Эффективное применение наказания по уголовному кодексу РК важно в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних. Автор также в статье поднимает вопросы о создании и теоретической разработке единой науки «ювенологии» и нового института ‒ принудительных мер коррекционного воздействия.
Проблема преступности среди несовершеннолетних была и остается одной из животрепещущих и в то же время сложных проблем нашего общества. За последние десять лет количество преступлений, совершаемых подростками, существенно увеличилось. Уголовное законодательство Республики Казахстан не предусматривает каких-либо специальных наказаний для несовершеннолетних. Однако виды наказаний, которые могут быть им назначены, ограничены. Из двенадцати наказаний, предусмотренных в Уголовном кодексе РК для всех категорий осужденных, к несовершеннолетним могут применяться только шесть: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, привлечение к общественным работам, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы. Как отмечает М.М. Бабаев, «анализ всего комплекса законодательных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних наглядно убеждает, что нормы эти создают для подростков режим ответственности, существенно более льготный, чем взрослым преступникам при равных обстоятельствах» [1]. Это видно и из норм, устанавливающих возрастной критерий уголовной ответственности и определяющих перечень деяний, за совершение которых уголовная ответственность наступает с 14 лет, из положения закона, обуславливающего условия освобождения от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера [2]; из признания самого факта совершения преступления несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность и влияющего при назначении наказания из установления для несовершеннолетних сравнительно более льготных требований условно-досрочного освобождения и тд.
Все эти факты свидетельствуют о специфике оценки законодателем преступлений несовершеннолетних, которая влияет и на применение наказания к конкретным несовершеннолетним преступникам.
Наказание в виде лишения свободы, назначаемое реально или условно, как основная мера уголовно-правового реагирования на преступления несовершеннолетних, зачастую не позволяет достичь тех целей, в рамках которых оно применяется. Это, прежде всего, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Это заставляет искать новые меры уголовно-правового реагирования, являющиеся альтернативой наказанию, а также новые виды наказаний, не связанные с лишением свободы.
Одним из направлений такого поиска следует признать развития институтов принудительных мер медицинского характера, принудительных мер воспитательного воздействия, а также создание нового института ‒ принудительных мер коррекционного воздействия. Основанием для подобного утверждения является широкая распространенность психических нарушений и социальной дезадаптации среди несовершеннолетних с правонарушающим поведением [3].
Действующее законодательство предусматривает следующие варианты учета влияния психических аномалий на поведение несовершеннолетнего во время совершения противоправного деяния:
- невменяемость – освобождение от уголовной ответственности и применение принудительной меры медицинского характера;
- возрастная невменяемость – освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в случае отставания в психическом развитии, не связанного с психическом расстройством, возможно, помещение подростка в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
- вменяемым несовершеннолетним, которые вследствие психического расстройства в момент совершения преступления не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими наказание назначается с учетом имеющегося психического расстройства суд также может назначить им амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра.
Высокая распространенность самовольного прекращения учебы, незанятости, бродяжничества, уходов из дома свидетельствует о том, что родители многих из этих подростков не могли контролировать их поведение или устранились от воспитания своих детей. В результате несовершеннолетние оказались изолированными от двух основных институтов социализации – семьи и школы. Изложенное дает основание утверждать, что несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности вследствие возрастной невменяемости, характеризуют следующие особенности:
- отставание в психическом развитии, обусловившее их социальнопсихологическую незрелость;
- выраженная социальная дезадаптация, которая проявляется в низком образовательном уровне, глубокой педагогической запущенности, изоляции от основных институтов социализации;
- значительная вовлеченность в девиантное поведение;
- формирование в половине случаев устойчивых криминальных установок;
- отсутствие контроля со стороны родителей, низкий воспитательный потенциал родительской семьи и неблагоприятное микросоциальное окружение;
- вовлеченность в злоупотребление спиртными напитками и токсическими веществами.
Важным шагом в решении проблем в части, касающейся несовершеннолетней и молодежной преступности, явилось принятие Концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан от 28 августа 1999 г. В преамбуле концепции говорится, что она опирается на основополагающие идеи и принципы Всеобщей декларации прав человека Резолюции 50/8/ Генеральной Ассамблеи ООН, «Всемирной программы действий по развитию молодежи до 2000 года, Концепции о правах ребенка, Конституции Республики Казахстан, Послания Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030»: процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».
Ювенальная юстиция формировалась вокруг осознания эффектов программирующего влияния социальной среды. Основатели ювенальной юстиции поняли, что объективно имеют дело со своеобразными ситуациями, обусловливающими дефекты в социализации молодых людей. Их криминальное заражение и тем самым программирующими их будущее [4].
Актуальным представляется решение задачи создания и теоретической разработки единой науки ювенологии, самостоятельными ветвями которой правоверно признать и выделить:
а) ювенальную педагогику,
б) ювенальную психологию,
в) ювенальную юриспруденцию.
Реализация проведенных предложений представила бы возможности к проведению широкомасштабной, научно обоснованной ювенальной политики в нашей стране.
Литература
- Бабаев М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних. – М., 1968. – С
- Уголовный кодекс Республики Казахстан. – Алматы,
- Цымбал Е.И. Меры, альтернативные уголовному наказанию несовершеннолетних. Предупреждение преступности. – №1. – 2004.
- Мировая ювенальная юстиция в книге движение за ювенальную юстицию в современной России. – М., 2003. – С.