Международное право и право внутригосударственное представляют собой две самостоятельные правовые системы, вместе с тем, они тесно взаимосвязаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Воздействие международного права на законы различных государств в процессе развития межгосударственных отношений не остается неизменным. Если на первых этапах развития международное право косвенно воздействовало на законодательство государств-членов международного сообщества, то в настоящее время международный договор и международный обычай стали непосредственными источниками внутригосударственного права.
Воздействие международного права на различные отрасли внутригосударственного права неоднородно. Оно не очень значительно, например, в отношении земельного или предпринимательского права, однако трудно переоценить влияние на законодательство государств международно-правовых принципов и норм, относящихся к правам человека.
Влияние международного права на внутреннее право состоит, прежде всего, в модернизации законодательства государства, новые принципы и нормы закрепляются, конкретизируются, уточняются, исходя из международных обязательств, принятых на себя тем или иным государством.
Международное право постепенно становится универсальным, а его принципы и нормы - обязательными для всех государств-членов международного сообщества.
На основании изложенного, необходимо отметить, что нормы международного права во все большей степени становятся средством выработки единообразных или схожих правовых решений в суверенных государствах.
Международное право обладает немалым потенциалом для стимулирования правомерной деятельности, который необходимо использовать в нормотворческой и правореализационной деятельности. Как было отмечено выше, международное право играет важную мотивационную и ориентирующую роль в поведении своих субъектов. Средствами такой мотивации и ориентации служат нормы-дефиниции, рекомендательные, санкционные и процессуальные нормы, конкретизирующие акты, положения договоров о сроках, пространственном действии норм; создание органов для осуществления контроля за выполнением обязательств, механизмов реализации ответственности за их нарушение и т.д.
Отмечая значимость политических и социально-экономических факторов реализации норм международного права, следует согласиться с тем, что уровень правореализации во многом зависит и от качества самих международно-правовых норм. В международном праве имеется значительный потенциал повышения этого уровня. Речь идет о необходимости совершенствования норм международного права. Имеется также объективная потребность в развитии и совершенствовании механизма международной правореализации.
Проблемы, относящиеся к совершенству качества норм международного права, требуют серьезного и детального изучения. Поэтому рассмотрим основные моменты, связанные с совершенствованием международно-правовых норм, влияющих на их реализацию.
Характерной особенностью международного права является высокий уровень диспозитивности его норм. С точки зрения реализуемости данная особенность имеет свои плюсы и минусы. Диспозитивность норм международных договоров отражает явление более широкого порядка, а именно - высокий уровень индивидуального регулирования. Государства гораздо больше отличаются друг от друга, чем субъекты внутреннего права. Относительно небольшое число субъектов международного права дает возможность довольно широко учитывать их индивидуальные особенности, потребности и интересы государств при создании норм международного права, приспособить международные нормы к национальному праву и тем самым (и в этом заключается положительная сторона диспозитивности) создать предпосылки для их успешного осуществления [1].
Недостатком же диспозитивности является то, что широкое использование диспозитивных норм не всегда согласуется с требованием универсальности и единообразия применения международного права, особенно в тех сферах международно-правового регулирования, где есть потребность в единообразных правилах поведения, обязательных для исполнения всеми государствами.
С развитием международных связей, углублением взаимозависимости государств расширяется область применения императивных норм, международное право перестает быть большей частью диспозитивным. Повышение роли императивных норм обусловлено рядом объективных причин: необходимостью охраны наиболее важных интересов государств и международного сообщества; требованием единообразного регулирования в тех областях международного сотрудничества, где такое регулирование диктуется самим характером общественных отношений; потребностью эффективного функционирования международного права и т.д.
Вместе с тем правильное определение таких обязательств существенно с точки зрения их эффективности. Так, некоторым нормам в области прав человека присущ императивный характер возлагаемых ими на государства обязанностей, исключающий какую-либо возможность отклонения от содержания таких норм. Например, в ст. 5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. устанавливается безусловная обязанность всех государств-участников запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и проявлениях. Понятно, что эффективная имплементация этой нормы возможна лишь при безусловном и однозначном выполнении установленных обязательств в отношении всех без исключения перечисленных (в конвенции) прав и при охвате всех категорий и групп трудящихся [2].
Реализация норм международных договоров связана с использованием специального юридического и организационного механизма и правовых средств, предназначенных для перевода предписаний, содержащихся в нормах права, в действительность, фактические отношения: юридические факты, правоотношение, ответственность, санкции и другие правовые средства обеспечения их выполнения. От совершенства этого механизма во многом зависит степень реализации норм и международно-правового регулирования в целом. Заложенная в правовых нормах реализация может быть не достигнута вообще, либо в меньшей степени, если надлежащим образом не организована практическая реализация содержащихся в них требований. В подтверждение сказанному можно coслаться на сравнительный анализ, проведенный некоторыми исследователями, позволивший им прийти к выводу о том, что Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод на практике оказалась более эффективной, чем Всеобщая Декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г. Такой вывод был сделан, исходя из того факта, что в первом из указанных международных актов предусмотрен более развитый механизм контроля за выполнением ее положений, чем во втором - Европейский суд по правам человека, возможность подачи индивидуальных жалоб. Одна из характерных черт международного права состоит в том, что оно складывалось при отсутствии международных институтов, призванных осуществлять или содействовать осуществлению его норм.
Учитывая важнейшую роль договоров в истории международных отношений, признавая все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе, отмечая, что принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanta получили всеобщее признание, мы считаем, что целесообразно отразить основные положения Венской Конвенции о праве международных договоров, отражающие вопросы совершенствования механизма реализации норм международных договоров:
-
- споры, касающиеся договоров, как и прочие международные споры, должны разрешаться только мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права;
-
- повсеместно должны приниматься во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех;
-
- каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, в статье 27 особо закреплена норма о недопустимости ссылаться на нормы внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора;
-
- кодификация и прогрессивное развитие права договоров, осуществленные в настоящей Конвенции, будут способствовать достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом [3].
Список литературы: