С июня 2010 г. Республика Казахстан председательствует в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Республика Казахстан исходит из того, что динамика взаимодействия и сферы сотрудничества ШОС расширяются в связи с ее миссией, а также с необходимостью выработки адекватных ответов на вызовы безопасности в условиях трансформации мировой системы. Организация стала важным элементом формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
11 июня т.г. на саммите глав государств-членов ШОС в Ташкенте Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем выступлении отметил, что усилия Казахстана на посту председателя в этой влиятельной региональной организации будут нацелены на всемерное укрепление и раскрытие потенциала ШОС. При этом Главой государства было подчеркнуто, что председательство в ШОС в преддверии десятой годовщины образования организации накладывает на Казахстан особую ответственность с учетом политических событий, происходящих в нашем регионе [1].
Перспективы своего участия в какой-либо региональной организации страна определяет в терминах своих интересов, а также мотивов подтолкнувших ее к участию в данном объединении. В этой связи, на наш взгляд, Казахстан должен определять приоритеты своего председательства в ШОС в 2010-2011 г. в рамках собственных интересов в данной структуре. Кроме этого, при определении приоритетов председательства Казахстана в ШОС также необходимо учитывать комплекс проблем и трудностей, с которыми организация столкнулась, и которые мешают ей перейти на качественно новый уровень развития.
В итоговой Декларации Совета глав государств-членов ШОС от 11.06.2010 г отмечено, что за прошедшие с момента основания годы ШОС стала важным фактором региональной и международной архитектуры безопасности и сотрудничества, зарекомендовала себя в качестве эффективного и открытого многостороннего объединения. Организация будет и впредь придерживаться линии, исключающей блоковые, идеологизированные и конфронтационные подходы к решению актуальных проблем международного и регионального развития [2].
Шанхайская организация сотрудничества, несмотря на динамичность развития и масштабность деятельности, все же является довольно молодой организацией. В связи с этим, в среднесрочной перспективе неизбежным будет преодоление ряда внутренних противоречий в организации. Наиболее общими проблемами ШОС являются:
- Проблема международного статуса организации (наличие аморфности) и ее дальнейшей роли в рамках решения ключевых противоречий на пространстве ШОС;
- Слишком большой размах сфер деятельности ШОС и дублирование многих направлений другими международными организациями (Широкий круг проблем, который стремится охватить ШОС в своей деятельности приводит к тому, что ее зона ответственности в значительной степени пересекается функционально и географически с другими структурами в регионе. Дублирование функций может в перспективе привести к негативным результатам и, главное, создать конфликтный потенциал в отношениях между организациями);
- Проблема расширения ШОС;
- Неопределенность вопросов о сценарии дальнейшей эволюции ШОС, даже на среднесрочную перспективу. Подходы к формированию новых механизмов ШОС страдают декларативностью, путем создания размытой структуры, принимающей конфигурацию лишь дискуссионного клуба. Необходимо выделить лишь реальные проекты, для имплементации на практике, что означает придание структурам ШОС более определенный характер, делегирование суверенных полномочий.
Более того, следует отметить наличие комплекса внутренних проблем, осложняющих эффективное и гармоничное функционирование данной структуры, такие, как:
- Ассиметричность государств-участников ШОС по своему политическому и экономическому потенциалу. Можно констатировать, что наличие некоторой ущемленности государств Центральной Азии сегодня еще не вошла в свою активную фазу. Тем не менее следует отметить, что ШОС оформилась в основном на самом верхнем уровне сотрудничества, на котором принято умело скрывать или обходить имеющиеся разногласия, но в случае дальнейшего расширения и углубления сотрудничества активизируются отраслевые уровни на которых разница в потенциале государств станет проблемообразующей.
- Расхождения в области приоритетности деятельности ШОС;
- Ряд организационных вопросов (финансирование, полномочия постоянно действующих органов ШОС и т.п.).
Исходя из вышесказанного комплекса проблем приоритеты казахстанского председательства в ШОС должны концентрироваться вокруг следующих интересов РК в данной структуре:
- В интересах Казахстана рационально использовать потенциал экономического сотрудничества в рамках ШОС. В первую очередь, это относится к таким направлениям, как инвестиционное сотрудничество (в несырьевых и инновационных отраслях), развитие транспортного сообщения и транзитных возможностей, современных информационно-коммуникационных технологий, энергетическое сотрудничество, на которые и должен быть сделан акцент.
Отсюда и разделение труда между ШОС и ЕврАзЭС. В интересах Казахстана развитие инфраструктурных и энергетических проектов в рамках ШОС, так как реализация данных мероприятий создаст альтернативные маршруты для экспорта энергоресурсов, а также благоприятно повлияет на развитие транспортно-коммуникационной системы Казахстана. Но либерализацию торговли, а также реальную экономическую интеграцию в целом целесообразно осуществлять в рамках ЕврАзЭС, так как страны, входящие в данную организацию, относительно равны в экономическом развитии, что и подтвердилось фактом создания Таможенного Союза.
