В статье представлен краткий обзор причин и условий, побудивших Комиссию ООН по предуп реждению преступности и уголовному правосудию: рассмотреть в 2012 году проблемы обновления действующих международных стандартов обращения с заключенными; просить создать Межпра вительственную группу экспертов открытого состава по данному вопросу. В работе освещаются вопросы, связанные с поручением Секретариата ООН государствам представить информацию о позитивной пенитенциарной практике и предложения по формированию новых стандартов. Цель статьи заключается в том, чтобы обратить внимание казахстанских ученых и специалистовпракти ков на начавшийся в 2011 году международный процесс по пересмотру Минимальных стандартных правил ООН обращения с заключенными 1955 г., в котором, к сожалению, официальные предста вители Казахстана пока не участвуют. Актуальность темы работы может состоять в освещении воп росов, характеризующих изменения и новые тенденции в области применения тюремного заклю чения в мире. В предварительных выводах автора отмечается, что основные причины постановки вопроса о пересмотре действующих Правил ООН состоят в необходимости отражения последних изменений в исправительной методологии и наилучших видах пенитенциарной практики.
Генеральная Ассамблея ООН, подытожив работу Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в пункте 10 своей резолюции 65/230 от 21 декабря 2010 г., просила Комиссию по предупреждению преступности и уголовному правосудию учредить Межправительственную группу экспертов открытого состава. Основной целью ее создания была необходимость учета последних научных достижений и наилучших видов практики в сфере работы уголовно-исправительных учреждений для вынесения рекомендаций Комиссии относительно возможных последующих действий; для обмена информацией о национальном законодательстве и действующем международном праве. Кроме того, в ее задачи входила разработка рекомендаций о пересмотре действующих Минимальных стандартных правил ООН обращения с заключенными [1].
В 2011 г. был проведен ряд консультаций с международными экспертами, с тем, чтобы Секретариат мог получить дополнительные материалы для подготовки справочной записки, цель которой заключается в оказании помощи Совещанию впроведении обсуждений и в подготовке рекомендаций о возможных последующих действиях для двадцать первой сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию в 2012 г.
23-27 апреля 2012 г. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию на Двадцать первой сессии в Вене рассмотрела документ «Использование и применение стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия». Для подготовки базы для обсуждений на совещании Межправительственной группы экспертов открытого состава Секретариат ООН просил государства-члены представить информацию о наилучших видах практики, а также о национальном законодательстве и действующем международном праве и о пересмотре действующих Минимальных стандартных правил ООН, касающихся обращения с заключенными (Правил). При содействии консультанта, профессора Э. Койла, из Международного центра пенитенциарных исследований (Университет Эссекса, Великобритания) [2], Секретариат ООН также подготовил документ под названием «Замечания и комментарии относительно Минимальных стандартных правил ООН, касающихся обращения с заключенными». В нем указаны признанные на международном уровне достижения в передовой практике применения каждого из правил и приведены ссылки наболее недавние международные документы [3].
Несмотря на то, что официальные представители Казахстана не участвовали в работе прошедшего в 2010 г. Конгресса и, видимо, не планируют участвовать в международном процессе по пересмотру Правил начавшегося с 2011 г., данный вопрос представляет интерес с точки зрения казахстанской науки уголовного и международного права. Большинство ученых-специалистов, характеризуя изменения и новые тенденции в области применения тюремного заключения с 1955 года, отмечают, что за последние шестьдесят лет характер и применение тюремного заключения во многих отношениях претерпели радикальные изменения во многих странах. Так, значительно выросло общее число заключенных, что отчасти отражает экспонентный рост населения в мире, а также более репрессивную уголовную политику во многих странах. По оценкам, в настоящее время в мире насчитывается свыше 10 миллионов заключенных, и их число растет на всех пяти континентах [4]. Этот рост имел несколько последствий. Во многих правовых системах вместимость тюрем отставала от роста числа заключенных. Это привело к серьезной проблеме переполненности тюрем с соответствующим ухудшением условий содержания для многих заключенных, в том числе к неадекватным размерам камерных помещений, ненадлежащему медицинскому обслуживаниюи ограниченным возможностям в области учебы, профессиональной подготовки и работы. Во многих странах существуют тюрьмы, которые были созданы столетия назад и которые не поддерживались в нормальном состоянии [3]. В течение этого периода значительные изменения происходили также в структуре контингента заключенных. Во многих странах наблюдался непропорциональный рост числа молодых и несовершеннолетних заключенных, а также женщин-заключенных. В то же время большинство заключенных – это по-прежнему взрослые лица мужского пола, что продолжает оказывать влияние на то, как строятся и управляются тюрьмы.
