. В связи с этим возникает вопрос о необходимости уточнения места норм, регулирующих статус политических партий, в системе отрасли конституционного права. Так, включение статуса партий в состав института избирательного права уже не вполне отвечает реалиям законодательного регулирования правового положения партий в Казахстане, поскольку цели их деятельности не исчерпываются только вхождением представителей партий в органы государственной власти. Кроме того, выше (в предыдущем разделе) мы отмечали, что на начальных этапах возникновения и становления избирательное законодательство предоставляло право выдвигать кандидатуры в депутаты общественным объединениям, а не конкретно политическим партиям. Мы придерживается точки зрения, согласно которой институт политических партий является комплексным и включается в состав общего института основ конституционного строя Республики Казахстан.
Список литературы:
- 1.Байкова Т. К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2003. С.22
- 2. Федералист. Политические эссе. А.Гамильтон, Дж.Мэдисон, Дж.Джей. Москва, 2000г. Эссе №10. С.79.
- 3 Брайс Дж.Американская республика. М., 1980..
- 4.Михельс Р. Политические партии. Социологическое исследование олигархических тенденций. 1911г.
- 5.Острогорский М.Демократия и политические партии. М., 1990.
- 6.B.Hennessy. On to study of Party Organization In: Crotty W. (9ed). Approaches to the study of Party Organization. Boston. 1968, p.5;
- 7.S.Eldersveld. Political Parties: A Behavioral Analysis. Chicago. 1964, p. 14.
- 8.K.Beyme. Political Parties in Western Democracies. Aldershot. 1985, p. 1.
- 9.Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- 10.Послания и выступления Президента РК..
- 11.Зиманов С.З. Размышления о новой модели формирования парламента//Юрист, 2007, №5. С-29-34.
- 12.Cартаев С.С. Принятие Конституции Республики Казахстан – важнейший этап в демократизации: О политико-правовых причинах принятия Конституции 1995 г.//Воин Казахстана, 2005г., 26 августа, №35. С.3.
- 13.Правовые проблемы унитаризма в Республике Казахстан./Сапаргалиев Г., Мухамеджанов Б., Жанузакова Л., Сакиева Р. Алматы; Жеті Жаргы, 2000.
- 14.Концепция совершенствования конституционного и административного законодательства Республики Казахстан: Материалы международной научно-практической конференции. Г.Астана, 2007. ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан».
- 15.Сабикенов С.Н. Зарубежный опыт участия оппозиционных партий в парламентской деятельности.//Парламентаризм в Казахстане:состояние и перспективы развития //Материалы Международной научно-практической конференции.- Астана, 22 ноября 2008г. С.245-250.
- 16.Айтхожин К.К. Теоретические вопросы Конституции Республики Казахстан. Автореф. дисс.-д-ра юрид.наук: 12.00.02. Алматы, 2008. 44с.
- 17.Мухамеджанов Э Б. Избирательное право Республики Казахстан: теоретико=правовые вопросы. Алматы: Жеты-жаргы, 2001. 176с.
- 18.Мусин К.К. Юридическая природа политических партий. //Дис.исслед-е на соискание ученой степени к.ю.н.№ .Алматы, 2003.
- 19.Бабакумаров Е., Булуктаев Ю., Кушербаев К. Казахстан сегодня: мир политических партий. Алматы, 1995.
- 20.Машан Б.Конституционно-правовое регулирование организации деятельности политических партий в Республике Казахстан.\\Евразийское сообщество.2000, № 1, С. 41-43.
- 21.Топорина Т.В. Партии и партийные системы современности. Учебное пособие. Астана, «Фолиант», 2001. 112с.
- 22.Бекназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. – М.: "Наука", 1998.С.144.
- 23.Зарубежное законодательство о политических партиях. Сб. нормативных актов. М., 1997.
- 24.Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М.: 1998.