Последние десять лет казахстанское общество переживает процесс трансформации, изменения своей социальной природы путем разрушения старых и создания новых социальных структур и институтов. Меняются формы и отношения собственности, формы политической власти и управления, система правосудия, строй и уклад жизни. Процесс трансформации казахстанского общества представляет собой множество сложно переплетающихся экономических, политических и социокультурных процессов. Одни из наиболее часто обсуждаемых в связи с этим вопросов — куда идет казахстанское общество, во что превращается старая система и какой будет этнокультурная политика.
Происходящие разновекторные процессуальные изменения в социокультурном пространстве Казахстана, имеющие неоднозначный и противоречивый характер, требуют своего глубокого и всестороннего осмысления.
Универсальность культуры основана на том, что культура является фундаментальным аспектом развития. Оно нередко оценивается с количественной точки зрения, без учета качественной, то есть удовлетворения духовных, культурных запросов людей, наций, социума в целом. Суть состоит в том, чтобы гуманизировать весь процесс развития, конечный смысл которого - обеспечение достоинства каждого человека и его ответственности перед обществом. Развитие как раз и предполагает, чтобы любой человек и народ, приобретая знания и передавая свой опыт, обрел возможность формировать гуманное настоящее и будущее, корректировать направление развития.
Так или иначе проникая за поверхность наблюдаемого, нельзя не заметить следующего: все больше людей ищут не только удовлетворения основных потребностей, но и расцвета личности, благополучия в широком смысле, сосуществования с остальными людьми, другими народами. Все чаще их цель - не производство, доходы и потребление сами по себе, а полнота самосуществования, индивидуального и коллективного самовыражения, гармония с охраняемой природой. Политика, особенно политика в области культуры, должна отыскивать глубинный, гуманный смысл процесса развития. Нужны новые модели развития, а поиски их вестись в первую очередь и более всего в сфере культуры, через культуру. Сбалансированное развитие может быть обеспечено только путем включения культурных аспектов в стратегию развития, каковая вместе с конкретными программами, теми или иными планами должна разрабатываться с учетом социального, исторического, национального и, конечно же, культурного контекста каждого общества.
Насущная задача и в том, чтобы перешагнуть через пропасть, разделяющую экономическое развитие и культурные потребности, чтобы цель и средства развития определялись на основе ценностей, норм, символов, культурных стремлений, из которых складывается самобытность каждого народа. Даже текущее социально-экономическое планирование необходимо сообразовывать с культурой, ее самоценным бытованием и развитием.
На наш взгляд, пришло время сделать следующий шаг: в качестве императива политики вообще, будь то социальная или экономическая политика, национальная, информационная, международная, осознать и признать приоритет культуры.
Говоря о принципах, задачах, приоритетах культурной политики следует, прежде всего, дифференцировать собственно культурную политику и управление текущими культуротворческими процессами как два разных уровня управленческой деятельности, разграничить уровни, методы, цели и инструментарий. «Собственно культурная политика видится как совокупность научно обоснованных взглядов и мероприятий по всесторонней социокультурной модернизации общества и структурным реформам по всей системе культуропроизводящих институтов, как система новых принципов пропорционирования государственной и общественной составляющих в социальной и культурной жизни, как комплекс мер по заблаговременному налаживанию научного и образовательного обеспечения этих принципов, по целенаправленной подготовке кадров, а главное - как осмысленная корректировка общего содержания отечественной культуры» [1]. В демократическом обществе культурная политика представляет особое направление деятельности государственной власти, реализующее себя через разумное и целенаправленное воздействие государственных институтов управления на социокультурное сознание общества. Она представляет собой комплекс предпочитаемых и реализуемых государством мер, направленных на стимулирование одних духовно-ценностных тенденций и свертывание других с позиции видения и развития конкретной цивилизации.
Подобного рода культурная политика как сфера воспитательной и просветительской деятельности в жизни общества в самом широком смысле этого слова профессионально осуществляется особыми группами людей и специальными культуропроизводящими и культуросохраняющими социальными институтами.
