История великих варваров Аттилы, Чингиз хана, Тамерлана всегда привлекала историков. Этому способствовали рассказы, написанные о них западными и восточными летописцами. Исследователей интересовало, как «великие варвары вторглись в страны развитой цивилизации и внезапно, в течение нескольких лет, превратили римский, иранский или китайский миры в груду развалин. Их приход, мотивы и исчезновение кажутся необъяснимыми настолько, что историки сегодня близки к принятию вердикта старых исследователей, которые видели в них божью кару, ниспосланную в наказание этим древним цивилизациям» [1]. Но ученые знали, что их побудительные мотивы и причудливые изгибы их поведения приобретают ясность только тогда, когда они постараются понять образ их жизни.
В настоящей статье делается краткий обзор лишь некоторых работ обобщающего, монографического плана, опубликованные на английском языке, при этом были избраны исторические исследования, сделавшие самый выдающийся вклад в западную историографию древней и средневековой истории тюркских народов.
Одним из крупнейших исследователей истории Центральной Азии является французский историк Рене Груссе. Его книга «Империя степей» впервые была опубликована во Франции накануне Второй Мировой войны, в 1939 г. Её английское издание вышло в свет в 1970 г. в издательстве Рутгертского университета, штат Нью-Джерси, США. Французский историк смог обобщить накопленный к тому времени материал и освежить множество вопросов, посвященных истории Центральной Азии. В книге на основе объемного массива источников даётся подробнейшие описания жизни Великой степи с античных времен по XVIII в. Повествование основано на исследованиях самого автора, который привлёк большое количество источников европейского, китайского, персидского и др. происхождений. Он начинает свое повествование со скифов, сарматов, гуннов, затем исследует раннесредневековые империи Центральной Азии, историю тюрков и проникновение ислама в XIII в. Далее он рассказывает про империю Чингисхана и его наследников, Туркестан в эпоху Чагатаидов, кыпчакские ханства и империи Тамерлана. Груссе заканчивает свое повествование падением Джунгарии, захватом её, затем Кашгарии маньчжурами, правящими тогда в Китае.
Исследуя многовековую историю тюрко-монгольских народов, он выдвигает задачу своей работы: «Я хотел бы довести до вашего сознания этот великий варварский народ, которым правили три величайшие фигуры - Аттила, Чингисхан, Тамерлан - как они прошагали через десять столетий истории, от границ Китая до границ Запада» [2].
Р.Груссе отзывается о тюрках и монголах как о разумных, уравновешенных, выпестованных в жестоких условиях окружающей среды, всегда готовыми для слова команды, чьи военные авантюры каждый раз приносили им успех, что каждые тринадцать веков он повторялся в том же ритме, начиная от вторжения Гуннов в Лоян до пришествия маньчжуров в Пекин. Причина этих побед состояла в том, что в течение всего этого времени, несмотря на то, что кочевники сильно отставали в сфере материального производства, они обладали преимуществом, имея огромное военное превосходство в лице невероятной мобильности кавалерии с её великолепными наездниками-лучниками». Исчезло же военное превосходство кочевников из-за того, что оседлые страны противопоставляли им артиллерию» [3].
На формирование научных взглядов Р.Груссе большое влияние оказали идеи историков школы анналов. Так, благодаря их концепции, он начинает свою книгу «Империя степей» с обзора температурно-климатических условий Монголии и рассуждения о воздействии Алтайской и Тянь-Шаньской горных цепей на климат степи. Как и представители этой школы, Р.Груссе строит свое сочинение на большом разнообразии археологических, геологических и лингвистических материалов. Таким образом, под влиянием работ Броделя, Груссе раздвинул границы исторических востоковедческих исследований в тех областях, которые раньше игнорировались. Новизна этого труда состоит в отображении точки зрения на известные события выдающегося западноевропейского исследования, мнение которого лишено предрассудков, предубеждения и конъюнктурного подхода.
Поэтому естественно, что книга Р.Груссе «Империя степи» получила высокую оценку историков. Н.Гумилёв считал это сочинение кульминационным пунктом в европейском востоковедении первой половины XX в.
