В настоящей статье рассмотрены некоторые коллизии действующего Лесного Кодекса Республики Казахстан, а также даются некоторые предложения по его совершенствованию.
26 января 2012 года Президент Республики Казахстан подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий». Это не первые изменения, которые были внесены в Лесной Кодекс Республики Казахстан за период его существования, начиная с даты принятия в 2003 году. И думаем не последние. Лесное законодательство по-прежнему требует своего дальнейшего совершенствования и доработок.
В первую очередь, на наш взгляд, вызывает сомнение конституционность нормы, содержащейся в статье 6 Лесного Кодекса РК, в соответствии с пунктом 2 которой «Лесной фонд Республики Казахстан состоит из государственного и частного лесных фондов» [1].
Согласно указанной норме, Лесной Кодекс РК допускает возникновение частной собственности на объекты лесного фонда Республики Казахстан.
В то же время статья 6 Конституции Республики Казахстан определяет, что лишь земля может находиться в частной собственности в соответствии с законодательством. Растительный же мир и другие природные ресурсы находятся в государственной собственности [2].
Таким образом, на наш взгляд, возникает коллизия между нормами Лесного кодекса РК и нормами Конституции Республики Казахстан. Понятно, что данная коллизия будет разрешаться в пользу Конституции РК. Однако сам факт наличия противоречий в законодательных актах высшего порядка не делает чести нашему законодательству.
Если же мы обратимся к опыту зарубежных стран, то, например, в статье 9 Конституции Российской Федерации указывается о том, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности [3]. Таким образом, Российская Федерация четко указывает в своей Конституции потенциальную возможность передачи в частную собственность не только земли, но и других природных ресурсов.
С другой стороны, статья 13 Конституции Республики Беларусь определяет, что недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства [4].
Как мы видим из приведенных примеров, Конституции соседних государств четко подходят к решению вопросов о частной собственности на лесные ресурсы, не допуская двоякого толкования данных норм. Если же сравнить нормы, содержащиеся в Конституции Республики Казахстан, с нормами, содержащимися в Конституциях Российской Федерации и Республики Беларусь, то становится очевидным сходство норм, содержащихся в нашей Конституции, с нормами, содержащимися в Конституции Республики Беларусь.
Тем самым, на наш взгляд, толкование Конституции Республики Казахстан должно основываться на запрете установления частной собственности на лесные природные ресурсы в Республике Казахстан.
Другой коллизией, содержащейся в Лесном Кодексе РК и не урегулированной в течение 9 лет действия Лесного Кодекса РК, является то, что в соответствии со статьей 6 Конституции РК частное лицо вправе иметь право собственности на земли лесного фонда. При этом статья 8 Лесного кодекса ограничивает данное право только возможностью наличия права собственности на земли частного лесного фонда. При этом, как мы указали выше, сами лесные ресурсы, состоящие из запасов древесины, живицы, древесных соков, второстепенных лесных ресурсов, согласно толкованию статьи 6 Конституции РК, принадлежат исключительно государству.
Таким образом, возникает еще одна коллизия, основанная на статье 6 Конституции РК, когда государство, допуская возможность наличия, согласно Лесному и Земельному Кодексам РК, права частной собственности на земли частного лесного фонда, конституционной нормой запрещает владеть, пользоваться и распоряжаться лесными ресурсами, расположенными на данной земле, относя их к исключительной государственной собственности.
То есть право собственности на земли частного лесного фонда отделено от права собственности на лесные ресурсы, хотя в данном случае право собственности на землю лесного фонда должно быть неотделимо от права собственности на леса как на недвижимое имущество (ст. 117 ГК РК) [5].
Данное положение подтверждает и статья 10 Лесного Кодекса РК, в соответствии с которой субъекты лесных правоотношений осуществляют только лесопользование [6], хотя право собственности в соответствии со статьей 188 ГК РК включает дополнительно право владения и распоряжения [7].
Иначе говоря, если следовать логике описанной выше позиции, то лицо, которое за свой счет вырастило лес на участке земли, принадлежащим ему на праве собственности, не сможет распоряжаться этим лесом и лесными ресурсами (продавать, осуществлять залог и т.д.). Таким образом, через весь Лесной Кодекс РК проходит противоречие его самому себе и противоречие Конституции РК (ст. 6 и 26) в отношении права (собственности, либо лесовладения и лесопользования) лица на лес и лесные ресурсы, находящихся в частном лесном фонде.
В соответствии со статьей 128 п. 3 Земельного Кодекса РК и статьей 8 п. 8 ЛК РК, «к землям государственного лесного фонда относятся земли, покрытые лесами естественного и искусственного происхождения, созданными за счет средств государственного бюджета .». Во-первых, естественные леса не могут быть созданными за счет средств государственного бюджета. Во-вторых, как быть, если лес был создан за счет средств частного лица, но право собственности по тем или иным причинам перешло к государству (например в порядке наследования). Данный лес будет входить в государственный лесной фонд, но не будет создан за счет средств государственного бюджета.
