Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Национальное сознание и язык: региональный аспект

В статье на основе результатов социологического исследования, проведенного в регионах Казахстана, осуществляется анализ национального сознания и национальной идентичности казахстанцев в контек­сте языковой ситуации. Данные исследования показывают варьирование фактора языка как индикато­ра национальной идентичности, в зависимости от региональной принадлежности этнических групп. 

В условиях масштабных перемен, глобальных преобразований, затрагивающих социокультур­ные основы общества, актуализируется проблема трансформации национального сознания. Для ка­захстанцев, так же как и для современного мира, свойственны многие когнитивные и психологиче­ские проблемы, порождаемые кардинальными изменениями. Сложившиеся стереотипы, нормы и ценности общественного бытия рушатся, утверждаются новые, что способствует дисперсии нацио­нального сознания — той самой структуры, которая объединяет нацию. Резкая смена многих ценно­стей и базового сценария общественной жизни приводит к стремлению противостоять когнитивному диссонансу через разнообразные конструкции и идентификации.

На сегодняшний день существует обширная литература, посвященная самым разнообразным ас­пектам трансформации национального сознания казахстанцев. Среди отечественных авторов, иссле­дующих теоретические и эмпирические направления данной проблематики, можно выделить А.Н.Нысанбаева [1], А.К.Абдину [2], Р.Кадыржанова [3], А.Т.Забирову [4] и других.

Активный интерес к изучению национального сознания и национальной идентичности совре­менного Казахстана с момента приобретения независимости проявляют зарубежные исследователи. В частности, данной проблематике посвящены труды B.Dave [5], R. Faranda, David B. Nolle [6], R. Brubaker [7], O. Beachain D., R.Kevlihan [8], P. Doganaksoy [9], S.N. Cummings [10], S. Spehr [11], Y.M. Davenel [12].

Безусловно, выявление основных направлений трансформации национального самосознания представляет теоретический и практический интерес как для социогуманитарного знания, так и для государства. Структура национального сознания современного казахстанского общества является весьма многоплановой и разновекторной, и, следовательно, в его изучении необходимо учитывать множество критериев и подходов.

В изучении основных трендов трансформации национального сознания и культурных «доминаций» в современных социальных координатах целесообразно применение междисциплинарного под­хода, достижений из области социологии, политологии, психологии. Наиболее продуктивно приме­нение конструктивистской методологии, объяснительные возможности которой могут помочь рас­крыть глубинные основания феномена национального сознания. Что касается примордиалистской парадигмы, в рамках которой этническая идентичность средневекового человека, по сути, не отлича­ется от национальной идентичности современного человека, то, на наш взгляд, она является непри­емлемой. «Примордиализм объективизирует любую форму социальной идентичности. С точки зре­ния примордиализма нация и национальная идентичность существуют так же объективно, как любое природное явление, а потому несут в себе атрибуты вечности, неизменности. Национальная идентич­ность индивида предопределена с самого момента рождения идентичностью его родителей. Свою национальную принадлежность он наследует таким же образом, как цвет кожи, разрез глаз, форму носа, рост и т. д.» [3; 88].

Современные социальные теории преодолевают позитивистское видение реальности, основан­ное на объективных атрибутах этнической группы (территория, исторические факты и др.), и на уровне феноменологии предлагают иные объяснительные схемы. Конструктивистская парадигма предлагает рассматривать этничность и этническую идентичность не как застывшее объективирован­ное явление, а как изменчивую конструкцию, детерминирующую и детерминируемую состоянием самосознания в определенные исторические периоды. В этом смысле данная парадигма эвристична и позволяет обнаруживать новые ракурсы изучаемого феномена.