Среди работ обобщающего характера по нашей проблеме большой интерес представляет монография английского востоковеда, авторитетного исследователя в области ислама, истории Турции К.Финдли «Тюрки в мировой истории», «Turks in world history», Oxford University Press, 2005. В хронологическом плане книга даёт обобщенное освещение таких аспектов как история тюрков в доисламский период (события в XI в. н. э.); вхождение тюрков и монгол, с которыми первые имели много общего в исламский мир (события XI-XIV вв.). Далее - последняя великая эпоха создания исконной азиатской империи (события XIV-XVIII вв.). Завершается книга размышлениями автора о тюркских народах в современный период. Цель своего исследования К.Финдли видит в «поиске преемственности и особых замыслов в истории тюркских народов» [4].
В этом исследовании английский историк прослеживает направление движения тюркских народов от степи к империи и этническим государством - Турецкой Республике, пяти постсоветским республикам, другим образованиям и сообществам в Евразии и глобальной диаспоре. На страницах книги автор объединил природные, экономические, социальные, политические условия, в которых разворачивалась история тюркских народов. Он убежден, что двухтысячелетняя история их расселения на территории Евразии может пролить свет на процессы, посредством которых эта многочисленная и разнообразная группа народов устанавливала, трансформировала и планировала свою идентичность в пространстве и времени [5]. К.Финдли изучает формирования тюркской идентичности через глубокие трансформации, прежде всего, через последовательное вхождение тюрков в ислам и современность. По его мнению, есть два основных фактора, определяющие тюркский мир - это язык и «ислам, который стал следующей самой решающей составляющей тюркской идентичности после языка» [6]. К.Финдли подчеркивает общность культурных корней в консолидации тюрков: «Что объединяло тюркские народы, прежде всего, был культурный багаж, который они привезли по мере своего расселения по Евразии. Этот культурный комплекс характеризуется длительной преемственностью, а также великим потенциалом впитывать экзогенные элементы и самому преобразовывать их» [7]. Размышляя о тюркской истории, которая содержит «преемственность и великие преобразования», Финдли выделяет в ней две самые важные трансформации: принятие тюрками ислама и их вступление в современность [8].
Востоковед даёт принципиальный отпор тем группам «посторонних», которые не считали их, тюрков вообще цивилизованными. Подобное восприятие обосновывалось кочевым образом жизни этих народов. Он объясняет: «В своих цивилизационных обязательствах он с течением времени претерпели глубокие изменения
В некотором смысле тюрки по мере перемещения по Евразии мигрировали между цивилизациями. Совершая это, он утверждали свою идентичность. Они также доказали, что могут быть к определенной цивилизации на очень длительный период и могут внести свой значительный вклад в её развитие [9]. Определенной новизной отличается подход Финли к истории тюркских народов через определение их роли в решении конфликта цивилизаций: «Тот факт, что большая часть тюркской истории разворачивалась вблизи приграничных зон между Исламской и Европейской цивилизациями, может пролить свет на степень, в которой эти зоны участвовали или не участвовали в тысячелетнем конфликте» [10].
Заметным вкладом в западную историографию древней и средневековой истории Центральной Азии стало исследование американского историка, востоковеда Питера Голдена «Центральная Азия во всемирной истории», New York: Oxford University Press, 2011. Американский историк повествует об истории этого обширного региона, начиная с древности до современности. Содержание книги излагается в 9 разделах в хронологическом порядке. В контексте темы данной статьи о древней и средневековой истории Центральной Азии основное внимание будет уделено обзору глав с 1 по 7.
Для П.Голдена основополагающими компонентами идентичности Центральной Азии в тот период были «узы клана, племени, статуса, местности или религии», которые зачастую были многослойными [11]. Поэтому П.Голден своей целью ставил освещение истории Центральной Азии в этой многослойности племен, языков, религий, их взаимодействии и взаимовлиянии с ходом времени.
