В апреле текущего года Президент Нурсултан Назарбаев посетил с официальным визитом Китайскую Народную Республику. Данный визит можно назвать особенным, поскольку переговоры на уровне лидеров двух государств состоялись после смены руководства в этой стране. Эта была первая встреча Президента Казахстана с Си Цзиньпином после его избрания в качестве генерального секретаря ЦК КПК, а также председателя КНР [1].
Си Цзиньпин представляет так называемое «пятое поколение» китайских руководителей (Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь, Ху Цзиньтао). Заняв в 2008 году пост заместителя председателя КНР, он совершил более 40 визитов в Различные страны и имеет богатую дипломатическую практику. К слову, в 2012 году Президент Казахстана в рамках официального визита в Китай встречался с китайским политиком незадолго до его повышения. И визит в апреле этого года закрепил контакты, рассмотрел перспективные направления сотрудничества и подтвердил ранее намеченные цели. В частности, в 2011 году Казахстан и Китай на высшем уровне договорились поднять двусторонний товарооборот до уровня 40 млрд. долларов в 2015 году. Цель вполне осуществима, если учесть, что Поднебесная сегодня является вторым торговым партнером для Казахстана, а Казахстан - вторым торговым партнером КНР среди стран Содружества. По итогам 2012 года объем взаимной торговли между двумя странами достиг 24,5 млрд. долларов [2].
Подводя итоги визита Нурсултана Назарбаева в КНР следует отметить несколько важных аспектов. Во-первых, повышенный интерес к переговорам глав государств со стороны общественности и СМИ Китая. Президент за короткое время пребывания в Поднебесной дал интервью, ведущим масс-медиа страны -влиятельной и авторитетной общественно-политической газете China Daili и CCTV-2 - крупнейшему телеканалу, освещающему финансово-экономическую тематику.
В интервью China Daili, в частности, актуализированы перспективы развития казахстанско-китайского сотрудничества, в том числе в торгово-экономической сфере и в обеспечении региональной безопасности. В интервью CCTV-2 Нурсултан Назарбаев рассказал об основных направлениях развития Казахстана, а также о ключевых аспектах казахстанско-китайского взаимодействия.
Отвечая на вопрос касательно принятия Стратегии «Казахстан-2050», Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что направления, выбранные в предыдущем программном документе, поставили страну на путь устойчивого развития, темпы которого превзошли все ожидания. - Поэтому стало ясно, что уже сейчас нам требуются новые приоритеты. Это было нужно, чтобы не сбиться с ритма нашего продвижения вперед, - отметил Президент Казахстана.
Неподдельное внимание к нашей стране и официальному визиту Нурсултана Назарбаева в Китай вполне объяснимо. Это первая встреча политиков после избрания Си Цзиньпина Генеральным секретарем ЦК КПК и Председателем КНР. И она должна была задать вектор дальнейшим отношениям двух стран. Ведь стратегический уровень сотрудничества во многом зависит от личных контактов руководителей, от уровня взаимопонимания, которого им удается достигнуть. Поэтому и дипломаты, и журналисты внимательно наблюдали за ходом переговоров, подмечая малейшие детали процесса. А после с удовлетворением констатировали: лидеры, увлекшись разговором, вышли за лимит отведенного протоколом времени. А это явный признак взаимного интереса.
Вторым моментом, определяющим качество визита, является его результативность. Главы государств достигли принципиальных договоренностей по ключевым аспектам взаимодействия, среди которых такие серьезные и важные для Казахстана темы, как совместное использование трансграничных рек, подготовка к проведению ЭКСПО-2017.
Ну и, в третьих, переговоры необычны тем, что проходили не в столице Китая, как это принято, Делегацию Казахстана принимали на тропическом острове Хайнань.
