Кинофотофонодокументы специализированного хранилища Казахстана - это довольно пестрый и весьма разнообразный по своей информационной насыщенности и назначению конгломерат отдельных (не всегда связанных единой темой и направленностью) кинофотосъемок, видеофонограмм и звукозаписей, охватывающих в совокупности почти вековой исторический период в жизни страны. Однако, несмотря на то, что они обладают достаточно внушительным объемом и являются носителями своеобразной и, по сути дела, уникальной изобразительной, звуковой и изобразительно-звуковой информацией, кинофо-тофонодокументы в отличие от письменных документов не способны в своей массе выступать в качестве единственного и определяющего источника в последовательном освещении событий и фактов.
Неоспоримую значимость и неповторимость кинофотофонодокументов как источников познания событий можно, по существу, продемонстрировать, раскрыв их содержательную сторону в рамках нескольких тематических групп. Проведенный анализ состава и содержания кинофотофонодокументов, хранящихся в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписей РК, показал, что их целесообразно рассматривать в интересующем нас плане, объединяя в крупные предметно-тематические комплексы. Самый значительный комплекс аудиовизуальных источников отражает историю культуры. Здесь выделяются три крупных группы кинофотофонодокументов: по истории народного образования и науки; материальной и духовной культуре; о деятелях литературы и искусства. Особое значение имеет первая выделенная группа, документы которой отражают отдельные события и факты, связанные с историей отечественного народного образования и просвещения. Этот блок последовательно и всесторонне отразил историю внешкольного, школьного, профессионального, высшего образования в нашей стране, начиная лишь с 50-х годов нашего столетия. Прежде всего, следует отметить те кинофото-документы, в которых нашли отражение различного рода мероприятия по организации начального и среднего образования в стране после установления советской власти. Следует отметить, что съемки 20-40 годов не представляют собой цельную, компактную систему при освещении культурных преобразований, и прежде всего, государственной программы по ликвидации неграмотности согласно декрета «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 г. Они в состоянии дать лишь фрагментарное представление о соответствующих мерах властей в области народного образования. Так, фотодокументы представлены репродукциями отдельных групповых снимков участников курсов азбучной грамотности, а в кинодокументах приобщение различных слоев населения к грамотности освещены в юбилейном документальном фильме «Советский Казахстан» Алма-Атинской студии кинохроники (1940 г., реж. В.Степанов). Визуальная репрезентация довоенных лет представлена отдельными сюжетами в киножурнале «Советский Казахстан» начала учебного года в школах г. Алма-Аты (1935, 1939 гг.), отдыха школьников г. Алма-Аты в пионерских лагерях (1936, 1940 гг.), проведения выставки детского творчества, участия детей в кружках художественной самодеятельности и др. Работа курсов, школ, красных юрт по ликвидации неграмотности (ликбезы), проведение массовых мероприятий в этом направлении: занятия на уроках ликбеза различных социальных групп, участие молодежи в массовом движении по ликвидации неграмотности, деятельность казахского отделения всесоюзного общества «Долой неграмотность» и другие масштабные мероприятия государственных структур, проводимых в этот период в обществе, практически отсутствуют в кинофотопродукции того времени.
Тематика кинофотосюжетов военного времени в соответствии с положением страны меняется и практически в каждом выпуске хроники освещается участие школьников в военных учениях, обучение их рукопашному бою, основам медицинской помощи, изучение на макетах устройства противогаза, винтовки, пушек, самолетов. Каждый выпуск кинохроники сопровождался сюжетами об участии школьников в сельскохозяйственных работах и выработке трудодней наравне со взрослыми, в работе промышленных предприятий, на шахтах угольных бассейнов, в сборе вещей для Красной Армии, помощи фронтовикам и др.
Развитие советской системы образования более последовательно прослеживается в кинофотоисточни-ках послевоенного периода. Общеобразовательная школа остается основной формой получения общего среднего образования, и она развивается как единая, трудовая и политехническая. Политехническое и трудовое обучение велось в процессе изучения учащимися основ наук, а также в процессе внеурочной, внеклассной и внешкольной работы.
