В своей статье я бы хотел остановиться на некоторых общих аспектах распространения религиозного экстремизма и терроризма в Казахстане и возможного их влияния на устои государственного строя и ее пагубного влияния на молодежь.
Сегодня становится все более очевидным, что религия является отражением системы взаимодействующих и неоднозначных геополитических и этносоциальных процессов различной иерархии, эволюционирующих в условиях противоречий транзитной экономики, не только выходит за сферы конфессионального пространства как такового, но и становится одним из имманентных средств достижения политических целей. Отмеченные тенденции наблюдаются не только в отношении какой-либо одной, определенной конфессии, но и представляют собой общественное явление, уже получившие дефиниции в весьма широком диапазоне - от «религиозного возрождения» до «политизации религии» и т.п. Анализ различных проявлений данного феномена общественной жизни, фиксируемых в последние годы на территории практически всех государств СНГ, в том числе и Казахстана, наглядно показывает, что ему присущи весьма неоднородные характеристики. Одной из отличительных черт названного процесса является влияние и последующее изменение не только культурных или социальных религий, но и других, более фундаментальных основ. Данный тезис находит свое подтверждение у абсолютного большинства исследователей проблемы религиозной экзистенции. Для обеспечения национальной безопасности представляет большой интерес одна из сторон феномена, которая выражается в том, что в настоящее время происходит политизация религиозного фактора, попытки внедрения устоев религии во все существующие институты государства, последствия чего носят преимущественно «дестабилизирующий характер».
Представляется не требующим дополнительной аргументации тезис о том, что указанные тенденции наиболее характерны и максимально рельефно проявляются в тех государствах постсоветского пространства, где то или иное вероисповедание, как составляющая общей конфессиональной «архитектуры» общества, является если не единственной доминантой то, по крайней мере, одним из факторов, оказывающих существенное влияние на их дальнейшее развитие. События последних лет наглядно показали, что такими странами являются государства центрально-азиатского и закавказского регионов (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, субъекты Российской Федерации - Татарстан, Башкирия, республики Закавказья и Северного Кавказа и др.). Не является исключением в приводимом ряду и наше государство.
Указанные тенденции, а также попытки прогнозирования дальнейшего развития ситуации приводят к тому выводу, что вектор распространения «религиозного фактора», и связанного с ним экстремизма на религиозной основе будет географически расширяться, социально углубляться и психологически укореняться.
В данном исследовании мне бы хотелось обратить внимание на понятия: «религиозный фактор», выявление специфики распространения и степень его влияния на общественно-политические реалии государства. При этом на основе анализа исследований по данной проблематике рассмотрены существующие тенденции политизации религиозного сознания и возникающие в связи с расширением данного процесса угрозы национальной безопасности. Для этого обобщены характерные черты противоправной деятельности представителей зарубежных экстремистских религиозных объединений, выявлены основные этапы развития религиозного фактора за последнее десятилетие.
Дискуссии в отношении роли и места религиозной составляющей в системе конфликтопродуктирующих факторов зачастую приводят к парадоксальным выводам. Так, французский исследователь проблемы Л.Таксиль заметил по этому поводу, что «преступление, совершенное в пользу религии, не является преступлением. Это подвиг, который делает из преступника героя и превращает его тем самым в предмет глубочайшего почтения для верных».
Надо отметить, что самоидентификация личности, ее социализация происходят наиболее глубоко, прежде всего на национальной и религиозной почве. Поэтому, воздействуя на данные составляющие, возможно манипулирование сознанием и поведением, как отдельных лиц, так и этнических и конфессиональных групп в целом.
Можно предположить, что для определенных сил религия вообще и ислам в частности является определенного рода прикрытием, оптимальным для распространения своего влияния рядом стран в борьбе за геополитические (и не только) ресурсы в «новых независимых государствах».
Казахстан, как и многие постсоветские государства в период приобретения независимости оказался в идеологическом вакууме, когда доминирующая идеология «коммунизма» рухнула, а взамен существующей идеологии ничего не дали. И этим вакуумом незамедлительно воспользовались различные религиозные движения, секты, в том числе националистического и экстремистского толка. На данный момент к объективным факторам распространения религиозного экстремизма в Казахстане можно отнести:
- высокий уровень безработицы, особенно в сельской местности, что создает почву для возникновения и распространения радикальных и агрессивных идей и форм их реализации;
- духовный и идеологический кризис, приводящий к появлению вакуума, который может быть заполнен идеями экстремистского характера;
- расположение страны вблизи горячих точек. Это: Афганистан, Синьзян-Уйгурский автономный район Китая, Северный Кавказ, нестабильность политической обстановки в Кыргызстане и Узбекистане;
- межгосударственное противоречие внутри региона, которое может повлиять на рост политического экстремизма;
- заинтересованность отдельных государств в дестабилизации внутриполитической ситуации в регионе для ослабления местных правительств и установления своего идеологического влияния.