Питер Голден рассматривает Центральную Азию как регион, смещающий этнические, лингвистические, политические и культурные границы в соответствующем историческом контексте. В разное время по-разному оценивалось значение Центральной Азии: «Древние и средневековые наблюдатели считали её маргинальной к цивилизации. Современные историки рассматривают её как «стержень» или «сердце» Евразийской истории, потому что она дала жизнь крупнейшим империям эпохи до нового времени» [12].
Содержание книги излагается в 9 разделах в хронологическом порядке. Во введении П.Голден подчеркивает, что Центральная Азия исторически объединяла два экологических образа жизни: кочевников степи и оседлое население оазисов, где «взаимодействие степных жителей с соседними аграрными государствами сформировало большую часть наших знаний о Центральной Азии. Именно оседлые государства оставили нам сведения о «примитивном» образе жизни кочевников-варваров (их варварских обычаях, кулинарии, одежде из звериных шкур и мехов) [13].
Раздел I даёт современное объяснение хозяйственно-экономической эволюции номадизма от низких до совершенных технологий, как того требовали обстоятельства.
Питер Голден определяет основные факторы, которые объединяли этнические разные народы и государства - это создание крупных империй кочевников путём завоевания соседних племен и торговля, которая связывала людей через долгие расстояния. Именно торговля соединяла народы Центральной Азии с внешним миром. Степные кочевники обеспечивали эту связь с Евразийскими городами, так как товары продвигались из Китая через Центральную Азию до Персии и затем до Средиземного моря [14].
Раздел II под названием «» повествует о появлении в монгольских степях в II в. н.э. народа гсиен-ну и его противодействии с династией Хан в Китае, что заставило последнюю начать строительство Великой Китайской стены. Тогда к Западу от Китая появились две мощные силы номадов, имевшие впоследствии значительные глобальные последствия: Кушанская империя и гунны. «Подъем и падение гсиенну вытолкнули различные кочевые народы, в частности, тюркской группы в казахские степи, где они объединились в союз с другими племенами и окончательно сформировали новый племенной союз - гуннов» [15]. Говоря о последних, П.Голден присоединяется к распространенной в западном востоковедении концепции о происхождении гуннов от гсиен-ну 33). Рассказывая об этих событиях, П. Голден раскрывает одну из ключевых тем своей книги - «движение народов и языков и создание новых этнических общностей» [16].
III раздел «Божественные каганы: тюрки и их последователи» описывает Восточный и Западный Тюркские каганаты, которые стали «лекалом для всех будущих кочевых государств» и где несмотря на применение оседлой административной системы «постаральный номадизм являлся ключевой формой тюркской экономики, а лошадиная сила оставалась ключом к их военной мощи» [17]. Здесь же он подчеркивает значение Великого Шёлкового пути в усилении и обогащении тюркской империи.
Четвертая и пятая части книги посвящены определению значения шелковой торговли в Центральной Азии, а также распространению здесь Ислама в ходе арабских завоеваний. В шестом разделе «Монгольский вихрь» П.Голден повествует о влиянии монголов на мировую историю и новаторской роли их империи: «Монголы принесли степь, лесную зону и много соседних государств (Китай, Иран, Средневековую Русь) в обширно-мировое царство... Они глубоко повлияли на глобальную историю, введя международные сети коммуникаций, начало ранней «мировой» системы в период с 1250-1350 гг. - предшественницы современного мира» [18]. Для американского востоковеда «монголы того времени были больше чем архитекторы этой величайшей кросс-культурной магистрали, они были активными игроками в процессах взаимообмена», и что «этот культурный обмен шёл именно через монгольский фильтр» [19].
Глава седьмая рассказывает о превосходстве тюркского языка и ислама в Центральной Азии и изображает Тимура, как последнего из великих евразийских завоевателей-номадов.
Книга П.Голдена «Центральная Азия во всемирной истории» представляет локальную историю этого региона в глобальном контексте, по его мнению Центральная Азия является плавильным котлом культур, который этот регион породил. Через сочетание местного и глобального П.Голден сформулировал новый взгляд на всемирную историю.
На наш взгляд, среди работ обобщающего характера по древней и средневековой истории необходимо упомянуть крупнейшие исследования Э.А. Томпсона, О.Маенхен-Гельфена, К.Келли о гуннах.
