В работе раскрываются отношения Казахстана и Турции в различных аспектах: культурном, историческом, политическом, торгово-экономическом. Основной упор сделан на изучения торговых отношений между Казахстаном и Турцией. Раскрываются проблемы встреч глав двух государств и решаемые ими проблемы. Затронуты геополитические проблемы стран в рамках сотрудничества. Растущая геополитическая напряженность вокруг Турции оказывает влияние нанашу страну. В данной статье мы выяснили, что для Турции Казахстан является стратегическим партнером. Захвачен кризис отношений между Россией и Турцией, Казахстан приветствует улучшение отношений между Россией и Турцией.
Всем известно, что история, культура и язык народов Казахстана и Турции основаны на общих корнях. Турция и Казахстан связаны между собой общими ценностями. Именно поэтому Казахстан придавал большое значение внешним связям с Турцией в постсоветский период. В этом смысле отношения с Казахстаном всегда занимали особое место во внешней политике Турции. Турция, являясь первой страной, признавшей независимость Казахстана, высоко оценивает изменения, которых достиг Казахстан за короткий период времени, прошедший после обретения независимости, а также укрепление позиций Казахстана на международной арене. После обретения независимости между Казахстаном и Турцией были подписаны многочисленные соглашения, протоколы, определившие основы наших отношений и сотрудничества в различных сферах [1].
Процесс установления дипломатических отношений охватил промежуток времени с 1992 по 1999 гг. Одним из первых государств, официально оформивших взаимоотношения с Казахстаном в марте 1992 г., была Турецкая Республика. Последовавшие вслед за этим официальные визиты и встречи Президента Тургута Озала в Казахстан в 1993 г. и Президента Н.Назарбаева в Турецкую Республику в 1994 году расширили и усилили рамки экономических, политических, этнокультурных отношений. Подписание Анкарой и Астаной пакета важных межгосударственных соглашений и договоров дало возможность для последовательного развития как дипломатических контактов, так и торгово-экономических отношений, в том числе в рамках саммитов тюрко-язычных государств. Н.Назарбаев в одной из бесед с Тургутом Озалом сказал, что Казахстан навсегда распрощался со стереотипом «старшего брата». Это заявление было правильно воспринято в Анкаре. Турция же показывала, что ее предпочтения связаны с США и Европой.
Ещё в 1991 году была создана Ассамблея тюркских народов, которая официально провозгласила своей целью воссоздание, разработку и пропаганду «тюркского пути» общественного развития. Первоначально главным объектом пропагандистской деятельности Ассамблеи стали постсоветские республики Средней Азии – Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. В Казахстане были открыты учебные заведения с углубленным изучением турецкого языка, культуры и истории Турции [2].
Казахстанская молодежь, которая получает образование в турецких университетах в Турции и Казахстане, казахско-турецких школах, а также турецкая молодежь, которая обучается в Казахстане, в первую очередь, в казахстанско-турецком Университете им. Х.А. Яссауи, создают основу для обеспечения нашего общего будущего. По программам обмена многие казахские студенты отправились на учебу в Турцию. Это, действительно, способствовало укреплению казахско-турецких отношений в области образования и культуры на постсоветском пространстве. Дальнейшее углубление отношений было ознаменовано открытием новых учебных заведений в Казахстане. В г. Туркестане открыт Казахско-Турецкий университет, в Алматы университет им. Сулеймана Демиреля. В разных областях работает более 20 казахско-турецких лицеев. В Турции учатся казахские студенты, а в Казахстане – студенты из Турции [3].
Турция является значимым партнером Казахстана и в области торгово-экономических отношений.
Между двумя странами заключен целый ряд экономических договоров и соглашений. В Турцию экспортировались катодная медь, катоды, прокат цинка и черных металлов, удобрения, кожа и шерсть. Импортировались товары народного потребления, продукты питания, лекарственные средства, автомобили и автобусы, машины и оборудование, автоматические телефонные станции, моющие средства [2]. Турецкими фирмами был осуществлен большой вклад в строительство 1 млрд. 800 тыс. долларов, построили гостиницу «Анкара», Петропавловский завод макаронных изделий, здание «Алембанка» и другие объекты.
