Республика Казахстан является поликонфессиональной страной, межконфессиональное согласие один из важных факторов сохранения политической стабильности нашего общества. Согласно Конституции, Республика Казахстан – светское государство, где религиозные организации отделены от государства. Современная религиозная ситуация в стране обуславливает необходимость повышения внимания государства и общества к новым реалиям в религиозной сфере.
Рост религиозности населения – свершившийся факт, который был связан с крахом прежней идеологической системы. Религия стала играть более существенную роль в общественной жизни страны. В мире живет более 1,2 миллиарда человек, исповедующих Ислам. Мусульманские общины находятся более чем в ста двадцати странах. Ислам, возникнув, как религиозная система зарождающегося феодального общества, нес на себе отпечаток той социально-этнической среды, в которой начал функционировать. На современном этапе мы можем говорить о своеобразной «этнизации ислама». С одной стороны ислам впитал в себя племенные верования и культы, этнические традиции тюркских народов, с другой наложил отпечаток на все сферы их жизнедеятельности, предоставив им свои социально-экономические, политические, нравственные принципы, догмы, праздники и обряды, т. е. «исламизировал» этническую тюркскую общность На закрытии 1-го съезда мировых и традиционных религий в г. Астане в 2003 г. президент Казахстана Н. Назарбаев сказал: «Бог один, но дороги к нему разные.
Многообразие – не есть недостаток, а наоборот, – неоценимый дар Божий, благодаря которому происходит взаимообогащение и развитие. Каждый народ обладает неповторимыми, присущими только ему традициями, историей, складом мышления». В настоящее время в республике возросло количество мусульман, многовекторная политика нашего государства предполагает и развитие исламского вектора во всех областях жизни. В 2011 году Казахстан будет председательствовать в одном из авторитетных объединений – Организации исламская конференция.
Актуальность предложенной темы в связи с вышеизложенным не вызывает сомнений.
Сегодня многие казахстанцы, прежде всего казахский народ, представители различных слоев общества, начиная с рядовых граждан и кончая бизнес-элитой, начинают обращаться к исламу. Этот процесс наблюдается повсеместно, причиной тому является поиск своих корней, народу надоели всякого рода концепции, западные идеологии, модные теории, которыми их закармливают СМИ, разумные люди ищут истину. Если обратиться к историческим корням, то следует отметить, что ислам укрепился в Казахстане как последняя религия, неспроста, ее основой стало Тенгрианство. Арабские ученые Аль Макдиси, Ибн Асир, Ибн Фадлан и другие писали, что тюрки придерживались религии Единобожия. Если с ними что-то случалось, то они, подняв указательный палец вверх, говорили: «Бир Тенгри биледи» или желали путнику «Сени Тенир жарылкасын». Особенность исторического развития Казахстана обусловила распространение на его территории ислама суннитского толка, для которого характерны терпимость к инакомыслящим, использование местного обычного права.
Политизация ислама, противостояние светской власти и религиозной элиты, нетерпимость к иноверцам, религиозный фанатизм или ценности теократического государства не присущи казахскому исламу. И в тоже время, следует отметить, что мусульманам очень важно знать приоритеты в Исламе. «Закон о приоритетах» тесно связан с другими законоположениями шариата. Сегодня приоритет должен отдаваться воспитанию и обучению. В человеке должны воплощаться на практике его религиозные ценности и нравственные качества. Построение этого человека, постоянно требуемое дело, особенно когда общество нуждается в обновлении. Изменение самих себя, перед изменением системы – является одним из важных приоритетов в области общественных отношений. Лучшее высказывание об этом в Коране: «Поистине Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними (т.е. в их душах)».
В Казахстане отношения в конфессиональной сфере регулируются Законом «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» 1992 года, согласно которому в республике действуют более 2000 тысяч религиозных объединений, представляющих более 50 конфессий. Последние события на Ближнем Востоке и в Центральной Азии свидетельствуют о политизации ислама, который приобретает все больше экстремистский характер.
С целью предотвращения религиозного экстремизма власти Казахстана предпринимают определенные меры, в частности постоянно проводится мониторинг деятельности религиозных объединений, где особое внимание уделяется объединениям со смешанным национальным составом. О необходимости и целесообразности проводимого политического курса свидетельствуют события в Западном и Южном Казахстане.
Многие казахстанцы предполагают, что исламский фундаментализм в Казахстане не пройдет, что в Казахстане отсутствует социальная база, ведь не случайно исламский радикализм называют «идеологией отчаяния».
На наш взгляд, данное положение может быть спорным, за двадцать лет независимости Казахстана выросло новое поколение молодых людей, не живших в эпоху советского интернационализма и патриотизма, советские идеалы исчезли, а новые очень быстро заполняются мусульманскими идеями. Последнее обусловило появление в нашем обществе девушек в хиджабе, фанатиков исполнения религиозных обрядов, т.н. ваххабитов и пр. представителей. Рост радикального ислама в Казахстане зависит в первую очередь от качества образования, от религиозных свобод, и от политики муфтията. Если он будет иметь среди верующих авторитет, если к нему будут прислушиваться, то, естественно, будет противодействие идеологии радикальных группировок.
Но если муфтият не будет вести пропаганду того ислама, который характерен для казахского народа, не будет активизировать рост религиозного самосознания, повышать интеллектуальный уровень наших верующих, т.е. вести именно идеологическую пропаганду то мы получим в будущем солидную социальную базу в лице молодого поколения. Большую роль в идеологической работе на наш взгляд должны играть языковая политика, мы убеждены, что необходима пропаганда казахского языка не только в русскоговорящей среде, но и пропаганда русского языка необходима в казахскоязычной среде, иначе могут возникнуть перекосы в развитии духовной культуры.
Свидетельством тому могут послужить результаты проведенного нами опроса, с целью выяснения отношения к религии и исламу в частности. Нами были опрошены 110 человек, из них 21 лица мужского пола, что составляет 19%, лица женского пола 86 – 78%, не указавшими свой пол – 2,7%, отказались заполнять данную анкету – 7 человек. Большая часть из них относится к студенческой аудитории. Среди опрашиваемых было 8 человек (женщины) с высшим образование (5 – мусульманок, 2 – христианки, 1 – приверженка научного мировоззрения). Первые 5 вопросов были нацелены на выяснение базы данных аудитории опрошенных, имеется в виду половозрастная характеристика, социальное положение и пр.
Рассмотрение социально-демографических характеристик респондентов выявляет следующие особенности: среди опрошенных заметно некоторое преобладание женщин (78% против 19%), причем верующих женщин 93%, мужчин 90%, так же и среди атеистов - мужчин (1,8% против 5,4%).