История формирования имперского бюрократического аппарата управления в Казахских степях достаточно хорошо представлена в современной казахстанской и российской историографии, что обусловлено изучением самого процесса присоединения казахских жузов к Российской империи. Вместе с тем, основной фокус исследований был направлен на анализ собственно российской политики в направлении ее продвижения и распространения своей власти на новые территории в пограничных землях. Очевидно, что чиновничество в Российской империи представляет собой общественную группу, в которой выделяются отдельные подгруппы в зависимости не только от социального происхождения, но и от этнических корней, поскольку в ходе расширения границ империи происходило распространение российской власти на территории, которые впоследствии стали именоваться «национальными окраинами». Однако пока еще мало представлено работ, собственно касающихся особенности процесса формирования казахского чиновничества в период утверждения российской системы управления. В современной казахстанской историографии научное изучение вопросов формирования и функционирования чиновничества на территории степного пространства представлено исследованиями по данной теме профессора Султангалиевой Г.С. [1], доцента Макажановой З.Ш. [2], доктора Айтмухамбетова А.А. [3].
Г.С. Султангалиевой систематизирован материал о татарских переводчиках, толмачах, письмоводителях в Казахской степи в ХЛШ-ХІХ вв., а также ею исследуются особенности формирования и деятельности казахских чиновников Оренбургского ведомства в XIX веке. В диссертационном исследовании Макажановой З.Ш. на тему «Проблема формирования и своеобразие деятельности казахского чиновничества в системе органов колониального управления царизма (вторая половина Х1Х в.)» впервые исследованы проблемы формирования казахского чиновничества и деятельности казахских служащих в контексте имперской политики царизма, в частности раскрывается влияние административно-территориальных реформ ХІХ в. в Казахской степи на формирование казахского чиновничества; методом сравнительного анализа определено общее и особенное в процессе формирования чиновничества среди тюркоязычных народов империи; выявлены имена и фамилии, уровень образования, должностной статус казахских служащих; определены круг полномочий и функциональные обязанности казахских служащих. Исследователем сформулирован следующий вывод: «К концу ХІХ в. сформировался корпус казахских чиновников, который стал принадлежать к привилегированному сословию Российской империи. Теперь казах служил для того, чтобы повысить свой социальный статус, приобрести власть и влияние, которые зависели от его должности, а не от происхождения или рода к которому он относился. Представители казахского чиновничества, получив общеобразовательную подготовку в светских учебных заведениях, стали осваивать различные административно-управленческие структуры в регионе и занимать должности султанов-правителей, дистаночных начальников, младших чиновников особых поручений, волостных управителей, аульных старшин, письмоводителей и т.д.» [2]. Айтмухамбетов А.А. в своей докторской диссертации «Казахские служащие Российской империи: формирование, профессиональная и общественно-политическая деятельность в XIX начале ХХ вв. (исторический аспект)» ставил целью научное изучение процесса формирования казахских служащих, их профессиональной деятельности, общественной и политической роли в истории казахского народа. Исследователь делает вывод о формировании таких категорий казахских служащих, как казахские военнослужащие, профессиональные группы учителей, врачей, фельдшеров и ветеринаров, а также переводчики и писари.
Определенную лепту в изучение научного наследия первых казахских чиновников внесли Н.Масанов и Н. Ивлев, И.В. Ерофеева, В.З. Галиев [4]. В ряде работ последнего десятилетия отдельной темой становится изучение общественно-политической деятельности представителей и выходцев из ханских династий, которые в условиях имперской политики привлекались царизмом к управлению на местах, и в свою очередь ради сохранения спокойствия народа принимали на себя теперь уже урезанные властные функции. В частности, можно назвать диссертационные исследования Қарамурзиной А.Қ. Идресовой У.Х. Исмурзина Ж.А., Жапековой Г.К. [5].