Одним из авторитетных исследователей гуннов является Эдуард Артур Томпсон, британский классицист и медиевист. Заметным вкладом в западное востоковедение первой половины XX в. стала его монография «История Аттилы и гуннов» ("History of Attila and the Huns"), опубликованная в 1948 г. в Великобритании. В 1999 г. эта книга была переиздана под названием "The Huns" ("Гунны"). Позднее английское издание 1999 н. было переведено на русский язык и опубликовано с названием "Гунны. Грозные воины степей" в 2008 г. в издательстве «Центрполиграф». Томпсон Э.А. был прежде всего исследователем древней и средневековой истории Европы. Он считал, что сама по себе история гуннов несомненно интересна, но для него больший интерес представляют их взаимоотношения с Римской империей [20].
Книга Э.А. Томпсона рассказывает об истории гуннов в Европе с момента их первых наступлений на готов с севера Чёрного моря до крушения гуннской империи после смерти их легендарного вождя Аттилы, что заметно отличает исследование Томпсона от аналогичных предшествующих работ, так это его критическая характеристика используемых источников, он подробно их анализирует и рассуждает об ограниченности археологических свидетельств. Однако, британский исследователь опирается лишь на европейские письменные документы и преувеличивает их значение: «Совершенно ясно, что изучая историю гуннов, мы можем полагаться исключительно на свидетельства греческих и римских путешественников и историков» [21].
Новизна исследования британского профессора состоит, прежде всего, в том, что до него практически не предпринималась попытка изложения социальной истории гуннов. Э.А. Томпсон исследует материальную организацию и социальную структуру гуннского общества в динамике, каким оно было до того, как во главе его стал Аттила и каким оно стало при нём. Книга Э.А. Томпсона отличается также тем, что автор рассказывает историю гуннов намного подробнее, чем это было сделано в других работах.
Э.А. Томпсон избегает участия в дискуссии по поводу возможного китайского происхождения кочевого народа хунну.
Точка зрения британского историка на ряд вопросов гуннской истории заметно отличалась от той, что была достаточно распространена в западном востоковедении. Он опровергает общепризнанное мнение об Аттиле как о гениальном военачальнике, правителе и дипломате и о том, что «только благодаря его выдающимся качествам существовала огромная гуннская империя». Он аргументирует тем, что до Аттилы эта империя уже была: «Аттила тем и отличался от Чингисхана, что получил готовую империю (или почти готовую) от предшественников, в то время как монголы оставались небольшими, отдельными пасторальными племенами» [22].
Э.А. Томпсон сомневается в военном гении Аттилы. Он считает, что легендарному предводителю гуннов практически постоянно сопутствовал военный успех только потому, что ему не оказывали достойного сопротивления или победы одерживались за счёт крупных потерь [23].
В книге британского исследователя присутствуют определённые недостатки, так очевидна явная нехватка первоисточников. Автор строит своё исследование на нескольких произведениях римского происхождения, главным образом на сочинениях Аммиануса Марцеллинуса и Приска Панийского.
Одним из самых фундаментальных трудов, когда-либо опубликованных по истории гуннов, является книга австрийского востоковеда, историка, писателя и путешественника Отто Дж. Маенхен-Гельфена «Мир гуннов. Исследования их истории и культуры». После своей смерти он оставил незаконченную рукопись, на основе которой под редакцией Макса Найта была издана книга «World of Huns. Study of their history and culture». Книга была опубликована в 1973 г. В издательстве Berkeley, University of California Press.
Профессора Маенхен-Гелфена отличали от других историков-востоковедов его уникальный профессионализм и энциклопедические знания в области археологии, филологии, истории искусств, он прекрасно знал первоисточники- греческие, русские, персидские или китайские.. Знание Маенхен-Гелфена китайских источников, описывающих гсиен-ну, позволило ему критически оценить широко распространенную точку зрения о возможно китайском происхождении гуннов. В своей работе профессор Маенхен-Гелфен раскрыл фундаментальные знания истории искусства Азии. Именно благодаря своей компетентности в филологии, археологии, истории искусств он развевает миф о предполагаемом незнании гуннами навыков работы с металлами [24].
