Появившись 20 лет на международной арене в качестве независимого государства, Казахстан под руководством Президента Нурсултана Назарбаева в первую очередь стал решать вопрос о выборе внешнеполитических приоритетов, установлении дружественных отношений и обеспечении плодотворного сотрудничества со странами, которые могли бы всемерно способствовать укреплению безопасности республики, решению текущих и стратегических задач развития.
На восточном направлении, несомненно, таким государством является Китай. По своему статусу его можно отнести к числу наиболее влиятельных мировых держав, имеющих неоспоримый политический вес.
Еще в январе 2008 г. американский аналитический центр Stratfor опубликовал свой прогноз на тот год в отношении стран СНГ. В данном прогнозе, в частности, подчеркивалось, что, «создавая инфраструктуру, призванную сделать интеграцию с Пекином более привлекательной в глазах стран региона, чем поддержание сохранившихся с советских времен связей с Россией», Китай «уводит у нее из-под носа» Центральную Азию. «...Ключевое значение в этом плане имеет Казахстан... Если Астана перейдет в сферу влияния Пекина, другие страны Центральной Азии не только сочтут экономически целесообразным последовать ее примеру, но и получат в лице Казахстана.полезный «буфер», отделяющий их от разгневанной России [1].
Аналитики центра Stratfor во многом оказались правы. Не только в 2008, но и в 2009 г. тенденция, связанная с укреплением позиций Китая в Центральноазиатском регионе, оказалась доминирующей. Значимых аспектов здесь несколько. Во-первых, повышение уровня партнерства Китая со странами Центральной Азии и придание им статуса «стратегического тыла Китая». Во-вторых, интерес Китая к углеводородным (а шире - в целом к минеральным) ресурсам региона, сопряженный с его политикой, направленной на расширение объемов поставок и географии импорта внешних энергетических источников. В-третьих, необходимость развития инфраструктуры - как Китая, так и приграничных стран, связанная с завоеванием внешних рынков сбыта китайской продукции, Наконец, огромные инвестиционные возможности Китая.
В 2008-2009 гг. все эти факторы стали более очевидными. Причем, усиление Китая происходило на фоне ужесточения конкуренции за углеводородные ресурсы региона и политическое влияние в нем между Западом и Россией, что лишь усложнило расклад геополитических сил в Центральной Азии и поставило государства региона перед выбором [2].
Необходимо отметить, что на протяжении последних 20 лет Казахстан оставался ведущим торгово-экономическим и политическим партнером КНР в Центральной Азии. Его отношения с Китаем складывались непросто, но факт остается фактом - за 20 лет был пройден путь от приграничного сотрудничества, базирующегося, главным образом, на бартерных сделках, до отношений стратегического партнерства, в основе которых лежат сотрудничество в энергетическом секторе и совместные проекты в несырьевых отраслях экономики [3].
Первые самостоятельные контакты Казахстана с КНР приходятся на конец 1980-х гг., когда после 20-летнего периода довольно сложных советско-китайских отношений «железный занавес» был поднят, и Центром было дозволено развивать торгово-экономические контакты пограничным с Китаем республикам СССР.
После распада СССР Китай, одним из первых, заявил о признании новых независимых государств Центральной Азии как субъектов международного права, установив с ними с января 1992 г. дипломатические отно-шения в полном объеме. Соответствующие соглашения были подписаны: с Узбекистаном - 2 января 1992 г., с Казахстаном - 3 января 1992 г., с Таджикистаном - 4 января 1992 г., с Киргизией - 5 января 1992 г. и с Туркме-нистаном - 6 января 1992 г.
Несмотря на незначительность периода установления дипломатических отношений в историческом масштабе, связи характеризуются весьма высоким уровнем.
В феврале 1992 г. КНР с официальным визитом посетил премьер-министр Казахстана С.Терещенко. По результатам переговоров в Пекине был подписан ряд документов, закладывающих основы двусторонних казахстанско-китайских отношений.
В августе 1992 г. состоялся обмен визитами министров иностранных дел. Итогом соответствующих переговоров явилось подписание «Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций» (вступило в силу после ратификации 18 августа 1994 г.) Стороны договорились об условиях, принципах, режиме взаимных инвестиций и порядке разрешения возника-ющих споров.
В октябре 1993 г. состоялся первый официальный визит в КНР Президента Казахстана. В ходе визита Н.Назарбаевым и Цзян Цзэминем была подписана «Совместная декларация об основах дружественных взаимоотношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой» - первый официальный документ, определяющий принципы взаимоотношений двух государств [4].
