Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Особенности исламского финансирования

Современный ученый Хасануз Заман дал следующее определение исламской экономи­ке: «Исламская экономика - это основанное на принципах Шариата знание и его применение, направленное на предотвращение несправедли­вости в процессе производства и распределения материальных ресурсов для того, чтобы удовлет­ворить человеческие потребности и позволить им наилучшим образом выполнять свои обяза­тельства перед «Аллахом» [1, 3]. И вопрос эконо­мики очень подробно и широко рассматривается в Шариате, исламском праве, являющемся руко­водством для жизни мусульман, выведенным из Священного Корана и Сунны пророка Мухамма-да [2]. Этот факт говорит о том, что ему придава­лась большая значимость в исламе.

Исламская экономика имеет социальную на­правленность сприоритетом морально-этических принципов, так как важнейшей задачей шариата, по словам имама Абу Хамида аль-Газали, яв­ляется обеспечение благополучия людей через сохранение их религии, жизни, разума, чести и имущества. Подобная социальная ориентация позволяет определить основную цель развития экономики - обеспечение социальной справед­ливости при распределении результатов хозяй­ственной деятельности, что возможно путем раз­вития экономики и хозяйственного роста.

Важная роль в ней уделяется концепции «на­местничества», в соответствии с которой владе­лец какого-либо имеющего рыночную стоимость и общественную ценность ресурса является не собственником, а поверенным истинного вла­дельца - Аллаха [3, 15]. Однако исламская эко­номика - не религиозная сфера деятельности, а лишь иная экономическая система, ориентиро­ванная не только на мусульман, но и на пред­ставителей иных конфессий. Следуя Шариату, исламская экономика ставит во главу принципы справедливости и равноправия и не приемлет незаконного обогащения любой из сторон [4, 5]. Таким образом, экономические взаимоотноше­ния в исламе основаны на следующих принци­пах:

  • стремление к пользе и одобрение только той прибыли, которая была заработана в резуль­тате полезной деятельности;
  • содействие соблюдению прав людей и развитию партнерства;
  • запрещение всего, что содержит притес­нение людей, порождает вражду между ними и всего вредоносного для религии, жизни и чести людей [1, 3].

На этих же принципах основывается и ис­ламское финансирование, которое представлено следующими институтами, осуществляющими деятельность согласно исламскому праву [5, 11]:

  1. Исламские банки - финансовые институты, принимающие депозиты и осуществляющие инвестирование накопленных средств. К их числу также относятся и вспомогательные банковские подразделения или исламские «окна» обычных банков.
  2. Исламские финансовые институты, неявляющиеся банками. К ним относятся ислам­ские жилищно-строительные кооперативы, ли­зинговые и факторинговые компании, микрофи­нансовые институты, частные инвестиционные и венчурные фонды, финансовые компании, а также институты, связанные с исполнением ре­лигиозных обрядов и благотворительностью.
  3. Исламское страхование (такафул).
  4. Исламский рынок капитала и его участ­ники. К ним относятся брокерские конторы, ин­вестиционные банки и т.д.
  5. Исламская финансовая инфраструктура, включающая в себя платежную систему; скри-нинговые, торговые и клиринговые системы; ин­фраструктуру интернет-бизнеса; организации, способствующие обеспечению экономической безопасности и поддержанию ликвидности; ре­гулирующие органы; органы, осуществляющие контроль над соблюдением стандартов финан­совой отчетности; рейтинговые агентства; ор­ганизации, предоставляющие статистическую информацию; образовательные учреждения и научно-исследовательские организации.

В деятельности каждого финансового инсти­тута, как и во всех экономических отношениях, действуют четыре вида правовых ограничений [1, 3-5]. Первый из них это запрет на ростов­щичество (риба от араб. «увеличение, прираще­ние»). Риба в договоре займа представляет собой надбавку к сумме основного долга, получаемую заимодавцем при предоставлении средств заем­щику. В широком значении, риба - любой про­цент при осуществлении торговых и финансо­вых операций, позволяющий одной из сторон получить доход за счет другой, - без предостав­ления ей соответствующей компенсации [2].

Она может возникать в результате договора долга (риба ан-насиа) или неравного обмена од­нородных и одномерных объектов определенно­го вида (риба аль-фадль). И запрет на нее связан с тем, что по шариату деньги созданы как сред­ство обращения, обмена и как расчетная едини­ца, а не как средство сбережения, использующее для увеличения прибыли. Одним из обоснований запрета процентной ставки стало признание ее формой социальной и экономической эксплуата­ции, что не соответствует принципу справедли­вости в исламе [4, 5].