По окончании войны основными задачами в области просвещения были восстановление и укрепление общеобразовательных школ в городах и районах, введение всеобщего обучения детей во всей стране, переход на всеобщее обязательное 8-летнее образование, организация школы-интернатов, специальных школ. Все эти масштабные меры нашли отражение в кинофотодокументах того периода. Фотодокументы, выпуски кинохроники, документальные фильмы («Дзержинец поднимает флаг», «Какого цвета мечта», «Школа: время перемен», «До новых встреч», «Главный урок» и др.) освещают учебные процессы в школах республики, обучение учащихся практическим навыкам, прохождение производственных практик на предприятиях, работу трудовых лагерей, внешкольное образование (работа различных студий, клубов, кружков). Нашли отражение в аудиовизуальных документах и проблемы профессионального образования.
Информационно насыщенными являются аудиовизуальные источники по истории высшего образования. В архивных фондах имеется большой массив кинофотодокументов, раскрывающих историю и развитие разных по профилю и назначению высших учебных заведений страны. Наиболее компактную и самую многочисленную часть среди этих документов составляют источники о деятельности крупнейших отечественных университетов (КазНУ, КазНПУ), а также ряда специализированных ВУЗов (государственная консерватория, медицинский институт, политехнический институт).
Тематика фонодокументов также достаточно разнообразна. Здесь можно выделить самостоятельные группы: звукозаписи, отражающие работу съездов и других собраний по народному образованию; деятельность высших учебных заведений, культурных обществ и организаций и т.п. К 1960-1980-ым годам относятся звукозаписи съездов учителей, зафиксировавшие выступления руководителей органов народного образования, деятелей науки, а также торжественных заседаний, посвященных юбилейным датам.
Комплекс документов по истории науки и техники незначителен по своему объему, причем их основной массив приходится на 60-80-е годы. Здесь редко встречаются (особенно применительно к 1920-1950-м гг.) сложившиеся тематические коллекции, характеризующие то или иное явление или событие последовательно и всесторонне. Для данного комплекса свойственно отражение лишь отдельных эпизодов, происходивших в различных областях науки и техники. Кинофотодокументы этого периода носят больше научно-популярный характер и отражают определенные достижения в некоторых областях науки. Так, документальные фильмы: «И солнца луч» (1978 г.) рассказывает о работе ученых Астрофизического института АН КазССР об использовании солнечной энергии; «Диалог с атомом» (1983 г.) - о работе Института ядерной физики АН КазССР.
Определенную ценность представляют кинофотодокументы о работе отраслевых НИИ. Анализ их состава и содержания показывает, что в архиве отложились больше всего изобразительных источников по истории физической, биологической, географической, медицинской наук. Практически отсутствует информация о многочисленных НИИ сельскохозяйственного направления, хотя освещение т.н. «практического» сельского хозяйства преобладает в количественном отношении, как в кинодокументах, так и фотодокументах.
Следует отметить, что в целом кинофотодокументы отражали отдельные направления научно-технического прогресса, однако имели строго ограниченный объем. Поэтому кинофотодокументы по истории науки и техники были не в состоянии объять многие интересные открытия и эксперименты, технические новинки, в результате чего ряд новейших достижений науки и техники оказался не зафиксированным кинофотообъективом. Систематические кинофотосъемки по истории науки и техники стали вестись примерно с начала 1960-х гг., когда в системе АН КазССР, НИИ и ведомств были организованы специализированные кинофотоотделы или лаборатории. Координировал их работу в 1960-1980-е гг. Госкомитет по науке и технике КазССР. Кинофотодокументы, созданные в системе подведомственных ему учреждений и организаций, до сих пор находятся вне государственного хранения. Их ценность очевидна. Это объясняется прежде всего тем, что в деятельности киноотделов и лабораторий помимо традиционных кинодокументов (киножурналы, хроникальные выпуски, документальные и научно-популярные фильмы) постоянно откладывалась специфическая документация: оперативная киноинформация и научно-исследовательские съемки. Они в совокупности создают широкое представление о состоянии и развитии науки и техники в конкретный отрезок времени и имеют определенную источниковедческую ценность. Достаточно подробно запечетлена в многочисленных фотодокументах проведение опытных экспериментов в различных областях науки, внедрение новых технологий и новаций в соответствующие отрасли. Обобщая анализ фотодокументов научно-исследовательских учреждений и ведомственных фотоотделов и лабораторий 1960-1980-х гг., хочется отметить, что эти документы принадлежат к разновидности фотодокументов узкотематического профиля, отражающих отдельные стороны производственной и научной деятельности конкретного учреждения или отрасли экономики, науки и техники. Среди них наиболее значительными следует считать те, которые созданы при проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, проектировании объектов капитального строительства и т.д., именно они содержат информацию, характерную для конкретного профиля НИИ, дополняющую фотодокументы хроникального характера.
