Современное состояние казахстанской экономики характеризуется дальнейшим сокращением производства и экономической активности в целом ряде отраслей народного хозяйства, снижением объемов долговременных инвестиций в реальный сектор экономики, все обостряющейся проблемой долгов и платежей. Позиции республики в сырьевом секторе ослаблены падением объемов сельскохозяйственного и промышленного производства, – все больше товаров на казахстанский рынок завозиться из-за рубежа. Кроме того, можно отметить высокую долю «теневой экономики», несовершенную налоговую систему и высокую степень непредсказуемости поведения власти в стране. По состоянию на начало ноября прошлого года общая сумма просроченной задолженности по обязательствам превысила 1400 млрд. и возросла по сравнению с началом апреля того же года в 1,4 раза. Кризис неплатежей в основном обусловлен нарушением естественной связи между динамикой цен и изменениями денежной массы.
Регулирование необходимой денежной массы в Казахстане происходит в отрыве от формирования новых цен, а новый всплеск роста спроса на доллары в целом вызван ожиданиями нового обесценивания тенге, слабым государственным регулированием, медленным расширением рыночного оборота товаров длительного пользования, неверием населения Казахстана в эффективность политики государства. Сильным ударом для экономики является бегство казахстанцев от своей национальной валюты. Казахстанцы не особенно верят в тенге, предпочитая иметь наличные доллары США. Денежные ресурсы рассредоточены по обширному экономическому пространству страны, по многочисленным держателям малых средств.
По оценкам специалистов, на руках у населения сейчас находиться несколько миллиардов наличных долларов США, что превышает золотовалютные резервы Национального Банка Казахстана. Уже не первый год стоит проблема: как эти ресурсы сконцентрировать и направить на развитие производственной сферы. «Долларизация» страны в свою очередь означает кредитование Казахстаном более богатых стран и осложняет проведение государственной бюджетной и денежной политики, так как увеличивается неподконтрольный Правительству элемент денежной массы. В результате в Казахстане наблюдается устойчивая неблагоприятная тенденция платежного баланса страны.
Нынешние маневры Правительства и Национального Банка, заключающиеся в дальнейшем сжатии денежной массы (уменьшение за 11 месяцев прошлого года составило 17,4%, а количества наличных денег в обращении – 30%), постепенной девальвации тенге, повышением ставки рефинансирования, несмотря на кажущуюся их логичность, являются лишь паллиативными, так как не решают коренных проблем казахстанской экономики. Власти не учитывают, что валютный сегмент, как и финансовый рынок в целом, находятся в крайне нестабильном положении, а страна пребывает в глубоком социально-экономическом кризисе. Естественно, что такая ситуация в экономике не могла не отразиться на состоянии дел в банковской сфере.
Как результат этого, в последние годы своего развития казахстанские банки оказались в центре множества весьма сложных противоречивых и трудно прогнозируемых процессов в политике, экономике и социальной сфере.
Банковская структура является важнейшей частью общей экономической системы государства. Очевидно, что существенный позитивный вклад, который может и должна вносить банковская система в экономическое развитие страны, в первую очередь зависит не только от личных качеств банкиров-менеджеров, хотя этими качествами нельзя пренебрегать. Эффективная государственная администрация, структурные характеристики, законы, регулирующие деятельность банковской системы, экономическая и политическая среды, а также традиции и обычаи страны значительно больше определяют характер развития и функционирования банков, чем конкретные личности их руководителей.
Одним из основополагающих исходных принципов объективного развития банковской системы должно являться строгое следование принципу равенства возможностей для всех субъектов рынка.
Однако не составляет большого секрета, что одним из главных факторов надежности банка в условиях Казахстана, хотя и широко не декларируемым, является наличие особых отношений с властью. Практически не в одном другом секторе экономики, на протяжении краткой истории суверенного Казахстана, правительственное вмешательство не было столь велико, как в сферу банковской деятельности. Некоторые казахстанские банки стали видными коммерческими структурами за достаточно короткий промежуток времени. Они, как правило, не прошли продолжительный эволюционный путь развития из мелких банков, постепенно повышая при этом в условиях конкурентной борьбы эффективность своей деятельности, а быстро наращивали свой вес за счет особых условий, созданных им заинтересованными элитными структурами. Хотя процесс формирования основных элит в Казахстане можно считать фактически завершенным, однако, окончательного распределения между ними власти, влияния и собственности пока еще не произошло. И это скрытое противостояние элит продолжается. Естественно, что при каждом очередном витке обострения конкурентной борьбы между элитами за власть и собственность, соперничающие стороны будут стремиться, прежде всего, создавать проблемы для финансово-кредитных учреждений противоборствующей стороны.
