О происхождении хазар

В статье, авторы, на основе фактического материала освещает проблему происхождения хазар. Как известно, Хазарский Каганат – одно из крупнейших раннесредневековых политических объединений Восточной Европы. Государство существовало с VII по X века, и в течении длительного времени играло доминирующую роль в регионе. В период своего могущества Хазария соперничала с Арабским Халифатом, который в VII-IX веках был сильнейшим государством Западной Евразии. Между Хазарами и арабами почти два века длилась борьба за Закавказье, в то же время каганат господствовал на обширной территории Восточной Европы, где многие народы в разное время были зависимы от хазар. Работы по Хазарии, опубликованные в 30-х годах двадцатого века почти все написаны археологами. Автором подробно описаны исторические сведения, дошедшие до наших дней о Хазарском Каганате, а также, что Хазары действительно впервые упоминаются как народ, обитающий в «гуннских пределах» к северу от Каспийских ворот. Само имя хазары большинством исследователей соотносится с традиционными тюркскими этнонимами типа казах, обозначающими кочевника. Арабский автор середины X в. ал-Масуди передает об именах хазар сведения, которые, возможно, проливают свет на их этногенез: по-тюркски их именуют сабир (савиры), поперсидски – хазаран, по-арабски – ал-хазар. В определенный этнический контекст их помещает сирийский автор середины VI в. Захария Ритор: сначала автор-христианин перечисляет пять христианских народов Кавказа, к которым, как уже говорилось, относит и гуннов, затем следует описание варваров-кочевников. Приводятся примеры и исторические источники, повествующие о происхождении данного народа. В статье проводится анализ возникновения и происхождения хазар, для этого используются исторические источники, освещающие вышеуказанную проблему. 

Опираясь на наши исследования, хочется привести пример географического трактата, приписываемый Моисею Хоренскому, который среди 53 народов, живущих в Сарматии, перечисляет хазар  и басликов (они же – барсилы). Он сообщает, что барсилы живут в дельте Волги на острове, где они укрываются «от сильных народов Хазар и Бушхов, приходящих на зимние пастбища и располагающихся на востоке и на западе реки». Не вполне понятно, почему барсилы были так пугливы, что «укрывались» от хазар, – далее автор сообщает, что из этого племени происходила сама хазарская царица. Он пишет: «Царь севера называется хаган. Он владыка Хазар. Царица же, жена хагана, происходит из народа Басилов». Хочется отметить исследования М.И. Артамонова, который тоже выразил обоснованные сомнения по поводу запуганных хазарами барсил – он считает, что эти два народа жили в тесном союзе друг с другом, кочуя вдоль Каспия, от Кавказа до Волги. Существует мнение, что барсилами называли алан, которые в VII веке действительно жили в Центральном Предкавказье. О том, как хазары появились в стране барсил, существует легенда, записанная в XII веке Михаилом Сирийским. В царствование императора Маврикия из Внутренней (то есть северной) Скифии вышли три брата, ведя за собой 30000 скифов. Они дошли до реки Танаиса (Дон), после чего один из братьев, по имени Булгар, перешел ее и направился к Дунаю. Здесь он заключил союз с византийским императором и получил от него Верхнюю и Нижнюю Мезию и Дакию (земли на территории современной Болгарии и Румынии). Что же касается двух других братьев, одного из которых звали Хазарик (Хазариг), они дошли до страны алан Берсилии, расположенной на Каспии. Автор говорит о стоявших здесь городах, называвшихся «вратами Тигауе», с не вполне понятным именем – некоторые историки считают, что имелся в виду Дербент. Жителей этой страны звали пугары, и они были христианами. А завоевавший их народ по имени одного из братьев стал называться хазарами [1]. В том, что касается «скифа» Булгара, сообщению Михаила полностью доверять нельзя, поскольку болгары пришли на Балканы по крайней мере на полтора века позже царствования Маврикия. Но по поводу хазар сириец, возможно, несколько более точен, хотя хазары, напротив, появились в Прикаспии раньше, чем он пишет.   Во  всяком   случае,  стоит  отметить   упомянутую   Михаилом   Берсилию,   другие   авторы тоже помещают на территории современного Дагестана. Кстати, население Дагестана в те времена, когда там появились хазары, действительно частично исповедовало христианство. Согласно церковному преданию, уже в I веке в окрестностях Дербента проповедовал Егише (Елисей), ученик «апостола от семидесяти» Фаддея – одного из семидесяти учеников Христа, посланных им нести слово Божие «во всякий город и место, куда Сам хотел идти». В начале IV века христианство стало государственной религией Кавказской Албании, в которую входила и часть современного Дагестана. Тогда же начинается приток миссионеров к кочевникам Прикаспия. А во второй половине V века албанский царь Ваче II сделал Дербент христианским оплотом Кавказской Албании в борьбе с зороастризмом. Хазары, которые во все времена отличались высокой веротерпимостью, не препятствовали распространению христианства на землях Берсилии [8].