Конструктивистское рассмотрение проблемы национального сознания обеспечивает осуществ­ление междисциплинарного анализа и синтеза, что позволяет выявить взаимосвязи национального сознания с менталитетом нации и культурными (знаковыми) системами, созданными ею: языком, мифологией, религией, обычаями, традициями, и создать теоретическую базу воспроизводства и формирования национального сознания. Модели восприятия, мышления, поведения находятся в цен­тре внимания конструктивистской методологии. Исходя из принципов конструктивистской методо­логии можно выявить, каким образом и на каких социокультурных основаниях выстраивается иден­тичность казахстанцев, каким образом конструируется национальное и гражданское мировоззрение, которое, в свою очередь, способствует конструированию самой реальности — социальной, экономи­ческой, культурной.

В эмпирической части исследования использовался метод сравнительного анализа смысловых стереотипов национального сознания в различных регионах Казахстана в рамках количественного метода (анкетирование). Анкетный опрос населения осуществлялся в 7 регионах Казахстана: Восточ­но-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской областях, в г. Астане и г. Алматы.

Объем выборочной совокупности N = 1920 чел. Выборка многоступенчатая, квотная. Квотиро­вание осуществлялось в соответствии с данными Агентства Республики Казахстан по статистике. Квоты задавались из ряда основных параметров:

1) численность населения исследуемых областей;

2) тип поселения (город — село);

3) пол;

4) национальный состав;

5) возрастные группы.

Сроки про­ведения исследования — февраль-май 2013 г.

Казахстан являлся единственным союзным государством, в котором славянское население со­ставляло большинство со второй половины ХХ в. В таких демографических условиях казахстанское население представляло собой весьма гетерогенную социальную общность в плане культуры, миро­воззрения, повседневных практик и т.д.

«В определенной степени казахстанское общество дифференцировано на тех, в чьем сознании доминирует прежнее советское этнонациональное понимание нации, и тех, кто уже принял новую этнополитическую трактовку нации. Во многом такая ситуация обусловливается двусоставностью казахстанского общества, наиболее крупными этносами которого являются казахи и русские. Эти две большие субгруппы, слабо пересекавшиеся в советский период вследствие этносоциальной страти­фикации казахстанского общества, весьма относительно интегрированы и сегодня» [4; 119]. Безус­ловно, когнитивные рамки, идеологическое мировоззрение и социально-культурные практики, полу­ченные при советской власти, продолжают доминировать.

С периода провозглашения независимости казахское население стало увеличиваться и сегодня составляет большинство. В этих условиях все больший интерес представляют процессы трансформа­ции национального сознания и национальной/этнической идентичности. Каковы элементы этой иден­тичности в представлениях и восприятии современных казахстанцев? На рисунке 1 мы видим рас­пределение ответов на самый общий вопрос, который, тем не менее, прямым и косвенным образом отражает мнение респондентов относительно их понимания феномена национальности/этничности.

Если быть точнее, данный вопрос выявляет (с точки зрения респондентов) признаки этнической идентичности, не только казахской. Вместо слова «казахский» может прочитываться и «русский», «узбекский», «украинский» и т.д. Почти для всех этнических групп основные признаки, по которым формируется представление об этнической принадлежности, сводятся к языку (76,0%), культуре (33,1%), традициям и обычаям (40,4%). Как видно, для 76% опрошенных, представляющих различ­ные этнические группы казахстанского общества, язык является центральным этнодифференцирую-щим признаком. Следовательно, в анализе трансформации национального сознания и национальной идентичности важным является выявление значимости и функционирования языка, в первую очередь родного.

Как Вы думаете, что в первую очередь объединяет понятие «казахский»?, % 

Рисунок 1. Как Вы думаете, что в первую очередь объединяет понятие «казахский»?, %

Языковая ситуация в современном Казахстане имеет свои особенности. В стране сосуществует большое количество типологически разнообразных языков на фоне двух широко распространенных — казахского и русского. Известно, что языковая политика в Республике Казахстан после распада Советского Союза направлена на развитие статуса казахского языка, а также на поддержку его ис­пользования в государственных и общественных сферах жизни как средства общения и развития на­ционального самосознания населения.

