Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Правовые аспекты понятий толерантности

Статья написана для всестороннего раскрытия значении термина «толерантность». А также статья научно раскрывает правовые аспекты понятий толерантности. Толерантность тесно связано с понятиями - правовое сознание, правовая культура, правовое воспитание, и она является одной из основ для построении правового государство и гражданского общество.

В современной общественно-политической жизни наблюдается обострение различных по уровню, содержанию и масштабу противоречий - об этом открыто говорят государственные де­ятели, политики, социологи, представители са­мых различных сфер жизни и деятельности. К числу таких противоречий относятся геополити­ческие, межнациональные, этнические, религи­озно-нравственные и многие другие. Эти проти­воречия проявляются также на уровне интересов различных групп людей, характеризующихся трудносовместимыми взглядами, убеждениями, представлениями относительно приоритетов их реализации.

Решение задачи выживания человеческого сообщества требует выработки таких стратегий мышления и деятельности, которые способство­вали бы установлению и достижению согласия на самых различных уровнях, по широкому кру­гу вопросов и противоречий.

В условиях обострения большого числа про­тиворечий актуально философское осмысление путей достижения согласия, а также их закрепле­ние в виде законодательных актов, деклараций, межгосударственных и общемировых соглаше­ний и, что еще более важно, закрепление в виде общепризнанной системы ценностей, в основе которой лежат такие общие термины, как кон­сенсус (согласие), компромисс, взаимоприемле­мость, а также более узкоспециализированные: терпимость, прощение, ненасилие, сочувствие, понимание, сопереживание, взгляд на окружаю­щий мир глазами другого человека, т. е. то, что обозначается термином «толерантность».

Дело в том, что толерантность как явление не является односмысловым. Понятие «толерант­ность» характеризует и качество личности, и моральное правило, и принцип деятельности, и принцип отношений между индивидами [1].

Толерантность как качество личности выра­жает способность индивида к договорённостям, склонность к доброжелательности, доброте, ува­жение к инакомыслию.

Толерантность как моральное правило озна­чает требование исполнения всеобщего нрав­ственного закона, согласно которому к человеку следует относиться как к цели и высшей ценно­сти, а не как к средству.

Толерантность как принцип деятельности и поведения указывает на признание множествен­ности равноценных позиций и равенства прав других, согласование и применение интересов.

Толерантность как принцип отношений меж­ду индивидами характеризует стремление к со­хранению мира, сотрудничеству индивидов друг с другом, диалогу и компромиссу.

Данное понятие всеобъемлющее, оно прони­кает во все сферы современной жизни и в каж­дой из них имеет свою специфику. Сегодня мож­но с уверенностью говорить о следующих видах толерантности:

Политическая толерантность - терпимость к людям других политических взглядов, уваже­ние к иным политическим позициям, признание права каждого на свои политические направле­ния.

Политическая толерантность определяется как добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнения или действия другого, если даже оно отклоняется от мнения или действия субъекта толерантности. Толерант­ность не разрешает конфликт, не устраняет его причин, не снимает противоречий между кон­фликтующими сторонами, а переводит конфликт в легитимное русло.

В современной политологической литерату­ре наметилась тенденция рассмотрения поли­тической толерантности как моральной нормы и установки участников конфликтной ситуации, связанной с практикой ведения демократическо­го процесса.

