Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Проблема конфессионального фактора как мобилизационная сила в политических процессах РК

По мнению Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, параметры нашей политики находят свое отражение в стабильности ситуации в Казахстане, основанной на утверждении демократических прав и свобод, строгом соблюдении гражданского равенства вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Такое положение вещей рассматривается нами как интегральный элемент всеобщей безопасности и стабильности /1, с. 14/. Одним из принципов, на которых должна строиться система национальной безопасности республики, является соответствие построения системы национальной безопасности принципам правового государства и нормам международного права с учетом национально-исторических традиций и мирового опыта.

Одной из важных составляющих системы социокультурных ценностей является религия, -замечает Глава государства. Религиозные воззрения выражают идеалы и устремления верующих, обусловливают нормы поведения. В основе мировых религий лежат нравственные нормы, а именно толерантность и взаимопонимание, крепость семейных уз, ненасилие, веротерпимость. В то же время религиозная нетерпимость, фанатизм и экстремизм нередко становятся причиной и фактором межцивилизационных столкновений, кровопролитных войн, изгнания инакомыслящих, ксенофоби /2, 39/.

Тема роли религии в укреплении стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия не обойдена вниманием в научных исследованиях и публицистике. Однако, стоит заметить, что во многих исследованиях тема религии представлена не как самостоятельная и жизненно значимая проблема, а лишь как ее отдельные аспекты, в основном функционального характера. На наш взгляд, в современных условиях, конфессиональный фактор необходимо рассматривать в первую очередь как мобилизационную силу в политических процессах развития отдельного государства.

На протяжении истории отношения между религией и обществом, между государством и религиозными объединениями принимали различные институциональные формы. Типология этих взаимоотношений может быть классифицирована следующим образом: теократическая модель; модель государственной церкви; модель существования церкви и государства как двух автономных образований.

Анализ исторической практики и современного законодательства позволяет выделить два основных вида статуса религии в государстве:

1. государственная религия, закрепление ее главенствующего положения по сравнению с другими вероисповеданиями;

2. режим отделения религии от государства и светского образования.

Примечательно, что статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и религиозных формирований, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также привилегии для религиозных организаций. Новая система отношений между государством и религиозными организациями - система их автономного существования возникает в начале XX века. Режим отделения религии от государства представляет собой важнейший принцип, который получил свое признание во многих странах и закрепление в конституциях. Стоит признать, что данный режим обусловлен зачастую стремлением лишить религию монополии в выполнении идеологической и интеграционной функций, поскольку религия обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей.

По мнению специалистов, содержание режима отделения религии от государства характеризуется следующими особенностями: государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан по этому признаку; государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями; государство не оказывает религиозным объединениям материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки; религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций; религиозные объединения не вмешиваются в дела государства /3, с. 122-123/.

В свою очередь государство охраняет законную деятельность религиозных организаций. Таким образом, режим отделения религии от государства представляет собой процесс переориентации общественной жизни на светские ценности и нормы. Общепризнанно, что взвешенной государственной политикой в области межконфессиональных отношений является на сегодняшний день та политика, которая формирует устойчивый иммунитет общественного сознания к радикализму. Основой такой политики является либеральное законодательство, веротерпимость и плюрализм. В Конституции Республики Казахстан закреплены светский характер государства, гарантии прав граждан на свободу совести, отсутствие протекционизма в отношении какой бы то ни было религии, толерантное отношение ко всем конфессиям.

На наш взгляд, как показывает политическая практика власть в республике исходит из того, что светское демократическое государство с многонациональным и многоконфеcсионалы^ым составом, не должно допускать привилегий какой-либо одной религии. Но при этом оно не должно забывать об исторически сложившихся основных конфессиях и быть заинтересованным в сохранении межконфессионального баланса.

Отношения в религиозной сфере регулируются Законом "О свободе вероисповедания и религиозных объединениях" 1992 года, который, по оценкам специалистов, в полной мере соответствует международным стандартам. За годы демократических реформ в Казахстане произошли значительные количественные и качественные изменения и в религиозной структуре страны. На сегодня в Казахстане действуют 2192 религиозных объединения, представляющих 46 конфессий и деноминаций. По числу верующих традиционно лидируют религиозные объединения мусульман и православных христиан, в которые входят 95% верующих казахстанцев. Как уже было отмечено выше, наряду с традиционными конфессиями активную деятельность в республике осуществляют религиозные объединения нетрадиционных конфессий и новообразований, 246 иностранных миссионеров.