И в таких условиях любое возможное, даже временное, ослабление позиций элиты, патронирующий определенный банк, сразу же отразиться на положении этого банка. Так что, пока существуют предпосылки такой борьбы, сохраняется и вероятность краха даже крупных отечественных банков.
Несмотря на кажущийся учет роли внешних факторов и других объективных причин дестабилизации ситуации на финансовых рынках в экономике Казахстана, оперативная деятельность Правительства и Национального Банка до последнего времени сводилась в основном лишь к лечению явных следствий «болезни», лишь к кратковременному улучшению конъюнктуры рынка, и не к кардинальному устранению основных источников слабости финансовой системы в целом.
Так, например, при передаче многих предприятий республики в управление иностранным фирмам и компаниям Правительством Республики были полностью проигнорированы интересы отечественных банков: задолжность предприятий гасилась только по их обязательствам перед государством, а долги по кредитам, полученным за счет средств самих банков, были заморожены.
К тому же, как следствие проводимой Правительством жесткой монетаристской политики, финансовое состояние многих предприятий продолжало ухудшаться, что также сказалось на ухудшении качества кредитных портфелей банков и их финансовом состоянии. В результате этих названных, а также ряда других причин даже бывшие такие крупные банки республики как, например, Туранбанк, Алембанк и Кредсоцбанк оказались в тяжелом финансовом состоянии. Поэтому ссылки в официальных документах правительства и Национального банка, обосновавших в свое время объединение Туранбанка и Алембанка с их отрицательным капиталом, возникшим якобы из-за плохого менеджмента и неучастия акционеров этих банков в их управлении, были не совсем корректными.
Также необходимо отметить неспособность правительства сбалансировать доходы с расходами, и в связи с этим искусственно поддерживаемую высокую доходность государственных ценных бумаг, отвлекая при этом кредитные ресурсы коммерческих банков из реального сектора экономики, что может стать причиной кризиса в Казахстане, аналогично российскому.
При сложившейся в настоящее время ситуации банковская система фактически работает только как посредник между своими клиентами и государством: деньги клиентов тратятся почти исключительно на покупку государственных ценных бумаг или на валютные операции, при этом об инвестировании производственной сферы никто и не промышляет. Кроме денег клиентов, коммерческие банки, привлекая деньги нерезидентов, иначе говоря, зарубежные кредиты, также направляют их, в основном, на покупку государственных ценных бумаг или на операции с валютой. Доля требований банков по ценным бумагам к правительству составила около 40% чистых активов банковской системы страны, что превышает аналогичный показатель большинства других стран почти в 2,5 раза. Например, в Германии этот показатель составляет 15%, во Франции – 14%. К тому же, компенсация дефицита государственного бюджета, путем массовой эмиссии государственных ценных бумаг, приводит к еще большему оттоку денег из производственной сферы, дальнейшему углублению кризиса неплатежей и снижению налоговых поступлений. Таким образом, идет затягивание времени и дальнейшая консервация кризисной ситуации. В результате такой политики экономическое пространство страны фактически распалось на две практически изолированные и замкнутые сферы: коммерческие банки – рынок государственных ценных бумаг – государственный бюджет и реальная экономика, задыхающаяся от дефицита инвестиций. То есть, происходит утрата банками роли полноценных субъектов экономической жизни страны.
Вместо того, чтобы расширять свое участие в процессе создания добавленной стоимости за счет концентрации финансовых потоков и их перераспределения в сторону наиболее перспективных производственных проектов и конкурентоспособных предприятий, банки все более вовлекаются в спекулятивные операции на валютном рынке и рынке ценных бумаг.
Список литературы:
- Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2011 г.)
- Алыкпашев Ж.Т. Журнал “Вестник КазНУ”. Серия экономическая. №3(31).2003г.
- Сейткасимова Г.С. “Деньги, кредит, банки”. Алматы 1999г.