  1. Научная толерантность - терпимость к дру­гим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
  2. Педагогическая толерантность - терпи­мость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенство.
  3. Административная толерантность - уме­ние руководить без нажима и агрессии.
  4. Культурная толерантность - уважение яв­лений культуры, представляющих ценность для других, допущение плюрализма вкусов.
  5. Правовая толерантность. Толерантность как общечеловеческий императивный принцип применительно к правовому воспитанию граж­дан означает: 
  6. принятие иных логик и взглядов, спо­ров, право человека на критическое отношение к юридической действительности;
  7. признание права на отличия в использо­вании различных юридических средств и форм в процессе обучения, просвещения и образования;
  8. готовность политической власти допу­скать в рамках Конституции к участию в распро­странении правовых ценностей деятельность оппозиции, принимать политическое многооб­разие, многопартийность;
  9. рассматривать терпимость как фактор, стабилизирующий систему форм правового вос­питания гражданственности на уровнях право установления, право применения и правосудия. 
  10. Говоря о религиозной толерантности, необ­ходимо признать, что она, в отличие от светской толерантности, имеет свою особую специфику.
  11. Религиозная толерантность лишь устанавли­вает допустимые границы, нормы во взаимоот­ношениях между конфессиями в целях стабиль­ного и поступательного развития общества.
  12. Национальная толерантность - специфи­ческая черта национального характера, духа на­родов, являющаяся неотъемлемым элементом структуры менталитета, ориентирующаяся на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в меж­национальных отношениях.
  13. Национальная толерантность отражает уро­вень культуры межнационального общения, является «барометром» достижений межнацио­нального согласия и мира, показателем зрелости людей, их согласия к общему поиску путём со­трудничества и сотворчества.
  14. В этническом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчёркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в т. ч. достоинств (разнообразных признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида.
  15. Нравственная толерантность реализуется только в сфере межличностных отношений, но­сит характер нравственной целевой мотивации (доброта, великодушие, терпимость, уживчи­вость), выступает как душевное качество инди­видов, а именно как терпимость. Основывается либо на душевной склонности индивидов к миру и взаимопомощи, либо на национальном осозна­нии своего долга по отношению к другим, либо на всеобщем законе права.
  16. Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею не­приятных или неприемлемых, по её мнению, психических состояний, качеств и поступков партнёров по взаимодействию.

Коммуникативная толерантность - одна из важнейших и очень информативных черт чело­века. Она собирательна, поскольку в ней отра­жаются факторы его судьбы и воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, ин­тересы, установки, характер, темперамент, при­вычки, особенности мышления и, конечно, эмо­циональный стереотип поведения.

Не случайно практически каждая работа, по-свящённая толерантности, начинается с анализа самого понятия.

И так, установление адекватных предмету любого научного, в особенности гуманитар­ного исследования понятийно-категориальных характеристик, является сложным вопросом. Это связано с тем, что социальное взаимодей­ствие является объектом изучения комплекса гуманитарных дисциплин, каждая из которых базируется на определенных теоретико-методо­логических основах и имеет свой понятийный тезаурус. Это вносит в определение одного и того же научного понятия-термина свои особен­ности. Ключевым понятием нашего исследова­ния является понятие толерантности. Изучение научной литературы, словарей и энциклопедий стало основанием для вывода о том, что в насто­ящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единоо­бразно понимаемом термине.

Понятие толерантности формировалось на протяжении длительного времени и постепенно приобретало и накапливало все более разносто­ронние значения, чтобы во всей полноте соот­ветствовать современности [2].

Имеющееся во многих европейских языках слово толерантность, от латинского tolerantia -терпение (англ. - tolerance, toleration, нем. - tol-eranz, фран. - tolerance), связывается с терпимо­стью, снисходительностью к кому- или чему-ли­бо, обозначает готовность предоставить другому человеку возможность осуществить свободу мысли и действия.

«Толерантность» полностью отождествляет­ся с понятием «терпимый» - способный, уме­ющий терпеть что-нибудь чужое, мириться с чужим мнением, характером и т.п. [3]. Так, «то­лерантность» определяется сходным образом как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [4].

В.М. Золотухин [5], проанализировав эво­люционное возрастание интереса к понятию «толерантность» («терпимость») в историко-фи­лософской мысли, указал на многообразие опре­делений данного понятия, на ее недостаточную разработанность и нечеткость в историко-фило­софском плане. В своей работе В.М. Золотухин приводит отличающиеся друг от друга опреде­ления толерантности (терпимости), сформули­рованные в различные исторические периоды и в различных философских школах и направ­лениях, что свидетельствует не только о разли­чии взглядов на понятие и связанные с ним про­блемы, но и подчеркивает их многогранность. В «Философском словаре по правам человека» [6] также отмечается, что возросший в конце ХХ в. интерес к толерантности как общественному явлению со стороны общественных и гумани­тарных наук определил различное толкование термина. Здесь же подчеркивается, что «толе­рантность» не есть терпимость или снисходи­тельность. Она - активное признание прав и сво­бод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям.

Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, покорное терпение, а активная нравственная по­зиция и психологическая готовность к терпимо­сти во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами во имя позитивного вза­имодействия с людьми иной культурной, нацио­нальной, религиозной или социальной среды.