В социологическом опросе особое внимание было уделено анализу интенсивности использова­ния того или иного языка в повседневной жизни среди этнических групп в различных регионах Ка­захстана.

Какой язык Вы используете в общении с членами Вашей семьи?, % 

Рисунок 2. Какой язык Вы используете в общении с членами Вашей семьи?, %

Согласно результатам исследования 35,5% респондентов общаются в семьях только на казах­ском языке, 24% разговаривают только на русском языке (рис. 2). Необходимо учитывать тот факт, что семья является одним из главных социализирующих агентов. Исходя из представленных данных можно предположить, что, как минимум, не одно поколение будет сохранять, при прочих равных ус­ловиях, билингвальную дифференциацию в казахстанском обществе.

Наиболее выраженно дифференциация по использованию казахского и русского языков наблю­дается в региональном разрезе (табл. 1).

Распределение ответов на вопрос «Какой язык Вы используете при общении с членами Вашей семьи?» (по регионам, %)

Известно, что зоны этнического проживания остаются прежними — казахи расселены в основ­ном на юге и западе страны, русские — на северо-востоке.

Так, подавляющее большинство респондентов-казахов Атырауской и Южно-Казахстанской об­ластей активно используют в общении лишь казахский язык — 85,8% и 77,0% соответственно. Такой высокий показатель по параметру использования «только казахского» может, безусловно, свидетель­ствовать об изменении установок казахского населения по поводу родного языка и о процессе инди-генизации культуры в данных регионах. Напротив, наименьший процент респондентов-казахов, об­щающихся в своих семьях только на родном языке, — в Павлодарской (20,4%), Восточно-Казахстанской (32,4%) и Карагандинской (45,4%) областях. В крупных городах страны мы видим наименьший процент говорящих только на казахском среди казахов (г. Алматы — 19,4%). Такая си­туация обратно пропорциональна в отношении использования «только русского языка» среди русско­го населения. Наибольший процент русских, употребляющих «только русский язык», мы наблюдаем в Восточно-Казахстанской (92,6%), Павлодарской (88,6%) и Карагандинской (88,3%) областях. Среди респондентов-казахов, общающихся в семьях только на русском языке, наибольший процент мы ви­дим в Восточно-Казахстанской области (9,4%) и г.Алматы (10,2%). Использование того или иного языка другими этносами казахстанского общества зависит от их принадлежности к языковой группе. На родном языке общаются 85,1% узбеков. В целом среди тех, кто владеет казахским языком, больше всего народов из тюркской языковой группы: уйгуры, турки, туркмены, татары и др. Меньше всего говорят на казахском языке русские, белорусы, украинцы, эстонцы и другие представители нетюрк­ской языковой группы.

В равной мере и русский, и казахский языки по всем регионам Казахстана употребляют лишь 11,2% опрошенных. Причем среди них большинство составляют казахи, за исключением Атырауской и Южно-Казахстанской областей, где русских, говорящих на двух языках в равной мере, больше (14,3% и 12,5% соответственно), чем казахов (1,4 % и 5,0%). Можно сказать, что лишь каждый деся­тый респондент интегрирует в своем сознании два языка и, вероятно, две разные культуры.

Исследование показывает, что процент использующих тот или иной язык находится в сильной статистической связи с регионом проживания. Исторически сложившийся в северных и центральных регионах страны казахско-русский билингвизм продолжает оставаться следствием социальной по­требности.

Если рассматривать данный вопрос в разрезе город/село, то видно, что языковое соотношение городских и сельских респондентов меняется от региона к региону.

Южно-Казахстанская область, несмотря на численное преобладание казахов, отличается этноязы­ковым многообразием. Здесь узбекское население составляет 18% и является вторым по численности после казахов. На третьем месте по численности представлены русские (около 6%), которые преиму­щественно проживают в городской местности. Также широко представлены такие этнические груп­пы, как азербайджанцы, таджики, татары, турки, корейцы, курды.

