(Выступление на круглом столе, посвященном памяти академика Сапаргалиева Г.С. 1 марта 2012 год.)
Фигура академика Г.С. Сапаргалиева значительна в истории Казахстана, и изучение его поли -тико-правовых воззрений важно в научном и познавательном планах. Определенно значимым, на наш взгляд, представляется и то, что политические и правовые аспекты его воззрений остаются нераскрытыми сторонами его общественной деятельности. На этом этапе познания научного феномена были свои объективные трудности, связанные с недостаточной разработанностью общих проблем политико-правовой организации казахстанского общества в целом.
Одной из важных и основополагающих сфер деятельности Г.С. Сапаргалиева являются его правовые воззрения. Надо заметить, что по этой части в архивных документах было обнаружено мало литературы и источников, которые бы могли сфокусироваться на личности нашего современника.
Ученики и современники Г.С. Сапаргалиева особенно остро и рельефно ощущают всю ценность, значимость и многогранность его фигуры. До настоящего времени политико-правовые взгляды Г.С. Сапаргалиева получили освещение лишь в некоторых исследованиях.
Политический рост и кристаллизация взглядов Г.С. Сапаргалиева во-многом определили его незаурядные качества, которые как нельзя лучше характеризуют его личность, как профессионального юриста, ученого, педагога, талантливого публициста. Особенное место в деятельности Г.С. Сапаргалиева занимает способность к непрерывному анализу и прозорливости социально-политической и экономической ситуации в стране, умение прогнозировать.
В более поздний период творчества его политико-правовые воззрения были сфокусированы в монументальных работах, статьях и многочисленных выступлениях на страницах печати. Политико-правовые взгляды Гайрата Сапаргалиевича подвергались анализу, но целесообразным видится обращение к анализу историографии проблемы.
В существующей историографии представляется необходимым выделить три этапа.
Первый этап хронологически выделим как годы учебы и научного становления - 1950-1960-ее годы ХХ века.
Второй этап начинается с 1960-1980 гг. ХХ века. Этот этап ознаменован исследовательскими исканиями Г.С. Сапаргалиева в области развития Казахской АССР и образования Казахской ССР на срезе формирования национально-государственного устройства и теории государства и права.
Третий этап длится с середины 80-х годов до сегодняшних дней, который хронологически совпал с процессами демократизации советского общества, распадом Союза Советских Социалистических Республик, обретением суверенитета и началом реформаторских перемен в Казахстане.
Мы приняли во внимание что, именно, в этот период сформировались основные тенденции исследований в области права, государства, анализа политического развития, административно-политического и территориального реформирования Казахстана к концу ХЬХ - началу ХХ вв.
Идет активный процесс по подготовке соответствующих разделов учебников и учебных посо -бий, монографий по истории государства и права. Такая периодизация логично совпала с важнейшими политическими процессами, охватившими новую и новейшую историю не только нашего края, но и переломными моментами на всем евразийском пространстве, существенно повлиявшими на государственную идеологию, на государствоведение, историко-правовую науку в целом.
Важной характеристикой первого этапа творчества Г.С. Сапаргалиева является то, что оно совпало с развитием, существованием, а затем и столкновением различных направлений и течений. Этот период в отечественной историографии ознаменован концептуальным многообразием. Выделилось два основных направления в историографии. Прежде всего, в силу примата коммунистической партии - официальный «классовый подход». К официальному направлению следует отнести общие работы, анализирующие различные аспекты советского и государственного строительства, в которых достойное место занимает творческое и научное наследие Г.С. Сапаргалиева.
