В статье рассмотрены вопросы раскрытия криминалистически значимых признаков преступлений, совершаемых женщинами. Исследованы закономерные процессы взаимодействия и проявления системы «личность-поведение-деятельность». Раскрыты побудительно-регулятивные механизмы совершения преступлений, определяющие характер преступной деятельности на основе индивидуально-личностных свойств женщин. Исследованы вопросы установления ролевого участия женщин в механизме преступной деятельности, исходя из проявлений доминирующих типов отношений в межличностной ситуации взаимодействия.
Расследование преступлений, совершаемых женщинами, требует разработки методов и способов установления обстоятельств, подлежащих доказыванию в ходе поисково-познавательной деятельности субъектов доказывания. Для решения указанных задач первоочередной необходимостью является исследование психофизиологических процессов женщин как субъектов преступной деятельности. В свою очередь, исследование таких процессов требует раскрытия условий и обстоятельств формирования и развития личностной доминанты женщин, оказывающей непосредственное воздействие на механизм совершения, сокрытия преступлений, противодействия расследованию. То есть личность женщины как субъекта преступной деятельности определяет механизм преступной деятельности объективно-субъективными факторами формирования и развития системы доминирующих отношений в межличностной ситуации взаимодействия, выбор и использование условий и обстоятельств совершения преступления, сокрытия преступлений и оказания противодействия расследованию.
Итак, личность женщины в механизме преступной деятельности, проявляясь индивидуальностью, доминантностью, избирательностью, неповторимостью, способствует установлению идентификационных признаков субъекта преступления деятельности, информируя об участии в преступной деятельности женщины и ее роли в причинно-следственных отношениях формирования и развития события преступления. В связи с этим актуальным является исследование условий и обстоятельств формирования и развития личностной активности женщины как субъекта преступной деятельности.
Личностная активность женщины обусловлена социально-психологическими причинами, психофизиологическими процессами, являющимися объективно-субъективными факторами формирования и развития причинно-следственных отношений криминальной ситуации взаимодействия. Условия и обстоятельства криминальной ситуации — результат отражения субъективного отношения вследствие устойчивого проявления взаимодействия субъекта с окружающей средой, формирующего закономерные процессы образования и развития причинно-следственных отношений события преступления.
Личность женщины как субъекта преступной деятельности определяется системой доминирующих отношений в межличностной ситуации взаимодействия, устойчиво проявляемых в способах организации активности при решении промежуточных и конечных задач, в выборе и использовании условий и обстоятельств совершения, сокрытия преступлений, средств и способов достижения целевой направленности. В связи с этим установление конкретного мотива совершения преступления связано с раскрытием и использованием системы доминирующих отношений личности преступника, в частности женщины, формирующих мотивационную направленность лица, совершившего преступление.
Формирование и развитие мотивационной направленности связано с исследованием потребно-стно-мотивационной сферы и ценностно-нормативной структуры личности женщины, отражающихся в механизме преступной деятельности условиями и обстоятельствами криминальной ситуации взаимодействия.
По проведенным нами исследованиям с использованием психодиагностических методик Т.Лири, Ж.Ньютена в отношении подследственных, привлекаемых к уголовной ответственности при совершении насильственных, корыстно-насильственных преступлений и преступлений, связанных с хранением, перевозкой с целью сбыта наркотических средств, были установлены «семейные мотивы», мотивы аффилиации, достижения, агрессии, самооправдательные мотивы. Указанная система моти-вообразующей направленности женщины как субъекта преступной деятельности раскрывает сущность преступной деятельности побудительно-регулятивными механизмами при совершении, сокрытии преступления, оказании противодействия расследованию [1; 9].
Указанная мотивообразующая система положена в основу выдвижения типовых версий при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений, совершаемых женщинами, являющихся модельной основой для организации процесса собирания, исследования и закрепления и оценки доказательств в ходе поисково-познавательной деятельности субъектов доказывания.