В последние десятилетия архив стал формировать источники и об освоении космического пространства. В своем большинстве они представлены фотодокументами и отражают строительство объектов космодрома «Байконур», его монтажно-испытательных корпусов, запуск космической ракеты, фотопортреты космонавтов, посещение ими социально-культурных объектов и др. Представляют интерес единичные фонды, освещающие значительные космические события ХХ столетия. Таковыми являются фонды подполковника, начальника пресс-центра космодрома «Байконур» Я.В. Нечеса, фотооператора вычислительного центра космодрома С.П. Левина. Фотодокументы освещают пребывание на космодроме членов правительства республики, представителей дипломатических служб зарубежных стран (1991 г.), технологию сборки ракет «Энергия», пресс-конференцию с пилотами международного экипажа (Т.Аубакиров, А. Волков и др.), о запуске космического корабля «Союз ТМ-13». Отдельную коллекцию составляют фотопортреты командного состава космодрома, первых казахстанских космонавтов Т.Аубакирова, Т.Мусабаева.
Вторая группа кинофотофонодокументов по истории культуры освещает в основном вопросы развития материальной и духовной культуры, различные стороны жизни народов нашей страны. Некоторое количество документов - фотоснимки дореволюционного периода, отложившиеся в государственном аудиовизуальном архиве. Исключительную ценность имеют фотодокументы данной тематики, сосредоточенные в фондах личного происхождения, в первую очередь уникальные коллекции, принадлежащие деятелям фотографии на территории Казахстана.
Нисколько не умаляя ценности хранящихся в архиве фотодокументов, каждый из которых может представлять самостоятельный интерес для исследователя, нам бы хотелось остановиться на составе и содержании некоторых фондов, информационный потенциал которых предстоит ещё оценить. Прежде всего, это фотодокументы, относящиеся к концу XIX - началу XX столетий. Уникальным по содержанию остается фонд краеведа Д.П. Багаева, бывшего директора Павлодарского краеведческого музея, охвативший длительный период времени (конец XIX века - 1957 г.). Непреходящее значение имеют фотоснимки этнографического характера: бытовые сцены изготовления кошмы, выделки шкур, женщины у детской колыбели - бесик, приготовление пищи, сбор хвороста для растопки очага, доставка воды в аулы, захоронение усопшего и др.
Серия съемок разных лет касается изменений архитектурного облика г. Павлодара, Экибастуза, сёл Прииртышья: зданий государственных и общественных учреждений, учебных заведений, мечетей, церквей. Фотонаследие Д.П. Багаева зафиксировало приход «новой жизни» в этот регион: митинги в честь установления советской власти, открытие курсов кройки и шитья, первых детских яслей, чтение первых газет в ауле, первая демонстрация киносеанса и др.
Фотодокументы другого фотографа П.Лейбина также зафиксировали быт казахов на стыке веков: катание и вышивание кошмы, доение кобылицы, стрижку овец. Особый интерес представляют внутренний вид и убранство юрты различных слоев населения.
В фонде фотокорреспондента газеты «Дружные ребята» О.А. Ионова сохранились снимки его отца, фотографа-любителя А.Н. Ионова., запечатлевшие последствия землетрясений в г. Верном (1887, 1910 гг.), бытовые сцены казахских семей и фотографии генерал-губернатора г. Верного Г.А. Колпаковского с чиновниками.
Достаточно интересен фонд Ф.Л. Савина - краеведа, фотолюбителя, одного из основателей общества «Пролетарский туризм» в г. Алма-Ате. Помимо этнографических зарисовок, фонд содержит снимки архитектурного облика г. Верного, ученых-путешественников Ч.Валиханова, Н.М. Пржевальского, Семенова-Тянь-Шанского.
Отметим также наиболее крупный блок кинофотодокументов видового характера - съемок городов и сел нашей страны, некоторые из которых были зафиксированы в конце XIX - начале XX веков (Верный, Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск и др.). В ряде случаев - это единственные визуальные свидетельства об облике городов и сельской местности, улиц и площадей, памятников архитектуры своего времени, многие из которых изменили свой вид или вовсе перестали существовать.
Самостоятельный интерес у исследователей вызовет небольшое количество фотодокументов конца XIX - начала XX веков, которые чаще всего представлены в репродукциях. В целом они носят фрагментарный характер и могут служить иллюстрацией по какой-либо теме.
