В Концепции развития образования Республики Казахстан, одобренный правительством, ставится основной задачей формирование оптимального объема знаний и навыков, актуализация процесса формирования ценностных ориентации мировоззренческих потребностей личности, его развитие, самоопределение, самознание, саморегуляция и самоутверждение.
Развитие личности определяется, овладение им культурой, происходящим в процессе обучения в действилеьности и деятельностным многообразием связей с окружающим миром.
Творчество осуществляется в различных сферах сознания и деятельности человека. Его результатом является создание «второй природы» – мира чисто человеского, т.е. создание культуры
По утверждению ученого С.С. Смит (США) «наука по традиции тщательно изучала один изолированный уровень структурной организации, искусство же по- своему существу иерархично, ибо предпологает одновременное и последовательное восприятие различных уровней (образа, цвета, симметрии, резонанса, масштабности, ориентации, содержания, культурологического подтекста).
В начале прошлого века психологи и философы сгруппировавшиеся вокруг периодического сборника «Вопросы теории и психологии творчества» выдвинули плодотворную гипотезу о единой природе продуктивного мышления во всех областях искусства. Данная гипотеза легла в основу многих последующих психологических исследовании. Была поставлена задача, сконструировать общую теорию творческого мышления, положив в основу ее тезис о взаимодействии индуктивного и дискурсивного факторов во всех видах эвристической деятельности. Наиболее четко эта задача была сформулирована в работе «Эврология или всеобщая история творчества» русского инженера и психолога П.Энгельмайера.
Согласно Энгельмайеру творческая личность является совокупностью трех следующих факторов: интуитивного, дискурсивного и активного.
Активный фактор – это эмоциально-практические дествия человека, дискурсивный – логические познания, под интуитивным фактором имеется в виду главным образом чувственная интуиция, близкая к инстинкту.
Энгельмайер не противопоставляет друг другу дискурсивное и интуитивное познание: он весьма определенно говорит об огромной значительности первого; оно обладает, тем преимуществом, что «пускается в ход и останавливается по желанию личности», его «работа протекает в полном свете сознания», так что «может быть во всякое повторно проверена, доказана или опровергнута». Представляют интерес и размышления ученого о месте интуиции в продуктивном труде, так или иначе она характеризует творческую личность в искусстве, науке, в технике – везде.
Занятие изобразительным искусством – важное средство для развития личности. Оно способствует расширению круга интереса, эстетических потребностей, развитию их мышления, творческого воображения, памяти, эмоционального и эстетического отношения к действительности. Педагогическое воздействие способствует развитию личностного мнения о предмете, суждение через осмысление и понимание эстетической сущности объекта, переживание и эмоциональную оценку его. При этом особое внимание педагога должно концентрироваться на творческий процесс работы над художественным изображением.
Правильность положения о конкретности художественного мышления не вызывает сомнения. Но оно нуждается в уточнении, эстетическая деятельность объединяет в себе абстрактное и конкретное мышление, представляет собой их специфическое взаимодействие.
Мысль может рассекать мир на различные уровни и находить пути их исследования. Однако целостное восприятие, связанное с творческим мышлением, значительно расшияеи возможности человека.
Из природы художника следует его творческие силы и задания, из заданий – его творческие достижения и творения, из творений – закономерный характер всей его творческой деятельности, - вот логика, которая в самых различных вариациях повтрялась во множестве работ и по существу исключала вопрос о восприятии и изучении этой стадии творческой деятельности сознания художника. Любая мыслительная деятельность совершается посредством мыслительных операций: анализ и синтез. Мышление – это анализирующая и синтезирующая деятельность мозга. Анализ есть мысленное разделение целого на части, т.е. разъединение предмета, явления на отдельные стороны, признаки, свойства, составляющие в совокупности этот предмет или явление. Синтез – наоборот, представляет собой мысленное соединение отдельных частей, признаков, свойств в целое.
Синтез и анализ широко участвуют в познании действительности, причем не только в мыслительной деятельности, без них невозможны и другие познавательные процессы – ощущение и восприятие. Восприятие детей занимает скромную роль одного из трех элементов единого творческого акта.
Зрительно воспринимая в процессе рисования форму, пропорции, перспективные сокращения, цвет предметов учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают вступительные свойтва предметов. Изобразительная деятельность, таким образом, стимулирует развитие мышления.
Четко характеризуясь своей конкретной направленностью и будучи противоположными друг другу логическими операциями, анализ и синтез вместе с тем неразрывны. Любой познавательный процесс отличается тесной связью и взаимообусловленностью анализа и синтеза.
Оптимальное соотношение анализа и синтеза в изобразительной деятельности выражается в общепринятом порядке выполнения любой художественности работы: на первой стадии преобладает синтез, на следующей – анализ и синтез. Этот принцип распространяется на выполнение как длительных (тематические рисунки, портреты и т.д.), так и быстрых (односеансные наброски, зарисовки, этюды).
Как пишет профессор Н.Н.Ростовцев: «Анализ и изображение натуры следует начинать с основной, общей характеристики с последовтельным переходом к деталям и возвращением снова к общей форме, иначе говоря – от первоначального общего через детальное осознание натуры к обогощенному образному выражению. Последовательное выполнение рисунка – от общего к частному и от частного снова к обогащенному общему – строго обязательно».
Внимание в значительной мере определяет успех познания учащимся окружающей действительности, поскольку обеспечивает полноту и глубину зрительного восприятия, активности творческого мышления, концентрацию волевых усилий школьника на изучение того или иного объекта дейтствительности.
Список использованной литературы:
- Энгельмайер П. Эврология или всеобщая история творчества М: Молодая гвардия 1947, 237 с
- Ермаш Г.П. Искусство как творчество. 1-том. М:Наука, 1956 г. 197 с.
- Леонтьев А.И О социальной природе психики человека // «Вопросы философии». М: 1961, №1 с 39-43.
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок М: Просвещение 1989, 263 с.
- Вьюжек Т. Память, внимание, интеллект М: Эксмо пресс, 2002, 295 с.