Результаты исследования показывают, что между городскими и сельскими респондентами-казахами есть значительные расхождения в языковом поведении. Если в сельской местности 90,3% казахов говорят в семьях только на казахском языке, то лишь чуть более половины городских казахов общаются только на казахском. В целом 42,1% городских казахов употребляют и казахский, и рус­ский языки. Напротив, несущественное расхождение мы видим между городскими и сельскими рес­пондентами-русскими в использовании русского языка. Почти вдвое меньше русских, говорящих как на русском, так и на казахском языках. 83,3% узбеков говорят на узбекском языке. Среди других эт­носов заметно преобладание, наряду с родным, употребления русского языка 41,7% (табл. 2).

Распределение ответов на вопрос «Какой язык Вы используете при общении с членами Вашей семьи?» в Южно-Казахстанской области, %

Иная картина в Атырауской области, где численность казахского населения приближается к абсолютному большинству. Число неказахского населения здесь значительно сократилось из-за ин­тенсивной эмиграции.

В языковом отношении из таблицы 3 видно, что в выборку по сельской местности не попали русские и другие этносы. Это связано с тем, что среди неказахов в данной области преобладает го­родское население. По результатам опроса видно, что 25% русских в равной мере употребляют и рус­ский, и казахский языки. Это самый высокий показатель среди всех исследуемых областей Казахста­на. Атырауская область лидирует в отношении казахизации не только в области делопроизводства, но и в других сферах общественной и приватной жизни.

Распределение ответов на вопрос «Какой язык Вы используете при общении с членами Вашей семьи?» в Атырауской области, %

Павлодарская область имеет ряд геодемографических особенностей, которые существенно влияют на этноязыковую идентичность населения. Во-первых, она отличается преобладанием город­ского населения (64%). Во-вторых, среди всех национальностей (этносов и этнических групп) наи­больший удельный вес в общей численности населения приходится на казахов — 48,8% и русских — 37,9% [13]. В-третьих, географически Павлодарская область граничит, с одной стороны, с Россией, с другой — с урбанизированными областями страны — Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Акмолинской и Северо-Казахстанской.

Распределение ответов респондентов Павлодарской области, представленное в таблице 4, свиде­тельствуют о значительном влиянии русского языка, в особенности для казахов городской местности, где в равной мере употребляют и русский и казахский языки 26,6% респондентов-казахов, и в основ­ном русский, но иногда казахский — 20,8% казахов. Лишь 13,9% казахов общаются только на казах­ском языке. Среди всех исследуемых областей это самый низкий показатель для респондентов-казахов. Обращает внимание тот факт, что в сельской местности русские респонденты в абсолютном большинстве (100%) разговаривают только на русском языке, тогда как среди городских русских 9,7% разговаривают только на казахском языке и 3,2% говорят в равной мере и на русском, и на ка­захском.

Распределение ответов на вопрос «Какой язык Вы используете при общении с членами Вашей семьи?» в Павлодарской области, %

Карагандинская область расположена в центре страны и граничит с северными, южными, вос­точными и западными регионами страны. Здесь казахи составляют 44,68 %, русские — 39,17%. При значительном сходстве численной представленности казахского и русского этносов с Павлодар­ской областью (48,8% и 37,9% соответственно) имеются некоторые особенности в языковой ситуа­ции. В Карагандинской области в повседневной жизни используют только казахский язык более тре­ти респондентов-казахов горожан и больше половины сельчан. В селах практически нет казахских семей, где использовался бы исключительно русский язык. Карагандинская область отличается высо­ ким уровнем миграционной подвижности населения из села в город, в которой активно представлены казахи. В результате в совокупности 61,3% респондентов-казахов городской местности общаются только на казахском или в основном на казахском языке (табл. 5).

