Статья посвящена истории разработки отечественного кодекса этики журналиста. Автор исследует зарубежный опыт этического регулирования, а также условия и причины пролонгирования процедуры принятия отечественного Кодекса этики журналистов, аргументацию противников и сторонников моральной регуляции журналистского труда посредством закрепленного свода правил.
В июле 2012 года в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президент Казахстана в очередной раз обратился к вопросам нравственности в СМИ: «Важным направлением программы должна стать модернизация отечественных СМИ. Сфера СМИ должна работать на основе четких стандартов национального Кодекса журналистской этики, а также юридических норм, ограждающих потребителя от искаженной и недостоверной информации» [1].
В этом же документе Министерству культуры и информации РК было дано поручение: «Совместно с общественными объединениями журналистов разработать проект Кодекса журналистской этики» [Там же]. Таким образом, Президент поставил своеобразную точку как в череде собственных призывов к формированию кодекса чести работников пера и микрофона, так и в своеобразной дискуссии о том, есть ли в Казахстане Кодекс журналистов.
Итак, первое обращение к данном вопросу зафиксировано в апреле 2000 года. Выступая в Астане на совещании с руководителями правоохранительных органов, Нурсултан Назарбаев сказал: «Необходима система мониторинга СМИ, требуется совершенствовать механизмы предупреждения фактов предоставления необъективной информации, «заказного» компромата... следует изучить возможность создания специализированного органа (типа Информационной палаты), предназначенного для разрешения споров и иных дел, вытекающих из требований журналисткой этики».
Далее, 27 ноября 2001 года на совещании Совета предпринимателей при Президенте РК, глава государства вновь высказал мнение о необходимости выработать закон чести для журналистов.
На I Евразийском медиа-форуме весной 2002 года Президент РК заметил, что сейчас как никогда журналисты должны осознать ответственность перед обществом, так как пресса сегодня - сильный инструмент влияния. Журналисты могут вселять в людей уверенность или сеять страх, духовно обогащать или опустошать, сближать или разрушать. Все зависит от того, какие цели ставят перед собой средства массовой информации и люди, которые ими управляют.
Также было сказано о том, что слабое гражданское общество на фоне жестко противоборствующих групп давления превращает средства массовой информации в инструмент дезинтеграции и распада социума.
И вот спустя десять лет Глава государства ставит конкретную задачу по определению моральных принципов и устоев журналистского труда.
На фоне активной работы с контентом казахстанского «Закона о СМИ», в который с 1999 года вносятся поправки, видимо, ощущается потребность в этическом документе, регламентирующем деятельность журналистов там, где она не контролируется законом.
Надо сказать, что мировой опыт выработки таких документов довольно разнообразен. С точки зрения западных журналистов, самоцензура является неотъемлемой частью социальных профессий и призвана защитить общество от произвола или неправомерных действий специалиста, а также избавить сотрудника СМИ от ряда проблем с получением информации, обеспечить комфортные условия для выполнения им трудовых обязанностей. Однако не во всех странах общество надеется на нравственную зрелость журналистов и этические кодексы. Например, в США контроль прессы осуществляется по двум направлениям: Извне - законами о клевете; деятельностью добровольных наблюдателей, а также конкуренция диктует свои права и заставляет работать честно; Изнутри - контроль осуществляет уполномоченный по обеспечению соблюдения внутренних норм - омбудсмен. Службы жалоб существуют в различных СМИ, например на ВВС активно работает комитет по жалобам на вещание.
Слово «омбудсмен» пришло из шведского языка. Его первоначальное значение - «человек, следящий за тем, чтобы снег, лед и мусор убирались с улиц и чтобы дымоходы были прочищены» [2]. Неудивительно, что первые омбудсмены появились именно в Швеции еще в 1809 году. Это были лица, назначаемые правительством или парламентом для разбора жалоб на действия государственных учреждений. Швеция стала и одной из первых стран в Европе, которая занялась проблемами саморегулирования прессы, учредив в 1916 году «Шведский совет прессы» или «как был он назван - «Совет Чести». Это был способ для прессы проверить то, что называется самодисциплиной. В 1969 году этот Совет прессы назначил своего собственного омбудсмена» [3].
Первый ньюс-омбудсмен был назначен в США в 1967 году, в газетах «The Courier-Journal» и «Louisville Times». Чуть позже свой ньюс-омбудсмен появился и в газете «The Washington Post». Ньюс-омбудсмен - авторитетный специалист, работающий в СМИ для обеспечения независимой экспертизы текстов и передач. Он рассматривает жалобы читателей, слушателей и зрителей относительно точности, качества и подачи информации или комментария в медиа. Как правило, он имеет свою колонку или передачу, в которой объективно отстаивает интересы либо аудитории, либо журналистов (в зависимости от справедливости или несправедливости претензий). Он также рассматривает и решает в досудебном порядке жалобы, которые в противном случае могли бы вылиться в дорогостоящие судебные процессы [4].