Отношения Казахстана и Китая успешно развиваются. КНР поддерживает республику по многим вопросам, в том числе взяв на вооружение предложенную нашей страной формулу сотрудничества «сырье в обмен на технологии». Поднебесная активно инвестирует в несырьевой сектор, в нефтегазовой сфере реализует такие важные проекты, как строительство битумного завода в Актау, комплекса по производству ароматических углеводородов на Атырауском НПЗ, модернизирует нефтеперерабатывающие заводы в Атырау и Шымкенте. Как ожидается, это позволит проводить более глубокую переработку нефти. В целом в нефтегазовом секторе реализуется около 10 совместных проектов, суммарная стоимость которых составляет 5 млрд. долларов. Еще 4 крупных совместных проектов общей стоимостью свыше 18 млрд. долларов осуществляются в области транспортировки энергоресурсов. В частности, как сообщил Нурсултан Назарбаев, руководство компании CNPC подтвердило планы по завершению в октябре нынешнего года строительства газопровода Бозой - Шымкент, имеющего важное значение для южных регионов республики [3].
Кроме того, в рамках визита достигнута договоренность о создании казахстанско-китайского Делового совета между ФНБ «Самрук-Казына» и Комитетом по содействию международной торговле Китая. Есть намерение расширить инвистиционную деятельность в несырьевых отраслях Казахстана. С этой целью подписаны соглашение и сотрудничестве и Дорожная карта укрепления экономических инвестиционных отношений между «Самрук-Казына» и китайской корпорацией CITIC Group.
На средства специально созданного инвестиционного фонда планируется реализовать проекты в области машиностроения, логистики, нефтехимии и производства строительных материалов. Его объем составляет 200 млн. долларов, и часть средств уже запущена в дело. КНР окажет помощь нашей стране и в развитии альтернативной энергетики. Правительство Китая предоставит опытную партию солнечных батарей мощностью 1 МВт для размещения в СЭЗ «Парк инновационных технологий» и ветроэнергетических установок мощностью 5 МВт для размещения в Шелекском коридоре. Именно так, поддерживая друг друга, и должны действовать стратегические партнеры [4].
В ходе визита Нурсултан Назарбаев также выступил на XII сессии Боаоского форума, на которой озвучил казахстанское видение современных проблем.
Китай перешагнул очередную дату - на смену «четвертому поколению» китайских руководителей пришло «пятое поколение». И хотя процесс передачи власти пока окончательно не завершен, тем не менее уже можно говорить о начале нового этапа в развитии Китая.
Чем будет характеризоваться этот этап и куда поведет Китай его новое руководство, пока сказать трудно, поскольку политический курс «пятого поколения» окончательно не определился. Единственное, что можно предположить с большей долей уверенности, - по крайней мере, в первые пять лет «пятое поколение» будет двигаться в направлениях, определенных в «12-м пятилетнем плане» и «Дорожной карте», оставленных ему в наследство тандемом «Ху - Вэнь».
Прошедший XVIII съезд КПК во многом является переходным, призванным лишь легитимировать смену поколений. Представители «четвертого поколения» во главе с тандемом «Ху - Вэнь» действительно уступили место своим преемникам. Во всяком случае, те, кто к началу съезда достиг 70 лет, не вошли в руководящие органы КПК - Центральный Комитет, Политбюро и ЦКПД (Центральная комиссия по проверке дисциплины КПК).
На XVIII съезде КПК впервые в развернутом виде Ху Цзиньтао были обозначены основные внешнеполитические принципы КНР, которым, как предполагается, будут следовать и руководители «пятого поколения». Эти принципы сводятся к следующим:
- Китай выступает за распространение духа равноправия, взаимодоверия, толерантности, учебы друг у друга, сотрудничества и взаимного выигрыша в международных отношениях, за совместное поддержание международной беспристрастности и справедливости.
- Китай будет и впредь, высоко неся знамя мира, развития, сотрудничества и взаимного выигрыша, прилагать неустанные усилия по защите мира во всем мире и стимулированию совместного развития.
