Статья рассматривает созависимость как состояние, возникающее у членов семьи больного алкоголизмом или другими формами зависимости, которое подчас тяжелее, чем само заболевание. Созависимость можно сравнить с симбиозом алкоголика и членами семьи, но такой симбиоз имеет разрушительную тенденцию не только для «донора», но и для всех его участников. Изначально созависимость формируется из гуманных побуждений -помочь пьющему человеку, но по мере развития алкоголизма и чем дольше длится болезнь механизм действия созависимости приобретает обратный вектор. Опасение специалистов, в первую очередь, вызывает потерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь проблемной, отрицательно влияющей на адаптацию личности, приводящей к негативным личностным изменениям, нарушениям гармоничного и всестороннего развития. Именно это определяет созависимость как серьезную психологическую, медицинскую, педагогическую и социальную проблему.
В последние десятилетия в современной психологической науке, социологии, педагогике и медицине все больше внимания уделяется одной из актуальных проблем современного человекознания - проблеме созависимости. Многие исследователи прямо указывают на исключительное значение данного явления в жизни как отдельного человека, так и определенных социальных групп. В.Д. Москаленко (1995) - автор фундаментального исследования, посвященного созависимости, указывает на то, что проблема созависимого состояния личности занимает особое место в современном научном знании. Это психологическое явление оценивается: «как центральная проблема современной цивилизации» (Э. Смит, 1991; В. Сатир, 2000; Г. Клауд,1999; Э. Эриксон, 1950, Н. Иванец, И. Вачков, М. Битти, А. Мягер, Э. Эйдемиллер, А. Захаров.), важнейшая проблема нашего времени, освобождение личности от созависимого состояния
Симбиоз в семьях порой трудно распознать как серьезную проблему, потому что он поддерживает иллюзию “Мы - это одна большая счастливая семья”. Когда-то такая форма взаимоотношений считалась здоровой. Как только мы осознаем важную потребность в психологическом рождении и личностной автономии, симбиоз начинает восприниматься как дисфункциональная форма взаимоотношении [1].
Симбиоз может выражаться, например, в надежде на то, что сына будут называть студентом- выпускником или что он продолжит семейную традицию и станет врачом или спортсменом. Другие вопросы “наследия”,такие, как жизнь недалеко от родительского дома, определенное число детей в семье или брак с определенным супругом/супругой, - это фактически такие же формы симбиоза. Подобные жизненные решения не являются отрицательными сами по себе. Проблема здесь в отсутствии сознательного личного выбора для данного индивидуума и значительном числе внешних ожиданий, потому что такие ограничения мешают раскрытию истинного “Я”. Симбиотическая динамика также обычно мало осознается; это означает, что вовлеченные в нее люди мало осведомлены о том, что они поступают в соответствии с чьими-то надеждами [3, 4].
Каждая семейная система имеет свою внутреннюю динамику. Здоровая система основана на разделение ответственности и задач, решаемых в семье (никто не эксплуатируется никем). В здоровой системе все элементы связаны друг с другом посредством двухстороннего общения. В противовес дисфункциональной системе, которая обычно закрытая, здоровая система открытая. Это означает, что двухстороннее общение соединяет семейную систему с большей социальной системой, чьей частью является семья.
Системная теория, применяемая к семье, облегчает распознание конфликтов и трудностей, которые делают невозможным гармоничное сосуществование и индивидуальное развитие каждого члена семьи. Изменение в функционировании любого одного элемента вызывает изменение в функционировании всей системы и может привести к ухудшению межличностных отношений в семье [4].
По мнению E.Woydytto (1997), люди в Америке редко рассчитывают на кого-то, когда пытаются решить свои проблемы. Жены алкоголиков не являются исключением, и задолго до В. Сатир им пришла в голову мысль, что им следует защищать благосостояние их больных семей.
Истории родителей, которые ориентируют своих детей действовать исключительно как студенты-отличники или перспективные спортсмены, иллюстрируют нездоровую потребность взрослых в том, чтобы их оценивали по успехам детей. Дети, подчиненные родителям с преувеличенными потребностями в известности и славе, часто сами становятся пустыми, ведомыми взрослыми и чувствуют, что никогда не добьются значительных успехов. Независимо от своих достижений, они часто страдают от низкой самооценки и слабого представления о самих себе и чувствуют себя неудачниками [5].
Как правило, ощущение удушья служит для индивидуума мотивом, чтобы выбраться из этой запутанности. Люди могут чувствовать себя так, как будто они умирают, чем-то больны или испытывают физическое недомогание, которое формирует у них страх смерти. Только тогда они начинают делать попытки вырваться из этой системы.