Распределение ответов на вопрос «Какой язык Вы используете при общении с членами Вашей семьи?» в Карагандинской области, %

Что касается Восточно-Казахстанской области, здесь особенностью урбанистического сектора является то, что два крупных города, Усть-Каменогорск и Семей, диаметрально противоположны в численной представленности казахского и русского этноса. Так, в г. Усть-Каменогорске — 67,2% русских и 27,5% казахов, тогда как в г. Семей — 67,3% казахов и 27,9% русских. Этим, вероятно, объясняется диаметральность в распределении ответов в отношении использования казахского и рус­ского языков. Подавляющее большинство русских, как городских, так и сельских, используют «толь­ко русский язык» (92,8% и 92,1% соответственно). Более трети казахов, как города, так и села, ис­пользуют «только казахский язык» (32,8% и 32% соответственно). Что касается представителей дру­гих этносов, то здесь преобладающее использование русского языка и в городской, и в сельской ме­стности обусловлено широкой представленностью в области славянских этносов (табл. 6).

Распределение ответов на вопрос «Какой язык Вы используете при общении с членами Вашей семьи?» в Восточно-Казахстанской области, %

В городах республиканского значения (г.Астана и г.Алматы) мы наблюдаем следующую ситуа­цию. В северной столице преобладает использование респондентами-казахами казахского языка. Здесь в сумме общающиеся только на казахском и в основном на казахском языке составляют 63,3%, тогда как в южной столице доминирует использование русского языка. Это, конечно, может объяс­няться численным преобладанием казахов в г.Астане (72,8% казахов, 17,4% русских), в г.Алматы ка­захи составляют 51%, русские 33%. Кроме того, во внутренней миграции г.Астана является аттракто­ром как для городского, так и для сельского населения страны. В свете таких тенденций г.Астана мо­жет стать центром национального/этнического возрождения (табл. 7).

Распределение ответов на вопрос «Какой язык Вы используете при общении с членами Вашей семьи?» в гг. Астане, Алматы, %

По мнению казахстанского политолога Р.Кадыржанова, «для сельских казахов и сегодняшних мигрантов из села в город, для которых казахский язык является главным средством вербальной коммуникации, доминирование русского языка в Казахстане является неприемлемым... Другой сек­тор казахского этнического сообщества — городские казахи, родившиеся и выросшие в русскоязыч­ной среде и для которых русский язык является главным и естественным средством коммуникации, согласны в той или иной мере с доминирующим положением русского языка в Казахстане. Таким образом, в вопросе отношения к доминированию русского языка в Казахстане внутри казахского на­рода сегодня имеется очевидное несогласие и даже противоречие. Как будет решаться это противо­речие, сегодня сказать трудно» [14; 27].

Следует отметить, что языковая идентичность у респондентов-русских, как показывает социоло­гическое исследование, является более устойчивой, чем у респондентов-казахов. Этническое и граж­данское самосознание русских является достаточно вариативным, в зависимости от этнокультурного состава населения в регионах Казахстана. Кроме того, из результатов анализа языковой ситуации видно, что чем выше этническая солидарность титульной национальности, тем выше этническая со­лидарность у русских.

Анализ показывает систематические эффекты региональных переменных в формировании этни­ческих границ. Основные топологии границ согласуются с последствиями процессов социальной идентификации, статусных характеристик различных целевых этнических групп во всех регионах. Результаты исследования показывают, что этнические границы могут быть независимыми от объек­тивных общностей и могут меняться в зависимости от контекста.