Отсюда, из Берсилии, хазары и начали свое победоносное шествие по степям Юго-Восточной Европы. По поводу того, что они обитали здесь по крайней мере начиная с VI века, сомнений не существует. Гораздо более спорным является вопрос о том, как они здесь очутились. На этот счет в ученом мире существует множество самых разнообразных и взаимоисключающих теорий. Самой радикальной (и беспочвенной) из них является точка зрения Гумилева, который считает, что хазары – «потомки древнего европеоидного населения Западной Евразии» – никогда не жили в степях и не были кочевниками. С точки зрения автора книги «Древняя Русь и Великая степь», до III века н.э. они «ютились в низовьях Терека». Потом климат изменился, Волга стала более полноводной и образовала дельту, состоящую из множества рукавов. Жившие здесь кочевники-сарматы, гонимые избытком влаги и комарами, передвинулись в степь, а их место заняли хазары, которые комаров не испугались и распространились вдоль берегов Каспия вплоть до дельты. Они ловили рыбу, охотились и разводили виноград. «В то время, когда степные водораздельные пространства захватывались последовательно сарматами (III в. до н.э.), гуннами (IV в. н.э.), болгарами (V в,), аварами (VI в.), мадьярами и печенегами, хазары спокойно жили в густых прибрежных зарослях, недоступных для кочевников, с коими они всегда были врагами». Здесь их завоевали тюркюты, здесь победители жили бок о бок с побежденными, вступая в связи с местными женщинами и передавая хазарам «некоторые антропологические и физиологические черты» [2].

И сюда, на берега Каспия, бежал во время смуты в Западно-Тюркском каганате наследник рода Ашина, чтобы стать во главе нового государства – Хазарского каганата. «Царевич-беглец и его соратники, принятые хазарами гостеприимно, не слились с массой народа и не противопоставили себя ей. Они продолжали жить кочевым бытом, только зиму проводя в домах в Итиле...» Что же касается хазар, то они, согласно Гумилеву, «не рисковали выходить в степь» и «брали от природы только избыток, которым она могла смело поделиться: рыбу, виноград и плоды из садов». Отметим, что, называя хазар «потомками древнего европеоидного населения Западной Евразии», тот же Гумилев в более ранней работе утверждает, что хазары – «потомки хуннских завоевателей и сарматских женщин». За тридцать лет, конечно, можно пересмотреть свое мнение... Но поскольку ни старую, ни новую точку зрения он не обосновывает, а другие специалисты отказываются даже обсуждать эту тему, вопрос об оседлых хазарах, которые всю свою долгую историю провели «в густых прибрежных зарослях», вероятно, можно считать закрытым [1, с.56-65].

Сегодня ученые, каких бы воззрений по поводу происхождения хазар они ни придерживались, во всяком случае, считают их кочевниками, наследниками тюркоязычных народов. Есть сведения, что  хазары были одним из осколков Гуннского союза, смешавшимся с тюркютами (именно поэтому авторы настоящей книги позволили себе в первой главе так долго и, казалось бы, безосновательно говорить о гуннах), хотя за долгие века скитаний по Евразии первоначальные хунну, прежде чем превратиться в  хазар, претерпели изрядные изменения и в облике, и в языке, и в культуре. Византийские и арабские писатели почти единогласно причисляли хазар к тюркам (напомним, что к тюркам в широком смысле относят и гуннские тюркоязычные племена) [7].