Следующий вид правого ограничения - запрет на неопределенность в условиях сделки (гарар от араб. «опасность»). Неопределенность бывает:

  1. неизбежная (ал-гарар ас-йасир), допу­стимая, которая не делает контракт недействи­тельным;
  2. обессиливающая контракт (ал-гарар ал-мутавассит), при наличии которой контракт яв­ляется недействительным. Однако существует возможность ее устранения;
  3. делающая контракт недействительным (ал-гарар ал-касир), которая не может быть устранена без отмены самого контракта или же изменения его сущности. Этот вид неопределен­ности имеет следующие категории:

а)    неопределенность в отношении предмета контракта:

  • обмен объекта, сущность и качество ко­торого не определены;
  • обмен объекта, количество которого не определено;
  • обмен неопределенного объекта из пула объектов;
  • обмен объекта, основные характеристи­ки которого до конца не сформированы;

б)      неопределенность в отношении права собственности и реального обладания правом предметом контракта:

  • обмен объекта, который не находится в собственности;
  • обмен объекта, который не находится в обладании;

в)      неопределенность в отношении исполнения контракта:

  • неопределенность в отношении времени исполнения контракта;
  • обмен объекта, который невозможно до­ставить;
  • контракт, результат которого определя­ется наступлением неопределенных событий в будущем (падение курса валют и т.п.);
  • две сделки в одном контракте.

Таким образом, гарар - это элемент неопре­деленности в предмете договора или в отноше­нии цены товара, а также просто спекулятивный риск на финансовых и товарных рынках. Гараг запрещен, так как его наличие позволяет одной стороне обогащаться за счет другой, что также противоречит нормам шариата [2].

Далее следует запрет на элементы азарта в эко­номических отношениях (мейсир от араб. «азарт­ная игра»). К числу признаков мейсира можно отнести наличие двух и более сторон-участников, каждая из которых вкладывает определенное иму­щество с целью получить возможность завладеть еще большим имуществом, при этом перераспре­деление (выигрыш) имущества связано с насту­плением неопределенных событий в будущем. В результате сторона, вложившая имущество, мо­жет как безвозвратно потерять его, так и получить чужое имущество сверх вложенного.

Мейсир представляет собой одну из отличи­тельных черт современного капиталистического общества, которое способствует трансграничным миграциям огромных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства денежных средств без производства реального богатства [3, 19], что является главной причиной финансовых и экономических кризисов.

В то время как Шариат предписывает финан­сирование реального производственного сектора экономики и согласно его принципам сделка, как правило, должна быть подкреплена реальным активом. Этим и обозначен запрет на мейсир, так как получение дохода не связано с производ­ством и использованием труда, а является стече­нием обстоятельств.

Последний вид правового ограничения - за­прет на участие в запретных видах деятельно­сти, таких, как производство и распространение алкогольной, наркотической и порнографиче­ской продукции, табачных изделий и других за­прещенных исламом продуктов и услуг, включая переработку и торговлю свининой и мясом дру­гих животных, заколотых с нарушением правил, установленных Шариатом [6]. К их числу также можно отнести большую часть традиционно­го финансового сектора, большую часть совре­менной индустрии развлечений, а также любую деятельность, приносящую серьезный вред окружающей среде. Под запретом находится традиционное страхование, установление моно­полии, игорный бизнес, лотереи и другие виды деятельности, не соответствующие морали исла­ма [7].

В соответствии с вышеизложенными прин­ципами исламские финансовые институты за­ключают посреднические и транзакционные контракты, которые включают в себя широкий спектр различных финансовых инструментов для осуществления финансовых операций [5,14].

Суть посреднических контрактов заключа­ется в том, что финансовый институт высту­пает в качестве финансового посредника. Они подразделяются на следующие виды:

  1. Мудараба
  2. Музараа
  3. Амана (от араб. «доверие»)
  4. Джуала
  5. Кифала
  6. Викала
  7. Такафул (от араб. «взаимное предостав­ление гарантии»).

Прямое инвестирование - механизм, при ко­тором банк может предоставить финансирова­ние частным компаниям в обмен на часть мест в совете директоров и наличии права голоса при управлении работой компании, таким образом стимулируя развитие реального сектора. Выгода банка от финансирования зависит от будущего развития фирмы и роста ее стоимости на рынке.

Транзакционные контракты также связаны с производством в реальном секторе и включа­ют в себя торговлю, обмен и финансирование экономической деятельности. Транзакционные контракты, связанные с имуществом, подразуме­вают торговое финансирование и обеспеченные активами ценные бумаги.

Торговое финансирование осуществляется через следующие финансовые инструменты: мурабаха (от араб. «перепродажа»), мусавама -    аналог мурабаха, бай муаджал или бай бита-ман аджил (от араб. «продажа по отсроченной цене»), бай ас-салам или салам, таварук («обрат­ная мурабаха»), бай иннах,

Обеспеченные активами ценные бумаги пред­ставлены следующими финансовыми инстру­ментами: иджара, иджара ва иктина, иджара тумма аль бай, истисна (от араб. «изготовление по заказу»).