На сегодняшний день в стране обозначились основные стратегии национально-государственного конструирования и релевантные им модели национальной идентичности — это стратегия «граждан­ского национализма», направленная на формирование единой казахстанской нации, интегрируемая из множества этносов, и стратегия «этнокультурного национализма», направленная на развитие этниче­ской самоидентификации [1]. Следует отметить, что вторая доминирует над первой. Казахстанская общественность по-разному реагирует на позицию государства в отношении языковой политики, оп­ределяя ее как противоречивую. «С одной стороны, государство поддерживает казахизацию. С дру­гой стороны, в современном государстве должен утверждаться гражданский национализм, равенство граждан, вне зависимости от их этнической принадлежности. В условиях современного Казахстана это означает использование в сфере общегражданского общения, коммуникации русского языка... это приводит к неопределенности с формированием национальной идентичности современного Казах­стана» [3; 93].

При реализации языковой политики в республике необходимо учитывать региональную специ­фику. Языковое планирование должно основываться не только на итогах переписи населения и дан­ных статистики, но и на результатах репрезентативных социологических исследований во всех ре­гионах страны.

До приобретения независимости Казахстан воспринимался как один из регионов Советского Союза. В постсоветский период наблюдается тенденция дифференциации регионов внутри страны, которая приводит к культурному дистанцированию стереотипных представлений в общественном сознании граждан Казахстана. В рамках обширного геопространства для Казахстана характерна тер­риториальная дисперсность, которая проблематизирует формирование казахстанской идентичности.

Преобладание региональной идентичности в иерархии других идентичностей может негативно отра­зиться на процессе формирования национальной идентичности и консолидации общества. 

 

Список литературы

  1. Казахстан в глобальном мире: вызовы и сохранение идентичности / Под ред. А.Н.Нысанбаева. — Алматы: Ин-т философии и политологии КН МОН РК, 2011. — 422 с.
  2. Абдина А. К. и др. Основные проблемы толерантности этнически неоднородного казахстанского общества // Мони­торинг общественного мнения. — 2013. — Т. 8. — С. 144-155.
  3. Кадыржанов Р. Конструктивизм, примордиализм и определение национальной идентичности Казахстана // Эл-Фараби. — 2012. — № 4 (40). — С. 86-94.
  4. Забирова А.Т. Формирование, легитимация и воспроизводство идентичности в постсоветском Казахстане // Социс.— № 12. — С. 118-126.
  5. Dave B. Kazakhstan: ethnicity, language and power. — Routledge, — 256 p.
  6. Faranda R., Nolle D.B. Boundaries of ethnic identity in Central Asia: titular and Russian perceptions of ethnic commonali­ties in Kazakhstan and Kyrgyzstan // Ethnic and Racial Studies. — 2011. — 34. — №. 4. — P. 620-642.
  7. Brubaker R. Nationalizing states revisited: projects and processes of nationalization in post-Soviet states // Ethnic and Ra­cial Studies. — 2011. — 34. — № 11. — P. 1785-1814.
  8. Beachain D., Kevlihan R. Threading a needle: Kazakhstan between civic and ethno-nationalist state — building // Nations and Nationalism. — 2013. — Т. 19. — № 2. — 337-356.
  9. Doganaksoy P. The role of language in the formation of Kazakh national identity: diss. — Middle East technical university,2008.
  10. Cummings S.N. (ed.) Symbolism and power in Central Asia: politics of the spectacular. — Routledge,
  11. Spehr S., KassenovaKazakhstan: constructing identity in a post-Soviet society // Asian Ethnicity. — 2012. — Vol. 13.
  12. № 2. — 135-151.
  13. Davenel Y.M. Cultural mobilization in post-Soviet Kazakhstan: views from the state and from non-titular nationalities compared // Central Asian Survey. — 2012. — 31. — № 1. — P. 17-29.
  14. Департамент статистики Павлодарской области. — [ЭР]. Режим доступа:http://pavlodarstat.kz/rus/information/ (Дата обращения: 08.06.2014)
  15. Кадыржанов Р. Межэтническая стабильность и национальная консолидация в Казахстане // Национальная консо­лидация Казахстана: проблемы и перспективы: Сб. материалов круглого стола (г. Алматы, 28 марта 2013 г.) / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. — Алматы, 2013. — 196 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.