Последующее развитие государственно-правовой науки связано с монографическими и иными исследованиями видных ученых-юристов старшего поколения: М.А. Амренова, А.Т. Ащеулова, М.Т. Баймаханова, Е.Б. Баянова, Я.М. Бельсона, М.А. Биндера, С.Я. Булатова, М.А. Ваксберга, М.Х. Джекбатырова, С.Н. Еренова, А.Ж. Жакиповой, С.З. Зиманова, М.Т. Имашева, Г.С. Сапаргалиева, М.Сапаргалиева, С.С. Сартаева, С.Н. Сабикенова, А.Н. Таукелева и мн. др /1/. В трудах этого периода встречается разрозненная, зачастую, не систематизированная информация о государственно-правовых взглядах целой плеяды молодых исследователей. Пристальный интерес вызывают некоторые работы ученых - юристов, историков, философов. Это работы, посвященные вопросам истории государства и права Казахстана С.Д. Асфендиярова «История национально-революционных движений на Востоке», С.Брайнина и Ш.Шафиро «Очерки по истории Алашорды», Г.С. Сапаргалиева и В.А. Дьякова «Общественно-политическая деятельность ссыльных поляков в дореволюционном Казахстане», Г.С. Сапаргалиева «Карательная политика царизма в Казахстане (1905-1917 гг.)». Также необходимо упомянуть работу Г.Сафарова «Колониальная революция. Опыт Туркестана». Для произведений этого периода все же характерен специфический подход, определенный крен в сторону конъюнктуры. Сегодня они важны для осознания диалектической сложности исторических событий. Следует отметить, что в этих работах практически отсутствует материал, относящийся к теме нашей монографии, но, тем не менее, содержащиеся в них факты необходимы для всестороннего и взвешенного анализа работ того периода, и полноценного освещения политико-правовых воззрений Г.С. Сапаргалиева.
Вместе с тем, в этот период существовало и другое течение, способствующее раскрытию данного круга проблем. Для представителей этого направления, чьи работы долгое время были недоступны для широкого круга читателей и исследователей, характерен критический подход в оценке действий официальных институтов власти, советской политической системы в целом. Эту категорию трудов можно назвать «возвращенной» научной литературой.
Для второго этапа изучения эволюции политико-правовой мысли, который мы также ассоциируем с творчеством Г.С. Сапарагалиева, в целом, был характерен более количественный показатель, который определялся эмпирической, фактологической базой исследований, и по сути, дополнял критическую мысль о социально-политической обстановке в стране. При всем этом, оценка работ Г.С. Сапаргалиева, отнюдь, не однозначна. Его работы стоят особняком.
Для третьего этапа развития отечественной историографии проблемы формирования и эволюции теоретических взглядов была характерной оценка нового подхода и переосмысления конституционного пространства, в котором предстояло развиваться суверенному Казахстану. Апология социалистического строя, невозможность критической оценки, стереотипы мышления стали реальностью в науке из-за отсутствия в социуме желания вносить новые коррективы. Однако именно на третьем этапе был создан основной историографический пласт.
Г.С. Сапарглаиев занимается исследованием древней истории государства и права казахского народа. Им опубликованы работы по истории права тюркских народов во II в. до н.э. К последним работам относится «Армяно-кыпчакский «Судебник» - Торе бһігі». Также академик Гайрат Сапаргалиевич Сапаргалиев является членом редакционной коллегии программы «Древний мир права казахов». Материалы, документы и исследования в 10 томах /2/. Им опубликовано свыше 450 научных работ, в числе которых 40 коллективных и 25 индивидуальных монографий, получивших признание среди научной общественности и практиков.
Академика Г.С. Сапаргалиева неоднократно приглашают на различные зарубежные симпозиумы и конференции. В 2007 году на II Азиатском форуме по Конституционному праву в Японии он представил научной общественности доклад на английском языке.
Значительный научный и познавательный интерес представляет его монография «Социологическая мысль в Казахстане в конце ХЬХ - начале ХХ вв.» По свидетельству коллег, эта работа не была презентована большому кругу читателей, поскольку в ней была усмотрена положительная характеристика в отношении чуждых большевизму личностей, монография была изъята.
До конца своих дней академик успешно работал в одном из старейших вузов Казахстана - Казахском национальном педагогическом университете им. Абая, читал лекции по истории и теории государства и права, конституционному праву на юридическом факультете.
