Статья посвящена определению направлений применения принципа верховенства права в ходе отправления правосудия по административным делам. С этой целью анализируется содержание принципа верховенства права на современном этапе развития правовой доктрины, а также его законодательное закрепление. Исследовано соотношение применения принципа верховенства права и аналогии права.
Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции Украины, в Украине признается и действует принцип верховенства права. Принцип верховенства права является одним из системы основополагающих принципов, которые определяют новый конституционный строй Украины, и является юридически обязательной нормой высочайшего уровня современного украинского правопорядка. Его действие распространяется на все органы государственной власти, органы регионального и местного самоуправления, их должностных лиц во всех сферах нормотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности [1, с. 51]. В юридической литературе содержание принципа верховенства права связывают, прежде всего, с требованием обеспечения приоритета прав человека, о чем пойдет ниже более подробно. Вместе с тем, анализ практики применения административными судами принципа верховенства права дает возможность выявить отдельные проблемы в его применении. Одной из основных проблем применения судами этого принципа является, прежде всего, нечеткое и неоднозначное понимание его содержания судьями. Как следствие это вызывает в значительной степени позитивистский подход в решении ими административных дел. Более того, имеют место случаи, когда судьи при решении процессуальных вопросов пренебрегают такими основными требованиями, как справедливость, нравственность и т. п., следуя лишь по формальным соблюдением требований закона. Обозначенные явления обусловили необходимость определения основных положений содержания принципа верховенства права в административном судопроизводстве и освещение возможных путей правильного применения этого принципа на практике.
На сегодняшний день можно утверждать, что в отношении идей верховенства права взгляды выражали как отечественные, так и зарубежные ученые, такие, как В. М. Баранов, Б. Таманага [2], С. Головатый [3], В.Б. Аверьянов [4, с. 31]. и т. д. Вместе с тем, учитывая специфику данной работы, при исследовании эволюции принципа верховенства права представляется целесообразным исходить в первую очередь из исследования М. И. Козюбры, который удачно систематизировал взгляды указанных выше и других ученых по этому вопросу [5, с. 151 - 155].
Целью исследования является определение путей применения принципа верховенства права в ходе отправления правосудия по административным делам. С этой целью необходимым представляется исследование содержания данного принципа в правовой доктрине, практики его текущего применения, а также его соотношения с принципом законности.
В современной юридической литературе существует несколько определений верховенства права, но кратчайшим, и вместе с тем наиболее емким по содержанию представляется определение, приведенное П. М. Рабиновичем в Большом юридическом энциклопедическом словаре: «верховенство права - это господство социально-естественного права в жизнедеятельности граждан». Действие в Украине принципа верховенства права означает подчинение государства социально-естественным, основополагающим правам человека, признание приоритета их перед другими социальными нормами (нормами государственных законов, морали, обычаев и т. п.) в случае несоответствия последних таким правам [6, с. 74].
Более расширенное, но похожее по смыслу толкование данного понятия приводит В. Б. Аверьянов. Он указывает на как минимум две составляющие доктринального толкования этого принципа. Эти составляющие раскрываются через следующие требования: а) подчинения деятельности всех без исключения государственных институтов потребностям реализации и защиты прав человека; б) приоритетности этих прав перед всеми другими ценностями демократического, социального, правового государства [4, с. 31].
Привлекает к себе внимание определения верховенства права, приведенное Конституционным Судом Украины в решении от 2 ноября 2004 года № 15-рп/2004 (далее - решение Конституционного Суда Украины № 15-рп/2004) [7]. В соответствии с абз. 2-4 чп. 4.1 п. 4 указанного решения, под верховенством права необходимо понимать «господства права в обществе. Верховенство права требует от государства его воплощение в правотворческую и правоприменительную деятельность, в частности в законы, которые по своему содержанию должны быть проникнуты, прежде всего, идеями социальной справедливости, свободы, равенства и т.д. Одним из проявлений верховенства права является то, что право не ограничивается только законодательством как одной из его форм, а включает и другие социальные регуляторы, в частности, нормы морали, традиции, обычаи и т.п., которые легитимированы обществом и обусловлены исторически достигнутым культурным уровнем общества. Все эти элементы права объединяются качеством, которое соответствует идеологии справедливости, идеи права, которая в значительной степени получила отражение в Конституции Украины. Такое понимание права не дает оснований для его отождествления с законом, который иногда может быть и несправедливым, в том числе ограничивать свободу и равенство лица. Справедливость - одна из основных принципов права, является решающей в определении его как регулятора общественных отношений, одним из общечеловеческих измерений права. Обычно справедливость рассматривают как свойство права, выраженную, в частности, в равном юридическом масштабе поведения и в пропорциональности юридической ответственности совершенному правонарушению. В сфере реализации права справедливость проявляется, в частности, в равенстве всех перед законом, в соответствии преступления и наказания, целях законодателя и средствах, которые избираются для их достижения".
