Личность и жизнь Чингисхана (1155/1162-1227), основателя самой большой империи мира, - всегда являлись и продолжают являться предметом внимания ученых.
В монгольской и мировой истории о создателе единой Монгольской империи, политике и государственном деятеле - полководце Чингисхане написано много.
Некоторые страницы жизни, государственной и полководческой деятельности Чингисхана отражены в монгольских [1, 2, 3], китайских [4, 5], персидских [6, 7], тюркских [8] и западных источниках [9, 10], которые переведены на русский язык.
Анализ источников и исторической литературы [11, 12, 13, 14, 15] о Чингисхане позволяет утверждать, что авторы в соответствии со своим временем и историческими условиями ставили перед собой цели и задачи, какие они считали необходимыми для освещения деятельности Чингисхана.
Очевидно, что на протяжении всего прошлого времени исследователям было сложно дать однозначную оценку деятельности Чингисхана, руководствуясь общепринятыми категориями своей эпохи.
Учитывая данные обстоятельства, опираясь на результаты современных исследователей [16, 17], нами сделана попытка поиска новых граней личности Чингисхана, как государственного и военного деятеля, выявление которых приблизит наследие великого полководца к нашим современникам.
В этой связи, на основании источников и исторической литературы, рассмотрим особенности условий формирования личности Чингисхана, которые, на наш взгляд, дополнят имеющиеся знания о Чингисхане.
Несомненно, что личность Чингисхана сформировалась под влиянием жизненных обстоятельств, традиций и норм жизни монгольского общества в конкретный исторический период.
В источниках и исторической литературе имеются сведения о прародителях Тэмужина-Чингисхана.
Известно, что Тэмужин был из знатного у монголов рода боржигин. Прадед Тэмужина - Хабул-хан был первым ханом улуса Хамаг Монгол - начального государственного объединения ряда племенных союзов в бассейне рек Онон и Керулен в XII веке [1, с. 238].
Хабул-хан родил семерых сыновей: Охин бархаг, Бартан-батор, Хутугту мунгур, Хутула-хан, Хулан, Хадан, Тудугэн отчигин.
Дед Тэмужина Бартан-батор родил четверых сыновей Мэнгэту хиана, Нэхун тайши, Есухэй-батора (отец Тэмужина), Даритай отчигина [1, с. 57].
Итак, Тэмужин был правнуком первого хана улуса Хамаг Монгол Хабул-хана. Младший брат Бартан-батора, Хутула-хан также был ханом улуса Хамаг Монгол.
Дед Тэмужина Бартан-батор и отец Есухэй-батор «были храбрыми войнами, грабили Китай и за свои военные подвиги получили название батырей (багату или багадур), т.е., выражая по-нашему, богатырей или степных героев - название лестное для них, которое дается не за одну храбрость, но и за ум» -отмечал в своем труде М.И. Иванин [11, с. 36].
Есухэй-батор «был выбран за свою доблесть главой племен кият и нирун, к которым принадлежала его семья. У него было много войн с другими монгольскими народами, с китайцами, с татарами...» [12, с. 44].
Вышесказанное определенно дает повод утверждать, что:
- во-первых, происхождение и кровное родство Тэмужина с другими потомками Хабул-хана, не могли не сказаться на процессе формирования его личности как государственного деятеля и на становление его как воина и полководца;
- во-вторых, личность и жизнь Тэмужина следует рассматривать в контексте с политической жизнью монгольского общества и во взаимосвязи с внешнеполитическими факторами.
Главными противниками улуса Хамаг Монгол были татары, служившие императору чжурчжэньской империи Цзинь Алтан-хану. Империя Цзинь существовала на северо-востоке Китая. Первоначально чжурчжэни находились под властью киданей (династия Ляо), но в начале XII века они восстали и нанесли киданям поражение, в 1115 году объявили о создании династии Цзинь, т.е. «Золотой династии» (по-монгольски Алтан-хан - Золотой хан) [1, с. 241].
Монгольские племена испытывали особую враждебность от императора чжурчжэньской империи Алтан-хана, желавшего установить контроль над кочевыми племенами, всеми средствами вносившего раскол в их ряды и управлявшего ими в своих интересах.
В 1161 году Цинский император отправил против монголов экспедицию. Объединенные войска Цинов и татар разгромили монголов в сражении вблизи Буир-нора, что привело к утрате единства народа и наступлению периода безвластия [13, с. 218].
В тот период безвластия, по свидетельству «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина, Есухэй-батору подчинялись и были подвластны большинство монгольских племен [7, с. 50].