Сами хазары считали себя родственниками нескольких народов, преимущественно тюркоязычных. В знаменитом письме хазарского царя Иосифа испанскому еврею Хасдаю ибн Шапруту (Шафруту) говорится: «Знай, что мы (происходим) от сынов Иафета, от сынов его сына, Тогармы. Мы нашли в родословных книгах наших предков, что у Тогармы было десять сыновей. Мы происходим от сыновей Хазара; это седьмой (из сыновей)». Не все имена сыновей Тогармы расшифрованы, но среди них можно достаточно уверенно назвать родоначальников угров, гузов, авар, барсил, оногур, болгар и савир. Язык хазар, по свидетельству арабских авторов, был похож на язык гунно-болгар. Последний почти не сохранился, но по «Именнику болгарских ханов» и нескольким найденным в Дунайской Болгарии и на Волге надписям установлено, что он был близок к современному чувашскому  и произошел  от  тюркского,  на  который  оказали  немалое  влияние  угры,  некоторое время жившие под владычеством гуннов [3]. От самого хазарского языка до наших дней уцелело очень немногое. Сегодня мы знаем, как по-хазарски назывались некоторые титулы и должности. Кроме того, известно,  как  примерно  звучали  слова  «тризна»,  «цветок»,  «собака»,  «лось»,  «доблестный», «белый», «желтый», «черный», – их сохранили тексты, написанные на других языках. Известны и некоторые суффиксы, входившие в состав хазарских слов. Всего этого достаточно для некоторого филологического анализа. Марсель Эрдаль, специально занимавшийся исследованием хазарского языка, подчеркивает, что хазары – это «тюркский народ, говорившии на тюркском языке» [1, с.151-160].

М.И. Артамонов подчеркивает тесное родство хазар с савирами (напомним, что это было угорское племя, попавшее под влияние гуннов и переселившееся с ними на запад). Не случайно Масуди называл хазар тюркскими савирами, а Балазури (арабский историк X века) именует главное савирское поселение в Азербайджане – «Хазар». Артамонов считает, что хазары и савиры составляли большое объединение родственных племен, во главе которого поочередно стоял то один, то другой народ, и соответственно всех членов этого союза могли называть то хазарами, то савирами [1, с.165-170]. В этом случае все те достаточно интересные сведения, которые оставили средневековые авторы о замечательных савирских инженерах – изобретателях осадных машин – и о воинственной савирской царице Боа, могут в равной степени относиться и к хазарам. Русский историк-востоковед А.П. Новосельцев подчеркивает роль тюркютов в образовании хазарского народа. Он предполагает, что известное еще из китайских источников тюркское племя «ко-са» (с которым связывают этноним «хазары»), входившее в состав Тюркского каганата, попав в Предкавказье во второй половине VI века, ассимилировало савир, которые жили здесь еще со времен гуннского нашествия, и местные племена иранского происхождения, среди которых были барсилы, баланджары и другие [1, с.205-215]. Кроме того, в науке издавна бытует предположение, что хазары произошли от племени акациров, обитавшего в V и VI веках н.э. в Восточной Европе. Ранневизантийский историк  Приск Панийский в конце V века писал, что акациры жили «в припонтийской Скифии», то есть в степях Северного Причерноморья. Веком позже Иордан, описав балтийские народы, сообщал: «К югу соседит с ними сильнейшее племя акациров, не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты. Далее за ними тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим» [2, с.103-117].

Таким образом, акациры оказывались живущими примерно в средней полосе Восточной Европы. Высказывалось мнение, что акациры обитали там с древних времен и что еще Геродот описал их под именем ага фирсов. Но чаще их считают гуннами, осевшими на завоеванных землях. Недаром «ак-хазир» по-тюркски означает  «белый хазар» (гунны говорили на языке той же группы).