Среди современных работ казахских историков интерес вызывают исследования Еспенбетовой А.М. и Рахимкулова Д.А. Работа Еспенбетовой А.М. «Формирование новых сословий в казахском кочевом обществе в XIX - начале XX вв.» является первым опытом изучения процесса становления новых сословий в казахском кочевом обществе ХІХ в. в контексте имперской политики России. Она приходит к заключению, что «Одним из новых сословий казахского кочевого общества стало дворянство (потомственное и личное). Механизм формирования дворянства среди тюрко-мусульманских народов Российской империи и казахов происходил по разному. В Казахской степи дворянство получали в основном султаны, бии, старшины, выполнявшие административно-управленческие функции. Новые сословия, такие как дворяне, почетные граждане, купцы, мещане, сформированные в казахском обществе, имели определенную роль в общественной жизни и занимали особое место в социально- культурном и экономическом развитии казахского общества» [6]. Диссертация Рахимкулова Д.А. на тему «История института старшин в Казахстане (20-60 гг. ХІХ в.)» посвящена проблеме изучения института старшин, который играл существенную роль в общественно-политической жизни казахского общества и составлял важнейшее связующее звено во взаимоотношениях имперской политики и традиционных структур. «Казахские старшины, осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин представляли собой наиболее многочисленную и весьма влиятельную социально-политическую группу. При этом казахские старшины составили низовое звено в имперском административно-управленческом аппарате, где им была отведена роль младших должностных лиц. С целью ослабления традиционной системы управления в казахском обществе царская власть формирует институт старшин в официальное служилое сословие казахская родовая знать обладала возможностью получать должности старшин путем выборов, в качестве награды и по наследству» [7].
Из источников официального происхождения были использованы законодательные акты, составившие нормативную базу формирования казахского чиновничества и служебной деятельности: указы о создании внешних округов, о разрешении носить плечевые погоны для казахов, имеющих обер-офицерские чины, пенсионное законодательство и др.
При подготовке статьи использовались документы из архивохранилищ Казахстана и РФ, в частности интересные сведения относительно изучаемой проблематики содержали журналы Совета Главного управления Западной Сибири, журналы Областного управления, переписка генерал-губернаторов с вышестоящими инстанциями и пограничными начальниками, областными начальниками и военными губернаторами, предложения и предписания генерал-губернаторов подведомственным местам, дела о следствиях и ревизиях и др.
В фондах ЦГА РК представлены дела персонального характера: формулярные и алфавитные списки, сведения об определении, увольнении и перемещении чиновников, назначении им пенсии, о служебных командировках должностных лиц (большей частью чиновников по особым поручениям), судебные, тяжебные дела, где в качестве фигурантов выступают чиновники или члены их семей.
Были использованы опубликованные материалы: Материалы по истории политического строя Казахстана. Т.1. Алма-Ата: Издательство АН КазССР, 1960. - 441 с.; Казахско-русские отношения в XVIII-XIX веках (1771-1867 годы). Сборник документов и материалов. Ч.2. Алма-Ата,1964. - 574 с.; «О почетнейших и влиятельнейших ордынцах: алфавитные, именные, формулярные и послужные списки. 12 ноября 1827 г. - 9 августа 1917 г.» Том VIII. Часть 1-2 / Сост., предисловие, комментарии и указатели Б.Т. Жанаева. - Алматы: Дайк-Пресс, 2006.
Данные документы позволяют воссоздать общую картину о кадровом составе казахского чиновничества, особенностях службы и материального содержания их, проанализировать их социальное происхождение и имущественное положение, изучить образовательный уровень казахских чиновников, проследить их продвижение по службе, сделать определенные выводы о том, как участвовало казахское чиновничество в управлении Казахской степи Западно-Сибирского ведомства.
В политике управления и практике формирования бюрократического аппарата на местах в Российской империи наблюдается формирование региональных особенностей. По мнению известного исследователя проблем имперских практик управления в регионах, д.и.н., профессора Ремнева А.В.: «Можно с уверенностью утверждать, что единого подхода к формированию административно-территориального строя не существовало как по отношению ко всей Российской империи в целом, так и по отношению к ее азиатским регионам. Единственно, что следует отметить особо, так это то, что в результате административной практики имперского строительства самодержавие усвоило некоторые принципы и приемы, которые позволяли не только поддерживать территориальную целостность страны, но и не допускать серьезных осложнений в региональном управлении. Неудачи и просчеты в административной организации западных областей империи, присоединенных в начале XIX в., а также на Кавказе и в Закавказье, учет зарубежного административного и колониального опыта заставляли самодержавие более осторожно подходить к вопросам автономии и децентрализации в региональном управлении и на востоке страны» [8].