- Для Казахстана также выгодно расширение географии инфраструктурных проектов в рамках ШОС в пользу российского и китайского направления. Так, в последние годы в рамках ШОС лишь обсуждается использование транзитного потенциала Центральной Азии, тогда как не достигнуто практических результатов в сфере доступа стран ЦА на рынки Восточной Азии и Европы через территорию Китая и России.
- Таким образом, имеет смысл сосредоточить фокус председательства Казахстана в ШОС на следующих направлениях:
- Учитывая реальный потенциал взаимодействия, существующие механизмы реагирования на вызовы безопасности, а также расхождения во внешней политике стран-участниц ШОС, основная деятельность Организации должна быть сосредоточена на решении внутренних проблем.
- Выработка Доктрины ШОС, в которой будут отражены ключевые цели организации, статус и позиция по комплексу международных проблем, определены понятия «регион ШОС», «участник ШОС». Существует большое количество потенциальных направлений развития ШОС, которые открывают перспективы для огромного количества возможностей. Но, с другой стороны, неопределенность этих потенциальных направлений мешает сформулировать более конкретные, осязаемые и наполненные содержанием проекты развития ШОС.
- В сфере институционального оформления ШОС: выработать критерии принятия в организацию новых членов, а также временные рамки данного процесса.
- Инициирование развития прорывных проектов в несырьевом секторе и придания им не двухстороннего, а многостороннего характера.
- Выдвижение на обсуждение перспективы создания благоприятных условий для транзита товаров и грузов центральноазиатских производителей через территорию Китая на рынки Восточной Азии (примером могут послужить двухсторонние переговоры между РК и КНР по поводу транзита через Китай до 3 млн. тонн казахстанского зерна в страны Юго-Восточной Азии).
- Переформатирование идеи о создании «зоны свободной торговли» в ШОС, принимая во внимание сложившиеся реалии, связанные с вхождением России и Казахстана в Таможенный Союз.
- Реанимирование идеи о создании Энергетического Клуба в рамках ШОС (на первом этапе в качестве неправительственного совещательного органа для выработки предложений по более эффективному использованию и транспортировке энергетических ресурсов) [3]. В частности, разработанный по инициативе Президента РК Н.А. Назарбаева Проект Азиатской энергетической стратегии представляет огромную значимость для интеграции энергетического пространства стран Азии, что должно способствовать углублению взаимодействия производителей энергоресурсов, их потребителей и стран-транзитеров. Реализация этой идеи может превратить ШОС в самодостаточную энергетическую систему и в глобальном, и региональном контекстах.
- Вынесение на обсуждение аспектов проблем экологической безопасности (рациональное использование трансграничных рек, проблема Аральского моря - совместно с Международным фондом по спасению Арала и т.д.).
- Активизация работы на афганском направлении. Итоги мероприятий, посвященных проблеме Афганистана позволяют судить о наличии потенциала ШОС более глубже интегрироваться в процесс мирного урегулирования в Афганистане. В свете заявления президента США Б. Обамы вывести войска к середине 2011 г., представляется необходимым более активное участие ШОС в мероприятиях по Афганистану (продолжение работы с акцентом на инфраструктурные проекты). Казахстан, будучи председателем в ОБСЕ и ОИК, мог бы создать и провести особый формат диалога между ШОС, ОБСЕ и ОИК, что послужит выработке взвешенных подходов по решению афганской проблемы, борьбе с нетрадиционными вызовами безопасности.
- Усиление роли Региональной антитеррористической структуры ШОС по линии борьбы с нелегальной миграцией (организация совместных учений, тренингов).
- В сфере формирования единого информационного пространства ШОС: разработка межправительственного соглашения в области международной информационной безопасности.
Также следует отметить наличие сопутствующих форматов - Форум ШОС. Форум проводится в рамках заседания Совета, в развитие идей, решений и подходов, заложенных в основополагающих документах ШОС. Это говорит о том, что существует стремление расширить формат традиционного взаимодействия стран-участниц ШОС и создать в качестве так называемой «второй дорожки» новый, дополнительный механизм для развития межгосударственного диалога в решении проблем безопасности нашего обширного континента. Однако на текущий момент деятельность Форума вызывает множество нареканий. Было высказано мнение Генерального Секретаря ШОС о том, что зачастую Форум ШОС превращается в площадку не диалога, а выяснения отношений между учеными, своеобразной «демагогией» [4]. В связи с этим в рамках Форума ШОС необходимо:
- Укрепление основы Форума как базового аналитического центра по объективной оценке и прогнозу событий на азиатском континенте (по аналогии с АРФ АСЕАН).
- Создание сети экспертных советов в рамках Форума по определенным тематикам.
- Увеличение числа встреч экспертов до 2-3 раз в год вместо одной.
- Привлечение большего числа экспертов, политологов в работу Форума.
- Проведение совместного мероприятия с СЕАП НАТО, что послужит укреплению диалога по линии ШОС-НАТО.