Правда, Приск, которому принадлежит большая часть сведений об акацирах, называет их скифами, но этот автор, не балуя читателей разнообразием этнонимов, называет скифами и безусловных  гуннов.  Приск подробно рассказывает о том, как акациры, которые ко временам Аттилы были независимы от Гуннского союза (возможно, они от него откололись), создали крупное племенное объединение: «В Акацирском народе было много князей и родоначальников». Византийский император посылал им дары «для того, чтоб они, быв между собою в согласии, отказывались от союза с Аттилою». Но  «тот,  кому были поручены эти подарки, роздал их каждому князю не по достоинству», в результате чего обиженные акациры пошли на раскол и обратились к царю гуннов. Тот послал для наведения порядка «многочисленное войско» [9]. «Одни из князей Акацирских были этим войском истреблены, другие принуждены покориться», после чего Аттила поставил царем над непокорными акацирами своего сына. Но держава гуннов распалась, и племя акациров, уже и без того разобщенное, было оттеснено в степи Прикаспия, в земли барсил. Во времена господства гуннов оно было лесным или полулесным, высказывалось даже предположение, что само их название буквально означало «лесные люди». Теперь на первый план вышел тот факт, что они – кочевники, и их стали называть хазарами (от тюркского «каз» –кочевать, бродить). Оригинальную точку зрения на происхождение этнонима «хазары» высказывает  украинский  археолог А.В. Комар, исследователь раннесредневековых кочевников: он предполагает, что хазары – это вообще не этноним и что так в Тюркском каганате называли воинское подразделение, состоящее из тысячи человек[2, с. 215-225]. Кроме этих тюркютских «тысяч», которые могли состоять из людей разных национальностей, на берега Каспия в V веке переселились телесские племена. Когда-то они занимали территорию от Центральной Монголии до Северного Казахстана, получив название «уйгуры», входили в состав Тюркского каганата и вместе с ним участвовали в завоевании запада, хотя и совершали попытки отделения (не всегда удачные). Теперь некоторые из них были переселены тюркютами на северовосточные берега Каспия и стали жить рядом с воинскими «тысячами». Местные жители, не видевшие особой разницы между своими завоевателями, даже и принадлежавшими к разным народам, стали звать всех пришельцев по названию их военных подразделений – «хазарами» [10].

Перечисленные выше гипотезы в основном делают акцент на происхождении хазар из осколков Гуннского союза. Влияние собственно тюркютов на образование хазарского этноса в них если и признается, то считается не слишком значительным. А роль Иби-Шегуй-хана из династии Ашина сводится к тому, что он возглавил чуждое ему племя, придав ему вес сакральностью своего происхождения. Но существует и гипотеза, которую можно условно обозначить как «тюркютскую». По мнению М.И.Артамонова, Иби-Шегуй-хан из рода Ашина, проиграв борьбу за власть, мог бежать в Северный Прикаспий не с небольшой свитой, а с многочисленной «дружиной» тюрок-нушиби [1, с.68-88]. А.К.Аликберов указывает, что небольшому объединению гунно-савир в Прикаспии вряд ли было бы по силам сдержать натиск арабов в середине – второй половине VII века. При этом «новорожденное» хазарское государство одновременно умудрялось вести активную экспансию в другом направлении: сокрушив Великую Болгарию потомков Куврата, подчинив Боспор и большую часть Крыма, хазары уже   к концу VII века захватили огромные пространства степей Юго-Восточной Европы. Из сообщений некоторых  средневековых  авторов  можно  сделать  вывод  о  прибытии  в  середине  VII  века  в  область «царства гуннов» в Дагестане крупной и воинственной группы тюрок. Так, у арабского историка XIII века Ибн ал-Асира сообщается о союзе, заключенном в 652/653 году между тюрками и хазарами: «Тем временем тюрки объединились с хазарами и вступили с мусульманами в кровопролитную войну...» [3]. Возможно, именно вследствие этого союза чаша весов в противостоянии хазар с арабами стала склоняться в пользу первых. М.И. Артамонов обращает внимание на то, что арабские источники, говоря о раннем этапе существования Хазарского каганата, различают хазар и тюрок. При этом хронисты не всегда понимают, кого же они, собственно, имеют в виду под хазарами. Так, Масуди то называет хазар тюрками, то отказывает им в этом. Отметим, что арабские авторы X века сообщают о двух типах внешности у  хазар. Ал-Истахри пишет: «Хазары не похожи на Турок; они черноволосы и их два класса: одни называются “Карахазары” (от тюркск. «кара» – «черный»); они смуглые, даже почти черные, подобно индийцам; другой класс – белый, видный по красоте и наружным качествами» [4].