Мотивообразующая система в механизме преступной деятельности обусловлена направленностью на уровне установки к совершению криминальных действий, побудительно-регулятивной основой которых являются «семейные мотивы», определившиеся в результате проведенных исследований путем анализа преступлений корыстной и насильственной направленности по ст. 259 УК РК. Анализ полученных результатов по адаптированному варианту методики Ж. Ньютена свидетельствует, что для лиц, совершивших корыстно-насильственные, насильственные преступления (100 чел.), актуально значимым объектом явились семья, любовь, связанные с ней отношения, раскрывающие потребност-ную основу субъекта, определяющие направленность субъекта преступного деяния на совершение преступления ради семьи, во имя семьи.
«Семейные мотивы», будучи потенциальным мотивом женщин при совершении преступлений, являются определяющим фактором, движущей силой активности, проявляемыми в механизме преступной деятельности формированием мотива и цели, где они совмещены в результате направленности субъекта на решение проблем, задач, связанных с семьей, обеспечения их решения преступными действиями, воспроизводящими ценностно-нормативную структуру личности. В ценностно-нормативной структуре данных категорий людей доминирует интерес семьи, формирующий запрограммированное отношение субъекта, т.е. отношение, обусловленное представлением субъекта преступного деяния, который рассматривает семью и преступление в одной плоскости при формировании мотивационного процесса. Именно указанная форма представления субъекта определяет субъективное отношение к ценностям, связанным с понятием «семья» [1; 65].
Мотивационная направленность женщин на совершение преступления ради решения семейных проблем, во имя семьи — побудительно-регулятивные механизмы криминальных действий корыстной, насильственной направленности — определяет методы, способы и направления поиска, собирания, исследования, закрепления доказательственной информации при установлении обстоятельств события преступления. То есть условия и обстоятельства криминальной ситуации определяются исследованием семьи женщин, наличием или отсутствием ее, установленных правил, традиций, приоритетов в семье, взаимоотношений с мужем, родственниками. Это способствует раскрытию криминогенных, конфликтных факторов формирования и развития криминальной ситуации в механизме преступной деятельности. В ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых женщинами, применение тактического приема «реконструкция образа жизни» является эффективным, так как образ жизни есть результат накопления ценностей, прерогатив, приоритетов, наклонностей личности в результате жизнедеятельности, раскрывающих характер криминальных действий, выявляющих систему доминирующих отношений в межличностной ситуации взаимодействия.
В ходе исследования по методике Т. Лири в отношении подследственных, привлекаемых по преступлениям корыстной и насильственной направленности, выявлена система доминирующих отношений. Властно-лидирующий, независимо-доминирующий, зависимо-послушный, ответственно-великодушный, прямолинейно-агрессивный типы отношений отражают способ организации при определении и решении задач индивидуального характера для достижении целевой направленности субъектов взаимодействия.
Исследование типов отношений, характерных для женщин, совершающих преступления, способствует установлению мотива и цели совершения преступления, так как, например, властно-лидирующий и независимо-доминирующий типы отношений, обусловленные мотивом достижения, направлены на удовлетворение своекорыстных мотивов, доминирование личных интересов над общественными при проявлении субъективных возможностей брать на себя ответственность, организовывать, управлять, координировать действия.
Установление властно-лидирующего, независимо-доминирующего типов отношений в межличностной ситуации взаимодействия, проявляясь в механизме преступной деятельности, способствует определению функций женщины-организатора в преступной группе и в механизме преступного деяния. В свою очередь, установление роли организатора способствует правильной оценке показаний этих категорий женщин, которые стремятся скрыть свое участие в преступной группе, принижают свою роль в механизме преступного события, перекладывая ее на соучастников-мужчин, используя всевозможные «женские хитрости». Женщины-организаторы при совершении насильственных корыстных преступлений оказывают противодействие расследованию преступлений, выбирая такую стратегию поведения в конфликте, как соперничество. Противодействие расследованию заключается в даче ложных показаний. При этом женщины, даже под воздействием имеющихся доказательств, не меняют свои показания [2], отличаются изворотливостью, хитростью при сокрытии преступлений, способы совершения которых характеризуются наступательностью, дерзостью, агрессивностью.
Данная модельная основа личностной активности женщин в механизме преступной деятельности определяет выбор тактических средств воздействия, отличающихся наступательностью, внезапностью предоставления доказательств, в том числе вещественных, созданием дефицита времени, который мешает сопернику взвесить альтернативы и выбрать наилучший вариант поведения.