В симбиотических семьях фактически не существует личных границ между членами семьи. Во многих созависимых семьях, где родители очень симбиотичны, дети и взрослые могут даже поменяться ролями. Это очень типично для алкогольных семей, в которых дети должны ходить за покупками, мыть и укладывать пьяных родителей в кровать. Взрослые могут также превращаться в детей, чтобы получить воспитание, любовь, привязанность и комфорт, которые на самом деле родители должны не получать, а давать. Это создает атмосферу, при которой вероятны инцест или сексуальные злоупотребления, чем и объясняется преобладание таких отклонений в алкогольных семьях [5, 6].
Джозеф Элтон Пирс (1977, 1985) рассматривал связь как центральный вопрос развития в раннем детстве, изучая обстоятельства, мешающие образованию связи, а также влияние связи или ее отсутствия на обучение и установление отношений. Он выделяет пять шагов/элементов в создании хорошей связи во взаимоотношениях мать/ребенок в первые несколько часов, дней и месяцев после рождения ребенка:
- брать ребенка на руки и прижимать к матери и отцу (самый лучший контакт - кожа к коже);
- долго и спокойно смотреть в глаза ребенку;
- улыбаться ребенку;
- издавать успокаивающие звуки, особенно петь песни;
- стимулировать ребенка поглаживаниями и массажем.
Пирс (1985) выделяет восемь стадий образования связи, рассматривая развитие человека как ряд связей, которые удерживают процесс жизни в одном русле. Он описывает это как инстинкт, который влечет за собой людей по направлению к полному развитию духовных способностей. Стадии образования связи по Пирсу таковы:
- с матерью (при рождении и сразу после него);
- с отцом и семьей (сразу же после рождения);
- с Землей (около 4 лет);
- с обществом (в возрасте около семи лет);
- с основной частью знаний общества (начиная с одиннадцати лет);
- с личностью противоположного пола (по достижении половой зрелости);
- с потомком (как родитель);
- духовная связь.
Первые семь стадий вместе включают в себя восьмую, которую Пирс называет “духовная связь”, и если этот процесс завершается, личность становится способной чувствовать себя связанной со всем миром и со всеми в этом мире.
Как и в любом процессе развития, можно вернуться к точкам, в которых процесс был нарушен, и восстановить его. Разрыв связи раннего детства можно исцелить при помощи фиксированных взаимоотношений, психотерапии, групп поддержки и индивидуальной работы.
Здоровое образование связи в школах поддерживается совместными действиями, которые признают уникальность индивидуума и способствуют распространению приемлемых телесных контактов, таких, как объятия, “куча мала” (где все лежат на полу беспорядочной кучей как новорожденные щенки в гнезде), образование хороводов в танцах или движение учащихся по тесно свитой спирали, которая образуется из выстроенных в ряд людей. Эти виды деятельности необходимо предварять информацией и обсуждением того, что такое приемлемое и неприемлемое прикосновение, а также твердой поддержкой при установлении индивидуальных ограничений и границ, касающихся прикосновений и близкого телесного контакта. Преподавателям нужно открыто говорить об этом, а также моделировать желательное и приемлемое поведение. Такое поведение и поддерживающая атмосфера, установленные классным преподавателем, помогут детям научиться отличать здоровые свойства связи (которые поощряют индивидуальные потребности и границы) от нездоровых, характерных для симбиоза (которые препятствуют свободному выбору, передают внешние ожидания и отрицают границы и ограничения) [7, 8].
Недавние исследования (Магид и Маккелвей, 1988) рассматривают плохую связь в возрасте от рождения до двух лет как главную причину асоциальных изменений личности (APD). Люди с такими нарушениями (около 15% взрослого населения США) обладают смесью отвратительных черт. Они высокомерны, бесстыдны, аморальны, импульсивны, необщительны, неглубоки, бессердечны, безответственны, непочтительны, коварны и лживы. Возможно, такие люди не будут убивать, но будут с готовностью лгать, мошенничать и воровать и не чувствовать при этом стыда. Некоторые крайние примеры можно найти среди заключенных, например, Чарльз Мансон, и в психиатрических клиниках, но множество людей с менее выраженными симптомами находятся в главном потоке общества и во всех социальных слоях.