В современных условиях, деятельность религиозных конфессий в Казахстане представляет собой, на наш взгляд, важный фактор, уникальный механизм сохранения и укрепления внутриполитической стабильности и гражданского мира. О значимости данного фактора в политике государства свидетельствует пристальное внимание Президента РК Н. А. Назарбаева к религиозной ситуации в стране, нуждам верующих, создание при Правительстве Казахстана Совета по связям с религиозными объединениями, имеющего структурные подразделения во всех регионах страны.

В последние десятилетия в сфере духовной жизни, на общем фоне Ренессанса мировых религий и усиления их роли, как в национальной, так и в международной жизни, наметились две противоположные тенденции. Одна из них состоит в устремлении к взаимопониманию и диалогу религий, сближению их позиций по основным мировым проблемам, уважению к инаковерующим и неверующим. Другая - в усилении религиозного фанатизма и экстремизма у части верующих, поддержании международного терроризма под флагом борьбы с «неверными», стремлении к формированию государств на религиозной основе. Вторая тенденция крайне опасна и вызывает сопротивление мировой общественности, политической и ителлектуальной элиты.

По мнению исследователей усиление влияния религии в Республике Казахстан, как и во всех постсоветских государствах, было вызвано следующими факторами:

  • духовно-идеологическим вакуумом, образовавшимся после падения социалистических ценностей;
  • забвением религиозного сознания в прошлом и связанным с этим его возрождением;
  • трудностями социально-экономического характера;
  • отсутствием в первые годы становления суверенитета республики правовых актов, регулирующих деятельность религиозных организаций и зарубежных миссионеров;
  • утверждением позже демократического курса в жизни общества, несущего с собой возможность реализовать некоторые из его принципов - принципы свободы вероисповедания и свободы совести;
  • отсутствием в обществе базового религиозного мировоззрения и религиозной культуры у основной части населения, что обусловило упрощенный характер восприятия и понимания основ религии в нашем обществе;
  • интересами иностранных государств, способствующих активной работе зарубежных миссионеров, значительно финансируемой их религиозными центрами /4, с. 61/.

На наш взгляд, религиозный ренессанс стал в политической сфере своеобразным показателем приверженности новых независимых государств, в том числе и Казахстана, демократическим ценностям. Независимые государства стали членами многих авторитетных международных организаций, выступив с поддержкой всех международных резолюций по правам человека. Тем самым была продекларирована приверженность новых государств демократическим принципам развития и в частности принципам религиозной свободы.

В настоящее время по мнению специалистов религиозная ситуация в Республике Казахстан характеризуется следующим рядом тенденций. Во-первых, за последнее десятилетие у казахстанцев произошло раскрепощение религиозного сознания. При этом обращение населения к религиозным ценностям стало одним из аспектов общего возрождения традиционной культуры. По оценкам экспертов, количество верующих казахстанцев увеличилось по сравнению с серединой 80-х гг. почти в два раза - с 20-25 до 40 процентов. По результатам ряда социологических опросов уровень религиозности населения неоднороден в различных социальных группах. Так, чем старше население, тем выше уровень религиозности. Уровень религиозности также зависит от места проживания, в частности, жители сельской местности более религиозны, чем горожане, что является следствием преобладания традиционного уклада жизни на селе. В то же время значительное количество населения остается с достаточно высоким уровнем религиозной индифферентности. Последствия атеистической пропаганды, проводимой в советское время, репрессии и гонения против верующих устойчиво сказались на сознании целых поколений казахстанцев. В настоящее время количество людей, равнодушно относящихся к религии, по оценкам экспертов, составляет в республике около 55%. Во многом для них религия является больше культурным фактором, чем нормативной моделью, регламентирующей различные стороны их повседневной жизни. Во-вторых, заметно возросла активность религиозных объединений, относящихся к нетрадиционному для Казахстана типу. Казахстан является лидером на постсоветском пространстве в деле поощрения религиозной толерантности и уважения прав религиозных меньшинств, а наш опыт межэтнического и межрелигиозного диалога признается во всем мире.

На наш взгляд, важной тенденцией является то, что религиозные объединения в Казахстане не просто существуют сами по себе в отрыве от общества, но и привлекаются к участию в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия. Конфессиональный фактор рассматривается в государственной политике как мобилизационная сила в политических процессах в Республике Казахстан. На сегодняшний день, во мнении о том, что необходимо легитимно подключать огромные возможности и ресурсы, которыми располагают мировые религии, к решению назревших политических, экологических, духовных проблем человечества сходятся многие казахстанские политики и общественные деятели. Слово авторитетного религиозного деятеля в сегодняшнем мире не менее значимо, чем слово известного политика. К такой глобальной миссии призывают и Съезды лидеров мировых и традиционных религий, проходящие в Республике Казахстан. Нашей страной накоплен уникальный опыт межрелигиозного и межконфессионального взаимопонимания и сотрудничества, признанный лидерами мировых религий. Подтверждением тому служат ставшие традиционными съезды мировых религий, проведенные в Астане по инициативе Главы государства.