Среди подвластных Есухэй-батору племен особым, главенствующим положением среди прочих племен нирун монголов, входивших в состав улуса Хамаг Монгол, были тайчуды, «обладавшие в то время значительными людскими и военными ресурсами» [1, с. 240].
Следует отметить, для того, чтобы привести народ к повиновению, предводителю необходимо обладать как нравственными, волевыми, так и физическими данными, а также и материальными средствами. Следовательно, данными свойствами обладал отец Тэмужина - Есухэй-батор.
Рассмотрим известные в истории сведения о семье Есухэй-батора, которые позволят понять влияние членов семьи на формирование личности Тэмужина - Чингисхана в дальнейшем.
Сведения о близких родственных отношениях Тэмужина с родными дядями также важны, так как они оказали в достаточной степени влияние на формирование личности Чингисхана. В дальнейшем, уроки жизни, полученные в семье, как и его размышления, легли в некоторые положения «Великой Ясы» и «Билик» [6, с. 18-25].
В «Сокровенном сказании монголов» упоминается о двух женах Есухэй-батора. Огэлун ужин и Сочигэл, известно, что Огэлун выполняла функции старшей жены.
От Огэлун ужин родились четверо сыновей - Тэмужин, Хасар, Хачигун, Тэмугэ и дочь - Тэмулун [1, с. 61].
От жены Сочигэл родились сыновья - Бэгтэр и Бэлгудэй [1, с. 67].
У Тэмужина и его братьев детство прошло в полной семье с родителями. Вероятнее всего они воспитывались, как и другие монгольские дети, в военных традициях своего времени.
Монгольские дети с раннего детства учились ездить на лошадях, вначале не без помощи родителей или взрослых родственников, с 4-5 лет умели самостоятельно ездить без седла. С возрастом они обучались стрелять из лука на скаку по мишеням и ловить арканом животных [17, с. 81].
В источниках говорится, что в 11 лет Тэмужин с андой-побратимом Жамухой играли на льду реки Онон в альчики, по весне «забавлялись они стрельбой из лука-алангир (алангир - особый вид лука, боевое оружие древних монголов [1, 259])» [1, с. 89].
Следовательно, Тэмужин с раннего детства традиционно обучался различным военным знаниям, умениям и навыкам.
В «Сокровенном сказании монголов» часто упоминается об умениях Тэмужина: стрелять из лука; скакать на лошади; ориентироваться на местности; опознавать следы, выслеживать и преследовать врага и т. д.
Таким образом, жизнь в семье подготовила основу личности Чингисхана - воина, приобретенные способности в дальнейшем позволили ему успешно применять свои военные знания на практике.
Уважение к традициям и обычаям монгольского общества были преподнесены Тэмужину отцом по достижению возраста 9 лет [1, с. 61].
В этот период Есухэй-батор намерился найти будущую невесту для своего сына. У кочевников Центральной Азии существовал обычай: родители берут на себя заботу о будущей семейной жизни детей. Родители (при взаимном уговоре) проводят помолвку детей.
В дальнейшем родители обоих детей поддерживают теплые родственные отношения. Совместно воспитывают и растят детей до создания ими семьи, а после свадьбы материально поддерживают и опекают их.
Поиск Есухэй-батора будущей невесты для подрастающего сына был заботой любящего отца. Искать невесту для сына долго не пришлось. Они на своем пути встретили Дэй-сецена из племени хонгирад.
Дэй-сецен, проявив гостеприимство, как это принято в степи, попросил путников погостить и посмотреть на свою дочь Борте (Борте была на год старше Темужина [1, с. 63]).
Есухэй-батору дочь Дэй-сецена Борте очень понравилась и Дэй-сецену, пришелся по душе сын Есухэй-батора Тэмужин. На следующее утро Есухэй-батор засватал Борте Тэмужину. После взаимных уговоров, Есухэй-батор по традиции преподнес родителям Борте подарки, в знак принятого предложения и взаимного уважения Дэй-сецен попросил Есухэй-батора, «а сына оставляй у нас. Отныне он наш зять» [1, с. 63].
На обратном пути Есухэй-батор проехал через татарский стан, там проходил татарский пир и был он угощен едой на пиру. Вернулся Есухэй-батор в свои кочевья тяжело больным. Поняв, что татары отравили его, попросил Мунлига (одного из преданных своих подчиненных - Д.М.) сына старика Чараха из племени хонхотадай привести Тэмужина обратно, Мунлиг выполнил поручение Есухэй-батора.
Дальнейшие события происходят очень быстро. Тайчуды сговорившись, под незначительным предлогом, решаются покинуть семью Есухэй-батора. Главными заговорщиками явились жены погибшего Амбагай-хана - Орбай и Сохатай.
«И стали они подбивать соплеменников: «Давайте откочуем все отсюда, а Огэлун здесь бросим вместе с сыновьями».