Наиболее точное определение понятие «толе­рантность» приобрело в «Декларации принципов толерантности» генеральной конференции ЮНЕ­СКО от 16 ноября 1995 года, толерантность озна­чает «уважение, принятие и правильное понима­ние богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявле­ний человеческой индивидуальности» [7] .

В этом же документе говорится: «Толерант­ность - это свобода в многообразии. Это не толь­ко моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [8].

Последовательное утверждение принципов правового государства и формирование граждан­ского общества в общественной жизни невоз­можно без высокого уровня правовой культуры, развитого правового сознания.

В связи с этим остро возникает необходимость в утверждении и последовательной реализации принципа правовой толерантности.

Правовая толерантность и ее использование в общении между людьми выступает в качестве одной из составляющих утверждения разумных цивилизованных установок между ними [10].

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способ­ствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмыс­ления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях [7].

Правовое воспитание - это относительно самостоятельный вид целенаправленной, про­тиворечивой деятельности, сопряженной с систематическим идейно-психологическим воз­действием на сознание и поведение человека, в результате которой происходит трансляция (передача) и распространение юридической культуры среди членов общества. Трансляция и распространениеправовойкультурысредичленов общества происходит в целях толерантного формирования определенных позитивных и преодоления негативных представлений, взгля­дов, ценностных ориентаций, установок, обес­печивающих реализацию юридических норм.

Толерантное правовое воспитание -это утверждение в сознании и поведении человека терпеливо-устойчивых, идейно-психологических установок в юриди­ческой деятельности отдельных личностей и социальных групп, способных противо­действовать экстремизму и снижению социаль­ной напряженности в коллективе, государстве, обществе в целом. Экстремизм интолерантен, нетерпим, поскольку он противозаконен, так как характеризует деятельность общественных и религиозных объединений иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конститу­ционного строя и нарушение целостности [10].

Толерантность характеризует собой осо­бый принцип правового воспитания, обла­дающего качеством общечеловеческого импе­ратива, выступающего результатом селективной социально-правовой эволюции, практическое использование которого позволяет оптимизи­ровать состояния законности, справедливости, правомерности, обязательности, утверждение в обществе отношений социального партнерства и миролюбия.

Толерантное правовое воспитание в сов­ременном обществе приобретает ведущее место, призванного обеспечить конструктивное преду­преждение и преодоление конфликтов на основе консенсуса, достижения паритетных компро­миссов между людьми, укрепления солидарности и терпимости в гражданских отношениях, а также между этническими, национальными, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами.

В заключение можно сказать, термин «толе­рантность» в словаре иностранного языка опре­деляется как «терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению». Как мы уже по­няли из вышесказанного, на самом деле это по­нятие более широкое. Суть толерантности - при­знание единства и многообразия человечества, уважение прав другого, а также воздержание от причинения вреда, т. к. вред, причиняемый дру­гому, означает вред для всех и самого себя.

Толерантность не означает терпимого отно­шения с социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. При­нятие других не подразумевает, что человек дол­жен раствориться в окружающих, забыв о себе. Уважая других, человек должен сохранить своё достоинство, жить своей, а не чужой жизнью.

Необходимость развития толерантного со­знания у людей вызвана событиями, происходя­щими в мире. Появление нетерпимости, непри­миримости ведёт к серьёзным последствиям, таким, как пренебрежение к другим, этнические чистки, геноцид, войны, терроризм, репрессии, эксплуатация и др. На наш взгляд, формирование установок толерантного сознания и поведения -очень актуальная тема на сегодняшний день.

 

Литература

  1. Бодрова Н. А. Формируем толерантное созна­ние. Как? -wwfessl.ru
  2. Семашко М. А. Развитие термина «толерант­ность» в гуманитарных науках // Электронный научно-педагогический журнал. - Октябрь. -2007 г.
  3. Ушакова Д.Н.Толковый словарь русского языка. - М., 1996.
  4. Советский энциклопедический словарь. - М.,1988.
  5. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. - Кемерово: Изд-во КГТУ, 1999. - С. 15-25.
  6. Философский словарь по правам человека. -М., 2007.
  7. Декларация принципов толерантности. Утв. рез. 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года //tolerance.ru
  8. О Правовых основаниях конфессиональной толерантности //www. christsocio.info
  9. Толерантность - это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. prokuror.kaluga.ru
  10. Павлов В. Н. Правовое воспитание и толерантность в условиях современного российского общества: Автореф. канд. юрид. наук. - Владимир, 2005.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.