Как указывается в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 01.11.1996 г. № 9 «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» [8], «согласно ст. 8 Конституции в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют цели и содержание законов и других нормативно-правовых актов, содержание и направленность деятельности органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются защитой правосудия. Исходя из этого принципа и гарантирования Конституцией судебной защиты конституционных прав и свобод, судебная деятельность должна быть направлена на защиту этих прав и свобод от любых посягательств путем обеспечения своевременного и качественного рассмотрения конкретных дел. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 22 Конституции закрепленные в ней права и свободы человека и гражданина не являются исчерпывающими».
Важные положения, которые могут быть использованы при применении принципа верховенства права, приведены в учебнике по общей теории государства и права, подготовленном в 2009 году под редакцией Г. В. Цвика, О. В. Петришин. В этом документе отмечается, что принцип верховенства права предусматривает необходимость выхода за пределы принципа законности. Вместе с тем, принцип верховенства права не подменяет собой принцип законности, не отменяет его, а лишь усугубляет его содержание от требований чисто формального соблюдения норм в направлении поиска собственно правового содержания права. Условием «правовости» законов предусматриваются в первую очередь не «справедливость», или «общая воля народа», или «правовой идеал», а прежде всего соответствие закона правам человека, которые признаются высшим критерием правового содержания закона [9, с. 519-520].
Таким образом, оказывается, что слово «верховенство» в названии «верховенство права» не следует понимать как абсолютное верховенство права над законом, в том смысле, что, например, нормы морали должны применяться преимущественно перед законодательными нормами когда они вследствие несовершенства законодательства или по другим причинам не нашли отражения в законе. Значение принципа верховенства права проявляется, прежде всего, в том, что определенные идеи, которые составляют его содержание на конкретном этапе общественного развития, должны быть закреплены в законодательстве. Другая ситуация могла бы быть опасной непредсказуемыми последствиями.
Как иллюстрацию этого вывода можно привести пример относительно соотношения принципов верховенства права и законности на примере норм Конституции Украины и КАС Украины.
Верховенство права является принципом, а следовательно должно быть закреплено в законе. Относительно административного судопроизводства можно видеть такое закрепление непосредственно в ст. 8 КАС Украины, особенно ярко ч. 1 этой статьи. В этой норме указано, что суд должен руководствоваться принципом верховенства права, прежде всего следующим его положением: человек, его права и свободы являются высшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства. Положения о необходимости для суда руководствоваться принципом верховенства права закреплены также в ч. 1 ст. 8 Конституции Украины, где указано, что в Украине признается и действует принцип верховенства права. Вместе с тем, соблюдение приоритета прав человека является не единственным требованием принципа верховенства права. Так, в решении Конституционного Суда Украины № 15-рп/2004 выделяется такая важная составляющая принципа верховенства права, как справедливость. Кроме того, говорится о существовании дополнительных составляющих права, таких, как мораль, обычаи и т.д. С другой стороны, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины, ст. 1, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9 КАС Украины, суд должен действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины. Таким образом, представляется, что суд не должен ни при формировании решения по делу, ни в ходе отправления правосудия применять конкретные нормы морали, или обычаи, или требования справедливости и т.п., если эти общественные явления не опосредованы законодательством.