Зависимо-послушный, ответственно-великодушный типы отношений, обусловленные мотивом аффилиации, отражаются в механизме преступной деятельности зависимостью от внешних факторов, ситуативных обстоятельств, определяя стратегию поведения в конфликте как приспособление, сотрудничество, характерными проявлениями направленности субъекта преступной деятельности на взаимодействие.
Эта модельная основа личностной активности женщин в механизме преступной деятельности способствует эффективному применению тактических средств воздействия, отличающихся:
- использованием эффекта психологического ожидания, ведущего к получению или усилению эмоционального напряжения противостоящей стороны;
- учетом и использованием несовпадающих интересов, противоречивых отношений для снятия негативной установки;
- созданием условий бесполезности оказания противодействия;
- воздействием на нравственную и эмоциональную сферу субъекта преступной деятельности, вызывающим невыгодный для него эффект;
- склонением к отказу или прекращению нежелательных для следователя действий, побуждающих к должному поведению [1; 11].
В силу доминирования зависимости от внешних факторов, ситуативных обстоятельств роль женщины в механизме преступной деятельности определяется исполнительской деятельностью — подчинения в преступной группе. Установление таких факторов способствует раскрытию самооговора, изменений показаний в пользу соучастников. То есть эффективность получения достоверной, полной и объективной информации у женщин определяется исследованием личностной активности в механизме межличностного взаимодействия, информирующей о причинах самооговора, изменений показаний вследствие доминирования интересов семьи с целью защиты их или в силу соглашательской позиции «я как все», пассивной подчиняемости.
Таким образом, при установлении причинно-следственных отношений в механизме преступной деятельности, совершаемых женщинами, информационной модельной основой является их мотива-ционная направленность при совершении преступлений, которая определяется исследованием мотива и способа поведения.
Мотив и способ поведения женщин в межличностной ситуации взаимодействия определяют условия и обстоятельства преступной деятельности криминогенными и конфликтными факторами, раскрывая причинно-следственные отношения формирования и развития события преступления. То есть модель поведения женщин отличается психофизиологическими процессами, социально-психологическими факторами формирования и развития мотивационной направленности на уровне установки к совершению преступления в силу дезадаптивности поведения, зависимости от внешних ситуативных обстоятельств, определяющих акцентуацию отношений поведения женщин.
Дезадаптивность поведения женщин в механизме преступной деятельности проявляется и вовлечением своих малолетних и несовершеннолетних детей в преступное деяние, продажей детей с целью обогащения, что и представляет общественную опасность этих категорий женщин, совершающих преступления насильственного, корыстного и корыстно-насильственного характера.
Изучение женской преступности свидетельствует о проявлении дезадаптивности поведения женщин в бытовой сфере — совершением преступлений насильственного характера в отношении мужей, сожителей, наличием пагубных привычек в алкоголе, употреблении наркотических средств. Извращенные потребности женщин — употребление наркотических средств, алкоголя — являются и движущей силой совершения преступлений против семьи, несовершеннолетних, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. В преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, женщины используются и как орудие совершения преступления для перевозки с целью сбыта наркотических средств.
В структуре женской преступности (так же как и в структуре мужской преступности) наибольший удельный вес приходится на преступления против собственности. Удельный вес групповой преступности и уровень рецидива у женщин ниже, чем у мужчин. Структура женской преступности, в зависимости от степени тяжести совершенных преступлений, совпадает с аналогичной структурой мужской преступности, хотя женщины чаще мужчин совершают преступления небольшой степени тяжести [3].
На основании изложенного выше преступления, совершаемые женщинами, можно классифицировать с позиции системного подхода к раскрытию, расследованию и предупреждению таких преступлений, как:
- совершаемые в бытовой сфере;
- связанные с выполнением профессиональных обязанностей.
Указанная классификационная основа систематизации преступлений, совершаемых женщинами, эффективна, так как является информационной основой о побудительно-регулятивных механизмах, проявляемых в обстановке совершения преступлений причинно-следственной обусловленностью выбора места и времени, использования условий и обстоятельств совершения преступления, выбора объекта и предмета преступного посягательства.