Обращаясь к проблеме изучения кинофильмов этнографического содержания, удалось установить, что в процентном и качественном отношении эти фильмы заслуживают право занять достойное место в научных исследованиях. Исходя из этого, рассмотрим в общих чертах объем сохранившихся в национальном архиве аудиовизуальных документов (первые фильмы относятся ко второй половине 20-х годов ХХ века), разнообразных по своему характеру и содержанию, которая позволит поставить вопрос о необходимости как более широкой популяризации архивных фондов по визуальной антропологии среди научной общественности, так и специального их изучения в качестве исторических источников.
Отметим, что в создании этнографических фильмов первоначально не было общего плана и системы в организации этой работы. Их производство проходило по заказу и инициативе центральных организаций, строго по производственным планам конкретной киностудии. Большая их часть носила географический и этнографический характер и была ориентирована на показ жизни, быта, культуры народов, живущих в различных уголках нашей страны. В целом можно говорить о том, что это достаточно представительное собрание картин с некоторыми подробностями быта и с сопровождающими надписями идеологического содержания. В начале 1930-х годов появилась возможность нового подхода к постановке вопроса о систематическом выпуске фильмов этнографического характера. Именно в эти годы была активизирована работа по реализации программы создания «Киноатласа СССР» с серией краеведческих и этнографических фильмов. Целью проекта явилось создание кинематографического многосерийного фильма о жизни и быте советских народов. Учитывая то, что «Киноатлас СССР» создавался по инициативе Центрального бюро краеведения, авторы фильмов должны были исходить из общих установок советского краеведения: ориентация на освещение производственных отношений; достаточное внимание к человеку и создание вокруг него определенной среды, свидетельствующей об успехах советской страны в эти годы с фиксацией моментов, связанных с социалистической реконструкцией страны, изменениями в быте, национальной политике т. д. Именно таков характер фильма «Золотые берега», созданного Алма-Атинским производственным отделением Всероссийского акционерного общества «Востоккино» в 1930 году (режиссер-оператор А. Лемберг), где запечетлены картины дореволюционной жизни и быта казахов-бедняков и для сравнения показана жизнь баев и мулл. В целом, можно сказать, что в кинодокументах 1920-1930-х годов превалирует больше фиксация и отражение внешней стороны традиционной этнографии казахского народа. Вместе с тем, ценность этих съемок бесспорна, как с исторической, так социально-культурной точек зрения. На основании данных, сосредоточенных в кинодокументах этой тематики, можно наглядно и образно представить и сформировать определенное мнение о богатом наследии казахов. Следует также особо подчеркнуть, что подавляющая часть фильмов носила пропагандистский, заказной характер и имела своей целью показать существенные социальные и экономические изменения, которые происходили в годы советской власти в жизни народов СССР. Для целей данного исследования крайне важно иметь в виду, что любое кинопроизведение независимо от видовой и жанровой принадлежности (здесь кинодокументы визуальной антропологии не являются исключением) выражают в той или иной форме целую систему взглядов, идей, сформировавшейся в обществе в целом. Такого рода воззрения могут быть выражены кинематографистом на различных стадиях создания фильма или сюжета, начиная от их замысла до подготовки конечного продукта. Таким образом, съемки этнографической тематики этого периода имели вполне определенную направленность, обусловленную временем и условиями их создания.
В последующие годы (50-е вплоть до середины 1990 гг.) этнографические съемки производились в небольшом объеме и бессистемно. Содержание всего массива выявленных в ходе исследования кинодокументов по визуальной антропологии отражали некоторые сферы духовной и материальной жизни казахов и отдельных этнических групп в определенный период времени. Эти материалы выявлены в основных разновидностях:
1) видовые съемки;
2) хроникально-документальные съемки отдельных событий;
3) съемки различных видов декоративно-прикладного искусства;
4) съемки быта и нравов.
Так, в документальных фильмах, посвященных народному прикладному искусству показаны старинные ручные способы изготовления войлочных ковров (текеметы, сырмаки), домашней утвари, ювелирных изделий. Цикл фильмов освещает конные состязания (аламан байга, жорга жарыс, аударыспак, кокпар и др.), которые выполняли заметные общественные функции, такие как воспитательные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные и др. Отметим, что традиционные конные состязания проводились в рамках многих советских праздничных мероприятий, которые имели иное идейное содержание.