В мире насчитывается более 20 видов ислам­ских ценных бумаг [4, 6]. К их числу относятся также исламские облигации сукук (ед.ч. - сакк) -    ценные бумаги, удостоверяющие долю в праве собственности на базовый актив, который гене­рирует прибыль, как правило, от сдачи в аренду [2]. Большая их часть основывается на двух ис­ламских контрактах: облигации сукук аль салам и облигации сукук аль иджара. Так, первые яв­ляются удобным инвестиционным механизмом при коротких сроках погашения, поскольку фи­нансирование соответствующих товаров обычно носит краткосрочный характер (3 - 12 месяцев). Вторые используются для выпуска ценных бумаг с длительным сроком погашения [5, 25-26].

Механизм долевого финансирования основан на модели участия финансового института в ка­питале или собственности клиента и осущест­вляется через контракты мушарака и мусакат.

Мушарака (от араб. «партнерство, соучастие») - договор товарищества, при котором заключает­ся специальное соглашение, по которому полу­ченная прибыль делится между участниками в заранее оговоренных долях, а убытки подлежат распределению пропорционально вкладу в капи­тал. Управление проектом может осуществлять­ся как всеми сторонами, так и одной из сторон [2]. Эти контракты могут быть использованы как для пополнения оборотных средств компании, так и для совместной инвестиционной деятель­ности. Часто этот вид контрактов применяется для финансирования долгосрочных инвестици­онных проектов.

Мусакат - аналог контрактов мушарака для сельскохозяйственных проектов, которые заклю­чаются между владельцем земельного участка и рабочим, который занимается поливкой и уходом за деревьями. Контракт длится до того времени, когда урожай созреет. Рабочий имеет право взять себе заранее оговоренную часть урожая [5, 26].

Среди числа транзакционных контрактов существуют смешанные, представленные кон­трактом вида кард-аль-хасан (от араб. «добрый заем»). Это беспроцентный заем, предоставляе­мый в целях благотворительности и кратковре­менного финансирования проектов, могущих принести доход. Заемщик обязан вернуть толь­ко заемную сумму в заранее оговоренное время. Если же для займодавца очевидно, что заемщик заведомо не в состоянии возвратить долг, то средства, предоставленные в виде кард хасан, могут рассматриваться как добровольное или обязательное пожертвование (закят, садака) [2]. Также, возвращая основной долг, клиент может выплатить банку (исключительно по своему же­ланию) определенную сумму в виде доброволь­ных премиальных - хиба, чтобы покрыть адми­нистративные затраты [5, 22].

Таким образом, основываясь на предписани­ях Корана и Сунны, специфика исламской эконо­мики, в частности исламского финансирования, заключается в концепции «наместничества» и ярко выраженной социальной направленности, основанной на справедливости и равноправии и исключающей незаконное обогащение. Одними из главных особенностей исламского финанси­рования являются запрет ставки процента, запрет на намеренный риск и неопределенность усло­вий сделок, запрет спекулятивного поведения, а также запрет некоторых видов деятельности, не соответствующих канонам ислама. Исламская финансовая система, да и вся экономика, осно­вана на финансировании реального сектора эко­номики, общественно полезного производства, связанного с использованием труда. Деньги не являются средством сбережения для увеличения прибыли, а служат инструментом совершения сделок с заключением контрактов, содействую­щих развитию партнерства.

 

Литература

  1. Основы исламской экономики и финан­сов. - Казань: Юмарт Финанс, 2011. - 11 с.
  2. Термины Исламских финансов / Сайт Информационно-аналитического издания «Isla-mic finance & business» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /islamic-finance.ru/load/1-1-0-1
  3. Беккин Р. И. Исламские финансы в совре­менном мире. Экономические и правовые аспек­ты. - М.: УММА, 2004. - 283 с.
  4. Коломейцева Е. Исламское финансиро­вание: понятие, налогообложение // Учет и Фи­нансы. - Алматы, 2010. - № 2 (44). - 32 с.
  5. Трунин П. В. Исламская финансовая си­стема: современное состояние и перспективы развития / П. Трунин, М. Каменских, М. Муфтя-хетдинова. - М.: ИЭПП, 2009. - 88 с.
  6. АО «Исламский Банк «Al-Hilal» / Сайт Первого банковского форума [Электронный ре­сурс]. - Режим доступа: banker.kz/ index.php/topic/34536-ao-islamskii-bank-al-hilal-o-banke/
  7. Бижигит А.Г. История возникновения исламской экономической модели [Электронный ресурс]. - Режим доступа:rusnauka. com/3_SND_2010/Economics/58262.doc.htm
  8. Альжанова Н. Инструменты исламского банкинга // Учет и Финансы. - Алматы, 2010. -№ 4 (46). - 32 с.
  9. Корусун А. Исламская финансовая си­стема. Стереотипы и реальность. Часть 1 / Сайт Исламского информационного портала [Элек­тронный ресурс]. - Режим доступа: /islam. ru/content/economica/islamskaya_finansovaya_ sistema 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.