В апреле 1994 г., Премьер Госсовета КНР - Ли Пэн посетил Казахстан.
В сентябре 1995 г. состоялся второй визит Н.Назарбаева в КНР.
В июле 1996 г. Председатель КНР Цзян Цзэминь посетил Казахстан. Визит завершился подписанием «Совместной декларации Республики Казахстан и Китайской Народной Республики», подтвердившей все ранее достигнутые договоренности и взаимные обязательства двух сторон, и наметившей перспективу стратегического партнерства на XXI век [5].
На фоне сегодняшней, зачастую неустойчивой международной обстановки, в условиях непрерывно возникающих новых вызовов и угроз географическое положение наших государств, интенсивный политический диалог, взаимодополняемость экономик и обширные гуманитарные связи обуславливают надежный фундамент стратегического партнерства Казахстана и Китая.
Объем товарооборота между нашими странами в 2009 г. составил 14 млрд.долларов. Во внешней торговле Казахстана этот показатель по итогам 2009 года превысил 13% и Китай занял среди стран-партнеров РК второе место после России. В свою очередь и для Китая Казахстан является вторым среди стран СНГ торговым партнером [6]. В 2010 году импорт товаров из КНР в РК увеличился на 11% по сравнению с 2009 годом [7] и товарооборот между государствами достиг 20,4 млрд.долларов, увеличившись в 50 с лишним раз по сравнению с начальным периодом установления дипотношений [8].
Взаимная торговля между нашими странами выросла почти в 13 раз за последнее 10 лет, и более тысячи китайских предприятий работает в нашей республике [9]. При сохранении такой динамики роста доведение товарообо-рота до 40 млрд.долларов к 2015 году вполне реализуемая задача [10].
Можно вспомнить, что во время официального визита в Китай Государственного секретаря-министра иностранных дел РК Каната Саудабаева в феврале 2010 г., стороны отмечали, что несколько лет назад Нурсултан Назарбаев и Ху Цзиньтао договорились довести уровень товаро-оборота до 15 млрд.долларов. Задача успешно исполнена: в 2008 году объем взаимной торговли достиг 17,5 млрд.долларов [11].
Постоянные контакты руководителей двух стран наглядно демонстрируют высокий уровень, прочность и стратегический характер межгосу-дарственных отношений. В 2010 году лидеры двух стран встречались пять раз [12]. 2011 год также не исключение: в феврале 2011 года Нурсултан Назарбаев посетил с государственным визитом КНР, в июне - Ху Цзиньтао прибыл в Казахстан, в сентябре - министр иностранных дел РК Ержан Казыханов с официальным визитом побывал в Пекине и в этом же месяце состоялся первый в истории двусторонних отношений официальный визит председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР (ПК ВСНП) У Банго в РК.
Каждая встреча казахстанского и китайского руководителей - новый этап во взаимоотношениях двух стран. Причем динамика взаимных визитов всегда наполняется новыми соглашениями и договоренностями, достигнутыми по их итогам. И эта (июньская 2011 года) уже 25-я встреча Нурсултана Назарбаева и Ху Цзиньтао ознаменовалась важнейшим событием - стороны подписали Совместную декларацию о развитии всестороннего стратегического партнерства. Этот документ призван еще более упрочить имеющийся фундамент взаимодействия Астаны и Пекина и вывести сотрудничество на качественно новый уровень. Декларация охватывает все направления казахстанско-китайских отношений и определяет их развитие на долгосрочную перспективу [13]. На данной встрече было отмечено, что почти за 20 лет с момента установления дипломатических отношений между двумя государствами окончательно урегулирован пограничный вопрос, подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, созданы отношения стратегического партнерства. Выработана совместная стратегия сотрудничества в XXI веке.
Также плодотворным был визит министра иностранных дел Ержана Казыханова. Состоявшиеся встречи главы МИД РК с руководством Китая в очередной раз подтвердили: Казахстан во внешней политике этой страны занимает важное место. Свидетельством стало и то, что Е.Казыханов имел возможность встретиться с заместителем председателя КНР Си Цзиньпином. На языке протокола это дань особого уважения к стране [14].
Пребывание в Пекине прошли в плотном графике переговоров с руководством Поднебесной, а завершилось встречей в широко известном в экспертных кругах Китайском институте международных проблем. Министр иностранных дел выступил перед научной общественностью КНР, предста-вителями дипломатического корпуса, аккредитованного в Китае, обозначив основные направления внешней политики Казахстана.
