В Конституции Кыргызской Республики заложены концепции и принципы правового государства, которые гласят: «Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно через систему государственных органов и органов местного самоуправления» [1]. Создание продуктивной системы местного самоуправления в Кыргызской Республике, подразумевающей самоорганизацию местных сообществ, позволит успешно развивать гражданское общество, укрепить целостность кыргызского государства, а также будет способствовать развитию социально ориентированной экономики, что весьма важно в условиях растущей полярности социально-экономического положения различных социальных групп населения. Тем более, что для конституционной характеристики Кыргызстана наряду с определением «правовое» в Конституции использовано определение «социальное». Социальная политика социального государства должна быть направлена на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности, что закреплено в ст. 9 Конституции Кыргызской Республики: Кыргызская Республика разрабатывает социальные программы, направленные на создание достойных условий жизни и свободное развитие личности, содействие занятости [1]. При этом субъектом социальной политики выступает не только государство, органы государственной власти, но и органы местного самоуправления, общественные, политические и неполитические организации. Попытаемся в данной статье рассмотреть роль и место исполнительных органов местного самоуправления в реализации социальной политики государства, в решении социальных вопросов жизнедеятельности местных сообществ.
В статье 4 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» местное самоуправление определяется как: «самостоятельная деятельность местного сообщества в своих интересах и под свою ответственность, направленная на решение вопросов местного значения», местное сообщество же в статье 2 указанного закона, определено как: «совокупность граждан Кыргызской Республики, постоянно проживающих на территории административно-территориальной единицы, объединенных интересами под свою ответственность решать вопросы местного значения самостоятельно через представительные и исполнительные органы местного самоуправления» [2]. Иначе говоря, местное самоуправление в Кыргызстане осуществляется народом своей властью, обеспечивающей свои полномочия в пределах установленных Конституцией и законами Кыргызской Республики.
В условиях перехода к рыночным отношениям, когда социальная политика государства приобретает либеральный характер, предоставляя гражданам больше свободы для самостоятельного разрешения проблем, а также в условиях децентрализации власти большую значимость приобретает реализация социальной политики на местном уровне. «Процесс децентрализации управления, разграничения предметов ведения центра и регионов создает предпосылки для превращения органов местного самоуправления в реальных распорядителей местных ресурсов, средств» [3]. Причем исследователи отмечают, что данный процесс носит «двойственный характер: идет не только «снизу», по инициативе отдельных представителей региональных органов власти, но и «сверху». Целью подобного реформирования является стремление политического руководства устранить дублирование в работе органов управления, ликвидировать высокую централизацию и бюрократизацию власти, открыть «шлюзы» большей инициативе, самостоятельности органов местного самоуправления в решении социально-экономических вопросов, приблизить их к нуждам конкретного человека» [3].
Планирование и реализация социальной политики на местном уровне может иметь достаточно эффективные результаты, поскольку местные органы самоуправления аккумулируют местный опыт, который характеризуется оперативностью решения конкретных вопросов жизнеобеспечения города, района, округа, села, что отмечают и другие исследователи [4, 5].
Система местных органов самоуправления Кыргызской Республики представлена представительными и исполнительными органами МСУ. Исполнительными органами местного самоуправления Конституция Кыргызской Республики определяет мэрии городов и айыл окмоту в сельских округах. В законодательстве устанавливаются полномочия исполнительных органов местного самоуправления, в том числе и в социальной сфере. Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований [6].
В ст. 18 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» закреплены вопросы местного значения, среди которых можно обнаружить и вопросы социальной сферы жизнедеятельности местного сообщества. Так, законодатель для организации функционирования и развития системы жизнеобеспечения территории, социально-экономического планирования и предоставления населению социальных и культурных услуг относит к ведению органов местного самоуправления следующие вопросы местного значения:
- обеспечение экономического развития соответствующей территории;
- управление муниципальной собственностью;
- формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
- снабжение питьевой водой населения;
- обеспечение работы системы канализации и очистных сооружений в населенных пунктах;
- обеспечение функционирования муниципальных дорог в населенных пунктах;
- организация освещения мест общего пользования;
- обеспечение функционирования кладбищ и предоставление ритуальных услуг;
- благоустройство и озеленение мест общественного пользования;
- обеспечение функционирования парков, спортивных сооружений и мест отдыха;
- организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов;
- обеспечение функционирования муниципального транспорта и регулирование работы общественного транспорта в границах населенных пунктов;
- охрана культурных и исторических достопримечательностей местного значения;
- организация и обеспечение работы библиотек местного значения;
- установление правил землепользования и обеспечение соблюдения норм и правил градостроительства и архитектуры;
- размещение рекламы на территории соответствующего населенного пункта в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
- содействие охране общественного порядка;
- создание условий для развития народного художественного творчества;
- создание условий для организации досуга;
- организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью;
- обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта;
- содействие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций [2].