С 1961 по 1994 гг. им выпущены учебники по истории государства и права, основам государства и права Республики Казахстан на русском и казахском языках. Учебник для школы «Основы государства и права Республики Казахстан» выдержал три издания и вышел в свет миллионным тиражом. В 1998 году академиком Г.С. Сапаргалиевым написан первый учебник для ВУЗов «Конституционное право Республики Казахстан», а чуть позже «Конституционное право Республики Казахстан: академический курс».
Академик Г.С. Сапаргалиев участвовал в создании проекта Конституции Казахской ССР 1978 года, руководил рабочей группой по разработке проекта Конституции Республики Казахстан 1993 года, был членом экспертно-консультативной комиссии по разработке проекта Конституции 1995 года, принимал активное участие в разработке проектов многих законов, под его руководством проводилась научно-правовая экспертиза законопроектов. Ученый назначался членом Высшего Судебного Совета при Президенте Республики Казахстан, членом Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан.
Монография «Карательная политика царизма в Казахстане (1905-1917 гг.)», которую мы представляем, является раритетным изданием, вышедшим в свет в 1966 году в Алма-Ате в издательстве «Наука». К сожалению, в Казахстане она не переиздавалась и не рецензировалась в силу ряда объективных и субъективных причин. Г.С. Сапаргалиев пишет: «Мы выбрали темой исследования историю карательной политики царизма с начала ХХ в. и до его падения потому, что этот период ознаменовался первой народной революцией, нанесшей серьезный удар по царскому самодержавию. Задачей данной работы является анализ правового положения и классовой сущности органов карательной системы, созданных в Казахстане во второй половине ХІХ и начале ХХ веков» /3/. В качестве задачи, автором представлен показ борьбы царской юстиции против революционного движения в Казахстане на основе анализа конкретных политических дел, исследуя процесс постепенного вызревания идей антиколониального, антифеодального, национально-освободительного движения за период с 1905 по 1917 года.
Г.С. Сапаргалиевым предпринята попытка определить, что царская Россия была военно-феодальным государством, установившим режим колониального гнета на окраинах. В своих колониях царизм насаждал военно-бюрократический режим с целью обеспечения политического господства буржуазии и эксплуататорской верхушки угнетенной нации.
Следующим этапом деятельности является обращение Г.С. Сапаргалиева к проблеме гуманитарного порядка. Этот период творчества приходится на середину 80-х годов прошлого столетия. В соавторстве с В.Н. Вуколовым он рассматривает проблемы правового воспитания школьников. Этот цикл работ приходится на активные политические процессы, когда в обществе назревает необходимость переосмысления, перехода к новым реалиям.
В широком смысле слова правовое воспитание есть процесс формирования правового влияния социально-экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, системы законодательства и юридической практики, нравственной атмосферы, традиций общества, а также общего образования и специального обучения.
Правовое воспитание в узком смысле - это вид общественной деятельности, целеустремленная и организованная работа государственных органов и общественных организаций, направленная на формирование правосознания. Это воздействие на личность формирует правосознание, правовые установки, навыки и привычки правомерного поведения. Далее авторами выводятся два аспекта цели правового воспитания: 1) воспитание подрастающего поколения «в духе уважения к законам и правопорядку», 2) воспитание людей, способных активно участвовать в общественной и государственной деятельности. Наиболее общими задачами правового воспитания учащихся для достижения цели являются:
- Овладение необходимыми знаниями о государстве и праве;
- Формирование уважения к советскому государству и праву, принципам законности;
- Выработка правомерного поведения. Воспитание активной гражданской позиции, нетерпимость ко всякого рода правонарушениям;
- Формирование потребности и умения активно защищать в установленном законом порядке интересы и права, как свои, так и государственные, общественные, а также права и интересы иных лиц.
- Умения противостоять неверным взглядам на государство и право.
В этом же русле выполнена совместная работа Сапаргалиева Г.С. и Баянова Е.Б. «Правовые основы развития народного образования»
Логическим продолжением работ этого цикла, явилось издание еще одной работы «Правовые вопросы школьной реформы» в Алма-Ате в 1985 году.