Как отмечается в специальных исследованиях, в 1955 г. Правила принимались с расчетом на совершеннолетних заключенных мужского пола без уделения должного внимания иным потребностям молодежи, женщин и представителей других уязвимых групп, содержащихся в тюрьмах. Проблема состояния здоровья заключенных, которое никогда не могло быть охарактеризовано как хорошее, за прошедшие 60 лет обострилась, что проявилось в увеличении в тюрьмах числа заключенных, страдающих инфекционными заболеваниями, зависимостью от наркотиков или других веществ или психическими расстройствами. Кроме того, в результате активизации международных перемещений и глобального передвижения людей возросла доля заключенных, не являющихся гражданами той страны, в которой они содержатся в тюрьмах. В некоторых странах к этой категории относится свыше половины всех заключенных. В результате задержек в судопроизводстве, включая трудности получения доступа к юридической помощи, увеличилась доля заключенных, ожидающих суда. В некоторых правовых системах эта доля составляет от 70 до 80 процентов [5].
Отмечается также о том, что растет доля заключенных, отбывающих длительные сроки тюремного заключения, включая пожизненный. В результате этого типичный возраст заключенных во многих правовых системах увеличивается, и в некоторых случаях заключенным в преддверии кончины требуются соответствующие медицинские услуги, услуги медсестер и услуги хосписа. Во многих странах серьезные изменения происходили также в системе управления тюрьмами. В порядке примера можно отметить, что в ряде правовых систем наблюдалось существенное увеличение числа заключенных, содержащихся в условиях обеспечения повышенной безопасности, зачастую либо в полной изоляции, либо при наличии минимальных прямых контактов слюбыми другими лицами. Оправданием такого порядка содержания служат: угроза от них в случае побега; опасность для других заключенных или тюремного персонала; их влияние на других заключенных; тяжесть совершенных ими преступлений. Наконец, в большинстве стран общие меры безопасности стали более совершенными с точки зрения физических и электронных средств обеспечения безопасности и физических или иных средств контроля за передвижением отдельных заключенных [5].
По состоянию на 9 февраля 2012 г. Секретариат получил 33 ответа на вербальную ноту от 8 марта 2011 г. последующее напоминание с запросом информации по вопросам, затронутым в пункте 10 постановляющей части резолюции 65/230 Генеральной Ассамблеи. О своем соответствующем национальном законодательстве и наилучших видах практики обращения с заключенными сообщили следующие страны: Австрия, Аргентина, Бахрейн, Бельгия, Бразилия, Гватемала, Германия, Дания, Египет, Израиль, Иордания, Италия, Канада, Китай, Ливан, Маврикий, Мексика, Новая Зеландия, ОАЭ, Румыния, Сальвадор, Великобритания, США, Таиланд, Украина, Филиппины, Финляндия, Чили, Швейцария, Эквадор, Эстония, ЮАР и Япония [6].
В рамках рассматриваемой темы необходимо сказать о следующем важном международном мероприятии. Так, в период с 3 по 5 августа 2011 г. (в Санто-Доминго, Доминиканская Республика) былопроведено Совещание группы экспертов высокого уровня по вопросам Правил в качестве первого шага по подготовке к Совещанию межправительственной группы экспертов. Цель этого совещания группы экспертов высокого уровня, в котором участвовали эксперты из 15 стран Латинской Америки и Карибского бассейна; а также наблюдатели: от Международного уголовного и пенитенциарного фонда; Ассоциации руководителей исправительных и пенитенциарных служб стран Карибского бассейна; Организации американских государств; Латиноамериканского института по предупреждению преступности иобращению с правонарушителями; Управления Верховного комиссара по правам человека, заключалась в выявлении успешных видов практики применения Правил в регионе и изучении областей, в которых Правила, возможно, нуждаются в обновлении или дополнении. Основное внимание было уделено необходимости найти пути обеспечения полного выполнения действующих Правил в регионе. Было подчеркнуто, что не следует предпринимать никаких шагов, способных нарушить целостность Правил, которые, как это считается и признается во всем мире, нисколько не устарели и сохраняют свою актуальность. В то же время эксперты пришли к выводу, что признание новых тенденций и применяемых в настоящее время наилучших видов практики было бы полезным. Было высказано мнение о том, что это можно было бы сделать при помощи использования региональных документов, таких, как Принципы и практика защиты лиц, лишенных свободы, на американском континенте [6].