Национальный Уполномоченный по правам человека в Казахстане (Омбудсмен) существует с 2002 года, а вот ньюс-омбудсмена в нашей республике нет. А тем временем, по мнению главного редактора газеты «Караван»: «Казахстанским СМИ необходим представитель прессы в парламенте, который бы следил за исполнением закона «О СМИ». Нам сейчас некуда обратиться, поэтому информационным структурам, существующим в стране, необходимо объединиться и создать такой институт, в котором мы бы могли каким-то образом к кому-то обращаться» [5].
Исследователи истории прессы США отмечают, что профессиональные кодексы чести, принимаемые национальными журналистскими организациями Америки, по существу, не имеют юридической силы и являются лишь «выражениями идеалов и устремлений» [6]. Однако во многих редакциях соблюдение кодекса этики вносится в контракт с журналистом, принимаемым на работу. Это может быть всего лишь один пункт «Соблюдать кодекс этики журналиста...», а может быть четко расписанная система правил профессиональной деятельности.
Важно помнить, что автономия американской прессы от государственного вмешательства гарантируется Первой поправкой к Конституции США. Как пишет С.А. Михайлов [Там же], комиссий по делам прессы, уполномоченных государством служить арбитром в спорах с участием представителей СМИ или устанавливать для них правила, не существует. Отдельные СМИ могут принимать более детальные кодексы поведения, но они тоже не имеют силы закона.
Исследователи считают, что правовое регулирование деятельности журналистов США позволяет средствам массовой информации быть достаточно свободными от диктата государства, но в определенной мере ставит их в зависимость от владельцев СМИ. Саморегулирование прессы достаточно слабое, однако редакции по собственной инициативе прибегают к различного рода новациям, позволяющим повысить ответственность журналистов и качество их работы.
Участие США в международных журналистских организациях, федерациях, союзах и ассоциациях находится в русле внешнеполитических интересов страны, причем некоторые из демаршей американских представителей в них инспирируются государством [6].
Во Франции, так же, как и во многих других демократиях мира, свобода выражения мнений и распространения информации - право, закрепленное в конституции. В 1992 году был принят Коммуникационный кодекс, регламентирующий деятельность работников СМИ. За нарушение ряда законов о СМИ предусмотрена как административная или гражданская, так и уголовная ответственность. Кроме того, в стране первых революций нет ни Совета по прессе, ни какого-либо другого подобного механизма. Этические стандарты, содержащиеся в международных декларациях по печати или национальных документах (например, «Хартия профессиональных обязанностей журналиста» 1918 года с дополнениями 1938 года), не имеют правового статуса, не используются и даже не упоминаются в суде.
Несколько иное отношение к журналистским кодексам существует в Великобритании. В отличие от Казахстана, России и ряда Европейских стран (Германия, Швеция, Нидерланды), в Объединенном королевстве нет специального законодательства о СМИ, как нет и закрепленной на бумаге конституции. Английские СМИ действуют в рамках общего законодательства (законы о клевете, оскорблении суда, государственной тайне и т. д.). Акцент в воспитании профессионально-этической культуры английских журналистов напрямую связан с выработанными в этой стране механизмами саморегулирования СМИ.
В 1953 году в Великобритании был создан «Совет по делам прессы», призванный устранить запретительный характер законодательного контроля за печатными СМИ [7]. Он состоял исключительно из представителей СМИ. В его функции входила защита свободы слова и рассмотрение жалоб общественности на СМИ.
В начале 90-х годов британская общественность, обеспокоенная «пожелтением» прессы, инициировала внесение в парламент законопроекта, жестко регламентирующего ее деятельность [8]. В итоге многочисленных дебатов и консультаций с руководителями СМИ и журналистами не был принят новый закон, но разработан Кодекс практических правил британской прессы и создан орган саморегуляции - Комиссия по жалобам на прессу (1991 год).
В 1995 году ситуация повторилась. Был отмечен рост критики в адрес прессы, которую английские читатели обвиняли в неоправданном вмешательстве в частную жизнь, неточном и предвзятом изложении фактов. Вновь встала проблема введения законодательного регулирования работы английских печатных СМИ. И вновь правительство отвергло соответствующие инициативы, выступив с рекомендацией усилить механизмы саморегулирования посредством Комиссии по жалобам на прессу, сама Комиссия претерпела структурные изменения. Было увеличено число входящих в нее независимых членов. Содержащиеся в кодексе принципы профессиональной деятельности были включены в контракты большинства редакторов и журналистов Великобритании, а из числа членов Комиссии по жалобам на прессу был назначен уполномоченный по делам о вторжении в частную жизнь [8], наделенный специальными полномочиями по расследованию соответствующих жалоб.