Наутро следующего дня Таргудай хирилтуг и Тудугэн гиртэ, предводители тайчудов, во главе своего племени двинулись к реке Онон. Так соплеменники покинули Огэлун и ее сыновей» [1, с. 65].
Старик Чараха пытался уговорить тайчудов вернуться, «не вняли словам старца тайчуды и пошли дальше. А Тудугэн гиртэ ударил старика Чараху копьем в спину и погнал прочь» [1, с. 65].
Так был преподнесен Тэмужину жестокий урок, непосредственно коснувшийся семьи после смерти отца - Есухэй-батора.
Уход тайчудов, вид раненого и умирающего старика Чараха, успевшего сказать Тэмужину: «Откочевав, тайчуды увели с собою весь народ, что собран был отцом твоим достойным; его (говорит о Тудуген гирте - Д.М.) нагнал я, воротить, желая, да сам, как видишь, едва живым вернулся». И заплакал Тэмужин, и ушел от старика весьма опечаленным» [1, с. 65].
Произошедшее было настолько тяжелым, что автор «Сокровенного сказания монголов» пишет о слезах Тэмужина, подчеркивая тем самым полученное им душевное потрясение.
Именно с данного эпизода повествования «Сокровенного сказания монголов» наблюдается упадок условий жизни семьи вдовы Есухэй-батора Огэлун, а также заметно, что и у Тэмужина происходят переоценка духовных ценностей, которые естественным образом изменили восприятие им окружающего его мира.
Владимирцев Б.Я. в своем труде «Чингис-хан» обратил внимание, что: «Детям Есугей-багатура приходилось уже не пасти табуны коней, не распоряжаться пастухами овец, а заниматься мелкой охотой и рыбной ловлей; не брезгали они также и диким луком, чесноком и другими растениями. С точки зрения степняка-скотовода такое существование было самым жалким» [14, с. 14-15].
Тяжелое (полуголодное) положение семьи Огэлун в «Сокровенном сказании монголов» описывается так:
«От рожденья премудрая, мать Огэлун
Дэл свой поясом повязала,
По течению Онона то вверх, то вниз
Все бродила она, кочевала.
Что в степи съедобного было,
Тем детей она и кормила.
Был характер тверд, был порядок строг -
Вот что в жизни детей укрепило.
Строгих правил держится мать -
Сыновьям державным стать.
Тот рыбак и этот рыбак -
Год за годом мужали так» [1, с. 66-67]. Из вышеприведенного текста видно, что положение семьи была таково, что всем членам семьи приходилось бродить и кочевать вдоль реки Онон, добывая пропитание в степи и выживать: копать коренья, собирать дикий лук, ловить рыбу, охотится на сурков и сусликов.
Такие тяжелые условия жизни непременно должны были закалить характер Тэмужина и его братьев, следовательно, именно эта суровая жизнь, позволила им выработать в себе необходимые охотникам качества - воинственность, наблюдательность, выносливость, упорство и т.д. [16, с. 98].
«Тогда, в ранние годы его юности, проявилась у него уже та черта характера, которая потом развилась вполне: властность» [14, с. 15].
Мать Темужина, ставшая главою семьи, не отчаялась от выпавшего на долю семьи несчастья, не подорвались у нее душевные силы. Она упорно продолжала воспитывать своих сыновей в духе семьи степной аристократии, передавая сыновьям через устные сказания о праматерях и праотцах; о подвигах отцов и дедов; о родственниках - ханах и багатурах улуса Хамаг Монгол [14, с. 14].
Естественным было превращение Темужина, по утверждению Хаара-Давана Э., «в молодцеватого и даровитого юношу; его враги начали опасаться, что из него выйдет в будущем багатур, способный отплатить им за перенесенные в детстве унижения. И в самом деле, Темужин уже начинал сознавать растущую в нем силу» [15, с. 39].
Таким образом, во-первых, монгольские дети с раннего детства традиционно обучались военным знаниям, умениям и навыкам, принятым у монголов-кочевников, среди них был и Тэмужин.
Следовательно, такие условия жизни формировали Тэмужина, как охотника, умеющего выживать в суровых климатических условиях и вырабатывать личностные качества свойственные воину - сильную волю, наблюдательность, упорство, целеустремленность и т.д.
Во-вторых, большое значение для растущего Тэмужина оказывало знание того, что в народе отца Есухэй-батора и деда Бартан-батора называли прославленными богатырями своего времени, они участвовали в войнах против татар и Китая.
В-третьих, отец Тэмужина Есухэй-батор был главой племени кият-боржигин и тайчудов из нирун монголов, улуса Хамаг Монгол.