- Неизменно идя по пути мирного развития, Китай будет непоколебимо проводить независимую и самостоятельную мирную внешнюю политику.
- Китай определяет собственную позицию и политику в зависимости от существа дела, поступая по справедливости и борясь за нее.
- Китай выступает за мирное разрешение международных споров и «горячих» проблем и возражает против прямого применения оружия и угроз его применять, против подрыва законной власти в других странах, против терроризма во всех его видах и формах.
- Китай выступает против всех видов гегемонизма и силовой политики, не вмешивается во внутренние дела других стран, никогда не будет стремиться ни к гегемонии, ни к экспансии.
- Китай будет неизменно связывать интересы китайского народа с общими интересами народов всех стран, принимать более активное участие в международных делах, играть роль большой и ответственной страны, на совместных началах реагировать на возникающие вызовы глобального характера.
- Китай будет неизменно держаться взаимовыгодной и взаимовыигрышной стратегии открытости, посредством углубления сотрудничества стимулировать интенсивный, устойчивый и сбалансированный рост мировой экономики.
- Китай стремится к сокращению разницы в уровне развития Юга и Севера и поддерживает развивающиеся страны в повышении их возможностей для самостоятельного развития.
- Китай будет усиливать скоординированность своей макроэкономической политики с главными экономиками; посредством консультаций разумно устранять торгово-экономические трения.
- Продолжая выступать за равенство прав и обязанностей, принимая активное участие в глобальном экономическом управлении, Китай продвигает идею либерализации и удобоисполнимости торгово-инвестиционных операций; возражает против всякого рода протекционизма.
- Китай продолжает всесторонне развивать дружбу и сотрудничество со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования [5].
Любая поколенческая группа обладает своими групповыми особенностями. Обусловлены они возрастом, а следовательно, спецификой той эпохи, в которую им пришлось взрослеть, получать образование и делать карьеру.
Главная отличительная черта китайских руководителей «пятого поколения» - их возраст. Все они принадлежат к поколению «пятидесятников» (те из них, кто родился незадолго до образования КНР в 1947-1949 годах, относятся к переходной поколенческой группе), то есть тех, кто родились уже после образования КНР и чье детство пришлось на годы всевозможных идеологических кампаний, а юность -на десятилетие «культурной революции». Многие приняли в этих событиях то или иное участие, но затем были сосланы в деревню и вкусили, таким образом, все тяготы крестьянского труда. По окончании хаоса, с нормализацией жизни в стране подавляющему большинству удалось поступить в университеты и получить приличное образование. Отсюда, с одной стороны, свойственный этому поколению нигилизм, а с другой - стремление получить гуманитарное образование.
Если руководство «четвертого поколения» можно было условно назвать «комитетом инженеров» (их вузовские специальности - радиоэлектроника, автоматика, энергетика, гидротехника, геология, металлургия), то руководство «пятого поколения» - это в своем большинстве юристы, экономисты, журналисты и пропагандисты. Причем учились они уже в зрелом возрасте (после окончания «культурной революции») и учились на совесть, а потому значительная их часть имеют ученую степень и научное звание [6].
Эксперты отмечают несколько особенностей нового поколения китайских руководителей. Интересно одно их них - отсутствия у них не только ностальгических чувств по поводу советско-китайской дружбы, но и особого интереса к России. Их юность пришлась на эпоху китайско-советской конфронтации, потом в 1980-е годы, китайская молодежь тянулась уже не к СССР, а к Западу и его ценностям. Те из них, кто получил образование за рубежом, получили его в университетах США, Европы и Японии. Не менее значимо и то, что там же они предпочитают обучать и своих детей.
Это, однако, не означает, что отношения Китая с Россией и другими государствами постсоветского пространства станут хуже. Напротив, вполне возможно, что они станут даже лучше. Правда, в них станет прагматизма и стремления Китая выторговать для себя как можно больше преференций.