Кодекс чести английских журналистов, работающих в печатных СМИ, включает в себя 16 пунктов-рекомендаций. В сокращенном варианте они выглядят следующим образом:
-
- не публиковать преднамеренные либо допущенные из-за небрежности искажения фактов;
-
- четко проводить грань между комментарием и фактом;
-
- не разглашать конфиденциального источника;
-
- не допускать наведения справок о личной жизни людей и публикации данных без их согласия;
-
- избегать вмешательства в личные беды и трагедии, не называть имена жертв изнасилований;
-
- не интервьюировать детей в возрасте до 16 лет без ведома их родителей;
-
- приносить извинения в тех случаях, когда это необходимо.
Англичане называют эти рекомендации, регулирующие работу печатных СМИ, «правилами честной игры» [8].
Электронные СМИ Великобритании контролируются Комиссией по независимому теле видению (КНТ) и Рекомендациями продюсерам Би-би-си-2000.
Современность также демонстрирует стремление английского общества регулировать деятельность СМИ. Сегодня еще идут судебные слушания по делу News Corporation, связанному с незаконным прослушиванием журналистами телефонов политиков, «звёзд» и простых граждан. Это привело к закрытию имеющего 168-летнюю историю и принадлежащего компании британского таблоида News of the World в июле 2011 года. Тогда же было объявлено о начале расследования со стороны ФБР деятельности News Corp, принадлежащей Мердокам.
Жертвами прослушки в News of the World были признаны более 6 тысяч человек. Наибольшее возмущение вызвала история Милли До-улер, британской школьницы, пропавшей в 2002 году. Полиция выяснила, что аккаунт ее голосовой почты неоднократно взламывался журналистами таблоида, более того, с него удалялись сообщения, чтобы ящик не был переполнен. Это усложнило работу следователей и дало ложную надежду родственникам Милли, которые считали, что она всё ещё жива.
Британский премьер-министр Дэвид Кэмерон, будучи с визитом в Афганистане, признался: «Если это правда, то это действительно ужасные действия и действительно ужасная ситуация» [9]. Позже он распорядился провести расследование практики и этики работы СМИ.
Для этой цели была создана специальная комиссия лорда-судьи Левесона, которая занимается расследованием дел, связанных с нелегальной деятельностью журналистов в News Corp. Расследование ведется по трем основным направлениям: прослушка телефонов, взлом компьютеров и почты и подкуп должностных лиц. Всего по этим трем обвинениям было арестовано более 50 человек. В нелегальных действиях обвиняют сотрудников почти всех британских СМИ, подконтрольных Мердокам: News of The World, The Sun, The Times, Sky News.
Среди установленных и предполагаемых «жертв прослушки» и действий папарацци -британские принцы Уильям и Гарри, жена принца Уильяма герцогиня Кембриджская Кейт, бывшие премьер-министры Тони Блэр и Гордон Браун, актриса Сиенна Миллер, актеры Джуд Лоу и Хью Грант.
Британская писательница Джоанна Роулинг, «мама» Гарри Поттера, призналась, что однажды она нашла в школьном рюкзаке своей 8-летней дочери письмо от журналиста, которое было адресовано ей.
Параллельно Скотленд-Ярд расследует случаи подкупа журналистами полицейских, военных и госслужащих, которые передавали им служебную информацию. По этому делу уже арестованы десять журналистов и менеджеров газеты The Sun.
История News of the World дала начало активному мониторингу контента и методов работы современных СМИ. Взаимоотношения журналистики и политики, стремление к высоким тиражам и сверхприбылям, потеря нравственных ориентиров приводят к злоупотреблениям и преступлениям.
Безусловно, в данной ситуации пострадала репутация не только британской или европейской прессы. Вопрос стоит шире, способна ли мировая пресса сегодня противостоять «новым технологиям» получения информации» и вернуться к классическим принципам морали и профессиональной чести.
Поэтому, на наш взгляд, появление общепринятого этического Кодекса журналистов Казахстана, документа, надеемся, открытого для присоединения, редактирования и совершенствования, можно считать фактом положительным. Тем более, что о его существовании говорили задолго до его законного появления [Об этом в статье автора «Парадоксы казахстанского кодекса этики журналиста» 10].