Шествие праздничных колонн демонстрантов со знаменами, флагами, транспарантами, отрядами пионеров, наездниками верхом на конях зафиксировали документалисты «Союзкиножурнала» в 1925 году (фильм немой). Кинофотодокументалисты пытались, прежде всего, показать новые черты советской действительности: организацию и проведение советских праздников, народных гуляний как неотъемлемых элементов советского образа жизни. Таким празднествам посвящались специальные выпуски киножурналов, где демонстрировались массовые праздничные торжества в городах и селах страны (годовщина Октября, Первомай, День Победы), участие представителей власти в них, военные парады, шествие колонны физкультурников, школьников, трудящихся. Кинокадры также фиксировали праздники советской молодежи, слетов пионеров, спортивных спартакиад, профессиональные праздники с торжественными митингами, собраниями и трудовыми достижениями и подобные мероприятия прочно входят в арсенал форм и методов воспитания советского человека.
В фондах государственного архива встречаются редкие кинокадры, рассказывающие о древних поселениях и быте народов на территории страны (например, съемки археологических раскопок 19501980-х годов). Среди источников этого типа следует назвать отдельные фотоснимки и сюжеты киновыпусков об археологических находках на всей территории Казахстана, представляющие собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности человека в разные периоды истории его существования, как оружие, утварь, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения и др. Первые кинофотосъемки относятся к 50-м годам прошлого столетия и фиксируют археологические находки под руководством члена-корреспондента АН КазССР А.К. Маргулана в Центральном Казахстане, относящихся к IV в. до н.э. (1950 г.), раскопки курганов в урочище Бес-Шагар (1959 г.), в районе Чардарьинского водохранилища (1960 г.) и найденные здесь предметы быта и вооружений кочевников. В последующие годы производители кинофотосъемок не раз обращались к объектам материальной культуры, воплощающих в себе разнообразные человеческие потребности, и позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Так, полнометражный документальный фильм «Камни говорят», снятый Алма-Атинской киностудией художественных и хроникальных фильмов в 1958 году (реж. Г.Новожилов), рассказывает о древнейших памятниках архитектуры X-XIX веков: мавзолеях Алаш-хана, Джучи-хана в Центральном Казахстане, Бабаджи-хатум и Айша-биби в Южном Казахстане, мечети Ходжа Ахмета Ясави и своеобразной древней архитектуре на Мангышлаке и Устюрте, представленные некрополями, кулыптасами, ступенчатыми саркофагами. Уникальной находке казахстанских археологов в Иссыкском кургане - богатом захоронении сакского периода, о материальной и письменной культуре, потверждающей существование на территории Казахстана в 1-2 тысячелетии до н.э. высокоразвитой цивилизации, посвящен фильм режиссера М.Смагулова «Серебряные письмена золотого воина» (1978 г.)
Некоторым своеобразием отличается тематика кинофотодокументов в отношении советских органов власти к архитектурным и другим памятникам. Широко пропагандировались в кинофотохронике мероприятия по реализации советского плана монументального искусства, рассматриваемый как важный компонент идейно насыщенной, художественно организованной среды для повседневной трудовой и общественной деятельности человека. Монументальное искусство в советский период, расширило сферу своего действия до масштабов целых городов и крупнейших общественных и промышленных комплексов. В эти годы кинематографистам и фотографам удалось запечатлеть на пленку многие памятники архитектуры прошлых столетий, памятники градостроительства ХХ столетия (общественные, промышленные, жилые помещения), причем подобная информация имеется практически по всем городам Казахстана. Архитектура городов и сел страны (архитектура общественных и жилых зданий, промышленная, сельскохозяйственная, садово-парковая и ландшафтная архитектура: парки, скверы, газоны, бульвары, цветники, архитектура малых форм: киоски, павильоны, фонтаны и др.) запечатлены в многочисленных документальных фильмах: «Алма-Ата - город-сад», «Наша Караганда», «Мелодии Кокшетау», «Город на Сыр-Дарье» (о Кзыл-Орде), а также в кино-видео произведениях с одноименными названиями городов и сел. Следует отметить однотипность видов архитектурных сооружений после 50-х годов, когда в архитектуре на долгие годы устанавливаются тенденции технологического упрощенчества и явного утилитаризма. Повсеместное преобладание с начала 1960-х гг. в жилой архитектуре типового проектирования сформировало особую градостроительную политику советского периода. Она характеризовалась массовым строительством крупных новых районов дешёвым сборным жильем, а также массированной реконструкцией исторической среды старых городов. Это обернулось двумя серьезными проблемами: монотонностью и унылостью пространств новой застройки и эстетическим диссонансом исторически сформированной среды городов по отношению к окружению.