В частности, существовала определенная специфика и свои особенности процесса создания российского бюрократического аппарата на территории Казахской степи во всех трех жузах. Так, были отличия в практике ликвидации института ханской власти и реформирования института султаната на территории Среднего и Младшего жузов в XIX веке, что отразилось в практике привлечения российской властью на должности во вновь создаваемые местные административные структуры представителей «белой» и «черной» кости.
На основе архивных материалов и опубликованных документов автором была осуществлена систематизация информации о процессе формирования казахского чиновничества в казахских степях ЗападноСибирского ведомства в XIX веке и составлена таблица.
Таблица «Должности казахских чиновников и служащих в Западно-Сибирском генерал-губернаторстве в XIX веке».
Таким образом, происходит постепенное вовлечение казахской аристократии, как из «ак суйек», так и «кара суйек», во властные структуры низшего звена российской администрации. Постепенно осуществляется адаптация казахского традиционного общества к социальным нормам Российской империи, кооптация казахов в состав чиновников и служащих создает условия для формирования новых социальных групп из числа казахов, тем самым демонстрируя определенную гибкость казахского социума к предлагаемым условия существования и его потенциал для дальнейшего развития в новых обстоятельствах.
Литература
- Султангалиева Г.С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII - начало XX вв.). -Уфа: РИО РУНМЦГоскомнауки РБ. 2002. - 262 с.; Султангалиева Г.С. Татарские и башкирские служащие в казахской степи (ХУШ-Х1Хвв) //Этнопанорама. - Оренбург, 2000.- №№3. - С. 48-54; Султангалиева Г.С. Деятельность башкирских переводчиков и письмоводителей в Казахстане в процессе взаимодействия культур Х^Ш-Х1Х вв.) // Ватандаш. - Уфа, 2005. - С. 73-78.; Султангалиева Г.С. Казахское чиновничество Оренбургского ведомства: формирование и направление деятельности (XIXв.). - Actaslavicajaponica. - Sapporo, 2009.
- Макажанова З.Ш. Политика российских властей по подготовке кадров для управленческого аппарата (60-90-е годы XIX в.) //Вестник КазНПУ имени Абая, серия «Исторические и социально-политические науки». - Алматы, 2004. - С. 46-50.; Макажанова З.Ш. Проблема формирования и своеобразие деятельности казахского чиновничества в системе органов колониального управления царизма (вторая половинаХ1Х в.): автореферат дис. ... кандидата исторических наук: - Алматы, 2010. - 28 с.
- Айтмухамбетов А А. Казахские служащие Российской империи: формирование, профессиональная и общественно-политическая деятельность в XIX начале ХХ вв. (исторический аспект): Автореф. дис.... доктора историчес. наук: - Семей, 2010.- 39с.
- Ивлев Н., Масанов Н. Видный казахский ученый С. Бабаджанов //Вестник АН КазССР. - 1982. -№ 4; Ерофеева И.В. Т.Сейдалин - просветитель, этнограф, правовед. //Новое поколение.- 1993. - № 20 -21, 4-11 августа; Галиев В.З. Караванные тропы (Из истории общественной жизни Казахстана Х]Ш-ХК вв.). - Алматы, 1994. - 128с.
- Карамурзина А.К. Кайып00али Есімұлының 0огамды0-саяси 0ызметі (1789- 1856 жж.) // Тарих гылым. кандидаты... авторефераты. - Атырау, 2006, 30 б.; Идресова У. Х. Ба0ытжан Каратаевтың 0огамды0-саяси 0ызметі (1980-1934 жж.) Уральск, 2007. - 32 с.; Исмурзин Ж. А. История Батырулы Каип хана и его династии (1745-1860 гг.) Уральск, 2008.; Жапекова Г. К. Губайдул^а Уалиханов жизнь и общественно-политическая деятельность. автореферат дис.... кандидата исторических наук: - Алматы, 2010. - 24 с.
- Еспенбетова А. М.Формирование новых сословий в казахском кочевом обществе вXIX - началеXX вв. Автореферат дис.... кандидата исторических наук: - Караганда, 2010. -
- Рахимкулов Д. АИсториия института старшин в Казахстане (20-60гг.ХШв.). автореферат дис. ... кандидата исторических наук: - Алматы, 2010. - 30
- Ремнев А.В. Имперское управление азиатскими регионами Российской империи //(zaimka.ru/remnev-imperium/).