Итак, 30 октября 2012 года в Астане Союз журналистов Казахстана и Клуб главных редакторов на совместном заседании правления одобрили текст Кодекса этики журналиста Республики Казахстан. У казахстанских журналистов появился свой Кодекс этики.
Документ состоит из Преамбулы, 8 статей и Заключения и является инструментом самодисциплины, морально-этическим ориентиром, призван способствовать достижению доверия и уважения к журналистам и средствам массовой информации.
В главах «Профессиональный долг» и «Социальная ответственность» сформулированы постулаты миссии пера, базовые нравственные ориентиры. В других: «Честность и непредвзятость», «Достоверность и объективность», «Источники и конфиденциальность», «Уважение частной жизни, достоинства и деловой репутации», «Конкуренция и солидарность», «Защита и ответственность», как видно из названий, содержатся практические рекомендации по «технике пера», некоторые правила, которые уместно соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей журналиста.
В Заключении сказано: «Настоящий Кодекс распространяется на деятельность журналистов - граждан Казахстана. Отношение к Кодексу - на совести журналиста. Принуждение к соблюдению или нарушению Кодекса недопустимо» [11].
Жизнеспособность кодекса определит время. Корректность и грамотность формулировок и контента статей - станут видны с опытом функционирования документа. Актуальность же ясна уже сегодня. Как заметил Министр культуры и информации РК Дархан Мынбай, подписание Кодекса - это начало качественно нового этапа в развитии отрасли, свидетельство высокого корпоративного духа казахстанской журналистики [12]. Пожалуй, наличие журналисткой корпорации уже основа для дальнейшего прогрессивного развития такого мощного политического института, которым являются СМИ.
Пресса - уникальная духовная всеобщность, масштаб и оперативность влияния которой многие пытаются использовать в своих частных интересах. Как журналисты могут воспрепятствовать этому? Сейчас, на данном этапе исторического развития нашего государства? В эпоху рынка и коммерциализации печатного слова, смешения понятий «журналистика» и «платная журналистика».
Рождение этических кодексов как раз обусловлено стремлением защитить право людей знать правду и право журналистов искать правду. Уважение журналистского сословия к обществу стоит на трех китах:
-
- качество информации (своевременность, объективность, актуальность);
-
- отчетливость представлений аудитории (как результат работы СМИ) о сообщаемом факте и мнении журналиста о нем;
-
- нравственная зрелость журналиста, готового на конфликт (внешний и внутренний) во имя истины и борьбы с ложью.
В нравственном сознании журналиста должны одновременно действовать два механизма: инерционный, основанный на традиционных ценностях, прочно укрепившихся в сознании принципах, рожденных или подтвержденных профессиональным опытом. Это позволяет журналисту почти автоматически следовать моральной норме; и механизм творческого развития, при котором журналист способен создавать новые алгоритмы, ситуативные рецепты и стереотипы нравственного поведения.
Казахстанская журналистика сегодня, несмотря на сложный путь посттоталитарного развития, обрела черты качественного социального института, представляющего весь спектр плю-ралистски настроенных СМИ. При достаточном уровне развития основных свобод этика наряду с правом способна противостоять превращению средств массовой информации в средства массовой дезинформации.
Литература
1 Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. kazpravda.kz/c/1341882404
2 Nauman A.C. News Ombudsmanship: Its History and Rationale // Organization of News Ombudsmen. - June, 1994.
3 Соболь И. Саморегулирование средств массовой информации: британский опыт // Organization of News Ombudsmen. - 2003.
4 Organization of News Ombudsmen. - 2004.
5 Сайт газеты «Московский Комсомолец в Казахстане» mk.kz/
6 Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.
7 Никол Э., Бауман К. Законы о прессе в Великобритании // Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). Исследование подготовлено Международной неправительственной организацией юристов. Артикль 19: пер. с англ. - М., 1996. - С. 32-48.
8 Информация приводится из статьи И.В. Ки-реевой «Этические регуляторы СМИ. Английский вариант и российские реалии». medialaw.ru
9 Британский таблоид взломал голосовую почту пропавшей девочки, говорит адвокат // The New York Times. 04 июля 2011 г. perevodika.ru
10 Об этом в статье Дудиновой Е.И. Парадоксы казахстанского кодекса этики журналиста // Вестник КазНУ, Серия журналистики. - № 2 (23). - 2007. - С. 71.
11 Кодекс этики журналиста республики Казахстан tengrinews.kz/kazakhstan_news.
12 Мынбай Д. Кодекс этики журналиста ориентирован на укрепление ключевых принципов казахстанских СМИ. 30 октября. Казинформ inform.kz/rus/article/2506427