Наибольшую опасность для Казахстана представляют радикальные исламские организации.
В Казахстане ислам никогда не играл большой роли в политической жизни, хотя появление радикальных исламских групп было замечено и здесь. Это обусловлено следующими факторами.
Во-первых, исторически в Казахстане широко распространено лишь одно из учений традиционного ислама - суфизм, который всегда осуждал всякий религиозный экстремизм. При этом ислам в Казахстане не был «чистым», а представлял собой смесь ислама и местных языческих религий, что исключало появление любого религиозного фундаментализма. В подтверждение этого можно привести выступление Лидера нации Президента Республики Казахстан в Туркестане 11 марта 2011 года: «Я категорически против паранджи. Особенно против того, чтобы студенты, учащаяся молодежь носила хиджабы и паранджу, у нас никогда такого не было в истории, наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам», - подчеркнул он. При этом глава государства заметил, что с уважением относится к тем, кто придерживается исламской веры. «Но у нас своя дорога», - заметил он. (ИА Новости-Казахстан. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев против того, чтобы молодежь Казахстана носила паранджу и хиджабы).
Во-вторых, в отличие от Узбекистана и Таджикистана, в Казахстане отсутствует авторитетная интеллектуальная религиозная элита.
В-третьих, Казахстан - это многонациональное и поли-конфессиональное государство, поэтому ни одна из религий не может быть первой.
В-четвертых, в отличие от Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, Казахстан не имеет общих границ с государствами, где существуют радикальные исламские настроения. Что касается Кыргызстана, то эта республика также не имеет исторических корней для религиозного экстремизма, но она граничит с неспокойной Ферганской долиной и Таджикистаном, откуда может исходить экстремизм.
При этом сразу хочу отметить, что «религиозный экстремизм» может быть не только исламским. Пример японской подпольной террористической секты «Аум Синреке» говорит о том, что большую опасность могут представлять различные религиозные и мистические секты. Уже сейчас в Центральной Азии действует множество таких сект из Западной Европы, Южной Кореи, России.
Надо отметить, что угрозы распространения экстремизма под прикрытием религии на территории Казахстана осложняются следующими факторами:
- стремление различных религиозных группировок и центров экстремистской направленности к объединению;
- отсутствие четких границ между официальным и фундаментальным исламом;
- использование исламским экстремизмом террора как метода политической борьбы.
Кроме того, для многих государств, которые находятся в орбите влияния ислама, «религиозный фактор стал частью политической мобилизации оппозиционных сил... »
Названные обстоятельства явились одними из основных причин того, что ислам, а точнее его радикальные составляющие - фундаментализм и, в частности, ваххабизм - были избраны определенными силами как средство распространения, завоевания и укрепления своего влияния. Несомненно, что «экспансия идеологии», в т.ч. посредством завоевания информационного пространства происходит, в первую очередь в тех странах, население которых (по крайней мере, значительная его часть) исповедует ислам.
В отличие от тех государств центрально-азиатского региона, для которых характерно не только наличие, но и активная деятельность оппозиционных партий и движений, действующих на религиозной основе (подобно Таджикистану и Узбекистану), в РК сложилась уникальная этноконфессиональная картина. Специфичность ситуации заключается в том, что практически ни одну из религиозных конфессий, действующих в Казахстане, нельзя назвать однозначно доминирующей, хотя исторические, социально-политические и другие условия, сложившиеся в республике, привели к тому, что многочисленными на данном этапе развития общества и доминирующими в религиозном спектре конфессиями являются мусульмане суннитского толка и православные христиане. Прогнозирование дальнейшего развития тенденций в демографической области (потоки и направленность миграции населения, уровень рождаемости и др.) указывает на то, что мусульманская община в Казахстане будет значительно преобладать над другими.
Рассмотрим некоторые аспекты тактики деятельности исламских экстремистских организаций на территории Республики Казахстан, хочется отметить характерные этапы их деятельности и возможно вытекающие из них последствия для национальной безопасности Казахстана.
На первом этапе перед различного толка религиозных организаций стояла задача привлечь (завоевать) на свою сторону, как можно большее количество электората, учитывая национальный состав населения, ставка сделана на распространение движений исламского толка. При этом надо честно отметить, что ни Государство, ни Духовное управления мусульман Казахстана (ДУМК) оказались не готовы к тем темпам, которыми ислам стал распространяться в Казахстане и входить в жизнь граждан.