Дальнейшее совершенствование проблем образования в творчестве Г.С. Сапаргалиева отражено в его совместной работе с А.А. Тарановым «Об организационно-правовых педагогических проблемах общеобразовательной школы», изданной в Алма-Ате в 1988 году.
Хотелось бы отметить о комплексных работах Института философии и права, когда началось постепенное расширение исследований в области истории политической и правовой мысли. В институте философии и права Г.С. Сапаргалиевым в сотрудничестве с А.Н. Таукелевым создана монография «Государственно-правовые взгляды Аль-Фараби», изданной в Алма-Ате в 1975 году издательством «Наука» Казахской ССР.
Очень ценны мысли академика в сфере конституционно-правового строительства нашего государства.
Для анализа Конституции РК академик выдвигает ряд положений: 1) есть ли в Казахстане на самом деле демократия? 2) можно ли говорить о демократии, если какая-то группа людей озабочена сохранением власти в своих руках? 3) соотношение демократии и сильной власти; 4) что такое сильная власть?
В своих политико-правовых взглядах академик Г.С. Сапаргалиев аргументировано и обоснованно определяет, есть ли демократия, если да, то в чем она проявляется, какова ее перспектива? Проблемы демократии относятся ко всем сторонам общественной и государственной жизни. Поэтому они бесконечны во времени, пространстве и по кругу субъектов.
Трудно переоценить глубокомысленность положений ученого в вопросе, когда право отождествляется с законами, подзаконными актами. В юридической науке, общепризнано, что нельзя отождествлять право и законы. Право - это средство управления, основанное на принципах демократии, справедливости, гуманизма. Если политика направлена на формирование такого права, тогда управление осуществляется в интересах народа. Они могут опираться на закон, на не правовой закон.
Далее академик отвечает на, отнюдь не риторический вопрос, может ли быть закон не правовым? Да может. Такой закон имеет разрушительную силу, например, нормативный акт об обес -печении вкладов населения в сберегательных кассах России. Конституция Республики Казахстан дает нормативистское понимание права. В соответствии с ним любой акт, независимо от его содержания, есть право. Такой подход создает условия для определения любого нормативного акта. Ведь ни один государственный орган не гарантирован от принятия нормативного акта, противоречащего интересам всего народа или отдельной его части. Поэтому существует ценностное понимание права, при котором главным становится содержание акта.
Проекту Конституции должна предшествовать выработка комплекса концепций. Таковыми являются концепция государственного строя, концепция прав человека, концепция прав собственности. В свою очередь, концепция государственного строя состоит из относительно самостоятельных теоретических частей: теории разделения власти, теории форм государственного устройства и правления, теории функций государства, теории механизма государства. Концепция прав человека состоит из теории прав человека, гражданина.
Концепции Конституции необходимо разработать с использованием прогностических методов. Если с самого начала не ясны концептуальные положения, то это отрицательно скажется на формулировании конституционных положений. В качестве примера, ученый указывает на положение Конституции РК 1993 г. о праве собственности на землю. Как известно, эта Конституция закрепила право собственности на землю. Но всем известно, что общество переходит к рыночным отношениям, которые нельзя внедрить без частной собственности на землю. Следовательно, концепция права собственности, положенная в основу Конституции 1993 г., была ущербной.
Возможен и другой вариант, когда концепция ясна, а конституционные нормы, положения не следуют в полной мере ее постулатам. Примерно так произошло с концепцией разделения власти. Было ясно, что внедрение разделения власти возможно только при разносторонней разработке механизма сдержек и противовесов. В одном из вариантов проекта Конституции Республики Казахстан механизм был предложен, однако Верховный Совет РК XII созыва не был готов как практически для принятия такого механизма, что привело к существенному отступлению от концепции разделения власти. Это привело, в свою очередь, к тому, что положения Конституции РК 1993 г. о разделении власти оказались нежизнеспособными, и вскоре после роспуска двух Верховных Советов республики остро встал вопрос о необходимости создания механизма сдержек и противовесов, что в определенной степени было сделано в Конституции 1995 г.