Турецкий «Эксимбанк» кредитует строительство ряда заводов: Алматинского завода электробытовых приборов, завода сантехизделий в Талдыкоргане, завода кабельной продукции в Семипалатинске. Расширяется деятельность турецких бизнесменов. Двести турецких фирм принимают участие в осуществлении 40 проектов общей стоимостью 2 млрд. долларов. Среди них наиболее значительны проекты по развитию топливно-энергетической отрасли и черной металлургии. Успешно развивается сотрудничество в области пищевой и легкой промышленности. В целях увеличения производства товаров народного потребления работают 14 совместных предприятий по обработке кожи и ее отходов [4].
Вклад малого и среднего бизнеса Турции в экономику Казахстана, по данным с мая 1997 г., составил 300 млн. долларов. Это производство аккумуляторов, мучных, молочных продуктов, сладостей, изделий из пластмассы, ковров, мебели и т.д. Свыше 200 млн. долларов было инвестировано в совместное производство «Казахско-турецкая нефть», 400 млн. долларов – в развитие малого и среднего бизнеса в республике.
Казахстанско-турецкие отношения в постсоветский период сложились и в банковской системе. В данном выступлении необходимо обратить внимание на то, как крупнейшие турецкие банки “Зираст” и “Эмлак” вместе с казахстанскими партнерами открыли совместные банки, которые усиленно работают на финансовом рынке Казахстана (1991-2006 гг.). Их основная задача была обслуживание государственных и частных проектов, не гарантированных со стороны государства [5].
В основе укрепления казахско-турецких отношений лежит идея тюркского единства и тюркской идентичности. Еще в октябре 2009 г. Нурсултан Назарбаев выступил с предложением о создании Совета сотрудничества тюркских государств (Тюркский совет). Целью этого объединения, по мнению Назарбаева, должно было стать единство тюркоязычных государств.
Несомненно, что год от года крепнут связи Казахстана с Турцией. Об этом свидетельствует встреча Президента РК Н.А. Назарбаева в Астане с Президентом Турецкой Республики Абдуллой Гюлем в мае 2010 г. Во время переговоров стороны особо акцентировали внимание на развитии в будущем других сфер во взаимоотношении двух государств, помимо уже сложившихся экономических, культурных, политических и других связей, а именно, в области энергетики, транспортировки энергоресурсов, сельского хозяйства, строительства, здравоохранения, туризма и спорта. Вместе с тем во Дворце Мира и Согласия во время Международного евразийского конгресса “Тюркская цивилизация: продолжение эпох” было объявлено об открытии тюркского духовного центра – Тюркской академии. В этой торжественной церемонии присутствовали Президенты Казахстана и Турции – Н.А. Назарбаев и А.Гюль [6].
Для улучшения интеграционных процессов в тюркской среде было предложено создать Центр изучения тюркского мира, Тюркскую академию, Центр тюркской истории и культуры, Центр изучения тюркского языка, Тюркскую библиотеку, Тюркский музей. В сентябре 2010 г. в Стамбуле состоялся саммит глав тюркоязычных государств. На нем предложения Нурсултана Назарбаева получили дальнейшее развитие и были реализованы на практике. Был создан Совет сотрудничества тюркских государств, Совет глав государств, Совет министров иностранных дел, Совет старейшин и Комитет старших должностных лиц. Также был сформирован Тюркский деловой совет, руководство которого было решено разместить в Стамбуле – то есть, на территории Турции, что опять же свидетельствовало о важной роли турецкого государства в интеграционных процессах тюркоязычного мира.
Развитие интеграционных процессов в тюркоязычном мире свидетельствует, по мнению ряда экспертов, о том, что Турция реализует на постсоветском пространстве собственный геополитический проект, направленный на формирование под эгидой Анкары альтернативного пророссийскому Евразийскому экономическому союзу сообщества государств. Включение в этот проект Казахстана ставит Россию в весьма двусмысленное положение, особенно в свете последнего конфликта с Турцией. Чью сторону примет Казахстан в случае дальнейшего обострения отношений с Турцией? Пока Нурсултан Назарбаев призывает Россию и Турцию помириться и нормализовать свои отношения. «Как бы трудно ни было, я считаю, надо совместно создать эту комиссию, быстро его закончить, определить виновных, наказать и признать ошибки, восстановить отношения. Я к этому призываю наших друзей и в России, и в Турции», – заявил Нурсултан Назарбаев в своем выступлении [6]. При этом президент Казахстана сказал, что российский самолет выполнял задачи по бомбардировке позиций террористов и не угрожал национальной безопасности Турции. Разумеется, что казахское руководство не может приветствовать политику Турции по поддержке радикальных фундаменталистов в Сирии. И причина этому – не столько союзнические отношения с Россией, сколько опасения относительно степени распространения радикального ислама в Центральной Азии, и в самом Казахстане в частности. Что касается Казахстана, то политический режим в нашей стране является самым стабильным и демократическим во всей Центральной Азии, но в случае дестабилизации обстановки в Узбекистане, Кыргызстане или Туркменистане страна столкнется с целым рядом проблем – от потока беженцев до необходимости вести боевые действия на южных границах и проводить антитеррористические операции на собственной территории [7].