Многоконфессиональность и полиэтничность определили один из основных приоритетов государственной политики в сфере религии - это укрепление межконфессионального согласия как ключевого условия сохранения стабильности в обществе и соблюдения прав человека. В Конституции Республики Казахстан закреплен светский характер государства, определяющий и гарантирующий права граждан на свободу слова, мысли и выражения, в котором также продекларировано равное и толерантное отношение ко всем конфессиям. Одним из приоритетных направлений как внешней, так и внутренней политики Республики Казахстан является обеспечение общественной безопасности, в котором неоспоримо важными элементами являются межконфессиональное и межэтническое согласие. Опыт Республики Казахстан в продвижении принципа религиозной толерантности и свободы религий является примером претворения в жизнь миролюбивой и либеральной политики государства.

Глава государства Н.А.Назарбаев в своих выступлениях не раз подчёркивал, что «мы известны миру своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохраняться и развиваться». По словам Президента РК Н.А. Назарбаева, в международном сообществе уже получила признание наша последовательная политика, направленная на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в нашей стране и представляющих единый народ Казахстана. Народ, который активно строит современное и конкурентоспособное светское государство. По оценке Президента РК Н.А. Назарбаева, за время, прошедшее после первого форума - съезда лидеров мировых и традиционных религий в 2003 году, значение межрелигиозного диалога значительно возросло. «Многие трагические события, произошедшие за эти годы на территории практически всех континентов мира, прямо и недвусмысленно говорят о том, что решить одними политическими или силовыми мерами многочисленные конфликты невозможно». Кроме того, в основе межконфессионального диалога должно быть заложено «отсутствие агрессивности в позиции духовных лидеров». По мнению Президента межконфессиональный диалог должен строиться на определенных принципах. Это -непредвзятость, отказ от сложившихся веками стереотипов взаимного восприятия, зачастую просто негативных. Нет необходимости вступать в диалог, не отказавшись от негативных стереотипов. Вторым таким принципом должен стать сознательный отказ от вторжения в чужие сакральные сферы. Также, по мнению Главы государства, необходим совместный ответ мировых и традиционных религий на новые нестандартные угрозы. «Если в мире политики такие нестандартные угрозы связаны с терроризмом, распространением оружия массового поражения, трансграничной преступностью, то в мире духовном возникает угроза более фундаментальная: это разрыв с тысячелетними духовными традициями», - считает Н.А. Назарбаев. Это явление происходит на всех континентах независимо от веры. Стоит заметить, что межконфессиональные конфликты способны затрагивать и поляризовать все общество. Этот важный момент стоит учитывать при изучении конфессионального фактора как мобилизационной силы в политических процессах в Республике Казахстан. Сегодня необходимо стимулировать проведение фундаментальных исследований в области религии и обеспечить ее доступность широкой общественности. Назрела необходимость создания единой системы конфессионального мониторинга, которая позволит отслеживать конфессиональную ситуацию в стране и разрабатывать конкретные рекомендации для предотвращения конфликтов, могущих возникнуть при прямом или косвенном участии религиозного фактора.

События, происходящие сегодня во многих регионах мира и Центральной Азии, демонстрируют органическую связь вопросов религии и проблем укрепления национальной безопасности, а также национального и духовного единства современного государства. В целом, можно констатировать,   что   в   Казахстане   на   сегодняшний   день   складывается   собственная модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основанная на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, отношениях сотрудничества и стремления к взаимопониманию. А конфессиональный фактор выступает как мобилизационная сила в политических процессах в Республике Казахстан.

 

Литература

  1. Национальная безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001. - 463 с.
  2. Нурсултан Назарбаев Стратегия радикального обновления глобального сообщества и партнерство цивилизаций. - Астана: ТОО АРКО, 2009. - 264 с.
  3. Мухашов А.М. Тенденции и противовесы глобализации в поликонфессиональном регионе Центральной Азии // Глобализация и диалог конфессий в странах Центральной Азии: Материалы международной научно-практической конференции. - Алматы: Компьютерно-издательский центр Института философии и политологии МОН РК, 2002. - 304 с.
  4. Цепкова И.Б. Политика и религия. - Алматы: КазАТК, изд-во «Бастау», - 108 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.