В кинофотоисточниках также сохранилась информация о памятниках предшествующего периода, которые отражали идеологию своего времени. Советские памятники условно делят на коммунистические и воинские. Первая группа включает статуи Ленина, мемориалы, посвящённые Октябрьской революции, её героям, иным событиям, связанным с упрочением коммунистического строя. Вторая - памятники о событиях и людях, связанных с Великой Отечественной войной, историей вооружённых сил страны. Открытию памятников такого рода в городах и селах Казахстана посвящались специальные выпуски киножурналов и документальные фильмы (например, «Монументальное искусство Казахстана», реж. Г.Емельянов, 1976 г.). Судьбы советских памятников после распада СССР оказались различными. Многие из монументов советской эпохи периодически становятся объектами вандализма, большая их часть была по решению властей демонтирована, разрушена, или перенесена на другое место, как правило, на окраины населённых пунктов, а также в особые «аллеи тоталитаризма» и «музеи советской оккупации». Часть памятников оказалась продана в частные руки коллекционеров или как металлолом и была вывезена в страны Западной Европы и США. В ряде случаев были приняты и воплощены решения о сохранении, восстановлении, реставрации монументов на их прежних местах. Так, 30 декабря 2011 года правительством республики Казахстан было принято постановление №1672 «О лишении статуса памятников истории и культуры местного значения города Алма-Аты и исключения их из Государственного списка памятников истории и культуры местного значения». Согласно данному постановлению, 35 памятников исключены из государственного списка памятников истории и культуры местного значения, из них 11 памятников архитектуры: бывший аэропорт, гостиница «Медеу», дом купца Мурова, Софийская церковь, дом Ходжаева, канцелярия генерал-губернатора, здание Семиреченского областного отдела по делам национальностей, здание железнодорожного вокзала станции «Алматы-1», универсальный магазин, клуб-театр НКВД Казахской ССР, дом садовода Бреусова; 9 памятников монументального искусства: 2 памятника В.И. Ленина, памятник С.М. Кирова, бюст Л.П. Емелева, бюст П.Виноградова, памятник борцам Октябрьской революции, памятник М.Фрунзе, памятник и бюст М.Калинина и др. Кроме того, принято решение о создании парка советской скульптуры на пересечении улиц Сатпаева и Весновки.
В отличие от кинофотодокументов, тематика, связанная с развитием материальной и духовной культуры, жизнью и бытом народов, менее выражена в документальных звукозаписях. Они, как правило, создаются нерегулярно, от случая к случаю, и часто носят неопределенный характер. Среди фонодокументов данной группы, представляющих собой ценный источник по истории культуры вообще и этнографии в частности, следует, в первую очередь, назвать записи с песнями, различные по времени появления, тематике, характеру и исполнению: исторические, обрядовые песни и песнопения и др.
Значительную часть аудиовизуального фонда составляют источники о деятелях литературы и искусства. Кинофотофонодокументирование охватывает многие важные стороны деятельности казахстанских писателей и поэтов, театральных режиссеров и актеров, кинематографистов, композиторов и исполнителей, работы съездов советских писателей, художников, членов театрального общества и др. Первые киносъемки, относящиеся к источникам подобного рода зафиксированы в выпуске киножурнала «Советское искусство» и посвящены декаде казахского искусства и литературы в Москве 1936 года. В последующем часто появляется в кадрах кинохроники народные акыны. Имеющиеся на хранении в архиве сюжеты носят в основном событийный характер. Так, народный акын Джамбул снят в 30-40-е годы в честь 75-летнего юбилея, во время встречи с народным композитором Д.Нурпеисовой, народной артисткой СССР К.Байсеитовой, колхозниками табаксовхоза Алма-Атинской области (1938 г.). Кинохроника освещает его поездку в Москву в связи с награждением его орденом Ленина, строительство дома для семьи Джамбула (1939 г.). В это время появляются документальные фильмы об участии акына на юбилее грузинского поэта Шота Руставели (Грузинфильм, 1937 г.), к 75-летию (Алма-Атинская студия кинохроники, 1938 г.), о творчестве акына («Айтыс», 1943 г., «Ленинградцы - гордость моя», 1944 г., «Памяти народного акына», 1945 г., «Празднование 100-летия Джамбула, 1945 г.»).