Научной заслугой Маенхен-Гелфена как востоковеда является его объективная, научно-обоснованная критики источников по истории гуннов. Он считал, что с самого начала этот народ был очернен и демонизирован (этот термин был введен самим Отто Маенхен-Гелфеном) европейскими хронистами, которые описывали его как воплощение вечных, но безликих орд варваров, пришедших с Востока, поэтому бдительность по отношению к ним была крайне необходима, но чья точная идентичность не имела особого значения... Пока эта тенденциозность не будет понята полностью - и это редко имеет место -литературное свидетельство обречено к неправильному чтению» [25].
Отто Маенхен-Гелфен сам подчеркивал то, что отличает его исследования от известных трактатов, заключается в широком использовании археологического материала.
В своем сочинении Отто Маенхен-Гелфен выражает гуманизм в такой противоречивой с расовой точки зрения области как гуннские исследования, что было редким явлением в германской исторической науке 30-х годов XX века. Новизна и отличительная особенность этого сочинения состоит, прежде всего, в том, что его автор создал заслуживающее доверие исследование о предках монгольских и тюркских народов, труд, свободный от предрассудков и лингвистических ограничений, присущих многим западным исследователям. Поэтому, естественно, что многие ученые считают эту книгу подлинным шедевром по истории гуннов. Даже в незаконченном виде она намного превосходит работу Э.А. Томпсона «О гуннах»
Одним из самых заметных трудов по истории гуннов в англоязычной научной литературе последнего времени по праву является исследование британского историка Кристофера Келли «The end of the Empire: Attila the Hun and the fall of Rome», "Конец империи: Аттила Гунн и падение Рима" Norton, New York, 2009.
К.Келли в новом свете раскрывает личность Аттилы, проявившего свой политический талант и волю, чтобы объединить под своим бесспорным правлением не только кочевников гуннов, но и огромное множество готов, аланов, даже некоторых римлян. Когда же Аттила умер, мощная гуннская империя быстро распалась. Новизна исследования К. Келли заключается в том, что он предпринял попытку восста-новить образ Аттилы как гениального военачальника, правителя и искусного дипломата, который был более склонен к созданию стратегических союзов для блага своего народа, чем к завоеванию соседних стран путём жёстких нападений. Так, автор рассказывает о его длительных контактах с римским генера-лом, об обещании Гонории, сестры римского императора, выйти замуж за Аттилу. До исследования К.Келли эти события практически не освещались в исторической литературе
Все рассмотренные работы стали серьезным явлением в западной историографии истории Центральной Азии. Необходимо подчеркнуть, что они её и определяют. Эти монографии располагают богатейшей библиографией, иллюстрациями, картами. Представленный краткий обзор показывает разноплановый, всесторонний характер этих исследований. Их ценной чертой является принятие во внимание аспектов преемственности, общности и специфики тюркских и монгольских народов. Таким образом, западные историки с высоким профессионализмом, опираясь на обширные и разнообразные источники внесли неоценимый вклад в исследование древней и средневековой истории тюркских народов.
Литература
- Grousset Rene "The Empire of the steppes. A history of Central Asia". Rutgers University Press, 1970, - 2.
- Там же, р. 2-3.
- Там же, р. 5-6.
- Carter Finley. "The Turks in world history". Oxford University Press, 2005, - p. 9.
- Там же, 4.
- Там же, 225.
- Там же, 9.
- Там же.
- Там же, 4.
- Там же, 4-5.
- Golden P. "Central Asia in World history". - New York: Oxford University Press, 2011, - 2.
- Там же, 2.
- Там же, 104.
- Там же, 16.
- Там же, 33.
- Там же, 6.
- Там же, 49, 43.
- Там же, 90.
- Там же, 89.
- Томпсон ЭА., с. 11.
- Там же, с. 14.
- Там же, с. 243.
- Там же, с. 244-245.
- Maenchen-Helfen Otto.
- Там же, XXIV.