Согласно летописной хронологии, данное событие относится к 988 году [1; с. 263].
Согласно «Повести временных лет», до крещения имело место «испытание вер». Предлагавшиеся ислам, иудаизм и латинство были отвергнуты.
Принятие христианства на Руси явилось результатом осознания, когда присутствие в качестве главных соседей Руси именно государств с христианским населением особенно явным: Северное Причерноморье, Византия, движение христиан по основным торговым путям, пересекавшим Русь с юга на север и с запада на восток все это уже знакомо.
Особенная роль принадлежала Болгарии. В дружинах Руси были представители разных стран и разных народов: скандинавы, немцы, сарацины, половцы, болгары и восточные славяне. Все русские князья, кем бы они ни были по крови и именам, на всем протяжении средних веком говорили и читали только на разговорном славянском языке. Язык церковной письменности, был литературным языком, принятым у болгар. И это делает несомненным громадное значение Болгарии принятии христианства. Болгария стояла на пути «из варяг в греки». Князь Владимир, перед тем как женился на Анне, принял решение креститься под влиянием самой умной из своих жен. Из всех жен Владимира единственной, которая была ему родственна по языку и могла его убедить, была болгарыня.
Владимир стремился идейно объединить славянские племена в единый союз при помощи общей для всех них религии.
С Византией в то время уже были тесные экономические отношения, она к тому близко по расположению. Владимир принимает свое решение еще и на том основании, что православная церковь, ее богослужения можно было вести на понятном для славян языке, в отличие от католического богослужения. В эпоху расцвета Византии там не умерла еще античная традиция – в ее школах изучали Гомера и других классиков древности, в философских диспутах продолжали жить Платон и Аристотель.
Русь и Византия предстоящее крещение не расценивали как чисто просто религиозный акт. Точка зрения Византии была следующей: поскольку Русь обращалась в православную веру и во главе православной церкви стоит византийский патриарх и император, следовательно, Русь становится вассалом Византии. Владимир и его окружения думают иначе. Крещение и заимствование византийской культуры и техники не лишит самостоятельности Русь. Русь должна превратиться в дружественное Византии и суверенное государство [2; сс. 219-220].
Христианизация Руси приводит к формированию нового типа государственности. Во главе государства князь – военный и законодательный предводитель, сборщик налогов и верховный судья.
Летопись о крещении Руси рассказывает, что радостью шли люди, говоря, что не приняли бы христианства князь и бояре «если бы не было это хорошим». Князь Владимир обращаясь к тем киевлянам, которые не пожелали креститься, говорил им, как пишется в Радзивилловской летописи – «противник мне будет» или даже, судя по Никоновской летописи – «не будет пощажен».
«Житие великого князя Владимира» гласит, что Владимир облагал большой данью не захотевших креститься.
Адекватно отвечали русские язычники. В Новгороде в 1066 году был удушен епископ Стефан. В Залесской Руси, в Ростове в XI-XII вв. епископы Феодор и Илларион – были изгнаны, Лаврентий – убит. На Вятке язычники убили монаха Кукшу, который «крестил Вятичей».
Население было знакомо с христианством: в городах существовали христианские общины со времени княжения Ольги. Князь Владимир выигрывал – теперь его властвование было освящено, «даровано богом». Перед купцами, кто занимался торговлей с Византией, религиозная реформа открывала новые, широкие возможности. Прежде на торговых площадях заморских стран они были «скифами» и «варварами», то сейчас в Византии и Европе они стали уважаемыми единоверцами.
Рядовые общинники особенно не страдали. Рабам христианство обещало свободу.
Теряли все языческие жрецы. Языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором волнений, восстаний или сепаратизма.
Процесс христианизации протекал постепенно и занял более 100 лет [1; сс. 243-244].
Принятие христианства на Руси приобщило к уже христианскому миру обширную и самую отдаленную часть единого пространства – Восточную Европу.
До Перехода Киевской Руси от язычества к христианству обязательным элементом языческого культа славян, были человеческие жертвоприношения.
Крещение стало основанием для формирования у населения Древней Руси духовно-культурной и национальной идентичности.
Дело Владимира завершил Ярослав Мудрый [2; с. 281].
Сливаясь воедино, в русском миропонимании язычество касалось взаимоотношений человека с природой, с традициями, а христианство взаимоотношений между людьми [1; с. 309].
Важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции после крещения Руси. Появилось гражданское законодательство и судопроизводство.
Русская средневековая культура, образование и воспитание развивались под воздействием симбиоза язычества и христианства. Язычество придавало специфические, присущие лишь русскому народу черты, в то время как христианство привнесло новшества в жизнь русичей. Церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры: письменности, архитектуры, живописи.
Православный вариант христианства допускал богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, проник и первый межславянский язык, возникший на основе одного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским, стал языком культа и религиозной литературы. На местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык, обслуживавший различные сферы жизни. Вопреки сложившимся стереотипам все же письменность на Руси имеет дохристианскую историю. Еще до принятия христианства русичи использовали греческие и латинские буквы: в фундаменте церкви Выдубецкого монастыря в Киеве обнаружены«черты и резы».
