В современных условиях религия является специфической подсистемой общества. Кроме того, религия представляет собой постоянно действующий фактор общественной жизни. Религия в современном обществе проявляется через выполнение определенных социальных функций, а также деятельность религиозных институтов, организаций и верующих граждан.
Исторический опыт показывает, что объединению людей различных национальностей, сближению народов, взаимовлиянию их культур, сглаживанию межнациональных противоречий способствовали такие мировые религии, как буддизм, христианство и ислам. По мнению ученых, усиление религиозного фактора совпадает с переломными этапами общественного развития, что в свою очередь порождает общественный спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным организациям.
Сегодня этнические и религиозные факторы рассматриваются не только как нациообразующие, но и способствующие формированию единства народа. Религиозный фактор может быть, как положительным, играя консолидирующую, национально-освободительную, миротворческую роль, так и деструктивным, углубляя существующие в обществе противоречия, ущемляя права национальных меньшинств, шовинизм. В условиях политических, социальных и экономических трансформаций религиозный фактор обретает значительное влияние на процессы в государстве и становится неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Религия может, как содействовать, так и мешать интеграционным процессам. Поэтому в настоящее время проявляется повышенное внимание к религии, в поиске общих для всего мирового сообщества черт, во многих сферах: в политической, правовой, системе обеспечения национальной и коллективной безопасности.
С началом демократических преобразований масштабы влияния, роль и значение религии в обществе заметно расширились, возвысился их общественный престиж и авторитет, в результате чего религии стали существенным фактором общественного развития в Республике Казахстан.
В процессе реформирования социально-экономической и политической системы в Казахстане и нормализации государствено-конфессиональных отношений все религиозные организации получили равное право отправлять свой культ и вести пропаганду соответствующего вероучения. Это, в свою очередь, создало для них возможность активно влиять на различные стороны общественно-политической, социально-экономической, культурной, духовно-нравственной, милосердно-благотворительной сфер жизни общества, реализуя тем самым социальные функции религии и ее институтов.
В рамках данной статьи для выяснения роли религиозного фактора в политике обеспечения национальной безопасности остановимся подробнее на таких основных категориях, как национальная безопасность, фактор национальной безопасности и религиозный фактор.
По мнению современных исследователей, национальная безопасность это,
во-первых, состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства (см.) во всех сферах их жизнедеятельности от внешних и внутренних опасностей и угроз (см.), характеризующееся таким положением страны, при котором обеспечивается ее целостность и внутренняя стабильность, суверенное и прогрессивное развитие, возможность выступать самостоятельным и полноправным субъектом международных отношений [1];
во-вторых, состояние страны, при котором отсутствуют или устранены (парированы) реальные внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям, интересам и национальному образу жизни [2];
в-третьих, это понятие определяет состояние, при котором надежно защищены жизненно важные политические, экономические, социальные, экологические, духовные, военные и другие интересы страны (нации), до минимума снижается действие реальных и потенциальных внутренних и внешних воздействий, кризисных ситуаций и обеспечиваются благоприятные возможности для прогрессивного развития личности, общества и государства [3].
Необходимо отметить, что в научной литературе акцентируется внимание на трех подходах к понятию политической стабильности и безопасности.
В первом подразумевается обеспечение целостности и устойчивости конституционного строя и власти, т.е. практически государственно-политического устройства;
во втором - обеспечение определенности и константности социально-политической системы;
в третьем - обеспечение защиты демократических ценностей путем неприменения насилия в политической борьбе.
Согласно Закону Республики Казахстан «О национальной'безопасности Республики Казахстан» обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем:
- определения основных направлений деятельности государства в этой сфере;
- выявления и прогнозирования угроз национальной безопасности;
- осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, в том числе по устранению причин и условий, порождающих эти угрозы;
- мобилизации сил и средств обеспечения национальной безопасности в случаях возникновения непосредственной угрозы национальным интересам, посягательства на них, в том числе в случаях экстремальных и чрезвычайных ситуаций внутригосударственного, трансграничного и глобального характера;
- безотлагательного принятия решений и действий по защите национальных интересов, пресечения незаконной деятельности, посягающей на национальную безопасность, осуществления иных правоограничительных мер;
- локализации и ликвидации последствий, связанных с посягательствами на национальные интересы, осуществления комплекса восстановительных мер.
Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются: прогнозирование и выявление угроз национальной безопасности; разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности; создание и поддержание в готовности сил обеспечения национальной безопасности; участие в обеспечении всеобщей и региональной безопасности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан" [4].
Фактор национальной безопасности представляет собой обобщающий термин, определяющий основные причины изменений в той или иной сфере жизнедеятельности. Факторы национальной безопасности могут классифицироваться.
К таковым относятся: внутренние, внешние, политические, экономические, военные, географические, этнические, экологические, демографические, религиозные и др. В модель мониторинга национальной безопасности включается система факторов, под которой понимается взаимосвязанная в процессе жизнедеятельности совокупность экономических, политических, социальных, информационных, научно-технических, природных, климатических и других условий, под воздействием которых развиваются все процессы в стране [5].
Несмотря на преобладающую тенденцию секуляризации общественно-политических процессов в мире, анализ религии, ее влияния на социальную, политическую и духовную жизнь общества остается одним из важных направлений современной политической науки. Без учета религиозного фактора зачастую невозможно глубоко познать и предвидеть многие сложные социально-политические процессы.
«Религиозный фактор» (от лат.£асгог-делающий, производящий) - термин, определяющий влияние религии, как социального института на иные, нерелигиозные стороны общественной жизни. Религия, как социальный институт выполняет в обществе ряд функций. Важнейшими функциями религии являются, в том числе, мировоззренческая, регулирующая, интегрирующая и дезинтегрирующая. Религиозный фактор может играть различную роль, в зависимости от конкретной исторической и социально-политической ситуации в обществе. В периоды социальных кризисов религиозный фактор становится одной из наиболее влиятельных сил, используемых различными социальными и политическими группами в собственных интересах.
В современной политологии исследователи выделяют три основных научно-теоретических направления в исследовании роли религиозного фактора в общественной жизни.
Первое направление, (условно называемое атеистическим) характерно для советского периода и связано с отрицанием или принижением роли религии как самостоятельного социально-политического феномена и объекта научного анализа. В соответствии с материалистическим подходом религия объявлялась «опиумом для народа», подчеркивалась устойчивая тенденция к ее отмиранию, сокращению числа верующих. Идеологизированность исследований отношений религии и государства, религии и политики в советском обществе размывала их научность, выводила религиозный фактор за рамки научного анализа [6].
В рамках второго, теологического направления религия рассматривается как широкое понятие, охватывающее все многообразие мира, поэтому религиозный фактор имеет отношение к природе, обществу и мышлению и носит интегрирующий характер, рассматривая во взаимосвязи человека и жизнь, индивида и общества, с учетом морально-этических традиций и культурных ценностей. Религия при этом может выполнять и выполняет функции инструмента социальной консолидации и социальной мобилизации. Такой подход характерен для религиозных деятелей и ученых.
Представители третьего направления на основе изучения современной общественной практики, данных отечественных и зарубежных религиоведческих исследований пытаются ответить на вопросы, связанные с социально-политическими процессами, происходящими в мире в целом и на постсоветском пространстве, проанализировать роль религиозного фактора в конфликтных и переходных обществах, его влияние на глобальную и национальную безопасность, выяснить причины религиозного ренессанса в мире и в нашей стране, состояние отношений государства и религиозных институтов и организаций.
Изменение места и роли религии в жизни народов нашей страны связано, по мнению исследователей, с рядом причин.
Важнейшими среди них являются внутренние, политико-идеологические и внешние, геополитические.