Первый в истории двусторонних отношений официальный визит председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР У Банго в сентябре 2011 года послужил дополнительным импульсом в укреплении взаимовыгодного сотрудничества. Заметим, что Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) является высшим законодательным органом КНР и выступает как однопалатный парламент. При этом обладает широкими полномочиями - от внесения поправок в Конституцию и контроля за ее исполнением до избрания и утверждения кандидатур высших должностных лиц государства. На нынешний момент число депутатов ВСНП 2 987 человек [15].
Во время встреч руководителей двух стран отмечалось, что удалось добиться широкого консенсуса по углублению стратегического сотрудничества, а также важным международным и региональным вопросам, представляющим взаимный интерес. В частности, высоко оценена роль парламентов в политической жизни, а также в процессе укрепления взаимопонимания и дружбы между народами двух стран. Выражая готовность ПК ВСНП к дальнейшему взаимодействию с Парламентом Казахстана, У Банго отметил, что действующие в законодательных органах обоих государств группы межпарламентского сотрудничества вносят значительный вклад в углубление стратегического партнерства [16].
В ходе встречи в Парламенте РК высокий гость, назвав межпарламентские связи важной составляющей межгосударственных отношений, отметил, что в этой сфере заложен хороший фундамент, способный вывести межпарламентский диалог на новый исторический рубеж. По мнению У Банго, правовой климат казахстанско-китайского сотрудничества способствует дальнейшему укреплению долгосрочных дружественных связей между государствами [17].
В ходе своего визита в Казахстан У Банго был принят Главой государства Нурсултаном Назарбаевым. Собеседники рассмотрели ряд вопросов двустороннего сотрудничества, подчеркнув, что уровень взаимодействия Казахстана и Китая во многом обусловлен парламентской поддержкой [18].
Заметим, что казахстанско-китайское стратегическое взаимодействие активно развивается во многом благодаря активному политическому диалогу на высшем уровне, личным отношениям глав государств.
Среди основных политических достижений за эти годы, помимо урегулирования пограничных вопросов, следует упомянуть предоставление Китаем Казахстану гарантий безопасности. Подписаны такие важные документы, как Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Соглашение о создании казахстанско-китайского Комитета по сотрудничеству. Данная структура стала основным механизмом системного продвижения и наращивания многопрофильных связей. Сегодня она состоит из 10 подкомитетов и Совместной комиссии по трансграничным рекам. Переломным этапом можно назвать подписание в 2005 году Совместной декларации об установлении и развитии отношений стратегического партнерства и год спустя - Стратегии сотрудничества в XXI веке. В 2007 году принята программа сотрудничества в несырьевых секторах экономик. Все это позволило вывести казахстанско-китайские отношения на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства [19].
Литература
- Сыроежкин К.Л. Казахстан-Китай: от приграничной торговли к стратегическому партнерству: монография. - В трех книгах. Книга 1. В начале пути. - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2010. С.12.
- Там же. С.12.
- Сыроежкин К.Л. Казахстан-Китай: от приграничной торговли к стратегическому партнерству: монография. - В трех книгах. Книга 1. В начале пути. - Алматы: Казахстанский
институт стратегических исследований при Президенте РК, 2010. -С.13 - Там же.. С.37.
- Сыроежкин К.Л. Казахстан-Китай: от приграничной торговли к стратегическому партнерству: монография. - В трех книгах. Книга 1. В начале пути. - Алматы: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте РК, 2010, -С. 69.
- «Казахстанская правда» от 15 июня 2010 года
- «Казахстанская правда» от 23 февраля 2011 года.
- «Казахстанская правда» от 11 июня 2011 года.
- «Казахстанская правда» от 24 февраля 2011 года.
- «Казахстанская правда» от 27 сентября 2011 года.
- «Казахстанская правда» от 24 февраля 2011 года
- «Казахстанская правда» от 15 июня 2011 года.
- «Казахстанская правда» от 14 июня 2011 года
- «Казахстанская правда» от 10 сентября 2011 года.
- «Казахстанская правда» от 28 сентября 2011 года.
- Казахстанская правда» от 23 февраля 2011 года.
- «Казахстанская правда» от 27 сентября 2011 года.
- «Казахстанская правда» от 28 сентября 2011 года.
- Там же.