Знание о своем происхождении из ханского рода, и гордость его, что он правнук Хабул-хана - первого хана улуса Хамаг Монгол, родоначальника государственного объединения ряда племенных союзов в бассейне рек Онон и Керулен в XII веке, имело для Тэмужина большое значение.
В-четвертых, после смерти Есухэй-батора, его жене Огэлун с малолетними детьми, оставленными одними на выживание соплеменниками тайчудами в кочевье, было суровым уроком жизни.
Возможно, в тот период основой для определения Тэмужином таких человеческих качеств, как верность и предательство, были устные рассказы матери Огэлун в виде сказаний о героических поступках отцов и дедов.
В-пятых, происходящие события, жестокие уроки жизни от племенных вождей тайчудов и рассказы матери Огэлун - научили его отличать верность от предательства, позволили выработать собственные меры оценки качеств человека.
В дальнейшей своей жизни им будет высоко ценима верность, а предательство, в каком бы виде не проявлялось, - будет караться.
Литература
- «Сокровенное сказание монголов» // Чингисиана: свод свидетельств современников /Пер., сост. и коммент. Мелехина А. -М.: Эксмо, 2009. - С. 17-357. - (Тайны древних цивилизаций).
- Каза/стан тарихы туралы моңзол деректемелері. IIтом. Лүбсанданзан. Ежелгі хандар негізін салзан төрелік жосызының туындыигарын /үрастырып, түйіндеген Алтын тобчы (Алтын түйін) демек-дүр. - Алматы: Дайк-Пресс, - 364 б.
- Каза/стан тарихы туралы моңзол деректемелері. III том. Деректемелер мен мүразатты/ /үжаттар / Моңзол деректемелерін аударзан, түсіндірмелері мен көрсеткіштерін жаззан Базытхан Н., Хинаят З., Мүхамадиүлы К., Тойшанүлы А., Катран Д., Хинаят Б. - Алматы: Дайк-Пресс, 2006. - 180 б.
- Пэн Да-я и Сюй-Тина. Хэй да ши люе («Краткие сведения о черных татарах»). Перевод Линь Кюн-и и Мункуева Н.Ц. // Чингисхан и его империя. Составитель: Франк В.Ю. - Алматы, 2006. - С. 4-22.
- Тхун-цзянь-ган-му («История первых четырех ханов из Дома Чингисова»). Перевод Бичурин НЯ. (архимандрита Иакинфа), 1829 // Чингисхан и его империя. Составитель: Франк ВЮ. - Алматы, 2006. - С. 107-148.
- Джувейни. Чингисхан. История завоевателя мира, записанная Ала-ад-Дином Ата-Меликом Джувейни / Пер. с перс, текста на англ. Бойла Дж.Э. Пер с англ. Харитоновой Е.Е. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2004. - 689 с.
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей. В 3 т. Том I. Кн. 2. -М.-Л., 1952. - 281 с.
- Өтеміс /ажы. Шыңзыс-наме / Факсимиле, транскрипциясы, мэтіннамалы/ ескертулер, зерттеу ма/алалар В.П. Юдиндікі. Алзы сөзін жаззан, түсіндірмелері мен көрсеткіштерін жасазан Әбусейітова М.К. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - 400 б.
- Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома де Рубрука. - Алматы: Бымым, 1993. - 248 с.
- Поло Марко. Книга чудес света /Марко Поло; [пер. Минаева И.П.; предисл. Магидовича И.П.; премеч. Лео Яковлева]. -М.: Эксмо, 2009. - 512с.: ил. - (Великие путешествия).
- Иванин М. О военном искусстве при Чингисхане и Тамерлане. 2-е изд. - Алматы, «Санат», 1998. - 240 с.
- Д'Оссон К. От Чингисхана до Тамерлана (Перевод и предисловие проф. НКозьмина). - Алматы: «Санат»,- 256 с.
- Груссе Р. Империя степей. Атилла, Чингисхан, Тамерлан. Том I. Пер. с франц. Хамраева Х.К. / Сост. Сужиков Б. М. - Алматы: «Санат», 2005. - 286 с.
- Владимирцев Б. Чингис-Хан. - Горно-Алтайск: Ак чечек, 1992. - 116 с.: ил.
- Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII-XIV веков. - Алма-Ата: КРАМДС - Ахмед Яссауи, 1992. - 272 с., илл.
- Кинаятүлы З. Шыңзысхан //Бірінші кітап. -Алматы: «Арда», 2008. - 432 б. Жапсырмалы.
- Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира / Джек Уэзерфорд; пер. с англ. Лихтенштейна Е. -М.: АСТ, 2005. - 493, [3] с. - (Историческая библиотека).