Литературные сюжеты более систематически фиксируются кинофотодокументалистами с 50-х годов прошлого столетия. Широко освещены съезды писателей Казахстана, выступления литераторов во время проведения Дней декад, поэтические вечера, встречи с коллективами трудящихся, юбилейные торжества, посвященные видным казахским писателям.
Портреты деятелей советской литературы дошли до нас в различного рода хроникальных фильмах, киножурналах и сюжетах. Ряд интересных документальных фильмов посвящен отдельным писателям. Среди них важно отметить съемки фильмов «70-летие М.О. Ауэзова» (1967 г.), киноочерк «Султанмахмут Торайгыров» (1969 г.), «Ильяс Джансугуров» (1972 г.), «Поэзия М.Шаханова» (1985 г.), «Так рано темнеет» (о творчестве М.Макатаева, 1987 г.) и др. Эти фильмы относятся к кинематографическому жанру -фильм-биография, повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью фильма-биографии является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход. Интерес к жизни живого человека, к миру его чувств, к его повседневным заботам кино проявляло в это время достаточно редко: помимо довлевших над документалистами цензурных требований, ситуация усугублялась в то время и ограниченностью возможностей техники. Тяжелые камеры, создававшие при съемке звуковые помехи, отсутствие мобильной аппаратуры звукозаписи, громоздкие осветительные приборы, малочувствительная и дефицитная кинопленка не способствовали созданию на экране полноценного образа реального человека.
Ценные по содержанию кинофотодокументы характеризуют театральную жизнь страны начиная с 1930-х гг. Согласно производственного плана все выпуски киножурналов должны были содержать сюжеты о культурной жизни страны и таким образом, хроникеры старались запечатлеть все новости, происходящие в этой сфере: открытие театров, новые постановки, сцены из спектаклей, гастроли театров, участие театральных трупп в конкурсах и др. Отдельные сюжеты киножурналов дополняют полнометражные документальные фильмы о деятельности театров республики, либо посвященные творчеству конкретных актеров, которые до сих пор привлекают внимание исследователей.
В аудиовизуальном архиве широко представлено и музыкальное искусство Казахстана во всех его жанрах. Кинофотодокументы последовательно зафиксировали организацию первого государственного национального оркестра им. КазЦИК (1942 г.), участников I съезда советских композиторов Казахстана (1948 г.), формирование музыкальных коллективов, их выступления, участие в музыкальных фестивалях и др. Документальные фильмы, посвященные музыкальной культуре с его этническими особенностями, составляют золотой фонд «музыкальной летописи» страны и являются самыми яркими и информационно насыщенными источниками, потенциал которых остается неограниченным.
Познавательный интерес представляют коллекции кинофотоснимков работы художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства.
Существенную часть аудиовизуальных источников по истории культуры составляют коллекции фотодокументов личного происхождения, принадлежащие признанным деятелям: О.А. Абишеву -кинорежиссеру, народному артисту КазССР, А.Ашимову - народному артисту СССР, Р.Т. Баглановой, К.Байсеитовой - народным артисткам СССР, Г.Мурзабековой, А.К. Мусаходжаевой - скрипачкам, лауреатам Международных конкурсов, А.Умурзаковой, Ф.Ш. Шариповой - артисткам театра и кино, лауреатам Государственных премии СССР и др. Достаточно представительной информационной базой располагает фонды известных представителей различных жанров искусства - Р.Баглановой, Ж.Аубакировой, К.Байбосынова, К.Байсеитовой, Г.Мурзабековой, А.Ашимова, Х.Букевой, Ш.Джандарбековой, Т.Жаманкулова и др. Следует отметить, что анализ состава и содержания фотофондов личного происхождения показывает, что в значительном количестве среди них преобладают фонды, относящиеся к сфере культуры. Приоритет при комплектовании общенационального архива этими видами документов, на наш взгляд, отдавался, прежде всего, формальным признакам, таким, как, например, наличие наград и званий. Содержание архивных фотодокументов охватывает довольно многогранный пласт событий общественной жизни, который представлен нам через призму личностного индивидуального восприятия. К настоящему времени национальный аудиовизуальный архив располагает достаточной фотодокументальной информационной базой и необходимыми инструментариями его изучения (база данных «Фото», путеводители, тематические перечни, каталоги: систематические, именные и др.). Информационные возможности фотофондов неодинаковы: некоторые из них даже при большом количестве снимков, отражают лишь отдельные моменты событий, другие же изобразительные документы выступают как один из основных исторических источников или даже единственным материалом в показе каких-либо событий.