При этом отмечается, что «перечисленные полномочия не являются исчерпывающими и не ограничивают местные сообщества и их органы в осуществлении иных полномочий, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики» [2]. Но уже из перечисленного в данном списке можно резюмировать о достаточно большом значении органов местного самоуправления в решении социальных вопросов местного значения.
Нельзя не отметить возможность делегирования органам местного самоуправления выполнение отдельных государственных полномочий, при этом для осуществления делегированных государственных полномочий предусматриваются целевые трансферты из республиканского бюджета в местный бюджет или определяются иные источники финансирования. К таким делегированным государственным полномочиям, направленным на реализацию социальной политики государства можно отнести такие как, разработка и выполнение программ занятости и миграции населения; обеспечение зданиями и иными объектами для предоставления услуг в сфере школьного, дошкольного и профессионального образования и здравоохранения; содействие в организации своевременного проведения ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических мероприятий и селекционно-племенной работы в животноводстве; обеспечение надлежащих мер по борьбе с потравами посевов сельскохозяйственных культур, охране выращенного урожая, лесозащитных полос и лесных массивов; разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды; обеспечение защиты прав потребителей; выявление малоимущих семей в целях организации им адресной социальной защиты; первичное определение степени нуждаемости семей в ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей, в сельской местности в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики [2].
Следует отметить, что непосредственным осуществлением социальной политики заняты исполнительные органы местного самоуправления, поскольку именно они разрабатывают проект местного бюджета, представляют его на утверждение местного кенеша, а затем исполняют его. Именно они разрабатывают проекты программ социально-экономического развития города или другой административно-территориальной единицы, социальной защиты населения и обеспечивает их выполнение после утверждения местным кенешем; привлекают инвестиции и гранты для развития; разрабатывают и осуществляют мероприятия по развитию жилого фонда, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройству местности и др. [2]. При этом ответственность за реализацию возложенных на них задач мэрии и айыл окмоту несут перед местным кенешем и перед населением, а по делегированным государственным полномочиям перед соответствующими государственными органами.
Именно исполнительные органы местного самоуправления могут реализовать адресный характер социальной помощи, социальной защиты, поскольку им известны конкретные проблемы конкретного микрорайона, улицы, дома и человека и в данном аспекте есть вероятность наиболее полно реализовать конституционно закрепленные социальные гарантии, а кроме того и предоставить дополнительные субсидии, используя местные ресурсы. Однако на сегодняшний день не разработана окончательно парадигма финансового обеспечения функционирования местного самоуправления. Несмотря на то, что налоговое законодательство предусматривает как государственные, так и местные налоги, на самом деле нельзя говорить о реальном пополнении местного бюджета. В связи с этим социальная политика на местном уровне осуществляется в виде нечастых мероприятий, таких как стипендии одаренным детям и подросткам, надбавки работникам культуры и образования, адресная денежная помощь студентам и содействие в их трудоустройстве, субсидии и гранты молодежным объединениям, финансирование культурных мероприятий [7].
Следует отметить, что на местном уровне проблемы, связанные с социальным сегментом, должны решать и государственные органы. В связи с этим возникает вопрос о более четком разграничении полномочий в социальной сфере административно-территориальной единицы. Анализ полномочий и предметов ведения государственных органов в области местного самоуправления позволяет определить основные направления их взаимодействия: обеспечение гарантий прав граждан на осуществление местного самоуправления; правовое регулирование организации и деятельности его органов и контроль над соблюдением законности; государственная поддержка местного самоуправления и т.д. Эти и другие задачи предстоит решить как на теоретическом уровне, так и на практике, в первую очередь, путем совершенствования существующего законодательства в области местного самоуправления.
Таким образом, государство в лице государственных органов не может быть единственным субъектом социальной политики государства, проблемы социальной сферы эффективнее решать на местном уровне с учетом природных, географических, национальных, культурных и прочих особенностей населения. Эти различия детерминируют необходимость дифференцированного определения социальной политики, учитывающей местные интересы и приоритеты. Исполнительные органы местного самоуправления именно те субъекты на местном уровне, которые могут и должны определить местные приоритеты социально-экономического развития и сочетать их с социальной политикой государства. В связи с этим согласны с мнением, что «институт местного самоуправления по своему предназначению призван быть активным субъектом социальной политики, располагающим на правовой основе всеми необходимыми ресурсами для реализации социальных задач» [3].
Литература
- Конституция Кыргызской Республики. Принята 27 июня 2010 года. - Б.: Академия, 2010.
- Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» от 15 июля 2011 года// Эркин ТОО. -22июня. -2011. -№59.
- Фатеев А.В., Осуществление социальной политики органами местного самоуправления в современной России: Диссер... канд. наук. - М., 2001. Интернет-ресурс: dissercat. com/content.
- Трищенко Н. Выбор - социальное государство // Общество и экономика. - 1999. - №10. - С. 101.
- Роик В. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России: взгляд вXXI век // Человек и труд. - 2000. - №2. - С. 24-26.
- Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М. : Юристъ, 1997. -С. 251-257.
- Наша власть: дела и лица. - 2001. - №4. - С. 32 - 35.