Однако, вполне очевидно, что социально-экономический и политический курс в КНР будет меняться и в ближайшей перспективе нас ждет много интересного. При этом вполне очевидно, что хотя реформа политической системы, по-видимому, будет в центре внимания «пятого поколения», ожидать ускоренно-го процесса либерализации не стоит. Скорее всего, она будет осуществляться в рамках «Дорожной карты», очерченной тандемом «Ху - Вэнь» [7].
Разумеется, Китай уже не тот, что был в XX веке. Это теперь новый Китай, который влияет на ход всей мировой политики. Как за одно столетие КНР смогла достичь столь глобальных успехов?
В 1978 году с приходом Дэн Сяопина стала проводиться жесткая борьба с плановой экономикой, в то же время Китай стал проводить политику открытых дверей. Заработала программа экономических реформ, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной экономикой, открытой внешнему миру. Последующие руководители - Цзян Цзэминь (1992-2002 годы), а затем Ху Цзиньтао (2002-2012 годы), успешно продолжили начатую Дэн Сяопином политику открытости. Ни для кого не секрет, что они (Цзян и Ху) по-своему модернизировали «социализм с китайской спецификой» Дэн Сяопина. Но это уже предмет другого разговора.
В последнее время все внимание мирового сообщества обращено в сторону нового руководителя КНР Си Цзиньпина.
В 2008 году Си Цзиньпин был избран заместителем Председателя КНР и заместителем председателя комитета по военным делам Китая. Это политическое событие неофициально определило кандидата в будущие руководители страны. С этого момента международные аналитики задались вопросом: «Какого направления будет придерживаться Си Цзиньпин в случае избрания: Какие изменения ожидают внешнюю и внутреннюю политику Китая?»
Интересует это и Казахстан. В этом плане не раз отмечалось, что внешняя политика Поднебесной останется неизменной. Поэтому отношения между нашей страной и КНР будут поступательно развиваться и дальше в стратегическом русле. Это подтвердил визит Нурсултана Назарбаева в Пекин в июне 2012 года, прибывшего для участия в саммите глав государств-членов ШОС. Си Цзиньпин начал свою речь со слов: «Отношения между КНР и Казахстаном развиваются динамично со времен установления дипломатических отношений между нашими странами 20 лет назад. Вы хорошие друзья для нашей страны, Вы трудитесь не покладая рук с целью развития сотрудничества между КНР и Казахстаном. Мы высоко ценим за этот труд Вашу страну. Вы вместе с Председателем Ху Цзиньтао сделали большие шаги для развития отношений между нашими странами» [8].
Большой импульс развитию двусторонних отношений придал первый государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в нашу страну в сентябре этого года. В интервью газете «Казахстанская правда» Глава китайского государства отметил, что Китай и Казахстан - добрые соседи и всесторонние стратегические партнеры. За 21 год со дня установления дипломатических отношений двусторонние связи последовательно и стабильно развиваются быстрыми темпами. В обеих странах рассматривают развитие взаимоотношений как внешнеполитический приоритет. Можно сказать, что китайско-казахстанские отношения находятся на небывало высоком уровне и в развитии всестороннего стратегического партнерства открываются беспрецедентные перспективы [9].
И можно с уверенностью сказать, что отношения между двумя странами останутся на уровне взаимовыгодного сотрудничества и взаимопонимания и в эпоху Си Цзиньпина - представителя «пятого поколения» китайских руководителей.
Литература
- «Казахстанская правда» от 6 апреля 2013 года.
- Там же.
- «Казахстанская правда» от 9 апреля 2013 года.
- Там же.
- Сыроежкин К.Л. Наследие Тандема «Ху - Вэнь» и «пятое поколение» китайских руководителей: монография -Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2013 - 316 с., с. 197-198.
- Там же, - с. 241-242.
- Там же, - с. 249/
- «Казахстанская правда» от 5 сентября 2013 года.
- «Казахстанская правда» от 3 сентября 2013 года.