Не известно, о ком, собственно, пишет ал-Истахри – о собственно хазарах или о жителях каганата (арабский путешественник мог не до конца разобраться в сложной этнической картине этого многонационального государства). Тем не менее, возможно, это намек на то, что среди тех, кого называли хазарами, могли существовать два достаточно разных этноса. В 1971 году на Дону впервые был раскопан один из курганов, позднее названных «курганами соколовского типа», или «с квадратными ровиками» [5]. Многие археологи считают, что они стали появляться в степи во второй половине – последней трети VII века – то есть в то самое время, когда, согласно письменным источникам, дагестанские «хазары» были усилены тюркютами, пришедшими из распадающегося Западно-Тюркского каганата. А.И. Семенов первым предположил, что курганы эти – тюркютские и что в них захоронены те, кого многие средневековые источники, повествуя о событиях начиная от середины VII века, называют хазарами. Сегодня это мнение разделяют десятки исследователей [6, с. 85-96].

Таким образом, есть веские основания думать, что под словом «хазары» разные средневековые авторы имели в виду два достаточно разных народа. Сначала так называли жителей Северного Дагестана, происходивших, вероятно, из осколков Гуннского союза. Но после того, как сюда пришла мощная волна тюркютов, ставших ведущим этносом в основанном ими каганате, слово «хазары» перешло прежде всего на них. Именно эти люди, еще не успевшие смешаться с хазарами Дагестана (а возможно, так никогда с ними и не смешавшиеся), разгромили Великую Болгарию, подчинили  Причерноморские  степи  и большую часть Крыма [11]. Конечно, какие-то процессы ассимиляции в государстве не могли не идти. Кроме того, со времен основания Хазарского каганата словом «хазары» могли называть любых его жителей (как иностранцы зовут «русскими» всех жителей России). Но прежде всего это слово теперь относилось к тем, кто определял его политику, представлял основную военную силу и непосредственно завоевывал новые территории, – а это были уже не гунно-савиры (акациры, уйгуры...), а тюрки... Впрочем, это – только одна из нескольких гипотез о происхождении хазар, но нам она представляется  наиболее справедливой.

Итак, народы, в конце концов ставшие хазарами, несмотря на все многообразие версий об их происхождении, вышли из глубин Центральной Азии в составе хунну, или тюркютов, или и тех и других. Эти люди проделали долгий путь до берегов Каспия. По пути они испытали многочисленные влияния разных народов, с которыми в какой-то мере смешались и с которыми их часто путали. Теперь,  в середине VII века, они наконец определились со своей идентификацией, получили более или менее однозначное имя и образовали свое государство – Хазарский каганат.

 

  1. Винников А.3., Плетнева С.А. На северных рубежах Хазарского каганата.– Маяцкое поселение. – Воронеж, 1998. – 455 с.
  2. Винников А.3., Синюк А.Т. Дорогами тысячелетий.– Воронеж, – 325 с.
  3. Виноградов А.Ю., Комар А.В. Строительная надпись хагана и тудуна из Горного Крыма. // Хазары: миф и история. –М. – Иерусалим, 2010.– 125
  4. Высоцкий С.А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. – Вып. – Киев, 1966. – C. 122.
  5. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. – Л., – 215 с.
  6. Из «Хазарской книги» Иехуды Галеви // Коковцов П.К. Еврейско-хазарская переписка в X веке. – Л., 1932. – C.
  7. Извлечение из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар». Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг.» // Бартольд В.В. – Сочинения. – Том VIII. – Работы по источниковедению. – М., 1973.– С. 150.
  8. История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века. – СПб., – C. 178.
  9. Прицак О. Хазаро-еврейские документы X века. Иерусалим – М., – С. 117.
  10. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. VI-VIII вв. Автореферат диссертации доктора исторических наук.– Л., С.102.
  11. Гумилев Л.Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос). – Вестник Ленинградского университета. – 1964, № 24. – C.85-96.
Год: 2014
Город: Алматы
Категория: История