Большое внимание им уделялось проблемам формирования политической системы Казахстана.
Академик Г.С. Сапаргалиев указывает, что концептуальные идеи должны исходить из Конституции, им также замечено, что законотворческая деятельность Парламента имеет исключительное значение в формировании и развитии государственной идеологии, в реализации ее положений.
Следующим субъектом, оказывающим существенное влияние на формирование, развитие и реализацию государственной идеологии, является Правительство РК. Правительство обладает правом законодательной инициативы, оно является высшим органом исполнительной власти, особой ветви государственной власти. Правительство в своей работе опирается на Министерство юстиции, которое обладает научным и практическим потенциалом. Минюст руководит подготовкой законопроектов в соответствии с конституционными идеями, принципами государственной идеологии.
На формирование и развитие государственной идеологии своеобразное влияние оказывают политические партии, движения, другие общественные объединения. Общественные объединения могут участвовать в реализации конституционных идей. Ученый, обосновывает свою точку зрения относительно конституционного положения об основополагающих принципах деятельности Республики Казахстан, который относится не только к государству, его органам, но и к обществу, его общественно-политическим институтам. Правовой же основой участия общественных организаций в развитии государственной идеологии является конституционное положение о признании в Республике Казахстан идеологического и политического многообразия.
Что касается конституционных положений о политических партиях то, ученый дает им характеристику и выделяет статью 5 Конституции Республики Казахстан, посвященную их статусу.
Так, пункт 1 гласит:
- Признание идеологического многообразия означает подведение конституционной основы для возникновения различных политических партий, основывающихся на различных идеологиях. Таким образом, политические партии, основывающие свою деятельность на конституционной основе, являются легитимными.
- Политические партии признаются самостоятельными политическими организациями. Иначе говоря, политические партии не сливаются с государственными органами, они независимы от них. Это конституционное положение имеет исключительное значение и является своеобразным выводом из отрицательного исторического прошлого компартии СССР.
- В Конституции определено, что все политические партии равны перед законом. Это означа -ет, что ни одна политическая партия не может претендовать на исключительное положение.
- Конституция запрещает государству незаконно вмешиваться в дела политических партий. Под незаконным вмешательством государства, его органов понимается совершение ими таких действий, которые нарушают статус политических партий, предусмотренный и закрепленный в Конституции, в законодательстве о политических партиях. Как замечено ученым, нельзя считать незаконным вмешательством государства в дела политических партий действия, совершение которых предусмотрено в Конституции, в законодательстве.
- Согласно Конституции не допускается возложение на политические партии функций государственных органов.
В Конституции СССР 1977 г. ядром политической системы общества была признана Коммунистическая партия. Конституция СССР закрепила за ней право определять внутреннюю и внешнюю политику советского государства. Это означало, что на данную партию возложены функции государственных органов. Государственные органы сами должны осуществлять возложенные на них функции. Как указывает академик Г.С. Сапаргалиев, подтверждением данного положения является отделение органов местного самоуправления от местных государственных органов.
- Конституцией запрещено государственное финансирование политических партий. Политические партии и организации могут существовать и функционировать за счет своих средств, гражданами, и юридическими лицами Республики Казахстан. Политические партии Казахстана не должны получать средства от иностранных юридических лиц и граждан, от иностранных государств и международных организаций. Такая правовая норма обусловлена недопущением возможного влияния на деятельность политических партий.
- В соответствии с Конституцией запрещены создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни.
- Согласно Конституции в Республике Казахстан не допускается деятельность политических партий других государств. Запрещение деятельности политических партий других государств вытекает из необходимости обеспечения суверенитета и независимости РК.
- В Республике Казахстан запрещена деятельность политических партий на религиозной основе. Данное конституционное положение следует понимать в том смысле, что: 1) нельзя создавать политические партии с религиозным мировоззрением; 2) созданные и зарегистрированные партии не имеют права осуществлять свою деятельность, руководствуясь религиозной идеологией; 3) нельзя создавать политические партии на национальной (этнической) основе.