В качестве основного институционального инструментария культурной политики следует особо выделить: просвещение, образование, воспитание, религию, общественные и гуманитарные науки, идеологию, охрану культурно-исторического наследия, художественное творчество. Целенаправленно и систематически они формируют ценностно-нормативную иерархию социокультурных запросов общества, а также осуществляют его реализацию соответствующими институтами.
Говоря о регулировании культурной жизни как о целенаправленном процессе осуществления государственной культурной политики, несомненно следует иметь ввиду, что существуют объективные пределы допустимого внешнего вмешательства в эту сферу. Потому что культура представляет собой саморегулирующую сферу общественной жизни, имеющую свою логику и внутренние генетические потенции. Поэтому внешнее вмешательство (регулирование, управление) будет продуктивным до тех пор, пока оно не препятствует самореализации культурной жизни. Иначе говоря, в этой сфере необходимо правильное соотношение регулирования и саморегулирования.
Масштабы воздействия культурной политики нашего государства проектируются как общенациональные (общегосударственные), так как объектом ее должно быть все общество в целом. Социальная, национальная, конфессиональная неоднородность казахстанского общества требует умелого сочетания универсализма культурной политики с локальными методами, оптимизированными для той или иной части многообразного общества.
Казахстан - полиэтническое государство и поэтому, в вопросе о нашем культурном своеобразии необходим особый акцент на вненациональных чертах содержания любой культуры, на межэтническом синтезе форм и черт различного происхождения, на межкультурном взаимодействии как основном условии органичного развития культуры всякого народа. С этим связана одна из проблем государственной политики Казахстана в области культуры: необходимо разработать мероприятия, направленные на развитие и поддержание самобытных этнических культур, с одной стороны, а также разработать и создать условия для развития и безболезненной интеграции в единую казахстанскую культуру.
На наш взгляд, каждая культура уникальна и самобытна сама по себе и, чем больше государство будет способствовать развитию субкультур, тем оптимальное создание благоприятных условий для их интеграции в единую культуру. Поэтому идея мультикультурализма может быть определена как основа государственной политики Казахстана в области культуры. Мульти-культурализм – это, прежде всего, взаимодействие, взаимосвязь и взаимообогащение национальных культур, признание и приобщение к духовным ценностям, нормам, сущность которых состоит в уважении статуса и свободы самореализации каждого этнокультурного субъекта. Способность народов к восприятию другой национальной культуры предполагает наличие в воспринимаемой культуре общечеловеческого содержания.
Основным принципом культурной политики Казахстана является глубокое изучение национальной традиции, признаков идентичности нашего общества, разработка ценностных ориентации, всего комплекса явлений, которые можно объединить в понятие «национальное культурное наследие», а также исследование тенденций эволюции их восприятия и интерпретации современниками и выбор форм культурной модернизации.
Культурная деятельность, формируя представления людей о мире, мировоззрение, формы их поведения, обеспечивает необходимые условия для воспроизводства и развития общества. Аналогичные функции выполняет система образования, но необходимо отметить специфику культурной деятельности, заключенную в создании и освоении этих норм и представлений как эстетических ценностей. Следовательно, деятельность в сфере культуры обладает социально значимым полезным эффектом, и во всех современных обществах государство содействует всестороннему развитию культуры нации, проводит политику, направленную на обеспечение доступности культурных благ и услуг для различных социальных групп.
В Конституции Республики Казахстан, Концепции социокультурного развития, Законах государства о культуре, об охране и использовании историко-культурного наследия, об общественных объединениях, о языке, в Посланиях Президента народу страны, в Стратегии «Казахстан - 2030» воплощается последовательное стремление государства развивать все регуляторы и механизмы, направленные на ускорение формирования нового качества культуры жизни, приобщение к ценностям мировой и национальной культуры и препятствующие насаждению и пропаганде насилия, жестокости, терроризма, религиозного и национального шовинизма.