Научные исследования показывают, что сейчас в обществе насчитывается больше людей с APD, чем когда-либо раньше. Рост числа плохих связей, которые способствуют формированию APD, приписывается ряду культурных тенденций:
- увеличению количества беременностей у подростков;
- увеличению количества неподготовленных матерей-подростков, которые оставляют детей у себя и воспитывают их;
- увеличению числа разводов;
- увеличению случаев плохого обращения с детьми;
- большему числу усыновлений (удочерений);
- увеличению числа передач ребенка на воспитание в приемную семью;
- недостаточная ежедневная забота о ребенке.
Исследования показывают также, что прерывания в процессе образования связи, такие, как госпитализация, болезнь родителей и их отсутствие, существенно влияют на ребенка. Это оказывает особенно пагубное воздействие на ребенка в момент рождения и в течение этапа отделения, от девяти месяцев до трех лет.
Магид и Маккелвей считают главной причиной роста APD в Соединенных Штатах то, что подростки становятся родителями. Матери-подростки сами еще дети и не знают, как правильно взаимодействовать с ребенком-младенцем. Второй важный фактор - недостаточный ежедневный уход за ребенком. Большинство дневных нянь мало получают за свою работу и плохо подготовлены к ней. Среди них наблюдается большая текучесть кадров, и слишком многие из них сами являются почти детьми. Уход за детьми осуществляется на уровне ниже всяких стандартов.
Другой характерной чертой дисфункциональных семей является то, что нарушенное равновесие системы пытается вернуться в первоначальное состояние. Жена и дети алкоголика не воспринимают его всерьез и не прислушиваются к его мнению. Такое плохое отношение, выражаемое любящими людьми по отношению к алкоголику, который начинает протрезвляться, может легко ослабить его мотивацию. Потом все возвращается к тому, как все было: алкоголик начинает пить, чувства вины и возрастающая спираль болезни опять мешает ему принимать участие в семейной жизни, как равному партнеру и воспитателю своих детей. Семья вязнет все глубже и глубже в болоте нездоровых привычек, происходящие в результате чувства одиночества, недостатка взаимного доверия и несоответствия между тем, что они могут признать, так же, как между тем, что они делают и говорят [9, 10].
Как только вы осознаете, что созависимы, и признаете, что это делает вашу жизнь трудной, если не жалкой, вы сделаете самое важное дело. Отсюда путь к восстановлению становится более ясным (хотя не всегда более легким), потому что теперь вы все видите гораздо яснее. На этом этапе участие в программах “12 шагов” или группах поддержки почти обязательно. Здесь вы найдете союзников с похожими представлениями, которые помогут укрепить вашу точку зрения, если вы испытываете колебания.
Алкоголизм является, конечно же, заболеванием, которое является абсолютно демократичным и не выбирает своих жертв [11].
Создание новой сферы учения о систематическом лечении зависимостей, принимая во внимание всех членов семьи, было впоследствии сделано возможным в большей степени профессионалами, которые были первыми, у кого хватило смелости переступить через их собственный ложный стыд, чувства вины и отверженности [12].
Созависимость занимает важное место в исследовании индивидуальных особенностей человека. Проблема созависимости является одной из наиболее сложных и активно изучаемых. Это обусловлено исключительной ролью созависимости в формировании индивидуальной неповторимости личности, её ролью во взаимодействии субъекта с окружающим миром и тесной связью с его психическим и соматическим здоровьем.
Таким образом, феномен созависимости требует дальнейшего анализа и систематизацию подходов к изучению созависимого состояния личности.
Литература
- Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости. - М.,
- Берри Уайнхолд, Д. Уайнхолд. Освобождение от созависимости. - Москва, независимая фирма «Класс», 2002
- Клауд Г., Таундсен Дж. Когда говорить ДА. Когда говорить НЕТ. - Спб.,1999.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.Социометрическая психиатрия. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Москаленко.В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. - М.,1992.
- Мирошниченко Л.Д. Наркологический энциклопедический словарь в 2 частях. - М.,
- Робин Норвуд. Женщины, которые любят слишком сильно. - «Добрая книга». - Москва,
- Young E Co alcoholism as a disease implications for psychotherapy //J Psychoactive Drugs, 987. -Vol. 19. - N3. -P. 257268.
- M. Codependent no more. How to stop controlling others and caring for yourself/ Hazelden Book. San Francisko. 1987.10. Schaef.A.W. Co-dependence: misunderstood-mistreated. -San Francisco. 1986.
- S.P. The courage to be yourself. Berkeley, C.A. 1991.
- Woydytto. I chose freedom. Warsaw. 1997.