Констатация этих фактов ученым, привела к ряду обоснованных выводов. Конституция Республики Казахстан создала широкую конституционную основу для организации и деятельности политических партий. Сформировано конституционное поле для обеспечения политического плюрализма, демократическими средствами защищаются права и свободы граждан, суверенитет и законные интересы государства.
Закон Республики Казахстан «О политических партиях» конкретизирует конституционное право граждан на свободу объединений. В соответствии с Законом, право на объединение в политические партии заключается в следующем.
- Граждане Республики Казахстан имеют право на свободу объединения в политические партии.
- Гражданин Республики Казахстан может состоять только в одной политической партии.
- Членство в политической партии не может быть основанием ограничения прав и свобод гражданина РК.
- Каждый гражданин вправе указывать или не указывать свою партийную принадлежность. Это одна из весьма демократических и гуманных правовых норм.
Закон, конкретизируя положение Конституции о недопустимости незаконного вмешательства государства в дела общественных объединений и общественных объединений - в дела государства, говорит о незаконном вмешательстве государства в дела политических партий и наоборот.
Ученый продолжает многопарадигматический дискурс относительно демократизации политической жизни казахстанского общества. Так, он указывает, что все граждане вправе вступать в политические партии, независимо от занимаемой должности, служебного положения. Вместе с тем в законодательстве есть определенные ограничения в отношении некоторых категорий государственных служащих. Так оговаривается положение, предусматривающее невозможность депутатов Парламента, членов Правительства занимать оплачиваемые должности в политических партиях. Государственные служащие, даже являющиеся членами политических партий, при исполнении должностных обязанностей должны руководствоваться требованиями законодательства и не быть связанными с решениями политических партий и их органов.
Закон Республики Казахстан «О политических партиях» также определяет основы создания и деятельности политических партий, которые создаются на основе добровольности и равноправия их членов, организационная структура которых формируется по территориальному принципу. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий. Законом также запрещаются создание и деятельность военизированных политических партий, а также военизированных формирований при политических партиях.
Определенное значение имеет и положение Закона о недопустимости пропаганды програм-ных, уставных требований политических партий в учебном процессе учебных заведений. При этом Закон предоставляет широкое поле деятельности для политических партий.
Политико-правовые концепты Г.С. Сапаргалиева выдерживают критику в той части, когда он рассматривает политические права и свободы. Давая анализ понятию гражданства, он выходит на уровень взаимоотношений граждан и государства.
Такое состояние означает наличие у граждан политических прав и свобод, то есть прав и свобод, тесно связанных с управлением делами государства, с демократией.
Самая главная проблема организации государства - формирование представительных органов. Граждане государства участвуют непосредственно в формировании представительных органов всех уровней: от районных, городских, областных Маслихатов - Собрании депутатов до Верховного Совета Республики. Только в двух случаях ограничение избирательного права считается законным: 1) если суд признал гражданина недееспособным; 2) если по приговору суда за преступление гражданин находится в местах лишения свободы.
Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. Политические партии, другие общественные объединения выдвигают кандидатов в депутаты свободно. Каждый гражданин вправе участвовать в обсуждении кандидатов в депутаты, поддерживать либо выступать против.
К политическим правам граждан относится и возможность служить в государственных органах. Вопрос о государственной службе впервые поднят на уровень конституционного положения.
«Граждане имеют равное право на доступ к государственной службе. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей» (Конституция, ст. 17).
Унитарные государственно-правовые отношения складываются между некоторыми высшими органами государственной власти и местными органами государства, которые не объединены в единую систему. Унитарные организационно-правовые отношения складываются между Президентом Республики и местными исполнительными органами. Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющийся представителем Президента и Правительства. В Конституции предусмотрены прямые унитарные отношения между Президентом и руководителями местных исполнительных органов, основанные на принципе власти и подчинения, хотя Президент не является высшим представителем исполнительной власти, а местные исполнительные органы являются звеньями единой системы исполнительных органов. В то же время первые руководители местных исполнительных органов обладают двояким статусом: являются представителями Президента и Правительства. Однако власть Президента над акимами является приоритетной, чем власть Правительства, что подтверждается еще и правом Президента освобождать акимов по своему усмотрению.