Кинофотодокументы о деятелях литературы и искусства следует рассматривать в неразрывной связи с фонодокументами этой тематики. Их роднит не только генетическая общность, но и идентичность выполняемых функций (в частности, контактно-устанавливающая функция): естественность обстановки съемки или звукозаписи, непринужденность поведения участников беседы или разговора и т.п. Вместе с тем, как известно, тематическое и жанровое разнообразие кинофотофонодокументов значительно шире и богаче и не может ограничиваться только приемлемыми для вышеуказанной обстановки интервью или воспоминаниями.
Анализ звукозаписей, посвященных деятелям литературы и искусства, позволяет разграничить документы в соответствии с их функциональным и видовым назначением на три крупные, наиболее характерные группы: звукозаписи событийного характера; интервью, беседы, лекции и т.п.; воспоминания. Тематические рамки первой группы фонодокументов достаточно ограничены и представлены в основном съездами, звукозаписи которых, сохранившиеся полностью или фрагментарно, имеют вполне определенную историческую и культурно-познавательную ценность. В ЦГА КФДЗ РК хранятся звукоза писи съездов писателей, композиторов, художников, кинематографистов с выступлениями видных представителей каждой из сфер.
Самой насыщенной в информационном плане и значительной в количественном отношении является группа фонодокументов, представленная в виде отдельных интервью, выступлений, бесед и т.п. Фонодо-кументы именно этого комплекса составляют в архиве наиболее компактную и многочисленную часть архивного фонда. Они являются важным источником по изучению творческой лаборатории писателей, музыкантов, театральных режиссеров о своем творчестве, или записями, освещающие отдельные, чаще всего эпохальные, события в литературной, музыкальной, кинематографической и театральной жизни.
Поистине уникальны фонодокументы, запечатлевшие голоса выдающихся писателей, музыкантов, актеров. Осуществление проблемы сохранения и реставрации таких звукозаписей решается в рамках гуманитарного проекта «Асыл-мура» («Музыкальное наследие Казахстана»), спонсором которого является компания «Кока-Кола СНГ Сервисез ЛТД». Эта некоммерческая гуманитарная программа включает поисковую работу, систематизацию, восстановление и цифровую очистку, а также перенос на современные аудионосители лучших образцов народной, классической и современной музыки Казахстана. Благодаря спонсорской помощи в архиве установлено специальное оборудование, которое предназначено для перевода архивных фонодокументов на магнитной плёнке в современный формат (цифровые DAT-кассеты). Для осуществления этого проекта по заказу архива был смонтирован специальный магнитофон, аналога которого нет в Казахстане. Кроме того, для считывания записей в архиве используется современный прибор фирмы «OTARI». На базе отреставрированных звукозаписей уже выпущены компакт-диски выдающихся деятелей культуры Казахстана: Г.Курмангалиева, К.Байсеитовой, Б.Сарыбаева, Ж.Омаровой, К.Жантлеуова. Подготовлен компакт-диск «Основоположники оперного искусства Казахстана».
Таким образом, архивные кинофотофонодокументы сохраняют и наглядно отражают развитие культуры Казахстана, что дает основание говорить о существовании в составе Национального архивного фонда РК достаточно представительного и информационно насыщенного массива изобразительных, изобразительно-звуковых и звуковых документов о деятелях отечества в области литературы и искусства и рассматриваемого как запечатлённые современниками наиболее важных и интересных для их времени событий.
Оценивая в целом состав и содержание аудиовизуального фонда страны, можно прийти к выводу, что та часть кинофотофонодокументов, отражающая историю культурной жизни казахстанского общества представляют собой полноценный и самостоятельный исторический источник, способные осветить наше многомерное историческое прошлое. Информационные средства архива, как «Аннотированный каталог фотодокументов из личных фондов (1965-1995 годы)»; путеводители «Произведения народного творчества Казахстана в звукозаписях»; справочники «Государственные деятели Казахстана в кинодокументах», «Деятели науки и культуры в кинодокументах» и др., открывают широкие возможности для многоаспектного поиска информации и стимулируют использование обществом ретроспективной аудиовизуальной документации.
Глубокий и всесторонний анализ и оценка информационного потенциала всего корпуса аудиовизуальных документов Национального архивного фонда остается актуальной проблемой.
* При обзоре аудиовизуального документального наследия Казахстана привлечены аннотированные каталоги киножурналов и документальных фильмов, хранящиеся в национальном аудиовизуальном архиве.