Можно выделить две составляющие первого этапа - внутреннюю и внешнюю. К внешней мы относим идеологическую обработку наших граждан, в основном студенческой и другой учащейся молодежи, за рубежом, как правило, в учебных заведениях негласно или открыто патронируемых религиозными движениями (как, например, Всемирный исламский университет в г. Исламабаде), где Государство и ДУМК РК не имеет никакой возможности проконтролировать и вмешаться в процесс подготовки священнослужителей. А к внутренней - аналогичную деятельность, но уже на территории РК. Открытие большого количества мечетей, зачастую строящихся на деньги «сомнительных» спонсоров, неподконтрольных ДУМК; нехватка имамов, привела к прибытию по различным каналам эмиссаров религиозных объединений, в том числе проповедующих ислам радикального толка. Идеологическая обработка широких масс верующих велась и с использованием конспиративных методов (пропаганда взглядов в независимых от официальных властей мечетях, сборы в вечернее и ночное время в домах частного сектора и т.п.).
На втором этапе перед религиозными движениями стояла задача качественного отбора преданных сторонников для последующего проникновения в существующие институты государственной власти и здесь ставка делается на грамотную молодежь (студентов ВУЗов). Если старшее поколение, имея большой жизненный опыт (в том числе воспитанное в условиях атеизма), трудней поддается влиянию, то молодые, с присущим им максимализмом, легко подаются влиянию всего нового. Поэтому ставка делается в основном на студенчество. При этом идет попытка вмешательства в конституционные устои государства. Казахстан, согласно Конституции, является светским государством.
Статья 1 Конституции РК гласит:
- Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.
- Основополагающими принципами деятельности Республики является: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методом, включая голосование на республиканском референдуме или Парламенте.
Попытки взрастить преданных сторонников в студенческой среде, с последующим их продвижением по службе и обеспечением карьерного роста, может привести к внедрению экстремистки настроенных лиц в законодательные и исполнительные органы власти, с последующим изменением конституционного строя.
Хочу подчеркнуть главенствующую роль руководителей ВУЗов в процессе борьбы с распространением религиозного экстремизма в среде студенчества, которые должны проводить в жизнь политику государства, а не идти на поводу у различных миссионеров.
Так, парадоксально читать в СМИ материалы о том, что в Университетах Казахстана беспрепятственно процветают исламистские секты, открываются специальные помещения (намазхана), в то время как разного рода богослужения, религиозные обряды должны проводиться в культовых зданиях (справочный материал).
Мировой опыт показывает, что государства с подавляющим большинством населения той или иной религиозной конфессии отделяет религию от государства. К примеру, Турция, которая, являясь мусульманским государством, всячески подавляет исламское движение в своей стране, считая его потенциально опасным.
Анализ деятельности представителей экстремистских религиозных движений на территории Казахстана и за рубежом позволяют нам выделить признаки их деятельности, которая наносит ущерб интересам суверенного государства:
- непримиримость к существующему в той или иной стране гражданскому светскому обществу и стремление к замене его исламским;
- непринятие идеи раздельного существования религии и государства;
- идеологическое противопоставление ислама другим религиям;
- акцент на методы дестабилизации общественно-политической обстановки;
- союз с деструктивно настроенными силами (националистическими, сепаратистскими);
- использование для привлечения больших масс населения на свою сторону лозунгов социально-популистского характера.
Исходя из изложенного, основным дестабилизирующим фактором в Казахстане является не собственно ислам, как одна из мировых религий, и даже не исламский фундаментализм, как реакция на процессы секуляризации, активно развивающегося в современных условиях, но исламский экстремизм, который, который представляет собой агрессивное мессианство конфессионально-политического толка, нацеленное на слом гражданских обществ, внешнюю экспансию в форме панисламизма, обострение коллизий вдоль линии соприкосновения религий, прежде всего ислама и христианства.
Как правило, лишь относительно небольшая часть миссионеров и проповедников прибывает в РК по каналу международного религиозного обмена и сотрудничества. Подавляющее же число этих иностранцев проникает в республику иными путями (международный, студенческий, гуманитарный, научный, торговой и др. виды обменов), а также частным образом, в т.ч. незаконным путем, с нарушением паспортно-визового режима. В последующем эти лица предпринимают попытки оседания, в большинстве случаев в сельской местности.
Выбор данного подхода основывается на том, что при ведении религиозной миссионерской деятельности прибывающим в Казахстан проповедникам согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 21 сентября 1997 года «Об утверждении Положения о порядке аккредитации иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся миссионерской деятельностью» необходимо пройти соответствующую аккредитацию в местных органах власти - акиматах. Безусловно, нежелание «засветиться» способствует тому, что данные лица используют другие каналы проникновения. Более того, при аккредитации данным лицам необходимо представлять довольно большой объем информации, которую, в случае принадлежности его к экстремистским религиозным организациям, раскрывать нежелательно. При каком-либо нарушении лицо лишается аккредитации, а затем выдворяется за пределы РК.