Таким образом, можно сделать окончательный вывод, что в то время, как принцип законности имеет важное значение в равной степени как насчет правотворчества и правоприменения, принцип верховенства права имеет значение в первую очередь для правотворчества, а точнее -для нормотворчества. В правоприменительной же (прежде всего, с точки зрения административного судопроизводства) сфере его основное значение сводится, как представляется, до требования понимание правоприменителем, в данном случае - судом, сущности тех ценностей и положений верховенства права, которые закреплены в законодательстве и правильного применения их при решении конкретных дел. Как отмечает В. А. Кройтор, принципы позволяют суду обеспечить правильное понимание процессуального законодательства и применять его в соответствии с действительным содержанием. Ими суд руководствуется при толковании норм права [10, с. 48-51]. Эта мысль была высказана в отношении принципов гражданского процессуального права. Вместе с тем, представляется, что она актуальна также и для административного судопроизводства. Верховенство права, согласно ст. 8 КАС Украины, является принципу административного судопроизводства. Следовательно, данное утверждение справедливо и для него.
Таким образом, с позиции верховенства права суд при применении конкретного нормативного акта или нормы должен не только соблюдать формальные требования при принятии этого акта (его принятия уполномоченным органом, с соблюдением процедуры, предусмотренной законодательством и т.д.), но и обращать внимание на содержание норм права, изложенные в таком акте, и понимать их с учетом основных составляющих принципа верховенства права, закрепленных в законодательстве.
Нетрудно заметить, что в аспекте правильного понимания и применения норм законодательства принцип верховенства права применяется в тесной взаимосвязи с принципом законности. Представляется, что самостоятельное значение принципа верховенства права для правоприменения в административном судопроизводстве лучше всего проявляется в следующем:
1) он вводит в административное процессуальное законодательство новые ценности, что обуславливает необходимость соответствующего толкования норм законодательства в случае их неоднозначности;
2) в случае неурегулированности определенных процессуальных вопросов нормами административного процессуального законодательства и наличии оснований для применения судебного усмотрения суд должен руководствоваться закрепленными в ст. 7 КАС Украины принципам административного судопроизводства, среди которых первое место занимает принцип верховенства права, а именно - те законодательно закрепленные ценности, которые составляют его содержание.
Вместе с тем, представляется, что применяя ценности верховенства права, судья должен ссылаться на нормы права, где они прямо или косвенно отражены. Таким образом, в данном случае, значение принципа верховенства права заключается, прежде всего, во введении к административного законодательства новых ценностей и урегулировании применения судебного усмотрения.
Относительно применения административным судом основных принципов принципа верховенства права представляется целесообразным обратить внимание также на следующее. Согласно ч. 7 ст. 9 КАС Украины, в случае отсутствия закона, регулирующего соответствующие правоотношения, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона суд исходит из конституционных принципов и общих принципов права (аналогия права). Как уже отмечалось ранее, требования принципа верховенства права отражают основные принципы самого права. Поэтому иногда в юридической литературе встречаются утверждения, что применение аналогии права относится к принципу верховенства права [11, с. 161]. Или даже может сложиться впечатление, что применение аналогии права и основных принципов принципа верховенства права является по сути одним и тем же явлением. В юридической литературе устоявшимся есть мнение, что применение процессуальных норм по аналогии не допускается, поскольку суд как государственный орган в соответствии со ст. 19 Конституции обязан действовать только на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренные Конституцией и законами Украины [12]. Как следствие изложенного, можно прийти к выводу о невозможности применения принципа верховенства права у административном судопроизводстве в целом. Во избежание подобных противоречащий законодательству выводов важным представляется умение четко разграничить применение принципа верховенства права и аналогии права.
Первое отличие заключается в том, что согласно ч. 1 ст. 8 КАС Украины, суд при разрешении дела руководствуется принципом верховенства права. То есть обязанность применять принцип верховенства права прямо прописывается в законе, в отличие от аналогии права. Право на суда на применение аналогии права, прописанное в ч. 7 ст. 9 КАС Украины, относится только к материальным правоотношениям, и не касается процессуальных, что вытекает из формулировки данной нормы.