Более того, особое значение должно быть уделено использованию таких структур ШОС, как Деловой Совет и Межбанковское Объединение (МБО) ШОС. Расширение их деятельности должно способствовать укреплению на пространстве ШОС благоприятной инвестиционной среды и привлечению бизнес-сообщества к реализации крупных совместных экономических проектов. Основными направлениями их деятельности должны сосредоточиться по следующим направлениям:
- продолжить работу по подготовке Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций;
- продолжить работу по углублению сотрудничества стран-участниц ШОС в страховой сфере;
- выработка предложений по созданию действенного фонда для финансирования крупных инфраструктурных проектов и проектов в несырьевом секторе экономики;
- проработать вопросы по унификации и гармонизации законодательной базы стран с целью обеспечения благоприятных условий и упрощенных процедур для взаимной торговли и инвестиций;
- утверждение регламента работы МБО ШОС, что будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц и успешной интеграции их в мировое сообщество.
По мнению экспертов, большинство проблемных вопросов в рамках ШОС имеют свои особенности. Существует стремление направлять основную часть действий по решению проблем по линии ЕврАзЭС, ОДКБ (Россия) и в двусторонних форматах (КНР). Данная тенденция четко проявилась в позиции экспертов КНР в части предпочтения концепции «сглаживания разногласий» между странами-членами фактическому «решению проблем» в рамках ШОС.
В ШОС отсутствует четкая концепция принципа «шанхайского духа», наблюдается превалирование решения вопросов с помощью двустороннего формата. В связи с этим необходимы новые формы сотрудничества в рамках ШОС, определение на уровне встреч глав государств четкой концептуально-ценностной идентичности ШОС, основных приоритетов. Главной целью в краткосрочной перспективе должна стать разработка правовой базы сотрудничества. Текущее положение правовой базы страдает излишней декларативностью обозначенных целей и задач, где не учитываются сложности их практического применения. Необходима гармонизация национальных интересов и интересов организации.
Важно определить границы прав и обязанностей государств-членов, наблюдателей и стран-партнеров по диалогу. Необходимо четко определить различия статусов «партнера по диалогу» и «наблюдателя» ШОС. В то же время, зависание решения вопросов о членстве Пакистана и Ирана может привести к уменьшению интереса этих стран в ШОС.
Тем не менее следует отметить, что ШОС является достаточно молодой организацией. В связи с этим, в течение продолжительного времени неизбежны наличие ряда внутренних противоречий, коллизий и процесса поиска приемлемых решений в целях «реанимирования» организации как ключевого звена в системе региональной безопасности. Возможности развития экономического, научно-технического сотрудничества между странами-участниками и наблюдателями, могут создать условия для построения в будущем эффективной региональной системы безопасности на основе ШОС. В этом плане представляется важным развитие взаимодействия с учетом политических и идеологических особенностей стран-участниц.
Казахстан играет свою роль в ШОС в качестве связующего звена в культурно-гуманитарном контексте развития данной организации. К примеру, китайские эксперты высказывают единое мнение, что Казахстан сможет сыграть роль медиатора-связки в деятельности региональных организаций на евразийском пространстве: ШОС, СВМДА, ОДКБ, АСЕАН. При этом эксперты приводят в пример председательство РК в ОБСЕ [5]. Для Китая существуют две платформы многосторонней дипломатии: ШОС и АСЕАН+3. ШОС - это трансрегиональная международная организация, основные локомотивы в которой это - политическое и экономическое сотрудничество. Китайские эксперты подчеркивали, что ШОС был создан не против каких-либо стран, а в целях обеспечения безопасности в регионе.
По итогам встреч, практически во всех аналитических структурах китайские эксперты указывают на фактор нежелания России сотрудничать с Китаем путем всемерной поддержки инициатив ЕврАзЭС, ОДКБ - как главную причину торможения процесса развития ШОС. На ШОС было возложено слишком много функций и надежд, что и превращает организацию в неповоротливый механизм.
В развитии ШОС предпринимаются практические шаги к тому, чтобы выступить в роли системообразующего фактора, парадигмы развития региона, обеспечивающей сотрудничество для стран-участниц. Исходя из данного положения, имеются все основания полагать, что Юбилейный Саммит ШОС в Астане обозначит новый этап в развитии ШОС, определив роль организации в качестве ключевого элемента архитектуры безопасности в Евразии.
Литература
- Выступление Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева на заседании Совета глав государств-членов ШОС в расширенном составе//sco2011.kz/node/212
- Декларация десятого заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (г. Ташкент, 10-11 июня 2010 года) // sectsco. org/RU/show. asp?id=395
- Сахаров Е.В. Энергетический клуб ШОС: азиатская стратегия победителей//easttime.ru/analitic /1/3/239.html
- По итогам интервью автора с Генеральным секретарем ШОС М.С. Иманалиевым, 05.03.2010г., г. Пекин, КНР.
- По итогам бесед автора с представителями государственных органов, экспертного сообщества КНР.