Анализ показывает, что в данном круге проблем высвечивается несколько уровней. В частности, на что также обратил внимание академик Г.С. Сапаргалиев: 1) означает, что аким является представителем Президента и Правительства; 2) почему Президент может освобождать по своему усмотрению акимов.
По логике усмотренной ученым, обнаруживаем, что аким, целиком и полностью, должен быть представителем Правительства и отвечать за свою деятельность перед ним. Но аким, одновременно является представителем Президента, следовательно, он должен выполнять поручения Президента и отвечать также перед ним. Возникает не иерархическая, а конкурирующая подчиненность, при которой доминирующее значение приобретает ответственность перед Президентом. Также ученым замечено, что вряд ли можно считать удачной формулировку Конституции: «Президент Республики Казахстан вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей» (п. 4. ст. 87). Здесь имеются в виду акимы всех уровней: от областных до аульных. Президент решает вопросы освобождения акима от должности не «по своему усмотрению», а в соответствии с положением присяги «...гарантировать права и свободы граждан». В соответствии с Законом РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. акимы считаются политическими государственными служащими.
В соответствии с этим Законом основания и порядок увольнения политических государственных служащих определяются Президентом.
Унитарные государственно-правовые отношения неиерархического порядка могут возникать между Парламентом и местными представительными органами - маслихатами.
Как отмечает ученый, необходимо актуализировать постановку и решение следующих проблем: сохранение территориальной целостности, успешное проведение государственно-правовых и экономических реформ и выхода из кризиса, демократизация политической жизни, обеспечение эффективности действия законов, упорядочение государственной службы, создание государства - Парламента, Правительства, судебных и местных органов государственной власти.
Должны быть приняты законы, направленные на совершенствование вертикальных государ -ственно-правовых отношений между Правительством, центральными исполнительными органами и местными исполнительными органами. При подготовке таких законодательных актов следует учитывать фрагментарность конституционных положений, относящихся к сфере исполнительной власти, а также то, что акты, устанавливающие и конкретизирующие отношения между высшими органами исполнительной власти, создаются вне Парламента. К тому же, в качестве одной из причин, определяем заключение двусторонних договоров местных исполнительных органов Республики Казахстан с административно-территориальными единицами зарубежных государств, что еще требует всестороннего правового регулирования.
Следующей по значимости, представляется постановка проблемы разграничения предметов ведения между высшими и местными органами государственной власти Г.С. Сапаргалиев конкретизирует, что Парламент в отношении маслихатов, не имеет каких-либо властных полномочий, кроме досрочного прекращения полномочий маслихата в двух случаях: неоднократного нарушения Конституции, законов РК, выразившегося в принятии решений, признанных в судебном порядке незаконными. И если вновь избранный маслихат по истечении тридцати дней со дня открытия первой сессии не определил свою структуру и не образовал соответствующие органы.
Единую систему органов государственной власти составляют исполнительные органы сверху донизу. В силу этого законодательно разграничиваются полномочия между высшим исполнительным органом, центральными органами и местными исполнительными органами. Центральные исполнительные органы построены на отраслевом и функциональном принципах, и определенная их часть имеет подразделения в местных исполнительных органах. В целом разграничение полномочий между высшими и местными органами исполнительной власти оказалось для Республики Казахстан одним из трудных вопросов.
Наш анализ станет более тонким и сбалансированным в том случае, если рассмотрим также проблему административно-территориального устройства Казахстана, традиционно разделенного на равноправные одноуровневые административные единицы. Здесь следовало бы, указать на разность, связанную с различиями административно-территориальных образований в экономическом, этническом, культурном, социальном, географическом отношениях.