Во-вторых, в аспекте правоприменения при решении дел содержание принципа верховенства права ограничивается, как было указано выше, принципами, указанными в нормативных актах. Такими являются, прежде всего, принципы, указанные в ст. 8 КАС Украины. Предметом же применения аналогии права есть, как отмечается в юридической литературе, общие принципы и общий смысл законодательства, принципы права [9, с. 417]. Представляется, что для возможности применения принципа верховенства права при решении дел он должен иметь конкретное содержание для правоприменителя. В противном случае существовала бы высокая вероятность принятия разных решений в похожих ситуациях, а также не исключалась бы возможность существования неконтролируемого судебного усмотрения. Как видим, категории «требования верховенства права» (в аспекте правоприменения) и «общие принципы и общий смысл законодательства, принципы права» существенно отличаются между собой по объему. Поэтому отождествлять применения требований принципа верховенства права и применения аналогии права нельзя.
Следовательно, исходя из изложенного, принцип верховенства права подлежит применению административными судами путем:
- толкования и применения норм процессуального закона с учетом основных ценностей, которые составляют содержание принципа верховенства права;
- осознание указанных основных принципов и применение их в процессуальных ситуациях, когда необходимо применение судебного усмотрения;
- осознание указанных основных принципов и применение их в процессуальных ситуациях, прямое законодательное регулирование которых отсутствует, и нет также указаний относительно наличия в судьи полномочий на применение судебного усмотрения. В данном случае применения принципа верховенства права является похожим не применение аналогии права явлением, но далеко не тождественным.
Литература
- Конституция Украины. Научно-практический комментарий / [глава редкол.: Таций В. Я. [и др.]; Нац.акад.прав.наук Украины. - Х.: Право, 2011. -1128 с.
- Таманага Б. Верховенство права. История. Политика. Теория / Браян Таманага. - К.: Изд. дом «Киево-Могилян. акад.», 2007. - 208 с.
- Головатый С. П. Верховенство права: в 3 кн. / Головатый С. П. - К., 2006.
- Принцип верховенства права: проблеми теоріі та практики: у 2 кн. / [голов. ред. кол.: Шемшу-ченка Ю. С. [та ін.]. - Кн. 2: Принцип верховенства права у діяльності держави та в адміністративному праві / [ред. В. Б. Аверьянов]. - К.: Конус-Ю, 2008. - 314 с.
- Правова система Украины: история, стан та перспективи: у 5 т. - Х.: Право, 2008. Т. 1: Методологические и историко-тематические проблемы формирования и развития правовой системы Украины / [ред. М. В. Цвик, О. В. Петришин]. - Х.: Право, 2008. - 728 с.
- Большой энциклопедический юридический словарь / [ред. Ю. С. Шемшученко]. - К.: Юридична думка, 2012. - 1020 с.
- В деле по конституционному представлению Верховного Суда Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 69 Уголовного кодекса Украины (дело о назначении судом более мягкого наказания): решение Конституционного Суда Украины от 02.11.2004 г. № 15-рп/2004 // Офіційний вісник Украіни. - 2004. - № 45 (26.11.2004). - Ст. 2975
- О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 01.11.1996 г. № 9. - Режим доступа: система информационно-правового обеспечения «Лига-Закон» по состоянию на 08.10.2012 г.
- Общая теория государства и права: учеб. / [М. В. Цвик [а др.]; [ред. М. В. Цвик, А. В. Петришин].- Харкив: Право, 2009. - 584 с.
- Гражданский процесс: учеб. пособ / [ред. В. А. Кройтор]. - Х.: Вид-во Харк. нац. ун-та внутр. дел, 2008. - 360 с.
- Принцип верховенства права: проблеми теоріі та практики: у 2 кн. / [голов. редкол.: Шемшучен-ка Ю. С. [та ін.]. - Кн. 1: Верховенство права як принцип правовоі системи: проблеми теоріі / [ред. Н. М. Оніщенко]. - К. : Видавництво «Юридична думка», 2008. - 344с
- Научно-практический комментарий ст. 4 Хозяйственного процесуального кодекса Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа к док.: система информационно-правового обеспечения «Лига-Закон» по состоянию на 16.01.2013 р.