В качестве параллельного мероприятия в рамках совещания, организованного ВОЗ по вопросу медицинского обслуживания в тюрьмах (Абано-Терме, Италия, 4-5 октября 2011 г.),
3 октября 2011 г. были проведены технические консультации с участием 15 экспертов для представления замечаний по правилам, касающимся медицинского обслуживания. В частности, изучались проблемы выполнения пунктов 22-26, 32, 52 и 82 Правил. Сформулированные экспертами замечания были направлены Секретариату допроведения совещания группы экспертов, которое проходило в Вене 6-7 октября 2011 г. в качестве дальнейшего этапа подготовки к Совещанию и в котором участвовали
18 экспертов из различных стран и неправительственных организаций. Участники совещания группы экспертов дали ясно понять, что Правила по-прежнему весьма актуальны и что они являются основным ориентиром с точки зрения оценки соблюдения минимальных стандартов в тюремных условиях. Ряд экспертов настоятельно призвали не предпринимать никаких действий, которые могли бы подорвать целостность действующих Правил и их международный статус. Они подчеркнули, что действующие Правила утратят свой статус и легитимность, если они будут открыты для обсуждения, в то время как согласование более современных правил, возможно, потребует много времени, в результате чего международное сообщество может надолго остаться без высоких этических стандартов обращения с заключенными. Признав тот факт, что Правила нуждаются в толковании в контексте развития международного права и национального законодательства, касающегося тюремного заключения, и понимания того, что представляет собой эффективная практика в области управления тюрьмами, они высказали мнение о возможности разработки пояснительных комментариев [3].
В то же время другие эксперты высказали мнение о том, что Правила в 1955 г. были предназначены лишь для того, чтобы «на основе общепризнанных достижений современной мысли и с учетом основных элементов наиболее удовлетворительных в настоящее время систем изложить то, что обычно считается правильным с принципиальной и практической точек зрения в области обращения с заключенными и управления заведениями». В настоящее же время Правила должны быть в идеале пересмотрены в свете многочисленных изменений в области прав человека и пенитенциарной науки за 60 лет. Они также отметили,что формулировки Правил устарели и что некоторые положения недостаточныили более неприемлемы. Среди тех экспертов, которые выступили за пересмотр Правил, некоторые предпочли их полный пересмотр, хотя большинство из них признали трудности достижения консенсуса в отношении абсолютно нового свода Правил. В порядке компромиссного варианта ряд экспертов предложили «целевой» пересмотр Правил с уделением основного внимания внесению самых насущных необходимых поправок [3].
Таким образом, основные причины постановки вопроса о пересмотре действующих Минимальных стандартных правил ООН обращения с заключенными состоят в необходимости отражения последних изменений в исправительной методологии и наилучших видах практики. Эксперты должны представить Комиссии по предупреждению преступности рекомендации, включая возможную рекомендацию о включении дальнейшего обсуждения вопроса о пересмотре Правил в качестве дополнительного пункта в повестку дня тринадцатого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который состоится в 2015 году.
Литература
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. и одобрены ЭКОСОС ООН в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 года / <http://www.un.org/ru/documents/decl/>
- The International Centre for Prison Studies /The Board of Trustees / Professor Andrew Coyl / http://www.prisonstudies.org/ board-trustees/>
- Совещание Межправительственной группы экспертов открытого состава по Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся обращения с заключенными. Справочная записка (Вена, 31 января – 2 февраля 2012 года) /
- <https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/AGMs/Paper_for_the_IEGM-Russian_version.pdf/>
- World Prison Population List (ninth edition), Roy Walmsley, International Centre for Prison Studies, May 2011 / <http:// www.idcr.org.uk/wp-content/uploads/2010/09/WPPL-9-22.pdf/>
- Човган В. Современные тенденции развития минимальных стандартных правил обращения с заключенными /<http:// ukrprison.org.ua/expert/1334027883/>
- Принципы и практика защиты лиц, лишенных свободы, на американском континенте. Утверждены Межамериканской комиссией по правам человека в ходе 131-го очередного сессионного периода, 3-14 марта 2008 года / <https:// cms.unov.org/>