Опираясь на документы, составляющие законодательство Республики Казахстан о культуре, можно выделить основные принципы государственной культурной политики. Это, прежде всего:
- свобода творческой деятельности граждан;
- равенство их прав, отношений, возможностей в создании, развитии, использовании и распространении ценностей культуры;
- совершенствование и развитие систем воспитания и образования, способствующих сохранению и приобщению к национальным и мировым ценностям культуры;
- охрана историко-культурного наследия;
- сочетание различных видов финансирования культуры: бюджетных, коммерческих, благотворительных;
- развитие международных культурных связей;
- обеспечение открытости решений и информации, касающихся искусства, культуры и наследия.
Исторический опыт развитых стран мира с полиэтническим населением показывает, что полиэтничность может оказать самое благоприятное воздействие на социально-экономическое и социокультурное развитие страны, неся в себе мощный потенциальный заряд для подъёма всех сфер казахстанского общества. Вопрос только в умелой реализации такой исторической возможности. Необходимо обеспечить, с одной стороны, сохранение и развитие культурных традиций этносов, населяющих республику и, с другой, развивать интеграционные процессы формирования казахстанской культуры, общей для всех граждан страны.
Итак, мы приходим к выводу, что право на самоопределение различных культурных общностей, право на обеспечение самостоятельности в деле развития национальной культуры - важнейший принцип государственной культурной политики Казахстана после обретения независимости и в условиях демократизации нашего общества. Как известно, в международных документах этот принцип формулируется как равноправие культур, что подразумевает устранение каких-либо правовых ограничений и духовного подавления стремлений каждой этнической или национальной группы придерживаться своей культуры и сохранять свою культурную самобытность.
Акцентируя на этом, тем не менее мы считаем, что гипертрофия принципа культурного плюрализма может привести к обострению тех негативных тенденций, которые явно идут вразрез с государственной политикой, направленной на национальную консолидацию в масштабе всего казахстанского общества.
Дело в том, что культура этноса обеспечивает не только его стабильность и интеграцию. Элементы этой культуры имеют и другую сторону, так как выполняют и этнодифференцирующие функции, т.е. становятся основой для различения «мы» и «они». Для каждого этноса бытие других этнических групп внешнее явление, отличающееся не только по содержанию жизнедеятельности, но и в силу несходства культурного облика. Вот почему принцип самоопределения культурных общностей не может служить безусловным критерием в подходе к проблемам культуры, так как оказывается условным, зависимым от других факторов общественного бытия. Самостоятельность культур различных общностей всегда дополняется их взаимосвязью и взаимодействием либо на основе общей духовной жизни, либо через налаженную систему взаимопонимания и доверия.
История мировой культуры знает примеры, когда-то или иное локальное общество долгое время развивалось почти полностью изолированно, без внешних контактов. Однако, для большинства такого рода обществ характерна стагнация, отсталость и утрата значительной части собственного культурного достояния. Как верно отметил А.Г. Косиченко: «Изоляция и стагнация культуры - смерть для нее, культура жива творческой ее трансляцией. Поэтому, если реакцией культуры на унификацию глобализации станет попытка сохранить себя в изоляции, это приведет к самоубийству данной культуры» [2]. Вне всякого сомнения открытость, тесное и плодотворное межкультурное взаимодействие - важнейшее условие успешного развития любой национальной культуры.
В каждом случае, выдвигая целью государственной культурной политики достижение и расширение взаимопонимания культур, проходящего одновременно в политико-идеологической, экономической, гуманитарной сферах и на цивилизованном, национальном, межличностном уровнях, следует, на наш взгляд, обязательно учитывать, что рост подлинного взаимопонимания в межкультурном общении - сложный, проблематичный и достаточно длительный процесс, требующий общеобразовательной культурологической подготовки, способности к самопознанию, к чуткому восприятию историко-культурного наследия своей и иной культуры.
Литература
- Шалабаева Г. Казахстан: эволюция культурной политики. - Алматы, 2002. С. 20.
- Косиченко А.Г. Влияние глобализации на культуру и ценности человека. – Аналитическое обозрение. 4-5/2001 г. С. 40.