Имеет место и противоречие Лесного Кодекса РК Закону Республики Казахстан «Об особо охраняемых природных территориях» [8]. Так, указанный Закон не предусматривает такие виды особо охраняемых лесных территорий, дополнительно предусмотренные п. 2 статьи 44 Лесного Кодекса РК, как участки леса, имеющие научное значение, включая лесные генетические резерваты, особо ценные лесные массивы, орехо-промысловые зоны, лесоплодовые насаждения, субальпийские леса. В то же время Законом РК «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливаются такие категории, как государственные природные заказники, леса особо охраняемых природных территорий, о которых в Лесном Кодексе РК ничего не сказано.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Республики Казахстан, экономическими принципами и методами охраны, защиты, пользования лесным фондом, воспроизводства лесов и лесоразведения являются:
- планирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на участках государственного лесного фонда;
- финансирование ведения лесного хозяйства в государственном лесном фонде в соответствии с нормами и нормативами, утвержденными Правительством Республики Казахстан;
- платность за пользование лесными ресурсами и полезными свойствами лесов;
- платность за пользование особо охраняемыми лесными территориями;
- стимулирование увеличения лесистости территории Республики Казахстан;
- страхование ответственности государственных лесовладельцев и лесопользователей, осуществляющих лесопользование на участках государственного лесного фонда [9].
Однако, на наш взгляд, законодатель не совсем обосновано называет все перечисленные элементы принципами и методами. На наш взгляд, все перечисленное является составными частями экономического механизма лесопользования. Однако принципы, представляющие собой руководящие начала, нам представляются несколько иными.
Правовое регулирование вопросов экологического страхования в области лесных правоотношений осуществляется статьей 107 Лесного кодекса Республики Казахстан. Так, согласно указанной статье устанавливается, что страхование ответственности государственных лесовла-дельцев и лесопользователей, осуществляющих лесопользование на участках государственного лесного фонда, направлено на защиту их имущественных интересов при наступлении риска ответственности по обязательствам, возникающим из договора вследствие причинения вреда государственному лесному фонду, а также жизни, здоровью и имуществу третьих лиц [10].
Таким образом, на основе анализа указанных норм можно сделать вывод о том, что действующее лесное законодательство устанавливает обязательное экологическое страхование только в отношении участков государственного лесного фонда. При этом не предъявляется аналогичных требований к частному лесному фонду. На наш взгляд, данная позиция не является оправданной.
Так, гражданское законодательство Республики Казахстан содержит нормы об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности). Так, согласно статье 931 Гражданского кодекса Республики Казахстан, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на любом другом законном основании (договоре имущественного найма, доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника и т.п.) [11].
На наш взгляд, владение и пользование лесом связанно с вероятностью причинения вреда, как окружающим людям, так и окружающей среде. Так, возгорание частного лесного фонда может повлечь самые плачевные последствия начиная со значительного причинения вреда окружающей среды (несмотря на то, что этот фонд частный, он остается объектом окружающей среды, влияющим на ее состояние и устойчивость), заканчивая вероятностью причинения вреда государственному лесному фонду (если пожар из частного перекинется на государственный), а также вероятностью причинения вреда имуществу и жизни граждан (в случае, если вырвавшийся из под контроля пожар, допустим, перекинется на жилые дома, расположенные с ним).
Таким образом, учитывая все вышеизложенное, мы считаем, что лесной фонд является объектом повышенной опасности, а соответственно, к нему должно предъявляться самое строгое государственное регулирование, независимо от того, является ли он государственным или частным.
В связи с указанным мы предлагаем установить в Лесном кодексе РК обязательное экологическое страхование как государственного лесного фонда, так и частного лесного фонда.
Литература
- Республика Казахстан. Кодекс. Лесной кодекс. от 8 июля 2003 года № 477-II // Казахстанская правда. - 12 июля 2003 года. № 203-204 (24143-24144).
- Республика Казахстан. Конституция. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года // Казахстанская правда. - 8 сентября. - 1995.
- Российская Федерация. Конституция. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря. - 1993 года.
- Республика Беларусь. Конституция. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. //http://www.belarus.net/conendru. Һпгі#РАЗДЕЛ основы конституционного строя
- Республика Казахстан. Гражданский кодекс. Общая часть. 27 декабря 1994 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан. -1996 г. - № 2. - Ст. 187.
- Республика Казахстан. Кодекс. Лесной кодекс. от 8 июля 2003 года № 477-II // Казахстанская правда. - 12 июля. - 2003 года. № 203-204 (24143-24144).
- Республика Казахстан. Гражданский кодекс. Общая часть. 27 декабря 1994 года // Ведомости Парламента Республики Казахстан. - 1996 г. - № 2. - Ст. 187.
- Республика Казахстан. Закон. Об особо охраняемых природных территориях. 7 июля 2006 года № 175-III // Казахстанская правда. - 21 июля. - 2006 года. - № 178 (25149).
- Республика Казахстан. Лесной кодекс от 8 июля 2003 года № 477-II // Казахстанская правда. - 12 июля. - 2003 года. - № 203-204 (24143-24144).
- Республика Казахстан. Кодекс. Лесной кодекс. от 8 июля 2003 года № 477-II // Казахстанская правда. - 12 июля. - 2003 года. -№ 203-204 (24143-24144).
- Республика Казахстан. Гражданский кодекс (Особенная часть) от 1 июля 1999 года № 409-I // Ведомости Парламента РК. - 1999 г. -№ 16-17. - ст. 642. - № 23. - ст. 929. - 2000 г. -№ 3-4. - ст. 66. - № 10. - ст. 244. - № 22. - ст. 408.