В теоретико-методологическом плане наиболее существенными при рассмотрении взаимосвязи между религией и политикой представляются несколько обстоятельств. Во-первых, анализ цивилизационного фундамента и его связи с религиозной традицией в различных странах мира, что непосредственно оказывает воздействие не только на характер политической власти в том или ином государстве, но и на особенности взаимоотношений государства с религиозными институтами. Во-вторых, учет особенностей и характера взаимодействия религии и светской власти в государствах с различной религиозной традицией. В-третьих, характер взаимодействия религиозных феноменов с другими специфическими феноменами социальной деятельности.
Именно такого рода анализ дает возможность оценить религию, и ее роль в обществе с позицией политической науки и попытаться взглянуть на нее, с одной стороны, как на фактор возникновения той или иной политической культуры, детерминирующей специфику гитимизации специальных форм социальных действий и политической власти как одной из них.
Прежде всего, приступить к анализу этих взаимодействий, имеет смысл обратиться к самим феноменам политики и религии, поскольку без их понимания мы не сможем подойти к решению поставленного вопроса.
На первый взгляд религия и политика кажутся противоположенными сферами нашей жизни. Но в действительности мир религии и политики не существуют, и не могут существовать друг без друга. Для того чтобы объективно выяснить и проанализировать, к чему стремятся политика и религия и где они при этом соприкасаются, нужно сначала выявить сущность и содержание этих феноменов.
«Религия» вкладывает в себя самое разное понятие. Понятие «религия» происходит из латинского слова «religio», что означает совестливое отношение, совестливость, благочестие, предмет культа. В религиоведении не дано универсального определения религии. Предлагаемые определения ухватывают лишь отдельные аспекты феномена религии, но не могут дать окончательного и исчерпывающего представления о нем. Можно сказать, что религия - это система, проявляющаяся в своих общественных и личностных функциях/1/.
В этом смысле нам близок подход предложенным Т. Парсонсом в рамках его концепции «системного функционализма», который наиболее ближе к изучению религиозного феномена. По мнению Т. Парсонса , религия включена по крайней мере в три из четырех основных систем, человеческой жизни, и она выполняет определенные функции. Это три системы:
1) система личности,
2) социальная система группы,
3) система культуры.
Религия находится на стыке системы культуры и социальной жизни, и через нее ценности культуры внедряются в жизнь общества. и через нее ценности культуры, воспринятые обществом, реализуются личностью/2/.
Другими словами, религия выполняет в обществе некую необходимую для его существования социальную функцию.
Не менее значимо, что религия - явление в большой степени социальное, начальная функция религиозного ритуала заключаются в формировании и укреплении солидарности на основе общей веры. Религиозные организации в различных обществах неодинаковы, и важно то, что всегда, во всех случаях религия означает некий тип общности - группу людей, разделяющих общие верования и образцы поведения. Религия включает в себя следующие компоненты, каждый из них функционально значим:
- общность верующих, которые разделяют:
- общие верования, мифы, и ценности культуры в определенной исторической реальности применительно к конкретным условиям существования данной социальной общности, благодаря
- ритуальному поведению, предполагающему личное участие, насколько оно возможно, в
- приобщении к общим символам, обозначающим реальность, отличную от реальности повседневной жизни.
Что касается политики, то в общих чертах она представляет собой сознательную деятельность в политической сфере общества, направленную на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти. Власть - вот источник взаимоотношения между людьми во все времена. «Одни люди должны подчиняться каким-либо другим людям»- таков единственный императив, общий для всех верований и идеологических течений.
Власть, как явление социальное, имеет внешнюю и внутреннюю стороны, непосредственно связанные с дилеммой «управляющие -управляемые». Извне это принцип порядка, который отделяет управляющих от управляемых и указывает, каким образом и на базе каких системных ценностей и стереотипов поведения большинство должно подчиняться командующему меньшинству. Изнутри власть - это принцип действия, на которое рассчитывает общество. Она задает его членам цель и диктует им поведение, которого они должны придерживаться, чтобы достичь ее. И если власть не в состоянии этого сделать, либо ее действие не находят адекватной поддержки у общества, то сама власть становиться бесполезной и бессмысленной. Именно в дилемме «власть может», а общество «осознанно хочет» совершать какие-либо действия, и заключается таинство, на котором держится сама власть. И таинство это - легитимность политического порядка, которая «измеряется верой в нее тех, кто подчинен ее господству».
Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, и правлении и правительстве, названного им «Политика». Известно всем нам, что Аристотель в своем трактате политией «совокупность обитателей или граждан полиса», а затем отождествляет ее с «распорядком полисных должностей» и образом управления (politeyma). Поэтому до конца XIX века термин политика рассматривалось как учение о государстве, т. е. власти институционального и государственного уровня.
Современное понимание политики складывается в результате существования и столкновения нескольких позиций или подходов. В основном политика идентифицируется с феноменом власти как ключевой категории. Политика, писал М.Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» /3/.
Социальное по своему содержанию понятие «власть» является организующим началом общественного бытия человека, регулирующим все его сферы - семейную, правовую, сферу межличностного отношения и т.д., включающим, в частности, политическую и религиозную жизнь. Конечной целью любой власти является подчинение общественных масс воле какого-нибудь харизматического лидера. Масса - это предпосылка и фундамент власти. Поэтому можно утверждать, что политика и религия имеют единую цель - установление своей легитимной власти над социумом. И в то же время имея на прямую связь с понятием «власть», религия и политика, в основном, характеризуют ее не одинаково. Религиозная власть - предполагает абстрактную власть небесного трансцендента над человечеством, а политическая власть - реальную власть земного авторитета (индивида, организации, общности людей) также над человеком, обществом. Но фактически религия всегда стремилась установить на земле помимо божественной, но и земную власть, то есть - политическую власть. Дело в том что - религиозные массы являются лишь частью всего существующего социума, поэтому с помощью политической власти за счет политического принуждения религия имеет возможность расширить границы своей паствы. Прямое или косвенное участие религиозных групп в политической жизни общества зависит главным образом от двух обстоятельств - идеологии, которой придерживаются члены той или иной религиозной группы, и объективных условий, в которых они находятся. Идеология - это относительно целостная система идейных представлений той или иной общественной группы, призванная выражать и защищать интересы и цели в сфере религиозной и политической власти.
Историческая обусловленность включения в современное политическое мышление религии как идеологии связана с особенностями социально - экономического развития общества.
И в конце невозможно не обратить внимание на то, что в некоторых современных обществах религия по-прежнему оказывает серьезное влияние на политику, служа интересам той или иной группы. И весьма понятно, что в даже в государствах с продолжительной атеистической историей внутри религиозных организаций ведутся споры о том, насколько может быть приемлемым для них прямая связь с политикой, а для религиозных деятелей - участие в политической деятельности. Все эти основания дают понятие что, взаимоотношения между религией и политикой не может на этом заканчиваться. Политическая система, которая не учитывает тенденций развития общества и влияния традиционной культуры, пытаясь строить свою легитимность только на рациональной основе, рано или поздно столкнется с духовным кризисом общества, не склонным доверять этой легитимности. Именно в этом, на наш взгляд заключается основной императив в системе современных отношений между религией и политикой.
Литература
- Никольский В.С. Лекции по религиоведению: Учебное пособие Мос. Гос. Индустр.Унив-т.- М.: МГИУ, 2006. - С.6.
- См., Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1996. - С. 44-45.
- Вебер М. Избранные произведения //Пер. с нем. - М., 1990.- С.646.