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в рамках официального визита в Турцию провел встречу с президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом 5 августа 2016 года.
В ходе переговоров в узком кругу главы государств обсудили текущее состояние двустороннего взаимодействия, а также перспективы укрепления казахстанско-турецкого стратегического партнерства по ряду приоритетных направлений [7].
Таким образом, отношения между странами, новое измерение которым было задано Договором о стратегическом партнерстве, подписанным во время визита Его Превосходительства Президента Нурсултана Назарбаева в Турцию в 2009 году, получили прекрасный курс для дальнейшего развития во всех сферах. Осуществленные в последнее время многочисленные взаимные визиты на высоком уровне проложили путь для еще большего углубления и расширения наших отношений. Отношения между Турцией и Казахстаном развиваются не только в двустороннем плане, но и на региональном и международном уровне. Необходимо отметить, что Турция и Казахстан имеют схожие подходы по широкому спектру международных и региональных проблем. Обе страны прилагают огромные усилия и осуществляют сотрудничество для установления мира и стабильности на всем пространстве Евразии. По конкретным итогам данных усилий стал Совет сотрудничества тюркоязычных государств, инициатором идеи создания которого является Президент Казахстана. Совет был образован во время Саммита, проведенного 15-16 сентября 2010 года в г.Стамбул. Первый саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств был успешно проведен 21 октября 2011 года в г.Алматы.
С другой стороны, в 2010 году Турция приняла от Казахстана председательство в СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии) организации, которая была создана по инициативе Н. Назарбаева. Кроме того, Турция и Казахстан демонстрируют активное сотрудничество в рамках таких организаций, как Организация Объединенных Наций, Организация Исламского сотрудничества, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организация экономического сотрудничества.
В отношении Турции Казахстан является одним из наиболее значимых тюркских государств. Казахстану уделяется особое внимание во всех официальных документах – предвыборных программах правящей Партии справедливости и развития, документах МИД, заявлениях лидеров страны. У курса на сближение с Астаной есть существенные экономические и политические причины.
Для Казахстана Турция была скорее конкурентом в центрально-азиатском регионе, в котором Астана сама претендовала на лидерство. Из-за низкой активности Москвы в отношении среднеазиатских государств и деятельной позиции Турции Казахстан медленно, но верно стал вовлекаться во все формы контактов с Анкарой. На его территории стали возникать турецкие фонды, школы, мечети и экономические пирамиды религиозного типа.
Благодаря усилиям президента Нурсултана Назарбаева в Казахстане удается сохранять баланс между «русским» севером страны и ее «казахским» югом. Во внешней политике Астана удерживает курс на экономическую интеграцию с Россией, с которой ее связывает общая производственная и хозяйственная система, созданная в СССР. Другим крупным полюсом тяготения для Казахстана является Китай, асимметрия отношений с которым пугает Астану. Поэтому Казахстан акцентирует наличие третьей альтернативы тюркского единства и интересов Анкары.
Со своей стороны, Турция предложила свою версию интеграционной инициативы Тюркский Совет (объединяет Турцию, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан). Казахстанское руководство декларирует интерес в сочетании всех интеграционных проектов, мостом к которому станет Астана [8].
Это особенно актуально в контексте усиливающейся внутриполитической борьбы в Турции. Правящая “Партия справедливости и развития” (ПСР) была образована политическими группами, которые способствовали отстранению от власти военных. По мнению активистов ПСР, военные мешали демократическому развитию страны и ее продвижению на пути вступления в ЕС. Однако в правящей элите наметился раскол, последствиями которого может стать активизация тюркской идеи. В предвыборной декларации ПСР говорится: «Первостепенная задача нашей внешней политики – реализовать историческую ответственность Турции и покровительствовать тюркским родственным государствам и обществам». Сообществами турки часто называют этнические группы, компактно проживающие в той или иной стране, в том числе в России (башкиры, татары и др.) [9].