К первым исследователи относят развал Советского Союза, ослабление властной вертикали на уровне государственного управления страной, ослабление социально-экономической политики на местах, возникновение националистического сепаратизма, утрата прежних мировоззренческих идеалов и ориентиров, возникновение идеологического вакуума, поиск новых национально-политических и мировоззренческих идентичностей.
Вторая группа причин связана с возникшими на рубеже ХХ-ХХІ веков новыми мировыми геополитическими реалиями, новым витком борьбы крупнейших держав за сферы влияния и контроля во всемирном масштабе.
Современная Концепция национальной безопасности во многих государствах выделяет в качестве важнейшего условия безопасности обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка. При этом национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны. В частности, речь идет о сохранении и упрочении целостности государства в его территориальном, культурно-историческом и духовном пространстве, что в свою очередь предполагает свободу от угроз экстремизма, терроризма, любых форм насилия, межэтнической и межрелигиозной вражды.
Между тем современная ситуация показывает, что использование религиозного фактора зарубежными государствами создает комплекс проблем, связанных с возникновением угроз национальной безопасности на всех названных уровнях. Активная деятельность организаций и движений радикального исламского фундаментализма, разнообразные религиозные организации зарубежного и отечественного происхождения используют религиозный фактор для достижения нерелигиозных целей.
Указанные цели являются, прежде всего, целями политическими, создающими угрозы сохранению целостности государства, независимости внешней и внутренней политики, устойчивости и сбалансированности социальной жизни. Преодоление угроз национальной безопасности, связанных с религиозным фактором, может быть эффективным только в условиях стабилизации и оздоровления социально-экономической и социально-политической обстановки. Следовательно, необходим комплексный подход к решению рассматриваемых проблем.
Роль государства должна заключаться в:
- восстановлении социально-экономической стабильности,
- обеспечении занятости, поддержке многодетных и малоимущих;
- укреплении вертикали власти и управления, противостоянии сепаратистским, экстремистским, радикалистским проявлениям;
- разработке мер, препятствующих экспансии объединений радикального исламского фундаментализма на территорию России извне;
- усилении оперативной работы по своевременному выявлению и нейтрализации экстремисткой деятельности религиозных групп и организаций; в недопущении идеологического оправдания религиозно-политического экстремизма под лозунгами «защиты прав нации», «защиты прав веры», «защиты прав человека» и т.п.
Однако многими исследователями недооценивается идеологическая составляющая проблемы. Следовательно, необходима государственная работа в следующих направлениях:
- пропаганда традиционных морально-нравственных устоев, осуждение насилия, жестокости, фанатизма и радикализма;
- возвращение к идеям непреходящих ценностей патриотизма, семьи, традиционной дружбы народов Казахстана и взаимопомощи; воспитание толерантности через систему образования и просвещения.
На наш взгляд, борьба с экстремизмом во всех формах, уровнях его проявления всеми возможными способами должна сопровождаться широкой пропагандой традиционного духовного наследия народов Казахстана. Одним из действенных методов обеспечения национальной безопасности Казахстана может стать формирование общественного мнения в отношении религиозно-политического экстремизма, его сущности и угроз.
Литература
- Возжеников А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России: Монография. Издание второе, исправленное и дополненное. - М.: Изд-во ЭДАС ПАК, 2000.- С. 47-48.
- Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М.: НПО "МОДУЛЬ", 2000.- С. 55.
- Экономическая безопасность хозяйственных систем: Учебник/Под общей редакцией доктора экономических наук, проф. А. В. Колосова.. - М.: Изд-во РАГС- С. 9.
- Закон Республики Казахстан о национальной безопасности Республики Казахстан. // Казахстанская правда. -№ 125 (22587). -1998. -30 июня.
- Большой энциклопедический словарь.- М., 1998. - С. 1263.
- Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.-М., 1985; Байрамов Э.З. Заброшенные четки. - М., 1986; Вагабов М.В., Вагабов М.Н. Ислам и вопросы атеистического воспитания.-М., 1982; Ислам в СССР.-М., 1983; Ислам: Сборник статей. -М., 1931 и др.