Г.С. Сапаргалиев совершенно верно приводит тезис о значении административно-территориального устройства при построении системы местных органов власти, который является одним из основополагающих факторов всей организации системы административно-территориального устройства государства. Ученый апеллирует к тому, что нельзя противопоставлять данные понятия, так как из контекста рассматриваемой проблемы определяемо, что институт административно-территориального устройства государства тесно взаимосвязан с системой органов местного государственного управления.
Административно-территориальное деление, служит организационно-правовой и социально-экономической основой для всей системы местных органов власти. Ученый также заостряет внимание на развитии и совершенствовании законодательства об административно-территориальном устройстве государства и законодательства о местном государственном управлении и местном самоуправлении должен идти параллельно.
В своем фундаментальном исследовании «Правовые проблемы унитаризма в Республике Казахстан» совместно с плеядой своих учеников и последователей научной школы Г.С. Сапаргалиев продолжает развивать теоретико-правовые идеи.
Одной из малоизученных и почти неисследованных проблем правовой науки является политико-правовая природа унитарной формы государственного устройства. Унитаризм - это такое состояние государства, в котором выражаются особенности организации его как в целом, так и применительно к отдельным частям его механизма, специфика взаимоотношений государственных органов, как по вертикали, так и по горизонтали, различие полномочий, способы и методы деятельности государственных органов. Унитаризм, как форма государственного устройства, создается на основе реализации права на политическое самоопределение нации, народа. Как показала история возникновения современных унитарных государств, она возникает в стране, где преимусуществует одна нация или наряду с коренной нацией проживает одна или несколько национальных групп. Унитарное государство ставит своей целью осуществление своих функций для развития не только коренной, но и других этнических групп.
Создавая унитарную форму государственного устройства в Казахстане, правовые акты подчеркивали, что она должна обеспечить равенство всех национальностей, проживающих в Казахстане.
Конституция Республики Казахстан 1995 г. закрепила унитарную форму Казахстанского государства. В ней провозглашено, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.
Далее рассуждения об унитаризме сталкиваются с рассуждениями о государственной идеологии. Ученый дает условное, приближенное определение государственной идеологии. Это идеология, которая отражает, оценивает общественную действительность и служит средством преобразования ее в интересах определенных социальных слоев или всего общества. Автор видит в этом цель - выяснить вопросы, связанные с проблемами идеологии унитарного государства Казахстан. По мнению академика, идеология унитарного государства имеет свои особенности по сравнению с уровнями идеологии федеративного государства. Идеология федеративного государства, содержащего в своем составе национально-государственные образования, существенно отличается от идеологии мононационального федеративного государства /4/.
В государственных правовых актах употребляются такие понятия, как «казахская нация», «национальные группы», «народ». Этим самым официально признается, что территорию Казахстана заселяет одна нация - казахская нация. Официально употребляется также термин «национальные группы», что в определенной степени весьма условное наименование. Вместе с тем такие наименования имеют значение для формирования государственной идеологии, которая должна учитывать интересы всех людей, независимо от национальной принадлежности. Казахская нация, другие национальные группы, проживающие в Казахстане, в своей совокупности образуют народ Казахстана. Понятие «народ Казахстана» конституировано в основных проявлениях. В преамбуле Конституции Республики Казахстан говорится, что она принята «народом Казахстана». В Конституции написано, что «единственным источником государственной власти является народ».
Вот лишь малая часть тех проблем, которые поднимались и разрешались академиком Сапаргалиевым Г.С. в его научных изысканиях, и, который я смог за отведенное для выступления время, осветить. Это был поистине патриот своего Отечества, которому была не безразлична судьба нашего суверенного государства под названием Казахстан!
Благодарю за внимание!
Литература
- Тлепина Ш.В. Эволюция государственно-правовой науки в Казахстане (1930-е - 1991 гг.) - Алматы, 2005. - С. 11.
- Библиография обществоведов Казахстана. - Алматы, 1996. - С. 369.
- Карательная политика царизма в Казахстане (1905 - 1917 гг.). Алма-Ата: Наука, 1966. - С. 3-9.
- Алексеев С.В. Идеологические ориентиры России. -М., Т. 2. - С. 23-44.