Среди парламентских партий Турции “Партия справедливости и развития” является наиболее лояльной силой Казахстана. Вторая по численности – Народно-республиканская партия – остается прозападной, а третья (Партия национального движения) придерживается националистических взглядов и выступает с радикальных позиций в отношении интеграции тюрок без учета интересов России.
В 2013 году Казахстан выступил с инициативой о приглашении Турции к участию в Таможенном союзе. У этого шага серьезные экономические основания. Ежегодный объем торговли между Турцией и Казахстаном составляет 4,5 млрд. долл., между Турцией и Россией 34 млрд. Анкара планирует к 2020 году увеличить торговлю с Казахстаном до 10 млрд. и до 100 млрд. с Россией. Структура торговли России и Казахстана с Турцией схожи в экспорте преобладают энергоносители и минеральные ресурсы, в импорте товары легкой и химической промышленности. Россия является вторым торговым партнером Турции после Германии и первым по импорту. Основные товаропотоки из Турции в Казахстан идут по территории России. В совокупности это делает вектор на углубление сотрудничества между Казахстаном, Россией и Турцией привлекательным для сторон.
У Астаны есть и серьезный политический мотив для приглашения Анкары в Таможенный союз. Казахстан стремится избежать зависимости от Китая, которая грозит поглощением. Поэтому Казахстан выступает инициатором и стремится к усилению Евразийского интеграционного формата. Одновременно Астана стремится к укреплению своей роли в будущем Евразийском экономическом союзе, лоббируя участие в нем других сильных игроков. Наконец, Астана подчеркивает свою дистанцию от России, усиливая тюркский компонент государственной идентичности. Так в 2014 году президент Назарбаев высказался за переименование страны в "Казак елі" (казахское отечество) [10].
Экономическое сотрудничество с Турцией тем важнее для Казахстана, что в стране возникают угрозы экономической и социальной стабильности. Противоречия Юга и Севера страны, разное отношение к событиям на Украине и в связи с Крымом, ухудшающиеся экономические показатели привели к смене кабинета министров. Экс-премьер Карим Масимов ранее уже занимал этот пост. Он имеет опыт сотрудничества с российскими, турецкими и китайскими партнерами и намерен сосредоточиться на привлечении инвестиций и углублении экономического сотрудничества.
- Кыдырбекулы Д. Казахстан в системе региональной интеграции. // Мысль. №8. С. 26-27.
- Bal The Turkish model and the Turkic republic // Journal of International Affairs. September-November 1998. Volume III–Number 3.
- Sayary Turkish foreign policy in the post-cold war era. Journal of International Affairs. 2000. Vol.54. Issue 1 - P. 169.
- Yanik K. The politics of international exchange: Turkish education in Eurasia // Europe-Asia Studies. 2004. Vol.56.No.2. P.293 – 307.
- Pultar , Kırtunç.A.L. Cultural Studies in Turkey: Education and Practice // Источникинформации: Routledge. Taylor & Francis Group. P. 141.
- Somuncuoğlu Anar. Geçiş Döneminde Kazakistan Ekonomisi // Türkiye Uluslararası ilişkiler ve Stratejik Analizler Merkezi, 2003, 5 Режим доступа: /tr/yazilar.aspkat=10&yazi=226.
- Kara Orta Asya Birliği Yolunda İlk Adımlar // Türkiye Uluslararası ilişkiler ve Stratejik Analizler Merkezi 2005 1 Mart. – Режим доступа: /tr/yazilar.asp?kat=25&yazi=163.
- Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией К. К. Токаева.
- Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет – 2015 г., 450 с. 9 Шевяков А. Турция и страны СНГ // Азии и Африка сегодня. 2004. №5. C.18.
- Кунаков В. В. Турция: проблемы экономической интеграции. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Москва: Дипломатическая академия МИД России, кафедра международных экономических отношений Института стран Азии и Африки при Московском Государственном Университете имени М.В. Ломоносова, 2015. – С. 21