Систематизированы преступления, совершаемые в бытовой сфере, преступления насильственного характера против личности, например, убийства, причинения вреда здоровью, оставление в опасности, корыстной направленности: продажа органов детей с целью обогащения, обусловленные де-задаптивностью поведения женщин, направленные на удовлетворение своекорыстных, извращенных потребностей. Указанная направленность криминальных действий женщин, их побудительно-регулятивная насыщенность определяют единый механизм собирания, исследования и закрепления доказательств отражением причинно-следственных детерминант, связанных с решением семейных проблем, вопросов.
Мотивация женщин связана с психофизиологическими процессами:
- боязнью потерять мужа, сожителя, ради чего идут на совершение преступления;
- дезадаптивностью поведения женщин, т.е. готовностью к совершению криминальных действий на уровне установки, потребности.
Преступления женщин, связанные с профессиональными обязанностями, объединяют в одну классификационную основу должностные преступления, при совершении которых на первый план выдвигаются семейные мотивы. То есть «семейные мотивы» охватывают все психофизиологические процессы женщин, связанные с семьей, семейными проблемами, касающиеся детей, родственников, мужей, сожителей, связанные с желанием и стремлением иметь семью на потребностной основе, а также жаждой к наживе.
Итак, семейная мотивация является движущей силой, определяющей механизм преступлений, совершаемых женщинами, что и показывает содержание частной методики раскрытия, расследования и предупреждения преступной деятельности женщинами. Особенности преступлений, совершаемых женщинами, определяются женской психологией (особенности восприятия, памяти, акцентуаций характера и т.д.), а также физиологией (особенные периоды в жизни женщины, например, беременность, роды и т. д.), оказывающих непосредственное влияние на выбор способа преступления или на тактические особенности проведения следственных действий [4].
Частная методика раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых женщинами, обусловлена индивидуальными проявлениями механизма преступной деятельности, в котором определяющую роль играют потребностно-мотивационная сфера и ценностно-нормативная структура личности женщины как субъекта преступной деятельности.
Потребностно-мотивационная сфера и ценностно-нормативная структура личности, проявляясь в механизме преступной деятельности, определяют личностную активность субъекта преступной деятельности в способах поведения, отражая закономерные процессы выражения субъективного отношения к результату, последствиям, объекту и предмету преступного посягательства. Указанные закономерные процессы проявления и отражения побудительно-регулятивных механизмов в преступной деятельности, информирующие о доминирующих свойствах субъекта преступной деятельности, определяют эффективные методы, способы собирания, исследования, закрепления и оценки доказательственной информации.
Таким образом, методика раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых женщиной, определяется изучением и исследованием ее личности как субъекта преступной деятельности, раскрывающей причинно-следственные отношения, условия и обстоятельства формирования и развития криминогенного и конфликтного характера, систему доминирующих отношений в межличностной ситуации взаимодействия, которые и способствуют эффективности проведения поисково-познавательной деятельности субъектов доказывания.
Эффективность поисково-познавательной деятельности субъектов доказывания при расследовании преступлений, совершаемых женщинами, зависит от разработки системного подхода к исследованию и изучению их личностной активности как субъектов преступной деятельности, от определяющих методов и способов раскрытия, расследования и предупреждения таких категорий дел.
Иными словами, методика раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, совершаемых женщинами, исходя из их личностной активности как субъектов преступной деятельности, способствует эффективному применению методов:
- оказания психологического воздействия, установления психологического контакта;
- прогнозирования и диагностирования;
- программирования и алгоритмизации действий;
- моделирования поведения;
- установления причинно-следственных отношений и пространственно-временных факторов в механизме преступной деятельности.
Список литературы
- Сембекова Б.Р. Криминалистическое исследование обстоятельств преступления, характеризующих субъективную направленность: Дис. ... канд. юрид. наук. — Караганда, 2007. — 195 с.
- Вологина Е.В. Методика расследования преступлений, совершенных женщинами: Дис. ... канд. юрид. наук. — Волгоград, 2001. — 208 с.
- Демина К.А. Криминологическая характеристика и детерминанты современной женской преступности: Дис. ... канд. юрид. наук. — Томск, 2011. — 194 с.
- Кирюшина Л.Ю. Личность женщины в механизме преступления и ее значение для криминалистической методики расследования преступлений отдельного вида: Дис. ... канд. юрид. наук. — Барнаул, 2007. — 240 с.