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражнения. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленные надписи-граффити на стенах Церквей многих городов [2; сс. 302-303].
Монастыри, осуществляя свое социальное служение обществу, предоставляли возможность нуждающимся трудом зарабатывать средства к существованию. Опека и нравственное исправление нищих, а не содержание на собственные средства, – это было и остается одним из основных призваний монашествующих в деле социального служения. В средние века единственным местом, где человека обеспечивали всем необходимым и давали возможность заниматься науками, были монастыри. Они играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья и цари ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета – ведь нередко тут были самые знающие соотечественники. Неудивительно, что при Ярославе возникает русское монашество, появляются русские монастыри. Описи XV-XVII веков показывают, что большинство книг монастырских библиотек носило не богослужебный, а иной характер. В центре всех христианских обрядов стоит книга, где Слово воспринималось как носитель премудрости Божьей, а книга – как источник Слова. Христианизация по византийскому обряду потребовала от древне-киевского правительства организации «книжного дела», налаживания переводов церковной литературы на русский язык. С принятием христианства началось систематическое обучение правящей элиты. Христианство к X веку имело обширную литературу. На Русь завозилось много разнообразной религиозной литературы. В монастырях собирали книги, переводили и переписывали разные сочинения, вели летописание. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг.
Русское православное христианство в процессе развития стало отличаться от христианства католического и от христианства византийского образца. С одной стороны, оно заимствовало из славянского язычества отдельные его элементы. С другой стороны, именно православие считается истинной религией сохранившей в себе богословскую традицию в первозданном виде: именно об этом говорит тот факт, что во всем мире православных называют «ортодоксами», а православная Церковь – переводится как «Ортодоксальная». Об истинности и не поврежденности православной веры говорят и такие факты: чин Литургии – главного богослужения остается без изменения с IV века. Русичи до такой степени сблизили свое христианство с язычеством, что Крещение Руси стало симбиозом двух родственных мироощущений. Православная Церковь приняла лишь те языческие традиции, которые не разрушали складывающуюся церковную иерархию. Между светской и церковной властью устанавливается тесная взаимосвязь, причем первая главенствует над второй.
Под влиянием язычества христианство становится все более «мирским», «обрядовым». Это дает возможность утверждать о появлении, в этих условиях, новой исторической категории – Русского Православия, особенностью которого явилось сочетание понятий «крест» и «совесть». Русское православие развивалось вместе с национальным сознанием и национальным духом русского человека. Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит «национальные кадры» для церкви.
Началом становления школы как социального института принято считать период с 988 года, поскольку в «Повести временных лет» указано, что по приказу Владимира собирали детей из лучших семей и посылали их в школы в книжное учение. Дабы «посеять книжное слово в сердце верных людей». При Ярославе в Новгороде в учение уже было отдано 300 человек. В княжение Ярослава создана при дворе своеобразная средневековая академия.
Церковнославянский язык русского православия был доступен широким слоям населения Древней Руси. Следовательно, Русь с самого начала вступила на путь создания собственной оригинальной литературы [3; сс. 203-205]
Христианство позволяло использовать опыт резьбы по камню, росписи стен.
На Руси ранее не практиковалось каменное строительство. Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству.
Вводится летописание. Киевская Русь начинает чеканить золотую и серебряные монеты. На Руси появляется огородничество.
Православие ставит во главу угла требование, чтобы люди хорошо относились друг к другу, что является основой в системе воспитания. На практике, в древнерусском государстве, дух христианского отношения проявлялся в институте милостыни, связанном с христианским культом. Причем милостыня была двоякого рода – по отношению к частным лицам и по отношению к общине, к которой христианин принадлежал. Складывающийся институт общины брал на себя выполнение социально значимых функций: в оказании помощи вдовам и сиротам, ее больным, слабым и неспособным к работе членам, а также учителям и должностным лицам общины. Крещение Руси оказало влияние на развитие благотворительности, которая при активном участии князей, монастырей, приходов все более превращалось в будущую систему социального служения. Появились учебные заведения, возрастало общественное внимание к проблемам сиротства. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добро деяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием [4; сс. 252-253].
Крещение Руси повлекло за собой перемены, изменилась ментальность людей, их нравственность и устройство государственной жизни. Все это подтолкнуло Русь к бурному развитию культуры, искусства. Благодаря выбору Владимира на Руси сформировалась особая система нравственных и духовных ценностей [5; с. 18].
Русь объединилась в единое целое государство, объединенное новой и передовой по тому времени культурой, религией и писаными законами.
Русь окончательно расположилась вровень со всем цивилизованным миром. Она не уступала другим странам ни в культуре, ни в политике, ремеслах, военных делах. Введение христианства, стало идеологической основой единой феодальной государственности Древней Руси.
- Рыбаков Б. Язычество древней Руси. М.: Наука,
- Прошин Г.Г. Как была крещена Русь. М.: Политиздат,
- Кузьмин А.Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М.: Молодая Гвардия,
- Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. – 1988. №6.
- Янин В.Л. День десятого века // Знание – сила. – 1983. №3.