Использование различных ухищрений, а также несовершенство действующего законодательства по вопросам въезда-выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства позволяют обходить вышеуказанное Положение, вследствие чего складываются благоприятные условия для стабильного увеличения числа въезжающих из стран исламской ориентации.
Оседание в сельской местности, безусловно, является оптимальным для создания своих идеологических позиций и обработки населения в духе исламского радикализма. Увеличение степени восприимчивости населения к тем видам идей, которые обещают быстрейшее наступление «рая на земле», находятся в непосредственной зависимости от падения жизненного уровня, уменьшения образовательного потенциала и других подобных фактов,
Кроме того, в условиях городского образа жизни, с его сравнительно секуляризованным религиозным сознанием, подверженность влиянию религиозной идеологии отмечается в несколько меньшей степени, что и обуславливает направленность деятельности эмиссаров. Но тут нельзя не учитывать, что за последние годы большая часть сельской молодежи переехала в города.
Пропагандистская деятельность и идеологическая обработка населения в большинстве случаев проводится под прикрытием сотрудников различного рода культурно-просветительских, благотворительных и молодежных обществ и других подобных организаций.
Характерной чертой деятельности экстремистских религиозных организаций является внедрение в религиозное сознание верующих тезисов, утверждающих, что единственным выходом из сложившегося кризисного положения является возврат к «традиционным этноконфессиональным ценностям» и поиск «золотой исламской альтернативы» развития социума. Естественно, что в ходе идеологической обработки ими избирается тактика избежания контактов с официальным духовенством, а также игнорирования сложившихся в стране пребывания национальных и религиозных особенностей. При этом они усиленно навязывают неофитам идеи создания исламского государства, внушают мнение о приоритетности исламских ценностей, нетерпимость к другим религиям.
Многие считают, что сложившиеся социально-политическая и этнорелигиозная ситуация в Казахстане, в отличие от других государств региона, «не создает почву для политизации ислама и превращения его в серьезную политическую силу». Надо отметить, что при формировании подобной точки зрения происходит недооценка влияния религиозного фактора, что, как было показано выше, является не только недопустимым, но и опасным.
Примерами и своего рода прецедентами, подтверждающими тенденцию опасности распространения религиозного экстремизма в Республике Казахстан, можно привести последние события в Актюбинской области.
К сожалению, несовершенство некоторых норм уголовного и административного характера не позволяет в полной мере задействовать потенциально имеющиеся возможности по борьбе с распространением терроризма и экстремизма, прикрывающихся религиозной идеологией. В настоящее время трудно вообще говорить о «религиозном законодательстве», т.к. существует лишь один закон - «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 года (т.е. принятый еще до действующей Конституции 1995 года). Среди других нормативно-правовых актов, непосредственно посвященных религиозным объединениям, можно выделить уже упомянутое выше постановление Правительства РК от 21.09.1997 года «Об утверждении Положения о порядке аккредитации иностранных граждан и лиц без гражданства, занимающихся миссионерской деятельностью».
В конце 1998 года Министерством культуры, информации и общественного согласия был подготовлен законопроект «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», который вызвал негативную реакцию у ряда представителей нетрадиционных конфессий, в результате чего он был отклонен. Обоснованием такого решения явилось то, что, по мнению последних, подобные изменения «потенциально могут ухудшить ситуацию», а также то, что «официальные различия, проводимые между традиционными и нетрадиционными религиями, нарушают основополагающие стандарты равенства религий».
Таким образом, в Казахстане существуют все социально-экономические и политические условия для появления терроризма во всех его проявлениях. Но наибольшую опасность на данный момент представляет религиозный экстремизм. Анализ складывающейся ситуации позволяет сделать вывод о том, что проблема распространения религиозного экстремизма, а особенно его исламской составляющей, в ближайшее время приобретет еще большие масштабы.
Вместе с тем, как свидетельствует исторический опыт, в борьбе с распространением данного явления остаются слабые места. Так, по нашему мнению, в настоящий момент недостаточно внимания уделяется проведению широких разъяснительных мероприятий среди различных категорий лиц. Исходя из этого, одним из основных акцентов в деятельности ВУЗов должно стать проведение разъяснительной и профилактической работы среди студенческой молодежи. Для этого необходимо предусмотреть введение дополнительных часов религиоведения с привлечением специалистов-теологов и религиоведов.